Автор: Сорокина Лариса Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 города Донской
Населённый пункт: Тульская область, город Донской
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Как я работаю над сочинениями малых жанров"
Работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать
свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность мышления,
развивать свою речь и готовиться к предстоящей выпускникам итоговой аттестации.
Но общеизвестно, что дети не очень любят писать сочинения, да и учителю порой
приходится читать бесцветные и скучные опусы учеников, к тому же списанные с
Интернета. Как же сделать так, чтобы родной язык стал средством самореализации,
творческим проявлением своего «я»?
Пересмотрев множество методической литературы, я нашла методику обучения
написание сочинений малой формы. И теперь такую форму работы я применяю с 5-го
класса.
Сочинения малой формы – миниатюры имеют следующие преимущества: небольшой
объем (0.5 страницы тетради на 7-10 минут в начале или в конце урока), характер
содержания: обычно это отклик на что-то.
Охарактеризую сочинения по степени их завершенности. Во-первых, зарисовки
(набросок) – небольшой текст, создаваемый обучающимися с целью приобретения
речевых умений. Внимание, при этом, фиксируется на каких-то определенных сторонах
наблюдаемого объекта. Например, «Снег» - внимание сосредоточено на отдельной детали
этого явления.
Во-вторых, этюд – сочинение небольшого объема, текст которого составит часть
будущего большого сочинения. Например, «Снег» - тема этюда как речевого
высказывания, которое стало частью большого сочинения-описания на тему зиму.
В-третьих, миниатюра – небольшое сочинение, которое предусматривает
завершенный характер. Например, тема «Снег» - предполагает завершенный текст,
который дети пишут по своим личным наблюдениям.
Такие сочинения могут быть как классными, так и домашними. У каждого свои
преимущества: первые интересны спонтанностью высказывания, вторые дают
возможность совершенствовать текста. Моим ученикам больше нравится работа, которая
проводится в классе, да и мне интересно читать их импровизации, в которых раскрывается
их индивидуальность.
Результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой
компетенции обучающихся. Для уроков, на которых школьники пишут сочинения малой
формы, характерен широкий познавательный фон: дети пристальнее присматриваются к
окружающему миру, посещают библиотеку.
Эти уроки обеспечивают ролевое разнообразие в учебной деятельности, т.к. при
работе над текстом миниатюр их роли меняются: то они творцы (когда пишут сами), то
слушатели (когда слушают сочинения одноклассников), то рецензенты или критики (когда
высказывают свое мнение о сочинении товарища).
Важен каждый этап в работе над сочинениями: настрой на творчество, создание
текста, прочтение, рецензирование. Активность школьников на всех этапах – показатель
интеллектуального их развития.
Расскажу о некоторых приемах, которые я использую в своей работе над
сочинениями-миниатюрами.
Прием сотрудничества. Задана определенная тема, текст создается всеми вместе.
Получается коллективное сочинение. При этом своевременно исправляются недостатки в
оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы.. По
завершении работы текст выразительно прочитывается. Преимущество коллективного
сочинения в том, что оно помогает найти школьнику форму самовыражения. Если одному
трудно передать словами то, что он увидел и почувствовал, то помогут товарищи.
Задания для коллективной работы:
1.
Рядом с дорожкой, по которой дети идут в школу растет клен. Как он красив
осенью.
2.
Из окон школы видны два памятника (А.С. Пушкину и В.В. Маяковскому).
Предлагаю ученикам описать, о чем могут думать поэты, заглядывая в окна
кабинета.
3.
По окнам неожиданно забарабанил сильный дождь (пошел первый снег). Обращаем
на него внимание – какой дождь? Дети рассказывают о нем
4.
Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они
увидели во дворе школы.
5.
Скоро весна, все тает, с крыши свесились сосульки. Ученики описывают, какие они,
что думают, о чем разговаривают. И т.п.
Монологический рассказ-импровизация – следующий прием, который особенно
нравится моим ученикам. Предлагаю им «одушевить» предмет, рассказать о себе от 1-го
лица. Лаконичная форма такого рассказа помогает найти «изюминку», которая вызывает
общий интерес. Пятиклассники охотно фантазируют на темы природы: «Я лопух», «Я
ромашка», «Я крапива», Я сосулька», «Я лист клена» и т.п. Пример сочинения: «Я
ромашка, такая беленькая, чистенькая, с солнышком посередине, которое греет мои
лепестки. У меня высокий крепкий стебелек и резные листики. С виду я, может, и не
красавица, зато добрая простая». Дети с интересом пишут на такие темы и с интересом
слушают.
В 6-8 классах удачными бывают сочинения по первой сроке писателя. Условие такой
работы – соответствие указанному фрагменту из произведения мастера. В качестве текстов
полезны миниатюры К. Паустовского, М. Пришвина о природе. Например, такие:
1.
Все цветет.
2.
Время летит, моргнуть не успел
3.
Вошел в мокрый лес.
4.
Осенью в листопад глаза разбегаются
5.
Ночью выпал снег.
6.
Опять блистательное утро.
7.
Сирень цветет.
8.
Никогда не поздно посадить дерево.
После написания прочитываются 2-3 работы обучающихся, а затем знакомимся с
текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие
авторского текста.
В заключение хочу сказать, что такие творческие работы – экономное,
многофункциональное и эффективное средство формирование языковой и
коммуникативной компетенции обучающихся. Методически обоснованное использование
сочинений малой формы – один из путей усиления речевой направленности уроков
русского языка. К чему нас, учителей, и нацеливают федеральные государственные
стандарты 2-го поколения.
Сорокина Л. И., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №5» города Донской Тульской области
2015 год