Напоминание

"Тренинг как одно из условий формирования коммуникативной культуры педагога"

Автор: Викторова Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: г.Новоуральск Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Тренинг как одно из условий формирования коммуникативной культуры педагога"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тренинг как одно из условий формирования коммуникативной культуры педагога. В современных условиях возрастает роль коммуникативной культуры личности, особенно личности педагога, как фактора устойчивого развития и гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Коммуникативная культура как предмет научно-педагогических исследований изучается сравнительно недавно -- в 70 -- 80-е гг. XX в.. Данной проблеме посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик , Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми ( А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.). Необходимость в изучении данного вопроса вызвана тем, что сфера педагогической деятельности, также как и другие области профессионального труда, в эпоху интенсивного развития научно- технической цивилизации стала настолько динамичной, что знания и практические умения педагога нуждаются в постоянном пополнении и совершенствовании. Коммуникативная культура является необходимым социально- психологическим условием достижения педагогического мастерства и
успешной профессиональной деятельности педагога. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек. Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с учащимися, родителями, коллегами. Поэтому как специалист системы «человек-человек» он должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие определенных знаний, умений, способностей. Существует достаточно много путей развития коммуникативной культуры педагога:  Тренинг педагогического общения  Социально-педагогический тренинг  Рефлексопрактика  Групповая дискуссия  Ситуационно-ролевые игры  Коммуникативный креатив и т.д. В нашем учреждении МАУ ДО «ЦВР» наиболее часто используется форма коммуникативного тренинга. В течение нескольких лет в учреждении проводятся такие тренинги как «Сильные и слабые слова», «Искусство убеждения», «Чтобы не сгореть (профилактика профессионального выгорания)», «Барьеры общения». Основной целью данных тренинговых занятий является развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стресоустойчивости, психологической защиты; развитие умения слушать партнёров; контролирование эмоций, расширение лексикона и тезауруса; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров. Для педагогов тренинг выступает как обучающая система и выполняет определенные функции: дидактическую, воспитательную, развивающую, профессиональную. В процессе тренинга человек получает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия, опыт профессионального общения.
Развивающий эффект тренинга проявляется, прежде всего, в качественных изменениях личности. Деловые качества совершенствуются благодаря тому, что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования разнообразных профессиональных знаний и умений. Тренинг проводится в групповой форме, а это позволяет охватить три важных аспекта развития личности педагога - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный
аспект связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации, о себе, новых требованиях к личности педагога.
Эмоциональный
аспект касается переживания полученной информации, позволяет снять эмоциональное напряжение, снять риск профессионального выгорания.
Когнитивный или поведенческий
аспект – в процессе тренинговых упражнений педагог примеряет на себя множество новых ролей, приобретает навыки общения, овладевает новыми приемами общения. Обучающий эффект тренинга для самого педагога идет в трех сферах:  Дает знания о способах общения и использование их в практической деятельности (в процессе занятий, составлении программ)  Делает процесс взаимодействия с другими людьми (обучающимися, родителями, коллегами) более эффективным  Формирует представление об коммуникативных способностях как о нравственной ценности. Обучение в процессе тренинга носит еще и творческий характер, потому что педагогу не задают определенный стереотип поведения, а предлагают самому найти наилучший вариант, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям. В решении проблемы совершенствования коммуникативной культуры педагога важен не только факт овладения культурно-педагогическим наследием, но и рассмотрение педагога как носителя сознательного отношения к миру ценностей в процессе коммуникативной деятельности. Самореализация личности в педагогической деятельности, постоянное стремление к педагогическому поиску и самосовершенствованию являются
основными условиями процесса совершенствования коммуникативной культуры педагога, который предполагает применение таких методов, при котором возможно межличностное взаимодействие. В связи с этим коммуникативный тренинг в наибольшей степени соответствует развитию, формированию и совершенствованию коммуникативной культуры. Список используемой литературы. 1. Антропова, Л. Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии в условиях дополнительного образования : автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Антропова. - Челябинск, 1999. - 18 с. 2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие / И.В. Вачков. - [ 2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Ось-89, 2000. - 223 с. 3. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И.И. Зарецкая. - М.: Мзд. Фирма «Сентябрь», 2002 г. - 159 с. 4. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. / В.А. Кан- Калик -- М.: Просвещение, 1987.-- 190 с. 5.. Петрусинский, В.В. Искусство общения в играх / В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова. - М.: Владос, 2007. - 157 с. 6. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Мн.: Беларуская навука, 1998. - 25 с.