Напоминание

"Знатоки осени"

Авторы: Толкунова Евгения Сергеевна, Роянова Анжелика Александровна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 2054" СП4
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока-игры
Тема: "Знатоки осени"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированный урок-игра «Знатоки осени» для учащихся 3-4 классов
Цель: Развить учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; Задачи: Личностные универсальные учебные действия  Развивать мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;  Ориентировать учащихся на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;  Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;  Воспитывать основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;  Ориентировать учащихся в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;  Развивать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;  Развивать этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;  Развивать эмпатию, как понимание чувств других людей, сопереживание им;  Прививать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
 Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);  Развивать умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;  Развивать умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  Развивать умение различать способ и результат действия;  Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
 Развивать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;  Развивать умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  Развивать умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;  Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме;  Развивать умение основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);  Развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  Развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей;  Развивать умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  Развивать умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  Развивать умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;  Развивать умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;  Развивать умение устанавливать аналогии;  Развивать умение владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 Развивать умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  Развивать умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;  Развивать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;  Развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  Развивать умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;  Развивать умение контролировать действия партнёра;  Развивать умение использовать речь для регуляции своего действия;  Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Оборудование: макбуки, интерактивная доска, ложки, бубны, ножницы ватман, клей, цветные листы. Учащиеся рассаживаются за столы, выбирая цветной бумажный лист (берёзовый, дубовый, кленовый). Учащиеся распределяются по форме листа.
Образуются команды. Командам предлагается разгадать кроссворд, составленный на основе земледельческого календаря русского народа 18 века. (см.приложение) - Разгадайте кроссворд и из букв на жёлтом фоне составьте слово. Слово записывается на карточку. Если вы не можете дать ответ на загадку, то команды могут воспользоваться подсказками. Для этого надо поднять руку. Подсказки в виде синонимов, антонимов или в виде толкования (объяснения) слова находятся у ведущих. Кроссворды составлены из загадок, которые входили в русский земледельческий календарь 18 века. Составьте из букв слово и определите название своей команды. (Если учащиеся класса менее подготовлены, то можно проставить последовательность использования букв для составления слова.) Какие названия команд получились? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Осень
в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя в затягивающегося пасмурной дымкой неба поздней осени. Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии. Командам предлагается выполнить несколько заданий. Для этого внутри команды нужно распределить роли. Часть команды работает с макбуками (находит информацию о том, как в старину назывался их месяц осени, какие есть поговорки и пословицы, которые характеризуют этот месяц, подчёркивают приметы месяца.) А оставшиеся члены команды работают со стихотворением И.Есаулкова. Нужно собрать рассыпавшиеся четверостишья из стихотворения и подобрать к нему иллюстрацию из пяти предложенных. (см.приложение) Ответы команд. На интерактивной доске есть разные иллюстрации и рассыпавшиеся четверостишья. Команда собирает стихотворение, его читает. Задание, выполненное другими членами команды будет использовано во время оформления своего проекта.
Музыкальная пауза

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ Командам предлагается исполнить частушки. Для подготовки к исполнению отводится 5 минут, детям предлагаются ложки, бубны. Последнее испытание для команд. Оформить свои проекты на листах бумаги и подготовиться к защите. На фоне звучит музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского Приложение.
Кроссворд для 1 команды
1. 3. 2.
4. 6. 5. 7. 8. По вертикали: 1. С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло. 2. Стоит баба на юру, руками машет, а что съест, тем и люди сыты. 3. Между гор, между ям сидит птица холуян, несет яйца – божий дар. 4. Кину кидком, вырастет клубом, под зеленым под садком с хвостиком 6. Чем больше я верчусь, тем больше краснею. По горизонтали: 2. Над головой крутится, в руках вертится, стучит и гремит, ничего не говорит.
5. Быстрый прыжок, тёплый пушок, красный глазок. 7. Лошадь в ограде, хвост на горе. 8. Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну.
Кроссворд для 2 команды
4. 1. 5. 2. 3.
6. 7. 8. По вертикали: 1. Скоро ест, мелко жуёт, сама не глотает, другой сыт бывает. 3. Кругла, да не деньга, красна, да не девка, с хвостом, да не мышь. 4. Курочка пустодом свила гнездо за двором, яйца несёт, в землю кладёт 5. Раскинуты тенетки, прилетели лебедки, трут, мнут, разинут, воткнут. 6. Красный пан в яму впал. По горизонтали:
1. Над головой крутится, в руках вертится, стучит и гремит, ничего не говорит. 2. С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло. 7. Чем больше я верчусь, тем больше краснею. 8. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Кроссворд для 3 команды
1. 2. 4. 3. 5.
6. 7. 9. 10. 8. По вертикали: 1. Зашёл мужик в сосняк, нашёл слизняк, бросить жалко, съесть сыро. 3. Скоро ест, мелко жуёт, сама не глотает, другой сыт бывает. 4. Между гор, между ям сидит птица холуян, несет яйца – божий дар. 5. Раскинуты тенетки, прилетели лебёдки, трут, мнут, разинут, воткнут. 7. Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. 9. Красные квыкли в землю ввыкли.
По горизонтали: 2. Все меня любят, а как раздевать – слезы проливать. 3. Над головой крутится, в руках вертится, стучит и гремит, ничего не говорит. 6. С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло. 8. Косой бес поскакал в лес. 10. Чем больше я верчусь, тем больше краснею. Кроссворд 1 команды 1. П Р Я 3. К 2. М О Л О Т Ь Б А Е К Р Л А Т 4. Ь 6. В О
Р Е Н Е Ф П И Р Е 5. З А Я Ц 7. С В Е К Л А А Т Ь Е 8. Т К А Н Ь Е О Кроссворд 2 команды 4. К 1. М О Л О Т Ь Б А 5. Т
Е Р К 2. П 3. Р Я Л К А Т А Е Ь 6. С О Н П Н В Ф Ь А И 7. В Е Р Е Т Е Н О Ц К Л 8. 3 А Я Ц Л Ь А Кроссворд 3 команды 1. Г Р 2. Л У К
З Д 4. К 3. М О Л О Т Ь Б А 5. Т Е Р К 6. П 7. Р Я Л К А Т А Е Ь 9. С О Н П Н В Ф Ь А И 10. В Е Р Е Т Е Н О Ц К Л 8. 3 А Я Ц Л Ь А Карточка для названия команды 1 Карточка для названия команды 2
Карточка для названия команды 3 Работа с компьютером 1. старое название месяца …. 2. пословицы и поговорки про месяц …. Стихи для 1 команды Вновь усыпала осень поляны Золотой и багряной листвой! Вглубь тропинка лесная поманит, - Не спеша, поведёт за собой.
Всё прохладою осени дышит - Дерева, и кусты, и трава! И душа восхищённо услышит, Как звенит на берёзах листва! Вторят им и осины, и клёны - И листвою осенней горят! Как украшены пышные кроны! Как торжественен, ярок наряд!.. Две сороки куда-то спешили По своим, по сорочьим, делам; Обсудить вид осенний решили, Затрещали, подняв в лесу гам!.. Скоро сбросят деревья наряды И заснут сном глубоким опять, - Потому обязательно надо Нам в осеннем лесу побывать!.. Стихи для 2 команды Полей далёкие просторы, Очарованье тёплых дней, Великолепные узоры Листвы деревьев и ветвей,
И небо, яркое по цвету, И краски водного стекла- Всё это явные приметы Того, что осень подошла. Ещё начало увяданья Листвы деревьев и травы. Сюда на первое свиданье Явились в этот вечер вы. Любуйтесь красотой пейзажа, Где краски сочны и мягки, Где лента золотого пляжа Легла в изгиб Москвы-реки. И душу трогает красивый, Очарованья полный вид. Ритм у холста- неторопливый, Он песней русскою звучит… Стихи для 3 команды Осень поздняя настала, Пролилось дождей немало, И трава от них намокла,
Порыжела и поблёкла. Уронив все листья-слёзы, Стали голыми берёзы. Заметался ветер в роще- Нет листвы, деревья тощи,- И без лишних разговоров Он умчался за пригорок, Словно в роще вовсе не был. Облака заткали небо. Светло-сизой пеленою. Кое-где лишь синевою Небо через них прорвётся, Но вновь облаком заткётся. Скоро с севера ветрами, С утренними холодами, В белоснежной колеснице Зимушка сюда примчится.
И. С. Остроухов Золотая осень. 1886 г Юрий Панцырев
Василий Поленов «Золотая осень»
Ефим Волков «Поздняя осень» Игорь Грабарь «Ясный осенний вечер»
Частушки команды «Знатоки сентября»
Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Как красиво всё кругом

Золотым осенним днем:

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят!

Золотистый лист кленовый,

Не гордись своей обновой —

Форму новую свою

И мы надели к сентябрю.

Осень — чудная пора,

Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим!

Ох, художница ты, Осень,

Научи так рисовать.

Я тогда в твоей работе

Тебе буду помогать!

(И. Агеева)

Частушки команды «Знатоки октября»
Осень — времечко сырое,

Дождик льется с высоты.

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты!

Тучка глупая не знала,

Что уж осень здесь настала.

Огневой лесной наряд

Ливнем тушит час подряд.

(И. Агеева)

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

(И. Агеева)

Осень, Осень золотая,

Хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла!

(Т. Петрова)

Частушки команды «Знатоки ноября»
На дворе похолодало –

Надо курточки надеть.

Это осень подсказала

Про нее частушки спеть.

(Т. Петрова)

Ой, ребята, только гляньте

Вы на наших на девчат:

С головы до ног оделись,

Только носики торчат!

(Т. Петрова

Лист на дереве висит,

На ветру качается…

С сожаленьем шелестит:

«Осень–то кончается».

(Т. Петрова)

Утром я по льду катался,

Листик в лужице замерз –

Это ночью постарался

Добрый Дедушка Мороз.

(Т. Петрова)

Осень, осень, до свиданья,

Мы прощаемся на год.

Улыбнись нам на прощанье,

В гости к нам зима идет!

(Т. Петрова)

Оценочный лист Виды работ Критерии Название команды ________ Название команды ________ Работа со стихотворением Не нарушен ли смысл Выразительность чтения Соответствие иллюстрации тексту Музыкальная пауза Артистичность Умение петь с листа Активность членов команды Проект Наличие названия в старину Наличие пословицы про месяц Наличие поговорки про месяц Художественное оформление Защита проекта Правильная речь Поддержка команды Внимание при ответах других команд Всего баллов
Молотьба  Энциклопедический словарь: (выбивание зерен из колосьев) — одна из последних операций по обработке зрелого хлеба. Иногда предшествует искусственная сушка растений в особых помещениях, имеющая целью облегчить обмолот, а зерна и солому сделать более прочными при сохранении. Свёкла Род одно-, дву- и многолетних травянистых растений семейства Амарантовые (ранее род относился к семейству Маревые). В юго-западных областях России и на большей части Украины растение называют буряк или бурак. Встречается на всех континентах кроме Антарктиды. Если хочешь винегрет - В огород за ней сходи, У неё красивый цвет И снаружи, и внутри! Прялка Простейшее устройство для прядения всего одной нити пряжи. Ручная использовалась в Индии еще 2500 лет назад. В начале XVI в. в Германии была изобретена с ножным приводом. Состоит из большого колеса, соединенного при помощи ремня с веретеном. Веретено быстро вращается, скручивая волокно в пряжу. Мельница 1. Это устройство, а также помещение, в котором из зерна делают муку. 2. Эт о приспособление, машинка для размалывания каких-либо зёрен. 3. Если о ком-либо говорят, что он сражается с ветряными … , то имеют в
виду, что он борется с врагами, которых не существует. Всю жизнь крыльями машет. На горе-горушке стоит старушка, Руками машет, хлеба просит; Дашь ей хлеба - назад отдаёт Заяц Это небольшой пушистый зверь с длинными ушами, длинными задними ногами, которыми он отталкивается при беге, и с коротким хвостом. Зимой …. часто забираются в сады дачников и грызут яблони. … называют пассажира, который едет без билета. Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. Веретено Ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посередине. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. Верчусь, верчусь — не потею, Только более толстею. Пляшу по горнице с работою моею, Чем более верчусь, тем более толстею. Репа Однолетнее или двулетнее травянистое растение, вид рода Капуста семейства Капустные, или Крестоцветные. Кормовые
сорта называются турнепсом. Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? Груздь Опечален очень ……, На него напала грусть. Почему он грустный? Потому, что вкусный! За спиною "хрусть-хрусть"… То не волк?.. Ответь нам, ……..! Мы кулак покажем волку! А тебя возьмём в засолку! Картофель И зелен, и густ, На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... Полезные ссылки: Музыка частушек музыка времена года