"Тренинг как одно из условий формирования коммуникативной культуры педагога"
Автор: Викторова Людмила Александровна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: г.Новоуральск Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Тренинг как одно из условий формирования коммуникативной культуры педагога"
Тренинг как одно из условий формирования коммуникативной культуры
педагога.
В современных условиях возрастает роль коммуникативной культуры
личности, особенно личности педагога, как фактора устойчивого развития и
гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром.
Коммуникативная культура как предмет научно-педагогических
исследований изучается сравнительно недавно -- в 70 -- 80-е гг. XX в..
Данной проблеме посвящено значительное количество исследований, анализ
которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это
определение структуры и условий формирования коммуникативных умений
педагога (В. А. Кан-Калик , Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А.
А.
Леонтьев и
др.).
Другим направлением является исследование проблемы
взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (
А.
А.
Бодалев,
С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен
только в условиях достаточно полного взаимопонимания между
общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий
и приемов.
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы,
реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по
проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).
Необходимость в изучении данного вопроса вызвана тем, что сфера
педагогической деятельности, также как и другие области
профессионального труда, в эпоху интенсивного развития научно-
технической цивилизации стала настолько динамичной, что знания и
практические умения педагога нуждаются в постоянном пополнении и
совершенствовании.
Коммуникативная культура является необходимым социально-
психологическим условием достижения педагогического мастерства и
успешной профессиональной деятельности педагога. Развитие навыков
общения представляет собой процесс овладения культурными
инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые
выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той
социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек.
Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий
разнообразные и многоплановые отношения с учащимися, родителями,
коллегами. Поэтому как специалист системы «человек-человек» он должен
обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие
определенных знаний, умений, способностей.
Существует достаточно много путей развития коммуникативной культуры
педагога:
Тренинг педагогического общения
Социально-педагогический тренинг
Рефлексопрактика
Групповая дискуссия
Ситуационно-ролевые игры
Коммуникативный креатив и т.д.
В нашем учреждении МАУ ДО «ЦВР» наиболее часто используется
форма коммуникативного тренинга. В течение нескольких лет в учреждении
проводятся такие тренинги как «Сильные и слабые слова», «Искусство
убеждения», «Чтобы не сгореть (профилактика профессионального
выгорания)», «Барьеры общения».
Основной целью данных тренинговых занятий является развитие
навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе;
стресоустойчивости, психологической защиты; развитие умения слушать
партнёров; контролирование эмоций, расширение лексикона и тезауруса;
отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.
Для педагогов тренинг выступает как обучающая система и выполняет
определенные функции: дидактическую, воспитательную, развивающую,
профессиональную. В процессе тренинга человек получает знания, умения,
навыки межличностного взаимодействия, опыт профессионального общения.
Развивающий эффект тренинга проявляется, прежде всего, в качественных
изменениях личности. Деловые качества совершенствуются благодаря тому,
что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования
разнообразных профессиональных знаний и умений. Тренинг проводится в
групповой форме, а это позволяет охватить три важных аспекта развития
личности педагога - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный аспект связан с получением новой информации о
процессе общения в целом, анализе ситуации, о себе, новых требованиях к
личности педагога.
Эмоциональный аспект касается переживания полученной
информации, позволяет снять эмоциональное напряжение, снять риск
профессионального выгорания.
Когнитивный или поведенческий
аспект – в процессе тренинговых
упражнений педагог примеряет на себя множество новых ролей, приобретает
навыки общения, овладевает новыми приемами общения.
Обучающий эффект тренинга для самого педагога идет в трех сферах:
Дает знания о способах общения и использование их в практической
деятельности (в процессе занятий, составлении программ)
Делает процесс взаимодействия с другими людьми (обучающимися,
родителями, коллегами) более эффективным
Формирует представление об коммуникативных способностях как о
нравственной ценности.
Обучение в процессе тренинга носит еще и творческий характер,
потому что педагогу не задают определенный стереотип поведения, а
предлагают самому найти наилучший вариант, который отвечает его
представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям.
В решении проблемы совершенствования коммуникативной культуры
педагога важен не только факт овладения культурно-педагогическим
наследием, но и рассмотрение педагога как носителя сознательного
отношения к миру ценностей в процессе коммуникативной деятельности.
Самореализация личности в педагогической деятельности, постоянное
стремление к педагогическому поиску и самосовершенствованию являются
основными условиями процесса совершенствования коммуникативной
культуры педагога, который предполагает применение таких методов, при
котором возможно межличностное взаимодействие. В связи с этим
коммуникативный тренинг в наибольшей степени соответствует развитию,
формированию и совершенствованию коммуникативной культуры.
Список используемой литературы.
1. Антропова, Л. Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя
на основе творческой рефлексии в условиях дополнительного образования : автореф. дис.
…канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Антропова. - Челябинск, 1999. - 18 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие /
И.В. Вачков. - [ 2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Ось-89, 2000. - 223 с.
3. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И.И. Зарецкая. -
М.: Мзд. Фирма «Сентябрь», 2002 г. - 159 с.
4. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. / В.А. Кан-
Калик -- М.: Просвещение, 1987.-- 190 с.
5.. Петрусинский, В.В. Искусство общения в играх / В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова. -
М.: Владос, 2007. - 157 с.
6. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Мн.: Беларуская навука,
1998. - 25 с.