"Влияние отметки на взаимоотношение участников образовательного процесса"
Автор: Месяцева Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние отметки на взаимоотношение участников образовательного процесса"
Месяцева Наталья Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Гимназия №1
имени А.Л.Кузнецовой»
Новосибирская область, город Куйбышев
Влияние отметки на взаимоотношение участников образовательного
процесса.
Отметка-это результат оценивания, количественное выражение учебных
достижений обучающихся в цифрах или баллах. Главная задача школьной
отметки это средство диагностики образовательной деятельности. Она
является связующим звеном между учителем, родителями и обучающимися.
Со стороны учителя главным принципом выставления отметки является
справедливость и объективность; учёт возрастных и индивидуальных
особенностей, гласность и прозрачность.
Относиться к отметкам равнодушно никак нельзя. А между тем некоторые
родители даже бравируют своим невмешательством в школьные дела. В
действительности же они просто самоустраняются от важнейшего дела-
учёбы своего ребёнка. Такая позиция родителей временная- она держится
только на сегодняшнем благополучии. А нарушится благополучие –и
начнутся неприятности для ребёнка в семье.
Какой шум поднимается в иной семье по поводу каждой
неудовлетворительной отметки! Слёзы матери, гнев отца, грозные выводы. К
двойке нельзя относиться как к трагедии. Двойка- она и есть двойка. Не
болезнь, не катастрофа…Двойка всегда неприятность. Для одного ученика
большая, а для другого – меньшая. Она портит настроение, отношение к
предмету, учителю, вызывает всякие осложнения в семье… Разве не так? Но
я не хочу сказать о том, что двойку надо спокойно, молча воспринимать.
Вовсе нет. Но лучше исходить из того, что ребёнок уже наказан. Всегда в
спокойной обстановке лучше выяснить за что такая отметка поставлена и что
думает сам ребёнок по этому поводу? И здесь роль родителей высока, они
должны выслушать ребёнка, посоветовать, помочь или выразить своё
недовольство. Это зависит от отношений в семье, родители сами знают, что
может сильнее всего подействовать на ребёнка в данной ситуации. Но
физические наказания не допустимы. Они приведут только к озлобленности
ребёнка, изворотливости, лживости.. Бывают ситуации когда у ребёнка
отрицательная отметка часто появляется в дневнике. А у ребёнка никаких
переживаний. Нужно срочно искать причины этого, потому что нормальный
здоровый ребёнок в нормальной обстановке не может довольствоваться
таким положением и не стремиться его изменить. В такой ситуации
родителям подальше спрятать своё раздражение, возмущение на ребёнка,
учителя и попытаться самим сначала разобраться в чём причина и не
рассматривать двойки как выпад учителя против их ребёнка. Бывает и так,
что родители в такой ситуации могут махнуть рукой на ребёнка, обвинить его
во всём. Правильный выход из этой ситуации, когда родители, учитель и сам
ученик вместе находят причину: они явились следствием большого пробела в
знаниях или формального присутствия ребёнка на уроке. Но главное на мой
взгляд нельзя, чтобы после каждой такой отметки опускались руки и
появлялось раздражение. Это слабоволие! Важно внушить ребёнку веру в
собственные силы, помочь ему и убедить, что всё поправимо. Ещё один очень
важный момент, нельзя родителям говорить, что у моего ребёнка
гаманитарный склад ума, поэтому не требуйте от него отличных отметок по
математике или физике. На мой взгляд это вызывает некое попустительство,
небрежное отношение к тому, что в данной ситуации лежит вне его
интересов.
Если говорить о пятёрках и четвёрках, то это является несомненным
доказательством успехов и способностей детей. Но в этой ситуации лучше
знать чувство меры в одобрении и хвальбе. Есть семьи где существует культ
отметки и часто в таких семьях к восторгам родителей добавляются ещё и
материальные поощрения, это тогда в детях зарождает отрицательные
качества.
Осталось в этой статье поговорить о тройках. Такая отметка у ребёнка может
быть по нескольким причинам: от лени, о слабости силы воли, о
неряшливости…Но если тройка у ученика является победой в преодолении
своего неумения, результатом его труда, то такая отметка вызывает уважение
и похвалы ученика со стороны учителя и родителей.
Главное когда ребёнок переступает порог школы, ему надо говорить о
стремлении к знаниям, о развитии интереса к предметам, а не гнаться за
пятёркой иначе учёба превратиться в борьбу за отметку.
С внедрением ФГОС идёт и реализация «безотметочного обучения», то есть
оценка сохраняется, но предполагает выставлять её не по пятибалльной
шкале, а использовать иные способы и формы. Наверное тогда отметка уже
не будет являться орудием манипуляций, психологического давления на
ребёнка со стороны учителя, родителей и будет влиять на повышение
интереса к обучению , активности учащихся, снижать тревожность.