Автор: Агаркова Татьяна Михайловна Должность: вопитатель
Учебное заведение: МБОУ "Ливенская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Набережный, Ливенский район, Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В сказочном лесу"
Программные задачи:
учить использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой
голоса, изменять темп речи;
развивать образность речи с помощью лексических и грамматических
упражнений;
обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами;
воспитывать интерес к музыковому богатству, прививать любовь к сказкам,
добру.
Оборудование:
шапочки животных;
деревья;
ручей;
грибы;
шкатулка;
музыка.
Ход занятия:
I.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте гости, здравствуйте дети, мои милые дети, вы прекрасней
всех на свете. А сейчас я хочу поздороваться с вашими руками, приготовьте их,
вытяните (воспитатель касается рук детей). А теперь давайте поздороваемся с
гостями. Слушайте и выполняйте:
Глазками моргнули
Рот в улыбке растянули
Брови вверх подняли
На носик пальчиком нажали.
Теперь вижу, что у всех хорошее настроение.
II.
Основная часть.
Я вам приготовила сюрприз (
показываю шкатулку) , но по дороге в сад, я шла через
сказочный лес, потеряла ключ от шкатулки и не могу её открыть.
- Ребята вы поможете мне найти ключ от шкатулки? (Да).
- Тогда сейчас, мы отправимся в сказочный лес. Повторяйте за мной:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершается чудо!
Встань на путь,
Нас к себе впусти!
(Звучит музыка, дети осматриваются.)
Воспитатель: Куда мы попали? (В сказочный лес.)
А кто живёт в лесу? Вот я вижу лису, белочку, ёжика, медведя, волка, зайца. Давайте
послушаем о чём они говорят:
Диалоги сказочных зверей.
Лиса: Был бы ёж, ты хорош,
Только в лапы не возьмёшь.
Ёж: Не хорош? Ну, и что ж…
Без иголок я не ёж.
Белочка: Зайчик, зайчик, где ты был?
Заяц: Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал!
Воспитатель: Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Волк: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела,
Голова ещё цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свежинки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке..
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Жив ли, милый куманёк?
Волк: Ели ноги уволок.
Ёж: Ты куда идёшь, медведь?
Медведь: Да на пчёлок поглядеть.
Ёж: А зачем несёшь бачок?
Медведь: Так… Повешу на сучок.
Заяц: Белка, где твой склад грибов?
Белка: По карманам у дубов!
Заяц: Где домишко твой?
Белка: В сосне.
Заяц: А постель?
Белка: Постель на мне.
Пальчиковая гимнастика.
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землёй корешки.
- А сейчас приготовьте пальчики, мы поиграем.
Сидит белка на тележке
Продаёт свои орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
- Ребята, посмотрите на нашем пути лежит камень, а чтобы его пройти надо отгадать
загадку:
Плутовка издавна слывёт,
В округе курам счёт ведёт
И ловлей мышек ловко,
Хотя не мышеловка.(Лиса.)
- Правильно, лиса. Где она живёт? (В лесу.)
А в сказках её можно встретить? (
Да.) Назовите сказки, в которых живёт лиса.
(«Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лиса и
рак», «Лиса и кувшин», «Лиса и тетерев» и др.)
- А как лису называют в разных сказках?
(Лиса Патиекеевна, Лисичка-сестричка,
кумушка, плутовка.) Молодцы! Как много вы знаете! А кто ещё живёт в сказочном
лесу?(Леший, Баба Яга, кикимора.)
Да, но что-то никого не видно. Давайте позовём
их! Как обычно в лесу зовут друг друга?(
Ау.) А что нам вторит, когда мы громко
кричим в лесу?(Эхо.) Давайте поиграем.
Игра «Эхо».
Воспитатель: А вы знаете как обычно друг друга зовут в лесу? (Ау.)
А что нам вторит, когда мы громко кричим в лесу? (Эхо.)
Давайте поиграем в игру, которая называется «Эхо».
Я буду громко произносить слова, а вы отзываетесь тихо, а затем я тихо, а вы громко.
(2-3 слова.)
(Звучит музыка, появляется Баба Яга.)
Баба Яга: Ну, чего вы раскричались в моём лесу! Я не глухая! Чего надо?
Воспитатель: Мы пришли в сказочный лес поискать ключ от шкатулки с сюрпризом, я
его потеряла по дороге в детский сад.
Баба Яга: Ага! В гости значит пожаловали! А ключик у меня, но я вам его просто так
не отдам, сначала покажите, на что вы способны, достойны вы получить ключ или нет
Воспитатель: Вы узнали, кто это?(
Ответы.) Давайте поздороваемся с Бабой Ягой
(Здороваются.)
Баба Яга:
Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь какие вежливые! И много вы слов
таких знаете? Или только одно?
Воспитатель: Наши дети много вежливых слов знают!
Баба Яга:
Ну, что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придётся через
глубокий ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас
получится.
Игровая ситуация «дорожка вежливых слов».
(Баба Яга выдаёт по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети с помощью
воспитатель выкладывают мостик через «ручей», проходят на «полянку», где
полукругом ставя стульчики, в стороне – фланелеграф)
Баба Яга: Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете! Я тоже постараюсь их
запомнить на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лес то не
боитесь ходить? (Нет.)
Воспитатель: Мы и пословицы про храбрость знаем.
(«Волков боятся – в лес не ходить», «Смелость города берёт», «Трус и таракана
принимает за великана».)
Баба Яга: Ой-ой-ой! Какие умные! И что это такое – пословица? С чем её едят?
Воспитатель: Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, даёт совет. Оно
известно многим народам, они передаются из уст в уста, от человека к человеку.
Баба Яга: Да, много вы пословиц знаете
,да какие умные пословицы-то. А сказки
любите? (Да.)
Воспитатель: Конечно, наши дети любят сказки. Ребята скажите Бабе Яге кто сказки
сочиняет? (Народ, писатель.) А почему вы любите их? Что в них хорошего?
(В них
много приключений, волшебства и добро всегда побеждает зло.)
Баба Яга: Ох , ты батюшки!
Воспитатель: Сейчас мы тебе докажем, что наши дети настоящие знатоки сказок.
(Дидактическая игра «Угадай сказку». Воспитатель описывает сказочного героя, а
остальные дети вспоминают и называют сказки и автора.)
Баба Яга: Ох, засиделась я с вами, все бока затекли.
Воспитатель: Баба Яга, ребята выходите-ка на полянку, косточки разомнём.
(Динамическая пауза.)
Баба Яга:
Да, ничего не скажешь – молодцы! И говорить, и играть умеете! А
скороговорки вы знаете? (Да знаем.)
Воспитатель: И сейчас Баба Яга мы тебе скажем скороговорку. (
Видит волк козу,
забыл и грозу.) громко (тихо, шёпотом.)
Баба Яга: Молодцы! Ребята поднимите руки, кто так же, как я хочет стать Бабой Ягой?
Воспитатель: Да, нет уж, спасибо! Тебя и одной в лесу вполне достаточно. Дети
нравится вам в сказочном лесу? (Да.)
Баба Яга: И мне тоже всё понравилось, только ключ я вам пока не отдам, и долго быть
доброй я не могу – сейчас кого-нибудь съем!
Воспитатель: Да, что ты, что ты?
Баба Яга, не сердись!
Лучше ты, бабусенька,
Ребятам улыбнись!
Баба Яга: Ой-ой-ой! Как это? Бабусенька. Да меня так ласково ещё никто не называл!
А мне это очень-очень понравилось. Давайте-ка ещё разок скажите так же ласково, да
нежно.
Упражнение «Скажи ласково».
( Дети по очереди говорят добрые слова, интонационно подчёркивая их.)
Воспитатель: А ещё мы тебе подарим красивый цветок.
Баба Яга: Ну-ка, ну-ка, что за цветок такой?
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами для тебя его вырастим.
Игра «Слово-цвет».
(Подбор синонимов.) Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепесток и,
давая другое название цвету, собирают цветок на фланелеграфе (оранжевый –
апельсиновый.))
Баба Яга: Да, согласна, красивый цветок расцвёл у меня на поляне редкий. Ох, чего-то
я расчувствовалась. Берите свой ключ.
Воспитатель: Спасибо Баба Яга. (открываю шкатулку, раздаю детям сюрпризы.)
III.
Итог.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие по сказочному лесу? А что
больше всего понравилось? (Ответы.)
Воспитатель: Ребята, кому понравилось путешествие, возьмите грибок с красной
шляпкой, кому нет – с синей.
Воспитатель: А сейчас нас пора в детский сад. До свидания!