Напоминание

"Влияние отметки на взаимоотношение участников образовательного процесса"

Автор: Месяцева Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние отметки на взаимоотношение участников образовательного процесса"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Месяцева Наталья Викторовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Гимназия №1 имени А.Л.Кузнецовой» Новосибирская область, город Куйбышев
Влияние отметки на взаимоотношение участников образовательного

процесса.
Отметка-это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах. Главная задача школьной отметки это средство диагностики образовательной деятельности. Она является связующим звеном между учителем, родителями и обучающимися. Со стороны учителя главным принципом выставления отметки является справедливость и объективность; учёт возрастных и индивидуальных особенностей, гласность и прозрачность. Относиться к отметкам равнодушно никак нельзя. А между тем некоторые родители даже бравируют своим невмешательством в школьные дела. В действительности же они просто самоустраняются от важнейшего дела- учёбы своего ребёнка. Такая позиция родителей временная- она держится только на сегодняшнем благополучии. А нарушится благополучие –и начнутся неприятности для ребёнка в семье. Какой шум поднимается в иной семье по поводу каждой неудовлетворительной отметки! Слёзы матери, гнев отца, грозные выводы. К двойке нельзя относиться как к трагедии. Двойка- она и есть двойка. Не болезнь, не катастрофа…Двойка всегда неприятность. Для одного ученика большая, а для другого – меньшая. Она портит настроение, отношение к предмету, учителю, вызывает всякие осложнения в семье… Разве не так? Но я не хочу сказать о том, что двойку надо спокойно, молча воспринимать. Вовсе нет. Но лучше исходить из того, что ребёнок уже наказан. Всегда в спокойной обстановке лучше выяснить за что такая отметка поставлена и что думает сам ребёнок по этому поводу? И здесь роль родителей высока, они должны выслушать ребёнка, посоветовать, помочь или выразить своё недовольство. Это зависит от отношений в семье, родители сами знают, что
может сильнее всего подействовать на ребёнка в данной ситуации. Но физические наказания не допустимы. Они приведут только к озлобленности ребёнка, изворотливости, лживости.. Бывают ситуации когда у ребёнка отрицательная отметка часто появляется в дневнике. А у ребёнка никаких переживаний. Нужно срочно искать причины этого, потому что нормальный здоровый ребёнок в нормальной обстановке не может довольствоваться таким положением и не стремиться его изменить. В такой ситуации родителям подальше спрятать своё раздражение, возмущение на ребёнка, учителя и попытаться самим сначала разобраться в чём причина и не рассматривать двойки как выпад учителя против их ребёнка. Бывает и так, что родители в такой ситуации могут махнуть рукой на ребёнка, обвинить его во всём. Правильный выход из этой ситуации, когда родители, учитель и сам ученик вместе находят причину: они явились следствием большого пробела в знаниях или формального присутствия ребёнка на уроке. Но главное на мой взгляд нельзя, чтобы после каждой такой отметки опускались руки и появлялось раздражение. Это слабоволие! Важно внушить ребёнку веру в собственные силы, помочь ему и убедить, что всё поправимо. Ещё один очень важный момент, нельзя родителям говорить, что у моего ребёнка гаманитарный склад ума, поэтому не требуйте от него отличных отметок по математике или физике. На мой взгляд это вызывает некое попустительство, небрежное отношение к тому, что в данной ситуации лежит вне его интересов. Если говорить о пятёрках и четвёрках, то это является несомненным доказательством успехов и способностей детей. Но в этой ситуации лучше знать чувство меры в одобрении и хвальбе. Есть семьи где существует культ отметки и часто в таких семьях к восторгам родителей добавляются ещё и материальные поощрения, это тогда в детях зарождает отрицательные качества. Осталось в этой статье поговорить о тройках. Такая отметка у ребёнка может быть по нескольким причинам: от лени, о слабости силы воли, о неряшливости…Но если тройка у ученика является победой в преодолении своего неумения, результатом его труда, то такая отметка вызывает уважение и похвалы ученика со стороны учителя и родителей. Главное когда ребёнок переступает порог школы, ему надо говорить о стремлении к знаниям, о развитии интереса к предметам, а не гнаться за пятёркой иначе учёба превратиться в борьбу за отметку.
С внедрением ФГОС идёт и реализация «безотметочного обучения», то есть оценка сохраняется, но предполагает выставлять её не по пятибалльной шкале, а использовать иные способы и формы. Наверное тогда отметка уже не будет являться орудием манипуляций, психологического давления на ребёнка со стороны учителя, родителей и будет влиять на повышение интереса к обучению , активности учащихся, снижать тревожность.