Автор: Марчук Анна Раифовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ" пст. Якша (дошкольные группы)
Населённый пункт: пст. Якша Троицко-Печорский район Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровье и физическое развитие"
Картотека " Коми подвижных игр "
Использование игровых приёмов на занятиях позволит педагогу планировать разные виды
двигательной деятельности с учётом их интенсивности и сложности, а также обеспечивать
активный отдых за счёт рационального распределения мышечной нагрузки. Речитатив в
играх стимулирует речевую активность детей в процесе двигательной деятеньности и
развивает умение согласовать речь с движением.
Предлалаю вам картотеку " Коми подвижных игр " подобранную с учётом регионального
компонента .
Стой, олень!
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается
пастух. Получив палочку, становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень! »
все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих,
коснуться его палочкой и сказать: «СТОЙ, олень! ». Тот, кого коснулась палочка, отходит в
сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры:
Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень! ». Осаленные отходят в условленное
место. Салить надо осторожно.
Невод.
Играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и
помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5—2 м от хоровода
устанавливают четыре украшенных лентами шеста. «Рыба», пробравшись сквозь невод
(под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не
догнали и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она
возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.
Правила игры:
Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг
нельзя.
Охота на оленей.
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии
1, 5м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого
ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.
Правила игры:
Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться
правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по
сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.
Варианты: Ловить одного оленя, т. е набрасывать арканы на одни рога, могут сразу
несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу. Для
усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды,
которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий
сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.
Ловля оленей.
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся
внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу
ведущего «Раз, два, три — лови! » пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают
от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти
повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры:
Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих.
Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Мышь и угол.
Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов
недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по
середине комнаты и повторяет:
-Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает
за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.
-Кто засмеется?
Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную
мельницу и вращаясь по кругу, приговаривают:
-Из собственных рук ручка жернова
У кого первым покажутся зубы-
Тому десять щелчков. ТЬФУ! ТЬФУ!
После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и
первым засмеется – щелчок по лбу.
Кукушка
.
С помощью считалки выбирают водящего – кукушку, завязывают глаза, остальные
становятся в круг и поют:
К нам кукушка в огород
Залетела и поет
Эй, кукушка, не зевай
Кто окликнул, отгадай.
Все замолкают. Кто-то из игроков скажет любое слово, стараясь изменить голос. Если
угадает правильно, то становится в круг. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
В медведя.
Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в
центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом
поют:
Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.
Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.
Вариант:
Мишка, мишка, медведь
Собираем бруснику
Мишка, мишка, медведь
Собираем голубику
Ягодки берем, медведю не даем
Было всем нам весело, медведь не смог догнать,
Пойдем опять в лес ягоды собирать.
Маленький воробышек (Ичтик пышкай) .
Дети становятся в круг. В центре – маленький воробышек похаживает по кругу. Остальные
водят хоровод и поют:
У маленького воробышка животик болит.
Где ты был, где летал, маленький воробышек?
У маленького воробышка головка болит
Где ты был, где летал, маленький воробышек?
Воробышек изображает движения «больного», слова можно менять.
Воробышек.
По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг
и поют:
Прилетел к нам воробей и запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает
правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то
продолжает водить дальше.
Слепой горань.
У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на
месте, его спрашивают: «Горань, моя горань! Куда пойдешь: за черникой или земляникой? »
Независимо от ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает
искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Во время вращения можно
приговаривать приговорки:
Шапка-татарка, глаза закрыты,
Если хочешь ищи, но только не поймаешь!
Ступу поймай, пест поймай, А меня не поймай!
Игра с веревкой.
Игроки обеими руками хватаются за веревку, который образует круг. Водящему в середине
круга надо в удобный момент дотронутся до чьей – то руки. Игрок. Чтобы не попасться, не
отпуская одной руки от веревки, отскакивает назад или отпускает руки. Кого осалят, тот
становиться водящим.
Кошка, бабушка и горшки для сметаны.
Из игроков выбирают «кошку», «бабушку», остальные становятся «горшками для сметаны»
и садятся на корточки в круг. Бабушка отходит в сторону - уходит спать. За время ее сна
«кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает сидящих игроков. Когда бабушка
просыпается и видит проделки «кошки», начинает гоняться за ней по кругу. Догоняя, ей
обязательно надо поднимать опрокинутые «горшки». Если бабушка поймает «кошку», они
меняются местами или выбирают новых.
Два оленя.
Игроки встают в колонну друг за другом парами, держась за руки. Водящий стоит спиной к
парам. Последняя пара по сигналу выбегает, чтобы обежать водящего с обеих сторон ряда
и взяться за руки. Водящему надо поймать одного из них. Кто остается без пары, тот водит.
Вновь образованная пара встает (позади) остальных, а последняя пара снова бежи