Напоминание

"Постэмбриональный период развития организмов"

Автор: Барон Анастасия Олеговна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: БПОУ ВО "Вытегорский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Вытегра, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Постэмбриональный период развития организмов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОДГОТОВИЛ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

БАРОН А.О.

Постэмбриональный период

развития организмов


Актуализация знаний
Ответьте на вопросы: 1)Что такое онтогенез? 2)Что такое зигота? 3)Чем заканчивается период дробления? 4)Что такое бластула, бластомеры? 5)Как называется вторая стадия развития зародыша? 6)Чем заканчивается гаструляция? 7)Что такое зародышевые листки? Назовите их. Перечислите органы, которым они дают начало.

Постэмбриональный период развития
 В момент рождения или выхода организма яйца из лицевых оболочек заканчивается эмбриональный период развития и начинается постэмбриональный период развития. Существует 2 вида постэмбрионального развития: прямое и непрямое

Типы развития организмов


Задание
Воспользовавшись распечаткой, составьте рассказ о непрямом развитии капустной белянки и прудовой лягушки

Насекомые с неполным

превращением
 У таракана, и у представителей некоторых других групп насекомых (поденки, стрекозы, богомолы, веснянки, прямокрылые, уховертки, вши, равнокрылые), развитие происходит с неполным превращением.

Насекомые с неполным

превращением
 Это означает, что из яиц появляются личинки — маленькие насекомые, внешне очень похожие на родителей.  Они отличаются от взрослых насекомых меньшей величиной, отсутствием крыльев и неразвитостью половой системы.  Личинки несколько раз линяют, растут с каждой линькой и все больше и больше становятся похожими на взрослых насекомых.  Со временем они становятся половозрелыми, и у них полностью формируются крылья. После этого насекомые больше не растут.

Насекомые с неполным

превращением
Таким образом, насекомое с неполным превращением проходит в своем развитии три стадии: яйцо >> личинка >> взрослое насекомое

Насекомые с полным превращением
 У насекомых с полным превращением личинки совсем непохожи на взрослых особей. Таковы личинки бабочек, жуков, мух, ос, муравьев.  У этих личинок отсутствуют сложные глаза, имеются только простые глазки, или органы зрения совсем отсутствуют; тело чаще всего червеобразное (гусеницы бабочек).  Нередко отсутствуют усики, нет крыльев.  Личинки насекомых с полным превращением несколько раз линяют, растут. Достигнув предельных размеров, личинка превращается в куколку — это еще одна стадия развития, обычно неподвижная, промежуточная между личинкой и взрослым насекомым.

Насекомые с полным

превращением
 У насекомых с полным превращением личинки часто обитают совсем в других местах и питаются иной пищей, чем взрослые животные. Так, гусеницы (личинки бабочек) питаются зелеными частями растений, ротовой аппарат у них грызущий. Взрослые бабочки питаются нектаром цветков, и ротовой аппарат у них сосущий.  Мошки сосут кровь млекопитающих, а их личинки живут в проточной воде рек и улавливают сносимые течением мелкие органические частички.  Различие в местах обитания и в питании взрослых насекомых и их личинок исключает конкуренцию между разными стадиями одних и тех же видов. Большинству видов насекомых свойственно развитие с полным превращением.

Насекомые с полным

превращением
Таким образом, насекомые с полным превращением проходят в своем развитии четыре стадии: яйцо >> личинка >> куколка >> взрослое насекомое

Что такое метаморфоз, его значение

Метаморфоз
– это глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь.  Значение метаморфоза заключается в том, что личинки могут самостоятельно питаться и растут, накапливая клеточный материал для формирования постоянных органов, свойственных взрослым животным. Кроме того, свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических животных играют важную роль в расселении вида, в расширении ареала их обитания.

Зависимость продолжительности жизни от длительности

периода беременности и достижения половой зрелости у

млекопитающих


Вывод
 Постэмбриональное развитие в основном сводится к росту, половому созреванию и репродукции.  Чем продолжительнее жизнь организма, тем позже наступает половозрелость, и тем дольше протекает беременность.

Вопросы для закрепления
1. В чем заключается значение метаморфоза? 2. Можно ли считать непрямое развитие более примитивным, чем прямое?

Домашнее задание
1)Читать записи в тетради 2)Привести примеры различия среды обитания и объектов питания у взрослых особей и их личинок

Список литературы
 Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.: ил.