Напоминание

"Уроки-зачеты"

Автор: Сорокина Лариса Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 города Донской
Населённый пункт: Тульская область, город Донской
Наименование материала: Из опыта проведения уроков
Тема: "Уроки-зачеты"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проведение уроков-зачетов

(из опыта работы)
Урок-зачет – одна из разновидностей уроков обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков в том, что на них выявляется степень усвоения обучающимися теоретического материала, сформированность умений и навыков по определенной теме. Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышение личной ответственности за результаты учебы. Уроки-зачеты я провожу после изучения разделов курса, успешность проведения зависит от подготовительной работы как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Еще до изучения темы, по которой будет проводиться зачет, нужно определить его цели, круг вопросов по теории, подлежащие контролю, формы и виды проверки практических умений. Также из числа хорошо успевающих обучающихся выделяются помощники-консультанты (ассистенты), которые помогают учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформляют листки-задания, рекомендации, готовят на каждого ученика «Лист учета знаний». Консультантов на таких уроках не опрашиваю, а проверяю их знания в течение всех уроков по разделу курса. При этом проверяю и теоретический материал, и практическое его применение. Подготовительную работу провожу и с остальными учениками класса. На первом уроке извещаю о том, что будет урок-зачет, знакомлю с требованиями, формами проверки, даю список литературы, которая может быть использована при подготовке к зачету, памятку с перечнем вопросов, на которые нужно ответить. Практика показывает, что такая подготовка мотивирует обучающихся, организует и дисциплинирует их. Во время проведения зачета задания даются как всему классу, так и группе школьников. Освобождаю от некоторых заданий тех учеников, которые в течение всех уроков показали хорошие знания по определенной теме, они получают индивидуальное задание. На уроке-зачете целесообразно использовать и письменные и устные формы опроса. На «Листах учета знаний» консультанты выставляют оценки. № п/п Фамилия, имя Оценка за выполненное задание Общая оценка 1 2 3 4 5 6 Кроме того на каждом столе лежит памятка, помогающая оценить устный ответ.
Приведу два образца памятки, которыми пользуются мои ученики. Первая для обучающихся 5-7 классов, вторая – 8-9 классов.
План отзыва об устном ответе

I
1.Последовательно, логично ли изложен материал, можно считать ответ развернутым? 2.Удовлетворены ли вы количеством и качеством приводимых примеров? 3.Сделано ли обобщение в конце ответа? 4.В каком стиле дан ответ? 5. Замечания, дополнения.
II
1.Общее впечатление от ответа. 2. Полнота и глубина изложения материала. 3. Логичность, последовательность, убедительность ответа» доказательство выдвигаемых положений. 4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речи. 5.Замечани, дополнения. И в заключение приведу пример подготовки к уроку-зачету по теме «Синтаксис и пунктуация», который провожу в 5 классе. На специальной доске помещаю следующие материалы.
Изучаем новую тему – «Синтаксис и пунктуация»

Синтаксис
(греч. «составление) – раздел грамматики о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, текста.
Пунктуация
– собрание правил постановки знаков препинания.
В результате изучения темы вы должны:

усвоить понятия:
синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, пунктограмма, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обобщающие слова, обращения, прямая речь, сложное предложение;
уметь:
выделять из предложений словосочетания, находить в предложении основу, правильно ставить знаки препинания, выделять кавычками прямую речь;
грамотно писать следующие слова:
синтаксис, пунктуация, повествовательное, восклицательное, побудительное, вопросительное, обращения, обобщающее слово;

научиться
интонационно правильно произносить восклицательные, вопросительные и побудительные предложения; уметь использовать их в речи;
подготовиться к ответу на следующие вопросы:
1.Что изучает раздел науки о языке – синтаксис? 2.Что такое словосочетание? Расскажите о его строении. Приведите примеры. 3.Что такое предложение? Какими бывают предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию в них главных и второстепенных членов? Приведите примеры. 4.Какие знаки препинания тебе известны? Какие из них ставятся в конце предложения? 5. Что такое сказуемое? Какими частями речи может быть выражено? Приведите примеры. 6. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено? Приведите примеры. 7. Что не является грамматической основой? Подтвердите свой ответ примерами. 8.В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? Приведите примеры. 9.Назовите второстепенные члены предложения. Расскажите о их роли в предложении. 10. Каковы основные признаки однородных членов предложения. 11. Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Приведите примеры. 12. Что такое обобщающее слово? Какой знак препинания ставится после него? 13. Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? В каких по цели высказывания предложениях чаще всего используется? Почему? 14. Приведите примеры, когда одно и то же слово выступает то в роли обращения, то в роли подлежащего. 15. Назовите признаки сложного предложения? 16. Приведите примеры, где союз и соединяет части сложного предложения и однородные члены. 17. Что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью, стоящей до и после слов автора. Сорокина Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» города Донской Тульской области