Автор: Корнеева Марина Валентиновна Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филинское МДОУ
Населённый пункт: Д.Филино, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр-экспериментов с песком и водой"
Цель: познакомить со свойствами сухого песка (сыплется)
Оборудование: подносы с сухим песком на каждого ребёнка, ёмкость с сухим песком,
воронка,2 ведёрка, совочки, игрушка Песчинка
Ход игры: Песчинка пришла познакомить ребят как можно играть сухим песком и
объяснить правила поведения при игре : песок в рот не берём; не трём глаза грязными
руками; песком не обсыпаемся. Воспитатель пересыпает из ведёрка в ведёрко, из
ведёрка на поднос, из ведёрка на поднос через воронку
Карточка №2.
« Знакомимся с водой»
Цель: познакомить со свойствами воды (прозрачная, льётся, бывает холодная, тёплая,
горячая)
Оборудование: игрушка Капитошка, 2 тазика с водой (холодная, тёплая), банка с
грязной водой, чистая кипячёная вода, одноразовые стаканчики, фартуки и
нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: Капитошка просит ребят о помощи (он грязный и не знает что делать). В
результате дети должны выяснить, что для умывания подойдёт только тёплая вода
Карточка №3.
«Спрячем ручки»
Цель: учить детей прятать руки в сухом песке, засыпая пальчики или погружая руки в песок
Оборудование: подносы с сухим песком на каждого ребёнка
Ход игры: здороваемся с песком разными способами
- сжать в ладошке
-сыпать песок на руку, лежащую на подносе
-погрузить руки в песок и «поздороваться » руками
Карточка №4.
«Море волнуется»
Цель: учить изображать волны руками
Оборудование: тазик с водой, лодочка, игрушечные мышка и лягушка, картинки
домика мышки и домика лягушки, приклеенные на противоположных краях тазика, у
домика мышки «привязана лодка», фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: мышку пригласила в гости лягушка, которая живёт на другом берегу. Но
мышка очень боится воды и не знает, как ей добраться до другого берега. Подвести к
тому, что лодка сама не двигается, но можно передвинуть её при помощи волн
Карточка №5.
«Спрячем игрушки»
Цель: учить детей прятать в сухой песок игрушки, засыпая их или погружая в песок
Оборудование: подносы с песком, мелкие пластмассовые игрушки жучков,
фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: Песчинка пришла поиграть с жучками в прятки, но не нашла их.
Долго она их ждала, на улице жарко, она устала, но жучков так и не встретила, видимо
они куда-то спрятались от солнышка. Затем попытаться помочь найти жучков в песке.
При желании детей можно далее поиграть следующим образом: все дети кроме одного
закрывают глаза, а один прячет игрушки. После слов «Отрываются глаза, начинается
игра», дети ищут жучков в песке
Карточка №6.
«Удержи воду»
Цель: учить набирать и удерживать воду в ладонях, игрушечный бычок
Оборудование: тазик с водой, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: маленький бычок целый день бегал и скакал по полянке, ему очень захотелось
пить. Он увидел озеро, но пить из него было страшно (озеро большое), да и мама-корова не
разрешает ему одному подходить к реке или озеру. Что же ему делать? (напоить водой из
ладошек)
Карточка №7.
«Найди игрушки»
Цель: учить доставать мелкие игрушки из сухого песка, погружая в него руки
Оборудование: подносы с песком, мелкие пластмассовые игрушки, фартуки и
нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: Где ж у нас игрушки: куклы, да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу, кукла новая в углу,
Красный мячик под столом, а матрёшка под окном!
Мы ещё не наигрались, а игрушки разбежались!
Игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть, но не
могут их найти. Нужно помочь им, вернуть игрушки.
Карточка №8
«Наполним баночку»
Цель: учить детей наливать воду в стаканчик и переливать её в большую банку
Оборудование: тазик с водой, пластиковая банка, пластиковые стаканчики,
фартуки и нарукавники на каждого ребёнка, игрушка медведь
Ход игры: медведь приглашает ребят в гости и предлагает попить вкусного чая с мёдом,
открывает чайник, а он пустой, банка с водой тоже пустая (подводим к тому, что банку можно
наполнить водой, наливая воду в стаканчик, а из него выливая в банку)
Карточка №9
«Горка»
Цель: учить делать горку из сухого песка, сгребая его ладошками или совочком
Оборудование: подносы с песком, совочки, фартуки и нарукавники на каждого
ребёнка, игрушечная ящерица
Ход игры : ящерица очень любит бегать по песочным горкам (подвести к тому,
что мы можем их сделать, показать как, затем дети делают самостоятельно)
Карточка №10
«Не пролей»
Цель: учить переливать из кувшина в стакан аккуратно, не проливая воду
Оборудование: кувшин с водой, пластиковые стаканчики
Ход игры: угощаем игрушки, разливаем сок в стаканчики
Карточка №11
«Речка и ручеёк»
Цель: учить большим совочком выкапывать в песке «реку», маленьким - «ручеёк»
Оборудование: подносы с песком, фартуки и нарукавники, большие и маленькие
совочки на каждого ребёнка, ёмкость с водой
Ход игры: Вот большая река - широка, глубока,
А вот малый ручеёк - не широк, не глубок.
Выкопать большим совочком «реку», маленьким – «ручеёк», налить в них воду.
Карточка №12
«Фонтанчик»
Цель: учить детей набирать воду в грушу и выливать из неё вверх (фонтанчик)
Оборудование: ёмкости с водой, груши по количеству детей
Ход игры: папа кит ищет своего малыша китёнка, который уплыл очень далеко. Чтобы китёнок
знал, где находится его папа и куда надо плыть папа кит пускает ему фонтанчик.
Карточка № 13.
«Наполни баночку»
Цель: учить насыпать ложкой сухой песок в банку
Оборудование: подносы с песком, пластиковые баночки с крышками по
количеству детей
Карточка №14.
«Польём цветы»
Цель: учить набирать воду в лейку и выливать её через рожок
Оборудование: детская лейка, фартуки и нарукавники по количеству детей,
ведро с водой, игрушка слоник
Ход игры: цветочки хотят пить. Слоник хочет показать, как можно напоить
цветочек водой, покажет как надо наполнять лейку, держать ( обратить внимание на то,
что сырая земля темнеет, капельки воды на листочках можно рассмотреть, струйки
воды из лейки похожи на дождик)
Лейку, леечку возьму и воды в неё налью.
Я полью цветочки лейкой, вырастайте поскорей-ка
Карточка №15
«Насыпь песок в бутылочку
»
Цель: учить насыпать песок совочком в бутылку с помощью воронки
Оборудование: ёмкость с песком, совочки, пластиковые бутылки по количеству
детей
Карточка №16.
«Воздушные пузырьки»
Цель: учить наблюдать за пузырьками воздуха, которые выходят из открытой
бутылки, опускаемой под воду
Оборудование: ёмкость с водой, пустая бутылка оформленной в виде рыбки
Ход игры: рыбка играет: выныривает и ныряет глубоко под воду
Картотека
игр с песком и водой
вторая группа детей раннего возраста
«Ромашка»
Карточка №17.
«Дорожка из песка»
Цель: учить брать сухой песок щепоткой и сыпать в виде дорожки
Оборудование: ёмкость с песком, подносы
Ход игры: Зверушки потерялись, потому, что сильный ветер сдул дорожку из
песка. Теперь они не могут добраться домой. Надо им помочь (делаем песочную
дорожку)
Карточка №18.
«Коктейль»
Цель: научить дуть в стакан с водой через трубочку для коктейля, чтобы
получился булькающий звук
Оборудование: стаканчики с водой, трубочки для коктейля по количеству детей
Карточка №19
«Найди камешки»
Цель: учить просеивать песок через сито, отделяя камешки от сухого песка
Оборудование: ёмкость с песком и мелкими камешками, сита, подносы по
количеству детей
Ход игры: Котёнок бегал по песочку и поранил лапку о камешки. Теперь он
боится играть и бегать по песку. Давайте поможем котёнку, просеем песок и уберём из
него камешки.
Карточка №20.
«Цветные льдинки»
Цель: познакомить детей со свойством воды, переходить из жидкого состояния в
твёрдое
Оборудование: формочки для льда, ёмкость с водой, краски, ложки
Карточка №21
« Игрушки потерялись»
Цель: учить детей перетряхивать сухой песок в коробочке, чтобы достать
игрушки
Оборудование: ёмкость с песком, пустая пластиковая прозрачная коробочка,
мелкие игрушки
Карточка №22
«Согреем льдинки»
Цель: познакомить детей со свойством воды переходить из твёрдого состояния в
жидкое
Оборудование: формочки со льдом, стаканчики с тёплой водой
Карточка №23
«Волшебные рисунки»
Цель: учить детей насыпать сухой песок на клеевой рисунок, стряхивать
излишки песка, называть изображение
Оборудование: ёмкости с песком, заготовки с клеевым рисунком, подносы по
количеству детей
Ход игры: Волшебник нарисовал нам рисунок, но узнать какой мы сможем, если
только вспомним, как можно сыпать песок. Хотите узнать, какой же рисунок нам
нарисовал волшебник?
Карточка №24
«Плыви кораблик»
Цель: учить дуть на кораблик, чтобы он передвигался по воде
Оборудование: тазик с водой, кораблик
Ход игры: друзья путешествовали на корабле, но вдруг ветер утих, парус перестал
надуваться и корабль остановился
Карточка№25
«Цветной песок»
Цель:
Оборудование:
Карточка№26
«А, ну-ка, вылови!»
Цель: учить вылавливать ложкой из воды мелкие предметы
Оборудование: тазик с водой, ложки,
мелкие игрушки
Карточка №27.
«Чудесный песочек»
Цель: учить детей поливать сухой песок из лейки, получая сырой песок
Оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, подносы по количеству детей
Карточка №28.
«Рыболов»
Цель: учить вылавливать игрушечные рыбки сачком
Оборудование: тазик с водой и игрушечными рыбками, сачки, фартуки и
нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: в озере развелось очень много рыбы, надо её перевести в другое озеро.
(Подводим к тому, что рыбу надо выловить, а чтобы ей не навредить и не поранить,
мы будем ловить сачком)
Карточка №29
.
«Сырой песочек»
Цель: познакомить детей со свойствами сырого песка
Оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, подносы по количеству детей
Ход игры : на улице был сильный дождь, но вот дождь закончился и ребята вышли
гулять. Кругом лужи и мокрый песок, ребятам скучно. Как же можно играть, если
песок мокрый? (после ответов, показать, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него
можно лепить)
Карточка №30.
«Достань колечко»
Цель: учить доставать колечки из воды при помощи крючка
Оборудование: тазик с водой и колечками, крючки
Карточка №31.
«Освободи баночку»
Цель: учить доставать сырой песок из пластиковой баночки, освобождая
последнюю
Оборудование: баночки с сырым песком, совочки, подносы, фартуки и
нарукавники по количеству детей, игрушка Каркуша, мешочек с бижутерией
Ход игры: у Каркуши разорвался мешочек с бижутерией, всё рассыпалось. Она
плачет. (Подвести к тому, что можно собрать всё в баночку, пока не сошьём новый
мешочек, но банка заполнена песком и надо его высыпать)
Карточка №33
«Следы на песке»
Цель: учить детей оставлять следы на мокром песке руками, делая различные
отпечатки (следы, ямки, полоски)
Оборудование: подносы с мокрым песком по количеству детей
Ход игры: Путешествие в лес:
- «Идут медвежата» (ребёнок кулачками надавливает на песок)
- «Прыгают зайцы» (кончиками двух пальцев ударяет по поверхности песка)
- «Ползут змейки» (пальчиками делает поверхность песка волнистой, двигаясь в
разных направлениях)
- «Бегут жучки-паучки» (двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых)
Результат:
Карточка №32
«Зайка заболел»
Цель: учить растворять в воде варенье, совершая круговые движения
Оборудование: ёмкость с вареньем, стаканчики с водой, ложки, фартуки и
нарукавники по количеству детей
Ход игры: позвонил зайчик. Он заболел: кашляет и высокая температура, а аптека
не работает. (Подвести к тому, что можно дать воду с вареньем, обратить внимание,
что вода из прозрачной стала не прозрачная)
Карточка №34
«Лужица»
Цель: учить собирать губкой воду, выжимая её в тазик
Оборудование: подносы, губки по количеству детей, тазик, фартуки и
нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры:
Карточка №35
«Во саду ли, в огороде»
Цель: учить пользоваться плоскостными изображениями, втыкать их в сырой
песок
Оборудование: ёмкость с сырым песком, имитирующая огород, плоскостные
фигурки
Ход игры: Дети закрывают глаза, появляется фея с волшебным мешочком, в
котором находятся плоскостные фигурки овощей и фруктов. В мешочке они
перепутались. Дети должны посадить одни в огород, другие - в сад.
Карточка №37
«Наполни формочку»
Цель: учить наполнять формочку с помощью совка, заполнять её полностью
сырым песком
Оборудование: ёмкость с сырым песком, совочки, формочки, подносы по
количеству детей
Ход игры: У совёнка день рождения. Он очень любит печенье. Давайте
Совёнка и «испечём» ему печенье
Карточка №36
«Капитаны»
Цель : учить передвигать по воде предметы, положенные в полиэтиленовые крышки
(«кораблик»), загребая воду руками
Оборудование: тазик с водой, мелкие игрушки, полиэтиленовые крышки, фартуки и
нарукавники на каждого ребёнка
Ход игры: предложить поиграть в капитанов. У каждого капитана свой корабль и
каждый везёт своего пассажира
Карточка №38
.