Напоминание

"Пленэр в городе Вольске"

Автор: Алтухов Сергей Александрович
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МУДО "ДШИ №5"
Населённый пункт: город Вольск, Саратовская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Пленэр в городе Вольске"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Администрация муниципального образования г. Вольска Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №5» ДОКЛАД На тему: « Пленэр в городе Вольске» Выполнил: Алтухов Сергей Александрович , преподаватель. Вольск, 2015г.
Оглавление: 1. Введение стр. 3 2. Основная часть стр. 4-6 3. Заключение стр.7 4. Список используемой литературы стр.7 2
Пленэр (учебная практика) является частью процесса обучения в детской художественной школе, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции. На пленэре учащиеся учатся изображать окружающую действительность, передовая при этом световоздушную перспективу естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим предметам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы учитываем индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над станковой композицией. Изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, пейзажи и т.д . Находясь на пленэре, дети учатся видеть, наблюдать за натурой. У учащихся развивается наблюдательность, воспитывается любовь к природе. Зарисовки с натуры ложатся в основу композиции. Пейзаж на тему получится более жизненным, реальным, т. к. зарисовки станут его неотъемлемой частью. Только на пленере можно по- настоящему научиться любить и понимать природу, изображать её творчески. 3
Доклад на тему : «Пленэр в городе Вольске» Пленэр – особая, радостная пора для юных художников и для нас, педагогов. И хотя это время приходится на конец мая, и совпадает с напряжённым временем в жизни школьников ( сдача ЕГЕ), всё равно пленэр – это праздник. Даже самые серьёзные и уверенные в своих силах ученики, оказавшись вне школьных классов, с начало немного теряются, ведь на улице всё по- другому : огромный выбор объектов, сюжетов, сложное и быстро меняющееся освещение и обилие рефлексов. Всё это так отличается от привычных натюрмортных постановок с бесконечной чередой кувшинов, муляжей овощей и фруктов, драпировок. В место всего этого – весенний пейзаж: небо с быстро бегущими облаками над холмами вокруг города, просыпающаяся весенняя земля, покрытая ещё юной зеленью, самобытная вольская архитектура. Рядом со школой искусств расположен большой и очень красивый городской парк. Источник эмоций и вдохновений . Тут можно найти любые сюжеты для композиций . В парке есть аллея со стройными берёзками , и сказочными осокорями у водоёмов , романтические аллеи со скульптурами и клумбами ярких цветов . Можно найти и тихие , укромные места где в тишине почувствовать природу и ощутить живую твердь земли . В Вольске большой выбор планов . Есть масса мотивов и пейзажей с ограниченным замкнутым пространством . Это огромные холмы . Они начинаются после городского парка и идут высокой стеной , как бы накрывая огромной шапкой весь город . В другую сторону открывается вид на просторную и широкую в этом месте Волгу . Виден противоположный берег и горизонт , и это уже другое по выразительной сущности пространство . Рисуем и то и другое . Делаем творческий выбор , но естественно на основе продуманной методической программы . В результате у детей появляется возможность свободного художественного осмысления своих впечатлений . Важным элементом является движение , ведь пленэр начинается с того момента когда выходишь на улицу . Сама дорога , движение по ней являются важнейшим элементом активизации творчества детей . Они должны наполнится впечатлениями . Наша задача постоянно откликаться на переживания детей , делиться с ними визуальными находками и 4
анализировать разные художественные задачи . Для этого необходимо быть в особом состоянии педагога и художника одновременно . Это очень хорошо ощущается и ценится детьми . Начинаем с самого простого, много раз пройденного в школьных классах: рисуем растения. Эмоционально, с чувством и большой наблюдательностью подходят к поставленной задаче учащиеся. Всё что окружает нас, начиная с простых одуванчиков и кончая могучими деревьями, привлекает их внимание. Как заворожённые наблюдают ученики за пролетевшим шмелем, за бабочкой на цветке, разгадывают сложное плетение паучка. Всю нежность и хрупкость этого живого мира дети стремятся передать на листе бумаги, в своих композициях. Пленэр – это, конечно, этюды - для вольских художников, в первую очередь городские и волжские мотивы. Эти сюжеты постоянно присутствуют в работах профессиональных художников. Творческие мастерские « Союза художников России» и картинная галерея находятся рядом со школой. Дети , вдохновленные картинами мастеров, стремятся соответствовать им в своих работах. И порой бывает много открытий для нас, учителей. Даём задание: написать два- три быстрых этюда с одного и того же места в разном состоянии природы (солнечно, пасмурно) или в разное время суток (утро, вечер). Эти схожие по линейному рисунку, но разные по колориту работы бывают очень интересны. Конечно, многие дети впервые задумываются о сложности передачи цветовых отношений земли, неба, воды. Передача тона и цвета в начале бывает трудна, поэтому советую учащимся сразу брать большие цветовые пятна (небо, земля, вода) ,а детализировать на заключительном этапе работы. Рекомендую выбрать, для начала, ярко выраженный колорит. Если серебристый, характерный для волжского пейзажа , то перед началом работы покрываем лист бумаги легким колером, который сразу задаёт колористический лад пейзажа и объединяет все остальные оттенки. Когда первая заливка ещё влажная, хорошо по сырому фону написать предметы дальнего плана, это помогает передать пространство. Важный момент - выбор материала. Мы стараемся использовать не только акварель и акварельные карандаши , но и гуашь, пастель. Детям нравится экспериментировать, и у нас появляются работы цветными 5
карандашами и гелиевыми ручками в сочетании с акварелью ,и восковыми мелками. И хотя некоторые работы выглядят несколько излишне декоративными, само стремление разнообразить и усовершенствовать свои технические навыки дают много положительных результатов. Следующие задания, связаны с применением законов перспективы: делаем наброски и зарисовки архитектуры. Учимся пользоваться рамочным видоискателем, изготовленным заранее, для выбора композиционного сюжета. Двигая видоискатель, дети подбирают подходящий сюжет, запоминают его расположение в прямоугольнике рамы и соответственно размещают объекты на бумаге. Выбираем наиболее интересные композиционные моменты, и используя уже ранее накопленные знания построения простых геометрических фигур, делаем зарисовки архитектуры. Выражение « Вольск – городок, Петербурга уголок» знакомо многим. Вольск - город с богатым историческим прошлым и знаменит роскошной провинциальной архитектурой. Он издавна являлся торговым и культурным центром в саратовской губернии, что нашло отражение в разнообразии зодчества. Наша школа искусств располагается в историческом здании усадьбы купца Мельникова и наше знакомство с архитектурой начинается с него. Из окон нашего класса открывается вид на православный Троицкий Собор , он также является одним из первых сюжетов наших композиций. Весь исторический центр города очень интересен для нас в художественном плане как памятник 19 века. Всё это гармонично сочетается с нашими красивыми, высокими вольскими холмами, вокруг города . Всё это привлекает внимание и вдохновляет юных художников. Прежде чем приступить к работе дети внимательно рассматривают объект, стараются понять особенности строения, стиля. Параллельно с рисованием мы вспоминаем материал , пройденный на уроках истории искусств : ведь гораздо интереснее рисовать собор , дом или двор , зная историю их строительства и жизни . Мне самому очень интересно рисовать и писать этюды на пленэре с учениками, чтобы не только теоретически , но и на практике показать последовательность правильного методического хода работы . Более того, такое ведение урока способствует духовному сближению учителя с учениками , лучшему взаимопониманию . 6
В результате учащиеся должны знать, уметь: - о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия; - способы передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; - передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; - применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция; - сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; - навыки восприятия натуры в естественной природной среде; - навыки передачи световоздушной перспективы; - навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. Заключительной работой пленэра является композиция выполненная на основе сделанных этюдов, зарисовок , набросков . В ней дети закрепляют знания приобретенные в период практики , а так же используют самые важные и интересные наблюдения . А научились они многому : не только законам построения перспективы и цветоведения , но и внимательному , чуткому отношению ко всему , что нас окружает - к природе , людям . Запомнится также ощущение взаимовыручки , товарищества , окрепшей дружбы. Список использованных источников, материалов и литературы: 1. Алексеев С.С. О цвете и красках – Москва : Искусство, 1995 2. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит – Краснодар, 1967 3. Беда Г.В. Живопись - Москва: Просвещение ,1977 4. Маслов Н.Я Пленэр: Практика по изобразительному искусству - Москва , 2008 7