Напоминание

"Формирование коммуникативных умений в аудировании на среднем и старшем этапах обучения"

Автор: Жучкова Светлана Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СШ 118
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование коммуникативных умений в аудировании на среднем и старшем этапах обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование коммуникативных умений в аудировании на

среднем и старшем этапах обучения


Содержание
1. Введение 2. Глава 1. 2.1. Особенности обучения аудированию 2.2. Трудности при обучении аудированию 2.3. Организация обучения аудированию 2.4. Система упражнений на развитие навыков и умений аудирования 3. Глава 2. Практическая часть. Фрагмент урока по обучению аудированию на старшем этапе с применением технологии mini-lecture. 4. Заключение

Введение
Тема данного исследования, формирование коммуникативных умений в аудировании на среднем и старшем этапах обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний, а аудирование - одна из сторон говорения наряду со слушанием. Поскольку в настоящее время английский язык является приоритетным предметом, каждый учитель осознает большую ответственность за знания своих учеников. «Сейчас нужны люди, не просто владеющие иностранным языком, но и способные свободно принимать участие в диалоге культур, бизнесе, политике.» Постоянно растущие требования общества и времени к уровню овладения английским языком ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередование в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке обучающихся. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют этим умением, совсем не секрет. Хотя понимание текста на иностранном языке уже включается в задания для поступления в университеты на факультеты иностранных языков. Именно несформированность аудитивных навыков является часто причиной нарушения общения. Таким образом, научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. По мнению Ляховицкого М.В. ( 27, 10 ) основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной языковой среде. Проведение урока целиком на иностранном языке с использованием
аудиовизуальных и аудитивных средств создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке. В силах учителя сделать трудоемкий процесс обучения аудированию увлекательным, эмоционально-привлекательным, способным поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.
Целью
исследования является нахождение способов формирования устойчивых навыков аудирования на среднем и старшем этапах обучения.
Задачи:
 изучить теоретические основы обучения аудированию  выявить трудности в обучении аудированию и способы их преодоления  изучить систему упражнений на развитие навыков и умений аудирования  рассмотреть формирование навыков аудирования на примере фрагмента урока английского языка в 10 классе с применением технологии mini-lecture
Глава 1.


2.1. Особенности обучения аудированию

Аудирование-
вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. В отличие от говорения, аудирование – рецептивный вид речевой деятельности. Основная форма его протекания – внутренняя, невыраженная. И тем не менее слушающий по каналам обратной связи воздействует на акт коммуникации. Его реакция (мимика, жесты, смех, реплики) оказывают на речь говорящего немедленное влияние. Аудирование является, таким образом, рецептивным видом речевой деятельности. Оно может быть непосредственным ( диалогическое общение, слушание устных высказываний выступающих в аудитории ) и опосредованным ( аудирование радио-и телепередач ). Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называют аудированием. Понятия «аудирование» и «слушание» не синонимичны. Слушание обозначает лишь акустическое восприятие звукоряда, а аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Аудирование выступает в качестве самостоятельного вида речевой деятельности в тех случаях, когда человек слушает:  Различные объявления,  Новости радио и телевидения,  Различные инструкции и поручения,  Лекции,  Рассказы собеседников,  Выступления актеров,  Собеседника по телефонному разговору. Часто, помимо восприятия речи со слуха, человек выполняет и другие действия: наблюдает, говорит, пишет, но в большинстве случаев, для того, чтобы адекватно функционировать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.
На уроке иностранного языка практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, одновременно отрабатываются лексические, грамматические и фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Аудирование как средство обучения обеспечивает знакомство учащихся с новым языковым и речевым материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех других видах речевой деятельности, способствует поддержанию достигнутого уровня владения речью, формирует аудитивные навыки. Провести четкую грань между аудированием как целью и средством обучения сложно, так как в реальной практике эти две функции тесно переплетаются. Аудирование сопровождается такими психическими процессами, как:  Восприятие на слух  Внимание  Узнавание  Сличение языковых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группировка, обобщение, удержание в памяти, умозаключение, т.е. воссоздание чужой мысли и адекватная на нее реакция. На среднем этапе отрабатываются оба вида аудирования – аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания. Главной задачей обучения аудированию на старшем этапе (9 – 11-й классы) является совершенствование ранее сформированных умений и, по необходимости, их коррекция. Аудирование на этом этапе должно успешно осуществляться с однократного предъявления аудиосообщения.
2.2. Трудности при обучении аудированию
Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью
предъявления. Во-вторых, слушающий не в состоянии что-либо изменить, не может приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. У каждого человека есть свой стиль, иногда он слишком научный, а иногда эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями. В- третьих, существует целый ряд объективных трудностей, препятствующий пониманию речи с первого раза. 1. Сложность восприятия речи на слух в одноразовом ее предъявлении. Чтобы преодолеть эту трудность, можно постепенно учить переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, учить снимать барьер одноразовости. 2. Аудирование разных источников информации:  При непосредственном общении с человеком понимание речи облегчается жестами и мимикой ( 80% информации передается невербально )  Использование технических средств, которые создают дополнительные трудности, которые требуют значительного времени для их преодоления  Речь учителя  Речь носителя языка ( диалектические особенности ) Трудности, связанные с разными источниками информации, преодолеваются частично. 3. Трудность, связанная с быстрым темпом диктора, различие в тембре голоса ( высокий голос воспринимается хуже, чем низкий ). Темп воспринимаемой речи не должен превышать темп внутренней речи ребенка. Организуя работу с аудиотекстами, необходимо обращать внимание на уровень становления темпа внутренней речи. 4. Длительность звучания текста. Внимание обучающихся может ослабевать, если длительность текста превышает объем памяти ребенка в данном возрасте. 5. Диалогическая речь воспринимается труднее, чем монологическая, т.к. возникает необходимость дифференциации говорящих. Учащиеся вынуждены проводить дополнительную аналитическо-синтетическую работу. 6. Недостаточное знание большого контекста, предмета речи. Необходим специальный подбор текстов, которые опираются на определенные темы. Причем тексты должны быть информативны.
7. Сложное синтетическое оформление большое количество придаточных предложений, вводных слов. Необходимо точно формулировать задание к тексту с опорой на основное содержание. 8. Наличие незнакомых явлений ( слов, словосочетаний, грамматических конструкций ). Необходимо градуировать трудности при организации процесса обучения, опираясь на догадку детей, знания, речевой опыт, организовывать процесс обучения преодоления трудностей, ставить целью формирование умений преодолевать трудности. 9. Необходимость удерживать в памяти текст как в целом, так и его частей. Можно прослушать текст 2 или 3 раза, но с постановкой новой задачи. Можно организовать обсуждение текста по частям с последующим обобщением всего услышанного.
2.3. Организация обучения аудированию
Обучение аудированию- это хорошо организованная программа действий. Действия выделяются:
 На уровне предложения  На уровне развернутого текста  Распознавание сообщения
на уровне предложения
построено  На сверхфразовом уровне 1. на полностью знакомом языковом материале . Возможные упражнения:  Реагирование на сообщение учителя с помощью сигнальных карт  Вербальное или невербальное реагирование на команды учителя  Реакция с помощью оценочных суждений  Распознавание начала сообщения и его завершение  Воспроизведение целиком названных учителем фраз При выполнении данных упражнений тренируется механизм прогнозирования и языковая догадка. 2.
На сверхфразовом уровне
возможны следующие упражнения:  Арифметические задачи на слух  Микродиалоги с последующим определением характера взаимодействия партнеров На данном уровне необходимо знакомить учащихся с коммуникативными видами диалогов: расспрос, обмен мнениями, диалогические волеизъявления. 3.
На уровне развернутого текста
:  Распознавание связного монологического текста, построенного на полностью знакомом материале. В ходе прослушивания и после него текст делится на смысловые части, выделяются информативные точки.  Распознавание текста, предполагающее совершенствование механизма антиципации  Распознавание диалогического текста  Распознавание текста, построенного в основном на знакомом материале, но с выделением специальных помех, которые нельзя преодолеть на основе догадки

2.4. Система упражнений на развитие навыков и умений аудирования
Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. навыков узнавания и понимания слов, словосочетаний, грамматического оформления ЛЕ разного уровня в словосочетаниях, предложениях , связных текстов. Аудитивное умение- понимание связного текста. Большинство методистов подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его
механизмов. Речевые представляют собой управляемую речевую деятельность , поскольку они обеспечивают практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагают смысловое восприятие речевого произведения в условиях, приближенных к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания. Примеры подготовительных упражнений:  Послушайте слова и поднимите руку ( сигнальную карточку ), если в слове звучит долгий/краткий/глухой/звонкий звук;  Послушайте предложения и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;  Послушайте предложения и выберите те, которые соответствуют картинке; Большую роль играют упражнения в повторении слов, словосочетаний, фраз, текстов. Р.К.Миньяр-Белоручев называет этот тип предложений базовыми, т.к. они способствуют отработке таких важных механизмов аудирования, как речевой слух, память , артикулирование, вероятностное прогнозирование. Особое место занимает упражнение в повторении расширяющихся синтагм ( «снежный ком» ). Следует отметить, что деление упражнений в соответствии с формируемыми механизмами условно, поскольку аудирование – это единый, спонтанный процесс, в ходе которого учащиеся осуществляют все действия смысловой переработки информации. В целом, подготовительные упражнения основаны на осознаваемой учениками аналитико-синтетической деятельности, в результате выполнения которой формируются и развиваются механизмы аудирования. Речевые упражнения часто называют упражнениями в собственно аудировании, которые выполняются на уровне законченного речевого целого, т.е. развернутого текста. Примеры речевых упражнений:  Послушать и понять, кто или что имеется в виду;  Озаглавить прослушанное;
 Разбить аудиотекст на смысловые куски;  Записать основное содержание в виде ключевых слов. Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования ( глобальное, селективное, детальное ). Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа ( Соловова Е.Н. ): 1. До прослушивания 2. Во время прослушивания 3. После прослушивания
Глава 2.

Практическая часть. Фрагмент урока по обучению аудированию на

старшем этапе с применением технологии mini-lecture.


Конспект урока по английскому языку (mini-lecture) Жучковой Светланы

Александровны, учителя английского языка МОУ СШ 118

Класс:
10
Тема урока
: «Environmental protection»
Продолжительность:
40 минут
Тип урока
: комбинированный
Цели урока:
 Обобщение, систематизация полученных сведений по теме и приведение их в логическую систему  Развитие навыков аудирования и говорения  Формирование опыта выделения ключевых слов из текста
Задачи урока
:  Активизировать употребление ЛЕ, практиковать в аудировании и устной речи  Повторение учебного материала  Развитие умения слушать текст с целью извлечения общей и детальной информации
Оборудование:
учебник ( Spotlight 10 ), раздаточный материал по теме, доска, мел.

Ход урока:

1 этап: Приветствие, постановка задач и объяснение темы.

2 этап: Развитие лексических навыков. Увеличение объема используемых

лексических единиц.

3 этап: Развитие навыков аудирования

4 этап: Подведение итогов. Завершение урока.
Procedure Teacher’s activities Students’ activities ( УУД ) Greeting a class Introduction Pre-listening -Good morning! Glad to see you. -How are you today? So, let’s start our lesson. (речевая зарядка ) -What do you think of when you here the following words and word combinations? Energy consumption, excessive packaging, recycling, paper consumption, waste, car exhaust fumes. -So, what is the theme and the aim of our lesson? -Yes, we’ll speak about environmental protection and practice in listening and speaking. -Take your activity sheets and answer the following questions: 1. What are the main ecological problems the planet is facing nowadays? 2. What are the possible ways of solving these problems? ( list your ideas ) -Change your sheets with your Регулятивные УУД ( прогнозирование ) Общеучебные УУД (умение строить речевое высказывание ) Регулятивные УУД
partner and check up each other. -Now, let’s revise our active vocabulary on the topic “Nature Protection”. Listen to my definitions and guess the words. ( Приложение 1 ) -Now I’m going to give you some handouts. I want you to do exercise 1. ( Приложение 2 ) (контроль) Коммуникативные УУД ( умение работать в паре ) While-listening -Now that we have discussed what the main environmental problems are and revised your active vocabulary, we are going to find the ways out. I’d like you to listen to the text attentively and be ready to do the tasks. ( The text is divided into 4 parts ) You may make notes while listening. The 1 st part (Choose to reuse) Can you tell me what the main idea of this part is? What are the key words you have written down? Can you list them? The 2 nd part ( Turn it down or switch it off. Be a lean, green shopping machine ) -Now that you have listened to the 2 nd part I’d like you to do exercise 2 in your handouts. Then compare your answers with your partner. The 3d part ( Put packaging on a diet ) -What’s the main idea of this part? I want you to make up word combinations in exercise 3 in your handouts. -Now, make up your own sentences using the following word combinations. The 4 th part (Save on paper. Get others involved ) -Name the key words you ‘ve heard in this part. -Do exercise 4 in your handouts, please. Общеучебные УУД ( умение извлекать информацию из прослушанного текста ) Коммуникативные УУД ( умение работать в паре )
Post-listening The end of the lesson. Giving home task. -Now I’d like you to divide into groups of 4. Each of you makes up a question to the text you have just heard and asks your partners . -We have some more minutes left and I want you to do the quiz: “How environmentally aware are you?” ( Приложение 3 ) -Have you learnt anything new at the lesson? -How should we treat the earth? -Our lesson is over and I’m very pleased with your work today . Your marks for the lesson are… -For the next lesson I want you to divide into groups of 3 or 4 and prepare a mini-lecture for your classmates on the following topics: - Let us save trees! - Global warming and its consequences. - Protect endangered animals! -Good-bye. See you on Saturday. Коммуникативные УУД ( умение работать в группе ) Личностные УУД ( способность выработать свою жизненную позицию в отношении защиты окружающей среды )
Приложение 1.

Definitions:
- The act of using energy, food or material ( consumption ) - Everything that is around or near smb./smth ( environment ) - Greater than what seems reasonable or appropriate ( excessive ) - To cover smth. Completely in paper or other material, for example, when you are giving it as a present ( wrap ) - To wash smth. with clean water only without soap ( rinse ) - Materials that are no longer needed and are thrown away ( waste ) - The act of letting a gas, chemical, etc. come out of the container where it has been safely held ( release ) - Smth. that can be used again ( reusable ) - A glass part that fits into an electric lamp to give light when it is switched on ( light bulb ) - A thing that replaces smth., especially when the first thing is old or broken ( replacement )

Приложение 2.

Exercise 1.

Complete the sentences with the words from the list in the correct form:

Rinse, replace, release, campaign, encourage, energy, swap, wrap, decompose, create
1. There wasn’t enough water left for her to … the shampoo out of her hair. 2. Our teachers … us to use recycled paper. 3. Traffic jams … both air and noise pollution. 4. He … her birthday present in recycled paper. 5. I feel very tired; I don’t think I have the … to play football this evening. 6. People in our neighbourhood have started a paper recycling … . 7. My brother likes to … comics with his friends. 8. When substances …, they break down into different chemicals. 9. She was a wonderful teacher. It will be difficult to … her. 10. They opened the cage and … the animals.
Exercise 2.

Fill in the gaps:

1.
Always … the lights when you leave an empty room. ( switch off )
2.
… the heating and … warmer clothes if you’re cold. ( turn down/put on )
3.
Only buy what you really … and use all of it. ( need )
4.
At the supermarket avoid buying things you do not need by writing a … . ( shopping list )
5.
Try the … rule – only buy it if you still want it 30 days after you first saw it. ( 30-day )
6.
You should also take your own bags to put the … in. ( shopping )
Exercise 3.

Make up word combinations:
1. Simple a. lunch 2. Silver b. bag 3. Carton c. of juice 4. Reusable d. packaging 5. Plastic e. lunchbox 6. Packed f. paper
Exercise 4.

Match the words to their synonyms:
1. Cut down on a. exchange 2. Swap b. produce 3. Come up c. think of 4. Encourage d. reduce 5. Create e. support

Приложение 3.

The quiz

“How environmentally friendly are you?”
1. You are packing your lunch for school. What do you pack? a. A sandwich and a banana in a reusable container b. A sandwich in a plastic bag and a packet of crisps c. 2 packets of biscuits 2. What do you do with empty bottles? a. Rinse them out and use them to store other things b. Return them to the supermarket c. Throw them in the rubbish bin 3. How often do you choose products which contain recycled materials? a. Sometimes b. Never c. Always 4. You eat a bar of chocolate in the street. What do you do with the wrapper? a. Drop it on the pavement b. Save it for recycling c. Put it in a litter bin 5. Do you always switch off the light when you leave an empty room? a. Sometimes b. Always c. Never 6. When your old jeans have got holes in the knees you a. Throw them away b. Make new shorts out of them c. Give them to someone who needs them

Заключение
В данной работе был исследован сам процесс аудирования, способы обучения ему как одному из труднейших и важнейших видов речевой деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Также, при использовании изучения методической и психолого- педагогической литературы была изучена методика обучения аудированию, которая основывалась на положении о возможности обучения аудированию, одновременно используя его и как цель и как средство. Таким образом, владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс трудный, то в школах нужно уделять большее внимание данному виду речевой деятельности. Очень важно повышать мотивацию учащихся к пониманию иностранной речи на слух. Ведь к совершенствованию процесса аудирования есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения.

Список использованной литературы
1. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П.К. Бабинская, Т.М. Леонтьева, А.Ф. Будько. – 3 - е изд. – М.: Тетра Систем, 2005. 2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д.Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. 3. Гез Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 4. Елухина Н. В., Каспарова М. Г. Подготовка учебного текста для аудирования / Иностранные языки в школе № 2 2005 5. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 6. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Енамива. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 7. Кузьменко О.Д. Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в школе и вузе./ М., 2003. 8. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / С.И. Пассов. - М.: Лексис, 2003. 9. Следников Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Дис. … канд.пед.наук. М.,2000. 10. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ.ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.