Конспект занятия «Изучаем свой организм».
(подготовительная группа).
Задачи:
Дать детям представления о строении собственного тела, расширять
представления о своем организме, о его строении;
Сообщить элементарные сведения о работе внутренних органов;
Побуждать детей к высказыванию;
Развивать логическое мышление;
Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Ход:
I.
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о нас, то есть о людях, о том,
как устроен человек.
Высокие, низкие, далекие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
И всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их нет на свете.
Все вроде разные на вид,
Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,
Два уха, два глаза и нос.
II.
Основная часть.
Но какими бы мы ни были разными, все равно похожи своим
телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит
тело человека (ребенок говорит , а воспитатель показывает названную
часть туловища на схеме «Тело человека»).
Чтобы ходить, есть, дышать, совершать какие-то действия, человеку
приходится затрачивать много усилий.
В этом нам помогают скелет и мышцы. Они связаны между собой. Кости и
мышцы определяют форму тела человека. В нашем теле 206 костей. Самые
крепкие – это кости ног. Все люди строением тела похожи друг на друга.
- Сейчас, ребята, посмотрите друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь?
(рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес, пол).
- Теперь давайте поиграем в игру. Я вам буду быстро называть разные
части тела и лица, а вы показывать их у себя.
- Молодцы! Ребята, все вы хорошо знаете части своего тела. Но это еще не
все, мы также должны знать, как же мы устроены внутри.
Самым главным органом у нас является сердце. С самого нашего рождения
оно не перестает трудиться. Поэтому работу сердца можно сравнить с
работой мотора. Оно перекачивает нашу кровь. От него она движется по
сосудам-трубочкам по всему телу и разносит вещества, которые очень
важны для нас. По размеру и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят,
чтоб узнать какого размера ваше сердце, сожми кулачок и узнаешь.
- Ребята, а давайте найдем с левой стороны нашего туловища то место, где
слышно, как бьется сердце.
Тук, тук, тук,
Стучит сердечко,
Точно также,
Как мотор.
Если так стучит сердечко,
Значит, человек здоров.
- А теперь послушаем его и посчитаем его удары от 1 до 10.
- Ребята, как работает сердце, можно еще определить по пульсу (поясняет,
как это сделать.)
Воспитатель: - А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка:
Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, как вы думаете, а откуда к нам в кровь поступают полезные
вещества?
- Правильно, они поступают вместе с пищей, которую мы едим.
- Как же пища попадает к нам внутрь?
- Правильно, через рот. А что же дальше? Вот, например, мы едим яблоко.
Сначала мы его хорошо пережевываем, а потом что делаем? (ответы
детей).
- Да, мы его глотаем. И вот дальше происходят чудеса. Яблоко опускается в
пищевод и по нему отправляется в желудок. Желудок, - это наша
«внутренняя кухня». Здесь яблоко переваривается и попадает в кишечник.
Потом полезные вещества из яблока попадают в кровь, а она разносит их
по всему организму. Бесполезные вещества выходят наружу.
Вот, ребята, мы немного разобрались в том, что происходит у нас в
организме с нашей пищей.
А теперь давайте поговорим о том, как мы с вами дышим. Дышит все
живое. И растения, и животные, и, конечно, человек. Мы не можем не
дышать, даже если захотим. Легкие, как и сердце, постоянно работают.
Только они перегоняют воздух. Когда мы дышим, то вдыхаем и выдыхаем
воздух. При вдохе воздух попадает в нос, затем он опускается в трахею.
Это такая трубка. От трахеи отходят в стороны две трубки. Они
называются бронхами. И уже по ним воздух попадает в легкие. Легких у
нас два – правое и левое. Они, как и сердце, защищены ребрами. Они берут
из воздуха кислород, а выдыхаем мы уже использованный воздух. А чтобы
легким легче дышалось, воздух должен быть чистым и свежим. Поэтому
надо проветривать помещение, где находятся люди. Еще очень хорошо
очищают воздух комнатные растения. Их надо обязательно иметь в
помещении.
Ребята, я вас попрошу свою руку положить на грудную клетку и набрать
носом воздух. Вы заметили, как у нас приподнялись ребра? Это значит,
что, легкие набрали воздух. А когда мы выдохнули использованный
воздух, то легкие опустились.
Вот, ребята, сколько мы сегодня узнали о работе нашего организма. А когда
вы пойдете в школу, то там узнаете об этом еще больше.
III.
Итог занятия.
Воспитатель: - А теперь, ребята, подумайте и ответьте на вопросы:
-Где воздух чище: в городе или на даче? Почему?
- Для чего человеку нос?
- Для чего нужны зубы?
- Подумайте и расскажите, для чего ест человек?
- Какую роль играет сердце, на что похожа его работа?
- Что разносит кровь по всему телу?
- Что делают ногами и руками?
- Как измерить рост и вес человека?