Автор: Попова Вера Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №64"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Корень - как общая часть"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
города Новокузнецка Кемеровской области
Конспект открытого урока с учетом ФГОС
по программе «Начальная школа 21 века»
во 2 классе
«Корень – как часть слова»
подготовила
учитель начальных классов
Попова Вера Александровна
г.Новокузнецк
2015
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий,
определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании
и преобразовании окружающего мира.
Задачей современной системы образования становится не только освоение
учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле
универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного
процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и
применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в
деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за
собой других.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний
обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает
интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие
качества.
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает
главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося
при сохранении здоровья – успешно.
На данном уроке – урок « открытия» нового знания по теме: «Корень как часть
слова» были поставлены две цели:
деятельностная цель: формирование у
обучающихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- выявить особенности выделения и значения корня в словах,
- расширять словарный запас детей,
- развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы,
- воспитывать культуру письма, культуру общения.
Ход урока:
1.
Этап мотивации.
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться)
2.
Актуализация и пробное учебное действие.
Актуализация
(на доске карточки с обозначением частей слова)
Работа по типу «ученик – ученики».
Задание: один из учеников выходит к доске и формулирует вопрос к классу. Затем
называет имя ребенка, который должен будет ответить на поставленный вопрос.
Ответ оценивает задававший вопрос ученик, а затем и весь класс.
(Примерные вопросы: назови части слова, расположи карточки по порядку,
назови слова по схеме и т.д.)
Какая часть слова «корень»?
Значение этого слова. (корень бывает у растений, на уроках русского языка мы тоже
встречались с корнем)
- С каким корнем мы встречались на уроках русского языка? ( в словах-
родственниках – общая часть)
Работа в группах.
ЗАДАНИЕ:
а)найдите одинаковую часть в словах и назовите ее, придумайте еще по одному
слову:
•
походка, поездка, пошел, повез (общая часть – приставка по-, еще слово -
побежал)
•
зубок, лесок, глазок, медок (общая часть – суффикс –ок, слово - росток)
•
вода, езда, леса, коса (общая часть – окончание –а, например - глаза)
•
голос, голосок, голосочек, заголосить (общая часть – корень голос-, например -
безголосый)
- Какие это все слова? (однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными? (с одинаковым корнем)
- Что такое корень? (общая часть слов-родственников)
- А про какие слова мы можем сказать, что они родственники?
Пробное действие
- Хотите попробовать поискать корень в других словах? ( да)
Работа с карточками.
ЗАДАНИЕ:
Найти и выделить корень в словах: Пол, поле, полоса.
Ответы учащихся неоднозначны.
3.
Выявление места и причины затруднения.
- Остановитесь, подумайте и расскажите, как вы действовали до этого ряда слов?
(читали слова-родственники, находили общую часть, она и являлась корнем)
- Прочитайте слова, найдите общую часть, будет ли она являться корнем во всех
словах?
- Докажите.
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Так что же вы будете делать, чтобы правильно определить корень каждого из
этих слов?( надо подобрать побольше слов-родственников к каждому слову, найти
общую часть, это и будет корень)
- Какие слова мы называем родственниками? (с общим значением)
- Чему главному вы научитесь сегодня на уроке? (находить и выделять корень в
разных словах)
5.
Реализация построенного проекта.
- Вернемся к нашим словам. С помощью того способа, который вы сейчас
обосновали, найдите корень в слове: пол.
( учитель выступает в роли оппонента, предлагая контраргументы)
После работы со словами новый способ действий фиксируется в речи и знаково:
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти и выделить корень?
Корень
слово
Слова-родственники
Общая часть
6.
Первичное закрепление с проговариванием.
- Обратимся к словам: поле, полоса
- Найдем и обозначим корень (проговаривается весь алгоритм)
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Для самостоятельной работы я подготовила несколько слов. Каждый из вас
может выбрать любые три.
- Как выдумаете, что вы будете делать? (находить и обозначать корень в словах)
ЗАДАНИЕ:
Коробка, березовая, травинка, подводник.
Проверим по эталону и образцу:
слово
коробка
березовая
Слова-родственники
травинка
подводник
Общая часть
- У кого возникли трудности?
- В чем была причина твоего затруднения?
( для детей, допустивших ошибки предоставить возможность их исправления)
8.
Включение в систему знаний и повторение.
- Чем похожи слова-родственники? ( общее значение, одинаковый корень)
- Как вы думаете, какая часть слова является главной? ( корень)
- Почему? ( он объединяет слова-родственники)
- Что еще объединяет слова-родственники? ( общее значение)
- Как вы думаете, в какой части слова заключен общий смысл однокоренных
слов? ( в корне)
- Кто заметил, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
- Где нам может помочь это знание и умение выделять корень? (при проверке
безударных гласных)
- Что вы еще узнали о корне? ( в нем заключен основной смысл всех
однокоренных слов, это главная часть)
ЗАДАНИЕ
а) вставить пропущенные буквы:
н.бесный, хл.бороб, р.чная (рыба), к.рмушка (для птиц).
б) выборочный диктант:
выбрать и записать однокоренные слова, обозначить корень:
У леса стоит деревня. Деревенские ребята любят собирать лесные ягоды. А
мамы потом готовят ягодный пирог.
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Определите цель вашей деятельности сегодня на уроке (я учился находить
корень в разных словах)
- Какие трудности встречали?
- Помогла ли сегодняшняя работа справиться с этой задачей быстрее и легче?
Задание для самоподготовки:
Подобрать 3 неоднокоренных слова, обозначить в каждом слове корень.