"Маленькие герои большой войны"

Автор: Ермолина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 пгт. Тымовское
Населённый пункт: пгт. Тымовское, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Маленькие герои большой войны"
Дата публикации: 07.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: « Маленькие герои большой войны»

Ход урока:

I.Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Посмотрите, пожалуйста, на доску (Слайд 1-8, приложение №1) - Перед вами представлена была галерея портретов. Кто изображен на них? Обучающиеся отвечают, что это дети, все они с галстуками. Они пионеры. Портреты демонстрировались на фоне песни « Вставай, страна огромная». Песня о Великой Отечественной войне. Следовательно, это портреты пионеров- героев Великой Отечественной войны. - А знаете ли вы, чем прославились эти маленькие герои в большой войне? - Нет. - О ком и о чем же мы сегодня на уроке будем говорить? - О пионерах-героях, о Великой Отечественной войне.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Маленькие герои большой войны»
(Слайд №9) Давайте сформулируем цель урока.
цель урока:
- познакомиться с пионерами-героями, прочитав о них рассказы; - узнать имена авторов, писавших о маленьких героях; - оценить вклад маленьких детей в приближении великой победы над фашизмом; - пополнить словарный запас; - развивать монологическую и диалогическую речь, через умение пересказывать прочитанный текст и отвечать на поставленные вопросы.
Эпиграфом к нашему уроку послужат следующие строки:
Земли российской преданные дети, Бессмертными вы стали на планете. Навстречу солнцу чистыми руками Победы нашей вознесли вы знамя.

II. Работа над темой урока.

1. Слово учителя:
В этом году наш народ отмечает прекрасный праздник- 70 лет со Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне. И мы не вправе забывать события тех далеких дней, забывать тех, кто приближал великую победу. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров за свои подвиги во время Великой Отечественной войны и после нее получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги передавали в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака. В колхозах создавались пионерские звенья для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги ребята вносили в фонд обороны. А когда обстановка требовала от пионеров активных действий в борьбе с врагами, участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Очень часто дети участвовали в концертах для раненных солдат, они выступали в госпиталях и воинских частях. В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне с взрослыми, присвоено звание – Герой Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы и др. О них, пионерах- героях, маленьких героях большой войны написано много рассказов, очерков, документальных повестей, стихотворений и песен, которые создавались на основе воспоминаний солдат, прошедших всю войну
2.

Рассказы детей о пионерах-героях.

Выступление обучающихся, получивших опережающее задание

1 обучающийся (слайд 10)

Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень- озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он
врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
2 обучающийся (слайд 11)

Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
3 обучающийся (слайд 12)

Галя Комлева
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая
средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу" Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
4 обучающийся (слайд 13)

Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
5 обучающийся (слайд 14)

Юта Бондаровская

Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею... Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой- нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.
3.

Слово учителя
Ребята, обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлены произведения, посвященные пионерам- героям. Этим книгам от 26 до 48 лет. Авторами представленных книг являются следующие авторы: Надеждина Надежда Августовна, Шевелев Марк Петрович, Караваев Владимир, Смирнов Василий Иванович, Жариков Андрей Дмитриевич, Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Губарев Виталий Георгиевич, Подобед Александр Иванович. Книга новгородского журналиста Константина Акимова рассказывает о детях- героях войны, о тех мальчиках и девочках, детство которых было искалечено войной. Не учеба в классах школы, не игры с ровесниками достались на их долю, а борьба смертельная, жестокая и кровавая борьба в рядах своего народа. Рано повзрослевшие, видевшие своими глазами все ужасы, которые творил враг на их родной земле, они не столько умом, сколько сердцем поняли, что грозит им и их близким, и взялись за оружие, стали бойцами, воинами за свободу Родины. Они совершали героические подвиги, они порой погибали в этой борьбе. В своей книге «В грозовые годы» К.И. Акимов рассказывает только о юных героях, сражавшихся на земле новгородской, хотя и в других областях СССР были такие же девчонки и мальчишки, прошедшие дорогами войны и отдавшие Родине и жизнь, и кровь свою. В книге представлено 17 рассказов о героях- антифашистах. С двумя из них я хотела бы вас познакомить.

4.

Чтение рассказа «Михейка»

Вопросы:
1.Кто является главным героем рассказа? 2.С какой целью Михейка пришел в партизанский отряд Ивана Грозного? (зачитайте ответ из текста) 3. Какое решение принимает командир отряда относительно Михейки Алексеева? 4.Что сделал Михейка, чтобы остаться в отряде? 5. Расскажите о жизни Михейки в довоенное время. 6. Какой подвиг совершил Михей?
5. Словарная работа
С какими неизвестными словами встретились вы при прочтении текста?
Словарь:
Урочище- участок, отличный от окружающей местности, например болото, лесной массив. Дозорные - солдаты, находящиеся в дозоре ( наблюдение с целью охраны, разведки). Каратели- 1) Участники карательного отряда, карательной экспедиции. 2) а) устар. Те, кто наказывают, карают кого-либо. б) Тот, кто порицает, осуждает кого-либо.
6.Чтение рассказа «Сестренка Лена»
Но храбрыми, стойкими, мужественными были не только мальчишки. Девчонки также отличались отвагой. Их маленькие сердца были наполнены любовью и преданностью своей Родине. Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой.
Вопросы:
1. Каким было детство Лены Стефанской? 2. Вслед за кем ушла в партизанский отряд Лена? 3. Чем занималась Лена в партизанском отряде? 4. Как погибла Лена? Лена мечтала вновь пойти в школу, увидеть всех своих одноклассников и друзей. Но мечтам маленькой героической девочки не суждено было свершиться. Немцы отняли детство, растоптали ее мечты, лишили Лену самого важного - жизни.
7. Словарная работа

Словарь:
Вероломно/ вероломный – коварный, действующий путем обмана, измены
Бруствер - земляная насыпь на наружной стороне окопа, траншеи.
8. Чтение отрывка из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? (Слайд 15) Жизнь обещала, любовь обещала, Родина! (Слайд 16) Разве для смерти рождаются дети, Родина? (Слайд 17) Разве хотела ты нашей смерти, Родина? (Слайд 18) Самое лучшее и дорогое – Родина. (Слайд 19) Горе твое – это наше горе, Родина. (Слайд 20) Правда твоя – это наша правда, Родина. (Слайд 21) Слава твоя – это наша слава, Родина! (Слайд 22)
7. Творческая работа «Послание в прошлое»
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями. Юные безусые герои, Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной. Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть больше, чем вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, падали и пели.
Задание:
напишите письмо- послание своему ровеснику пионеру-герою. Обратитесь к нему со словами благодарности за их героическое прошлое. Письма сложите в форме треугольников. Эти послания помогут нам в оформлении газеты о Великой Отечественной войне «Дорогами войны»
III. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
-
Обратите внимание еще раз на эпиграф нашего урока. Имена каких «Земли российской преданных детей» вы запомнили? - Почему так важно помнить их имена?
Оценивание работы обучающихся.

Обучающиеся дают оценку своим одноклассникам, активно работающим на уроке (оценивается полнота ответа, правильная и красивая речь, точность, пересказ близкий к исходному тексту)
IV. Домашнее задание:
рекомендовать обучающимся более интересные произведения для чтения.