Напоминание

"Картотека игр-экспериментов с песком и водой"

Автор: Корнеева Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филинское МДОУ
Населённый пункт: Д.Филино, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр-экспериментов с песком и водой"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Карточка № 1.

«Знакомимся с песком»

Цель:
познакомить со свойствами сухого песка (сыплется)
Оборудование:
подносы с сухим песком на каждого ребёнка, ёмкость с сухим песком, воронка,2 ведёрка, совочки, игрушка Песчинка
Ход игры:
Песчинка пришла познакомить ребят как можно играть сухим песком и объяснить правила поведения при игре
:
песок в рот не берём; не трём глаза грязными руками; песком не обсыпаемся. Воспитатель пересыпает из ведёрка в ведёрко, из ведёрка на поднос, из ведёрка на поднос через воронку
Карточка №2.
«
Знакомимся с водой»

Цель:
познакомить со свойствами воды (прозрачная, льётся, бывает холодная, тёплая, горячая)
Оборудование:
игрушка Капитошка, 2 тазика с водой (холодная, тёплая), банка с грязной водой, чистая кипячёная вода, одноразовые стаканчики, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
Капитошка просит ребят о помощи (он грязный и не знает что делать). В результате дети должны выяснить, что для умывания подойдёт только тёплая вода
Карточка №3.

«Спрячем ручки»

Цель:
учить детей прятать руки в сухом песке, засыпая пальчики или погружая руки в песок
Оборудование:
подносы с сухим песком на каждого ребёнка
Ход игры:
здороваемся с песком разными способами - сжать в ладошке -сыпать песок на руку, лежащую на подносе -погрузить руки в песок и «поздороваться » руками
Карточка №4.

«Море волнуется»

Цель:
учить изображать волны руками
Оборудование:
тазик с водой, лодочка, игрушечные мышка и лягушка, картинки домика мышки и домика лягушки, приклеенные на противоположных краях тазика, у домика мышки «привязана лодка», фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
мышку пригласила в гости лягушка, которая живёт на другом берегу. Но мышка очень боится воды и не знает, как ей добраться до другого берега. Подвести к тому, что лодка сама не двигается, но можно передвинуть её при помощи волн

Карточка №5.

«Спрячем игрушки»

Цель:
учить детей прятать в сухой песок игрушки, засыпая их или погружая в песок
Оборудование:
подносы с песком, мелкие пластмассовые игрушки жучков, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
Песчинка пришла поиграть с жучками в прятки, но не нашла их. Долго она их ждала, на улице жарко, она устала, но жучков так и не встретила, видимо они куда-то спрятались от солнышка. Затем попытаться помочь найти жучков в песке. При желании детей можно далее поиграть следующим образом: все дети кроме одного закрывают глаза, а один прячет игрушки. После слов «Отрываются глаза, начинается игра», дети ищут жучков в песке
Карточка №6.

«Удержи воду»

Цель:
учить набирать и удерживать воду в ладонях, игрушечный бычок
Оборудование:
тазик с водой, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
маленький бычок целый день бегал и скакал по полянке, ему очень захотелось пить. Он увидел озеро, но пить из него было страшно (озеро большое), да и мама-корова не разрешает ему одному подходить к реке или озеру. Что же ему делать? (напоить водой из ладошек)
Карточка №7.

«Найди игрушки»

Цель:
учить доставать мелкие игрушки из сухого песка, погружая в него руки
Оборудование:
подносы с песком, мелкие пластмассовые игрушки, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
Где ж у нас игрушки: куклы, да зверюшки? Зайка с мишкой на полу, кукла новая в углу, Красный мячик под столом, а матрёшка под окном! Мы ещё не наигрались, а игрушки разбежались! Игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть, но не могут их найти. Нужно помочь им, вернуть игрушки.
Карточка №8

«Наполним баночку»

Цель:
учить детей наливать воду в стаканчик и переливать её в большую банку
Оборудование:
тазик с водой, пластиковая банка, пластиковые стаканчики, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка, игрушка медведь
Ход игры:
медведь приглашает ребят в гости и предлагает попить вкусного чая с мёдом, открывает чайник, а он пустой, банка с водой тоже пустая (подводим к тому, что банку можно наполнить водой, наливая воду в стаканчик, а из него выливая в банку)



Карточка №9

«Горка»

Цель:
учить делать горку из сухого песка, сгребая его ладошками или совочком
Оборудование:
подносы с песком, совочки, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка, игрушечная ящерица
Ход игры
: ящерица очень любит бегать по песочным горкам (подвести к тому, что мы можем их сделать, показать как, затем дети делают самостоятельно)
Карточка №10

«Не пролей»

Цель:
учить переливать из кувшина в стакан аккуратно, не проливая воду
Оборудование:
кувшин с водой, пластиковые стаканчики
Ход игры:
угощаем игрушки, разливаем сок в стаканчики
Карточка №11

«Речка и ручеёк»

Цель:
учить большим совочком выкапывать в песке «реку», маленьким - «ручеёк»
Оборудование:
подносы с песком, фартуки и нарукавники, большие и маленькие совочки на каждого ребёнка, ёмкость с водой
Ход игры:
Вот большая река - широка, глубока, А вот малый ручеёк - не широк, не глубок. Выкопать большим совочком «реку», маленьким – «ручеёк», налить в них воду.
Карточка №12



«Фонтанчик»

Цель:
учить детей набирать воду в грушу и выливать из неё вверх (фонтанчик)
Оборудование:
ёмкости с водой, груши по количеству детей
Ход игры:
папа кит ищет своего малыша китёнка, который уплыл очень далеко. Чтобы китёнок знал, где находится его папа и куда надо плыть папа кит пускает ему фонтанчик.

Карточка № 13.

«Наполни баночку»

Цель:
учить насыпать ложкой сухой песок в банку
Оборудование:
подносы с песком, пластиковые баночки с крышками по количеству детей


Карточка №14.

«Польём цветы»

Цель:
учить набирать воду в лейку и выливать её через рожок
Оборудование:
детская лейка, фартуки и нарукавники по количеству детей, ведро с водой, игрушка слоник
Ход игры:
цветочки хотят пить. Слоник хочет показать, как можно напоить цветочек водой, покажет как надо наполнять лейку, держать ( обратить внимание на то, что сырая земля темнеет, капельки воды на листочках можно рассмотреть, струйки воды из лейки похожи на дождик) Лейку, леечку возьму и воды в неё налью. Я полью цветочки лейкой, вырастайте поскорей-ка
Карточка №15

«Насыпь песок в бутылочку

»

Цель:
учить насыпать песок совочком в бутылку с помощью воронки
Оборудование:
ёмкость с песком, совочки, пластиковые бутылки по количеству детей
Карточка №16.

«Воздушные пузырьки»

Цель:
учить наблюдать за пузырьками воздуха, которые выходят из открытой бутылки, опускаемой под воду
Оборудование:
ёмкость с водой, пустая бутылка оформленной в виде рыбки
Ход игры:
рыбка играет: выныривает и ныряет глубоко под воду

Картотека

игр с песком и водой
вторая группа детей раннего возраста «Ромашка»
Карточка №17.



«Дорожка из песка»

Цель:
учить брать сухой песок щепоткой и сыпать в виде дорожки
Оборудование:
ёмкость с песком, подносы
Ход игры:
Зверушки потерялись, потому, что сильный ветер сдул дорожку из песка. Теперь они не могут добраться домой. Надо им помочь (делаем песочную дорожку)
Карточка №18.

«Коктейль»

Цель:
научить дуть в стакан с водой через трубочку для коктейля, чтобы получился булькающий звук
Оборудование:
стаканчики с водой, трубочки для коктейля по количеству детей

Карточка №19

«Найди камешки»

Цель:
учить просеивать песок через сито, отделяя камешки от сухого песка
Оборудование:
ёмкость с песком и мелкими камешками, сита, подносы по количеству детей
Ход игры:
Котёнок бегал по песочку и поранил лапку о камешки. Теперь он боится играть и бегать по песку. Давайте поможем котёнку, просеем песок и уберём из него камешки.
Карточка №20.

«Цветные льдинки»

Цель:
познакомить детей со свойством воды, переходить из жидкого состояния в твёрдое
Оборудование:
формочки для льда, ёмкость с водой, краски, ложки
Карточка №21

« Игрушки потерялись»

Цель:
учить детей перетряхивать сухой песок в коробочке, чтобы достать игрушки
Оборудование:
ёмкость с песком, пустая пластиковая прозрачная коробочка, мелкие игрушки
Карточка №22

«Согреем льдинки»

Цель:
познакомить детей со свойством воды переходить из твёрдого состояния в жидкое
Оборудование:
формочки со льдом, стаканчики с тёплой водой





Карточка №23

«Волшебные рисунки»

Цель:
учить детей насыпать сухой песок на клеевой рисунок, стряхивать излишки песка, называть изображение
Оборудование:
ёмкости с песком, заготовки с клеевым рисунком, подносы по количеству детей
Ход игры:
Волшебник нарисовал нам рисунок, но узнать какой мы сможем, если только вспомним, как можно сыпать песок. Хотите узнать, какой же рисунок нам нарисовал волшебник?
Карточка №24

«Плыви кораблик»

Цель:
учить дуть на кораблик, чтобы он передвигался по воде
Оборудование:
тазик с водой, кораблик
Ход игры:
друзья путешествовали на корабле, но вдруг ветер утих, парус перестал надуваться и корабль остановился
Карточка№25

«Цветной песок»

Цель:

Оборудование:

Карточка№26

«А, ну-ка, вылови!»

Цель:
учить вылавливать ложкой из воды мелкие предметы
Оборудование:
тазик с водой, ложки, мелкие игрушки

Карточка №27.

«Чудесный песочек»

Цель:
учить детей поливать сухой песок из лейки, получая сырой песок
Оборудование:
ёмкость с песком, лейки с водой, подносы по количеству детей
Карточка №28.

«Рыболов»

Цель:
учить вылавливать игрушечные рыбки сачком
Оборудование:
тазик с водой и игрушечными рыбками, сачки, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
в озере развелось очень много рыбы, надо её перевести в другое озеро. (Подводим к тому, что рыбу надо выловить, а чтобы ей не навредить и не поранить, мы будем ловить сачком)
Карточка №29

.



«Сырой песочек»

Цель:
познакомить детей со свойствами сырого песка
Оборудование:
ёмкость с песком, лейки с водой, подносы по количеству детей
Ход игры
: на улице был сильный дождь, но вот дождь закончился и ребята вышли гулять. Кругом лужи и мокрый песок, ребятам скучно. Как же можно играть, если песок мокрый? (после ответов, показать, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить)
Карточка №30.

«Достань колечко»

Цель:
учить доставать колечки из воды при помощи крючка
Оборудование:
тазик с водой и колечками, крючки

Карточка №31.

«Освободи баночку»

Цель:
учить доставать сырой песок из пластиковой баночки, освобождая последнюю
Оборудование:
баночки с сырым песком, совочки, подносы, фартуки и нарукавники по количеству детей, игрушка Каркуша, мешочек с бижутерией
Ход игры:
у Каркуши разорвался мешочек с бижутерией, всё рассыпалось. Она плачет. (Подвести к тому, что можно собрать всё в баночку, пока не сошьём новый мешочек, но банка заполнена песком и надо его высыпать)
Карточка №33

«Следы на песке»

Цель:
учить детей оставлять следы на мокром песке руками, делая различные отпечатки (следы, ямки, полоски)
Оборудование:
подносы с мокрым песком по количеству детей
Ход игры:
Путешествие в лес: - «Идут медвежата» (ребёнок кулачками надавливает на песок) - «Прыгают зайцы» (кончиками двух пальцев ударяет по поверхности песка) - «Ползут змейки» (пальчиками делает поверхность песка волнистой, двигаясь в разных направлениях) - «Бегут жучки-паучки» (двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых)
Результат:

Карточка №32

«Зайка заболел»

Цель:
учить растворять в воде варенье, совершая круговые движения
Оборудование:
ёмкость с вареньем, стаканчики с водой, ложки, фартуки и нарукавники по количеству детей
Ход игры:
позвонил зайчик. Он заболел: кашляет и высокая температура, а аптека не работает. (Подвести к тому, что можно дать воду с вареньем, обратить внимание, что вода из прозрачной стала не прозрачная)
Карточка №34

«Лужица»

Цель:
учить собирать губкой воду, выжимая её в тазик
Оборудование:
подносы, губки по количеству детей, тазик, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:




Карточка №35

«Во саду ли, в огороде»

Цель:
учить пользоваться плоскостными изображениями, втыкать их в сырой песок
Оборудование:
ёмкость с сырым песком, имитирующая огород, плоскостные фигурки
Ход игры:
Дети закрывают глаза, появляется фея с волшебным мешочком, в котором находятся плоскостные фигурки овощей и фруктов. В мешочке они перепутались. Дети должны посадить одни в огород, другие - в сад.
Карточка №37

«Наполни формочку»

Цель:
учить наполнять формочку с помощью совка, заполнять её полностью сырым песком
Оборудование:
ёмкость с сырым песком, совочки, формочки, подносы по количеству детей
Ход игры:
У совёнка день рождения. Он очень любит печенье. Давайте Совёнка и «испечём» ему печенье
Карточка №36



«Капитаны»

Цель
: учить передвигать по воде предметы, положенные в полиэтиленовые крышки («кораблик»), загребая воду руками
Оборудование:
тазик с водой, мелкие игрушки, полиэтиленовые крышки, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
предложить поиграть в капитанов. У каждого капитана свой корабль и каждый везёт своего пассажира
Карточка №38
.