"Подай руку помощи"

Автор: Ощепкова Маргарита Михайловна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №5
Населённый пункт: г. Нижнеудинск Иркутская область
Наименование материала: проект
Тема: "Подай руку помощи"
Дата публикации: 09.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект

по работе с детьми

"группы риска"

"Подай руку помощи"
Общее количество учащихся Муниципального казенного учреждения «среднего (полного) общего образования г. Нижнеудинск» на 2013-2014г.г. – 190 человек. Профилактическая работа с данной категорией учащихся
ведется в рамках планирования работы социального педагога школы, классных руководителей. В начале 2013учебного года столкнулись с тем, что количество детей стоящих на учете увеличилось после летних каникул. Социальным педагогом школы был разработан данный проект для повышения результативности профилактической работы через целенаправленную систему деятельности всех участников не только образовательного процесса, но и всех субъектов профилактики г. Нижнеудинска.
Срок реализации разработанного проекта:
1 год;
Участники проекта
: учащиеся «группы риска» МКУ школы-интерната № 5 г. Нижнеудинска;
Содержание проекта включает разделы
: *концептуальные основы проекта; * анализ ситуации; * описание опыта работы в проекте; * необходимые ресурсы: формы, методики, результативность, приложение.
Концептуальные основы проекта:
1.Педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, объединения дополнительного образования, физкультурно-спортивный зал, участковый инспектор, ВРЗ секция «Борьба» , КДНи ЗП Муниципального образования «Нижнеудинский район»,УМСРОиП Нижнеудинского района, ЦЗН; 2.Принцип личностной направленности – учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразие характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества. 3.Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов. 4.Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции. 5.Учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков. 6.Принцип единства образования, организация досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков адиктивного, девиантного, делинквентного поведения.
Актуальность.

Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание–это будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко. Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной стране, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В нашем образовательном учреждении обучаются, воспитываются и проживают дети из малоимущих, неблагополучных семей. Социальный статус семьи, правовая незащищённость несовершеннолетних играют немаловажную роль в развитии обучающихся данного образовательного учреждения. Из-за отсутствия должного воспитания и содержания со стороны родителей наши дети вынуждены адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, курение, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. В отношении детей в основном реализуются психолого-педагогические и социальные виды реабилитации. Однако результаты проводимых реабилитационных мероприятий малоэффективны. Поэтому назрела необходимость поиска эффективных подходов к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Краткое описание опыта работы.
Проект, разработанный мною «Подай руку помощи», предполагает ряд работ с детьми и семьями «группы риска». Проект рассчитан на 3 года, по определенным этапам. Моя профилактическая работа, как социального педагога, составляет целый комплекс социально – профилактических мер, направленных как на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а так же мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях мне необходимо было объединить усилия педагогов образовательного учреждения, педагогов дополнительного образования, школьного психолога, родителей, работников правоохранительных органов, УМСРОиП. Это позволит совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель проекта:
вывести из социально опасного положения учащихся нашей школы; снять детей и семей «группы риска» с разных форм учёта: КДН, ПДН, УМСРОиП, ВШУ, ПНД.
Задачи:

 Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.  Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска», особенно в летний каникулярный период времени.  Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.  Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.
Кадровое обеспечение проекта:
социальный педагог, педагог-организатор, школьный психолог, психологи центра «Доверие», родители, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор ПДН , КДНиЗП, специалисты УМСРОиП Нижнеудинского района, специалисты и врачи ПНД.
Методический ресурс:
использование фонда школьной и городской библиотек, школьная медиатека, психологи центра «Доверие» имеющие опыт проведения профилактических мероприятий.
Материально-технический ресурс:
актовый зал школы, спортивный зал, библиотека, компьютерный класс, канцелярские товары, диски, аудио и видеокассеты, DVD, телевизор, музыкальный центр, экран, видеопроектор.
Алгоритм реализации проекта:

Первый этап –

организационный
сентябрь – октябрь 2013 года – составление базы данных семей и подростков с девиантным, делинквентным, адиктивным поведением; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных детей и родителях; – составление плана социально- педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей социально- педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, исполнителей); – вовлечение учащихся в школьный физкультурно-спортивный кружок, кружки дополнительного образования; – психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-
предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков; – непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» детей и семей, освоение нового формата индивидуально профилактической программы
Второй этап –

деятельностный
ноябрь 2013– апрель 2014 – года – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией; – посещения семьи на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам; – проведение с детьми «группы риска» и родителями коррекционно-развивающие занятия), индивидуальные и групповые тренинги, беседы; – посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях с помощью учителей- предметников; – профилактическая работа с подростками – индивидуальные и коллективные профилактические беседы, День профилактики, День Здоровья, День защиты детей, классные часы, месячники профилактики правонарушений, преступлений; – проверка посещения учебных занятий и объединений дополнительного образования; – формирование у подростков и их родителей установок на здоровый образ жизни; – контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся; – представление учащимся и их родителям
объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на организм человека; – формирование умения противостоять давлению сверстников.
Третий этап –

итоговый
апрель – май 2014 года – анализ и подведение итогов работы; – снятие с учёта детей;
Ожидаемые результаты деятельности, их социальная эффективность:
1. Уменьшение фактора риска, приводящих к пропускам уроков, правонарушениям и преступлениям. 2. Формирование у наших учащихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. 3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками. 4. Выработка отрицательного отношения у обучающихся к негативным явлениям – курению, наркомании, употреблению спиртных напитков. (проверить результат анкетированием). 5. Сокращение количества семей, в которых родители употребляют спиртные напитки. 6. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности; 7. Снижение количества семей, детей стоящих на различных учетах;
Психолого-педагогическое сопровождение
Постоянное физическое присутствие взрослого рядом с ребенком способствует появлению уверенности: что бы он не сделал, взрослый всегда будет рядом и позаботится о нем. В связи с этим у меня возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике пропусков уроков, безнадзорности, правонарушений за счёт усилий воспитателей, учителей, психологов, социальных работников, инспектора ПДН и других.
Основные направления работы

1. Деятельность педагогического коллектива:

– выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков; – составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей); – изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми; – вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; – изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики; – расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.
2. Индивидуально-профилактическая работа с подростками:
– посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам; – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; – посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; – вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования; – путемнаблюдения, социометрических изменений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений; – изучить интересы, склонности и способности учеников «группы риска»; – установить, входит ли «трудный ребёнок» в другие компании; – привлекать детей «группы риска» к участию в культурно-массовой и спортивной работе. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам; – организация занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов; – привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.
3. Работа с родителями:

– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр,) – психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т.д.); – психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями. – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков; – выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; – разработка основных правил семейного воспитания; – создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку; – всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики; – способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.
4. Работа с КДН и ЗП, инспектором ПДН ОМВД и другими

организациями:
– поддерживать постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся; – систематически сверять списки учащихся, состоящих на разных формах учёта, задержанных за различные правонарушения и преступления; – приглашать сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций; – участвовать в месячнике правовых знаний; – проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения; –посещать районные мероприятия, семинары;
– совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей, находящихся в социально-опасном положении.
5. Досуговая деятельность
Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя». Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большая роль отводится учреждениям дополнительного образования. В основе организации досуга подростков лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно- оздоровительную работу: – расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков; – специфические средства и способы вовлечения подростков в объединения дополнительного образования, внеурочную деятельность; – организацию досуговой деятельности подростков в условиях образовательного учреждения; – проводить совместные совещания, семинары по проблемам профилактической работы с подростками. На рост правонарушений, насилия и асоциального поведения в подростковой среде оказывает влияние множество факторов. Данная проблема в нашем образовательном учреждении является очень серьёзной и должна решаться совместными усилиями среды, школы и общества.
Финансирование проекта
Разработка проекта предполагает работу на общественных началах в рамках своих должностных обязанностей всех участников реализующих данный проект.