Напоминание

"Корень - как общая часть"

Автор: Попова Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №64"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Корень - как общая часть"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64» города Новокузнецка Кемеровской области Конспект открытого урока с учетом ФГОС по программе «Начальная школа 21 века» во 2 классе «Корень – как часть слова» подготовила учитель начальных классов Попова Вера Александровна г.Новокузнецк 2015 Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий,
определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества. Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья – успешно.
На данном уроке – урок « открытия» нового знания по теме: «Корень как часть

слова» были поставлены две цели:
деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- выявить особенности выделения и значения корня в словах, - расширять словарный запас детей, - развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы, - воспитывать культуру письма, культуру общения.
Ход урока:


1.

Этап мотивации.
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться)
2.

Актуализация и пробное учебное действие.

Актуализация
(на доске карточки с обозначением частей слова) Работа по типу «ученик – ученики». Задание: один из учеников выходит к доске и формулирует вопрос к классу. Затем называет имя ребенка, который должен будет ответить на поставленный вопрос. Ответ оценивает задававший вопрос ученик, а затем и весь класс. (Примерные вопросы: назови части слова, расположи карточки по порядку, назови слова по схеме и т.д.) Какая часть слова «корень»? Значение этого слова. (корень бывает у растений, на уроках русского языка мы тоже встречались с корнем) - С каким корнем мы встречались на уроках русского языка? ( в словах- родственниках – общая часть) Работа в группах. ЗАДАНИЕ: а)найдите одинаковую часть в словах и назовите ее, придумайте еще по одному слову: • походка, поездка, пошел, повез (общая часть – приставка по-, еще слово - побежал) • зубок, лесок, глазок, медок (общая часть – суффикс –ок, слово - росток) • вода, езда, леса, коса (общая часть – окончание –а, например - глаза) • голос, голосок, голосочек, заголосить (общая часть – корень голос-, например - безголосый) - Какие это все слова? (однокоренные) - Какие слова называются однокоренными? (с одинаковым корнем) - Что такое корень? (общая часть слов-родственников) - А про какие слова мы можем сказать, что они родственники?
Пробное действие
- Хотите попробовать поискать корень в других словах? ( да) Работа с карточками. ЗАДАНИЕ: Найти и выделить корень в словах: Пол, поле, полоса. Ответы учащихся неоднозначны.
3.

Выявление места и причины затруднения.
- Остановитесь, подумайте и расскажите, как вы действовали до этого ряда слов? (читали слова-родственники, находили общую часть, она и являлась корнем) - Прочитайте слова, найдите общую часть, будет ли она являться корнем во всех словах? - Докажите.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.
- Так что же вы будете делать, чтобы правильно определить корень каждого из этих слов?( надо подобрать побольше слов-родственников к каждому слову, найти общую часть, это и будет корень) - Какие слова мы называем родственниками? (с общим значением) - Чему главному вы научитесь сегодня на уроке? (находить и выделять корень в разных словах)
5.

Реализация построенного проекта.
- Вернемся к нашим словам. С помощью того способа, который вы сейчас обосновали, найдите корень в слове: пол. ( учитель выступает в роли оппонента, предлагая контраргументы) После работы со словами новый способ действий фиксируется в речи и знаково: - Что нужно сделать, чтобы правильно найти и выделить корень?
Корень
слово Слова-родственники Общая часть
6.

Первичное закрепление с проговариванием.
- Обратимся к словам: поле, полоса - Найдем и обозначим корень (проговаривается весь алгоритм)
7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Для самостоятельной работы я подготовила несколько слов. Каждый из вас может выбрать любые три. - Как выдумаете, что вы будете делать? (находить и обозначать корень в словах) ЗАДАНИЕ: Коробка, березовая, травинка, подводник. Проверим по эталону и образцу: слово коробка березовая Слова-родственники травинка подводник Общая часть
- У кого возникли трудности? - В чем была причина твоего затруднения? ( для детей, допустивших ошибки предоставить возможность их исправления)
8.

Включение в систему знаний и повторение.
- Чем похожи слова-родственники? ( общее значение, одинаковый корень) - Как вы думаете, какая часть слова является главной? ( корень) - Почему? ( он объединяет слова-родственники) - Что еще объединяет слова-родственники? ( общее значение) - Как вы думаете, в какой части слова заключен общий смысл однокоренных слов? ( в корне) - Кто заметил, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково) - Где нам может помочь это знание и умение выделять корень? (при проверке безударных гласных) - Что вы еще узнали о корне? ( в нем заключен основной смысл всех однокоренных слов, это главная часть) ЗАДАНИЕ а) вставить пропущенные буквы: н.бесный, хл.бороб, р.чная (рыба), к.рмушка (для птиц). б) выборочный диктант: выбрать и записать однокоренные слова, обозначить корень: У леса стоит деревня. Деревенские ребята любят собирать лесные ягоды. А мамы потом готовят ягодный пирог.
9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Определите цель вашей деятельности сегодня на уроке (я учился находить корень в разных словах) - Какие трудности встречали? - Помогла ли сегодняшняя работа справиться с этой задачей быстрее и легче? Задание для самоподготовки: Подобрать 3 неоднокоренных слова, обозначить в каждом слове корень.