"Как я работаю над сочинениями малых жанров"

Автор: Сорокина Лариса Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 города Донской
Населённый пункт: Тульская область, город Донской
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Как я работаю над сочинениями малых жанров"
Дата публикации: 08.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Как я работаю над сочинениями малой формы


Работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность мышления, развивать свою речь и готовиться к предстоящей выпускникам итоговой аттестации. Но общеизвестно, что дети не очень любят писать сочинения, да и учителю порой приходится читать бесцветные и скучные опусы учеников, к тому же списанные с Интернета. Как же сделать так, чтобы родной язык стал средством самореализации, творческим проявлением своего «я»? Пересмотрев множество методической литературы, я нашла методику обучения написание сочинений малой формы. И теперь такую форму работы я применяю с 5-го класса. Сочинения малой формы – миниатюры имеют следующие преимущества: небольшой объем (0.5 страницы тетради на 7-10 минут в начале или в конце урока), характер содержания: обычно это отклик на что-то. Охарактеризую сочинения по степени их завершенности. Во-первых, зарисовки (набросок) – небольшой текст, создаваемый обучающимися с целью приобретения речевых умений. Внимание, при этом, фиксируется на каких-то определенных сторонах наблюдаемого объекта. Например, «Снег» - внимание сосредоточено на отдельной детали этого явления. Во-вторых, этюд – сочинение небольшого объема, текст которого составит часть будущего большого сочинения. Например, «Снег» - тема этюда как речевого высказывания, которое стало частью большого сочинения-описания на тему зиму. В-третьих, миниатюра – небольшое сочинение, которое предусматривает завершенный характер. Например, тема «Снег» - предполагает завершенный текст, который дети пишут по своим личным наблюдениям. Такие сочинения могут быть как классными, так и домашними. У каждого свои преимущества: первые интересны спонтанностью высказывания, вторые дают возможность совершенствовать текста. Моим ученикам больше нравится работа, которая проводится в классе, да и мне интересно читать их импровизации, в которых раскрывается их индивидуальность. Результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции обучающихся. Для уроков, на которых школьники пишут сочинения малой формы, характерен широкий познавательный фон: дети пристальнее присматриваются к окружающему миру, посещают библиотеку. Эти уроки обеспечивают ролевое разнообразие в учебной деятельности, т.к. при работе над текстом миниатюр их роли меняются: то они творцы (когда пишут сами), то слушатели (когда слушают сочинения одноклассников), то рецензенты или критики (когда высказывают свое мнение о сочинении товарища).
Важен каждый этап в работе над сочинениями: настрой на творчество, создание текста, прочтение, рецензирование. Активность школьников на всех этапах – показатель интеллектуального их развития. Расскажу о некоторых приемах, которые я использую в своей работе над сочинениями-миниатюрами. Прием сотрудничества. Задана определенная тема, текст создается всеми вместе. Получается коллективное сочинение. При этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы.. По завершении работы текст выразительно прочитывается. Преимущество коллективного сочинения в том, что оно помогает найти школьнику форму самовыражения. Если одному трудно передать словами то, что он увидел и почувствовал, то помогут товарищи. Задания для коллективной работы: 1. Рядом с дорожкой, по которой дети идут в школу растет клен. Как он красив осенью. 2. Из окон школы видны два памятника (А.С. Пушкину и В.В. Маяковскому). Предлагаю ученикам описать, о чем могут думать поэты, заглядывая в окна кабинета. 3. По окнам неожиданно забарабанил сильный дождь (пошел первый снег). Обращаем на него внимание – какой дождь? Дети рассказывают о нем 4. Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они увидели во дворе школы. 5. Скоро весна, все тает, с крыши свесились сосульки. Ученики описывают, какие они, что думают, о чем разговаривают. И т.п. Монологический рассказ-импровизация – следующий прием, который особенно нравится моим ученикам. Предлагаю им «одушевить» предмет, рассказать о себе от 1-го лица. Лаконичная форма такого рассказа помогает найти «изюминку», которая вызывает общий интерес. Пятиклассники охотно фантазируют на темы природы: «Я лопух», «Я ромашка», «Я крапива», Я сосулька», «Я лист клена» и т.п. Пример сочинения: «Я ромашка, такая беленькая, чистенькая, с солнышком посередине, которое греет мои лепестки. У меня высокий крепкий стебелек и резные листики. С виду я, может, и не красавица, зато добрая простая». Дети с интересом пишут на такие темы и с интересом слушают. В 6-8 классах удачными бывают сочинения по первой сроке писателя. Условие такой работы – соответствие указанному фрагменту из произведения мастера. В качестве текстов полезны миниатюры К. Паустовского, М. Пришвина о природе. Например, такие: 1. Все цветет. 2. Время летит, моргнуть не успел 3. Вошел в мокрый лес. 4. Осенью в листопад глаза разбегаются 5. Ночью выпал снег. 6. Опять блистательное утро. 7. Сирень цветет. 8. Никогда не поздно посадить дерево.
После написания прочитываются 2-3 работы обучающихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста. В заключение хочу сказать, что такие творческие работы – экономное, многофункциональное и эффективное средство формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся. Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из путей усиления речевой направленности уроков русского языка. К чему нас, учителей, и нацеливают федеральные государственные стандарты 2-го поколения. Сорокина Л. И., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» города Донской Тульской области 2015 год