Автор: Нугаманова Ильзида Илгизевна Должность: заведующий сельским клубом п. Мариинский
Учебное заведение: МБУК Стерлитамакский районный дворец культуры
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: "Танец - залог здорового поколения"
ТАНЕЦ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Нугаманова Ильзида Илгизевна,
зав. клубом СК с. Мариинский
Современное общество сейчас переживает большой духовно-
нравственный кризис, нежели материальный. Общество, в прямом смысле,
утратило традиционные моральные ценности. Все это не дает возможности
человеку четко различать понятия добра и зла, правды, достоинства, чести,
совести; искажает традиционные представления о смысле жизни.
Духовный кризис можно преодолеть только тогда, когда мы
правильно будем воспитывать подрастающее поколение. Путь лежит через
привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству,
приобщению к ценностям музыкальной культуры, танцам, в том числе
народной культуры, фольклора, начиная с самого раннего возраста, когда
идёт активное формирование личности.
У людей с давних времён танцы занимали особое место. Они
присутствовали в обрядах, на национальных праздниках, в различных
представлениях. Танец – это мощный инструмент в умелых руках в
воспитании эстетической и физической культуры.
Танец существовал, существует, и будет существовать в любых
культурных традициях человеческого общества. Это неотъемлемая часть
культуры. За всю историю человечества танец постоянно менялся, отражая
культурное развитие. Он является способом самовыражения, а также как
вид спорта или как показательное искусство.
Со временем, танцы никуда не ушли из жизни людей. Наоборот, они
всё больше и больше развиваются, процветают. Сейчас в мире
насчитывается огромное число танцевальных направлений. Это, например,
классическая хореография, клубные танцы, танец живота, бальные танцы,
брейк-данс и многое другое.
Давно известно, что движение это жизнь. Поэтому, привлекая
молодежь к танцам, мы призываем их к здоровому образу жизни, к
дисциплине – это и есть одно из направлений педагога-руководителя. Это
здоровьесберегающее направление.
В медицине используется такой термин, как танцетерапия.
Танцетерапия – это возможность значительно улучшить свое здоровье
методом использования танцев. Занятия танцами благотворно влияют на
работу сердечнососудистой, дыхательной и нервной системы.
У детей, регулярно занимающихся танцами, прекрасная осанка и
отменная физическая форма. Но помимо очевидного положительного
воздействия на внешний вид и умения красиво танцевать, еще у них
тренируется память, развиваются мыслительные способности,
тренируются навыки ориентирования в пространстве, улучшается
вестибулярный аппарат. Любой танец, современный или классический,
помогает формировать начальные математические и логические
представления ребёнка, прекрасно развивается чувство ритма.
В направлении психологическом тоже есть положительные эффекты
от танцев. Дети становятся более общительными, легко знакомятся с
новыми людьми, приобретают уверенность в себе, меньше подвержены
комплексам относительно собственной внешности. На самом деле,
многочисленные исследования психологов доказали, что танцы
благотворно влияют на социализацию ребенка. Танцующие дети,
опережают сверстников в общем развитии, добиваются больших успехов в
учёбе и во взрослой жизни. Занятия танцами помогают развить такие
качества, как организованность, целеустремлённость и трудолюбие.
Начиная танцевать, ребенок не будет чувствовать скованности,
стеснения, наоборот, он будет раскрепощаться. Таким образом, ребенок,
научившись танцевать – научится контролировать свои чувства и эмоции.
Танцы – это отличная возможность избавиться от стресса или
депрессии. Любой ребенок, также и взрослый, включив свою любимую
композицию, может высказать телом все, что у него накипело в душе.
Таким образом, в конце дня можно снять весь негатив и все отрицательные
эмоции, которые накопились за весь день. Так улучшается психологическое
состояние, работоспособность, даже обмен веществ в организме,
значительно возрастает иммунитет.
Конечно, о положительных воздействиях танца педагоги-
руководители знают. Вопрос больше касается того, как привлечь детей
к
художественно-эстетическому творчеству. Здесь больше нужно
разговаривать с родителями, вести разъяснительно-агитационную работу
среди населения. Правильный выбор
методических приемов в работе с
детьми и их родителями обеспечит успех и в работе педагога-руководителя
и в воспитании молодого поколения.
Приложение №1
Примерная программа работы художественного руководителя
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание
рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в
системе образования, ориентированная на создание условий для развития
духовности учащихся на основе общечеловеческих и отечественных
ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении,
нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание
условий для самореализации личности.
Художественно-эстетическое воспитание ребенка, и в частности
танец, формирует разностороннюю творческую личность ребенка. Танец -
незаменимое действенное средство в решении этой задачи.
Танец, с его богатой образно-художественной движенческой
системой играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и
творчества детей. Развитие творчества – обязательное условие активного
прогресса креативных качеств личности. Танец в значительной степени
расширяет и обогащает исполнительские возможности, формируя качества
и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только
классическому танцу.
Обучение танцу совершенствует координации движений,
способствует укреплению мышечного аппарата исполнителя, дает
возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения разных
танцев, сложностью их темпов и ритмов.
Цель программы – духовное и физическое развитие творческой
личности ребенка посредством танца.
Задачи программы:
1) обучающие:
- освоение детьми основ танца, ритмических движений и
приобретение ими базовых знаний, умений, навыков исполнительского
мастерства с учетом возрастных особенностей;
- ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства
танца;
2) воспитательные:
– расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира;
- воспитание общей культуры, нравственных качеств, коллективизма
и гуманизма;
- воспитание трудолюбия, стремление к профессионализму;
- формирование и совершенствование коммуникативного
межличностного общения (исполнитель-педагог, участник-ансамбль)
3) развивающие:
– развитие стойкого интереса к искусству танца;
- укрепление физического и психологического здоровья;
- формирование правильной осанки, укрепление суставно-
двигательного и связочного аппарата, развитие физических данных,
коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка.
Предлагаемая программа базируется на важнейших дидактических
принципах, на которые ориентируется педагог – руководитель в работе с
подрастающим поколением:
- систематичность,
- доступность,
- последовательность (от простого к сложному; поэтапность),
- учет психофизиологических и возрастных особенностей;
- индивидуализация,
- наглядность,
- сознательность,
- связь теории с практикой,
- актуальность,
- результативность.
Прогнозируемые результаты работы
Общие компетенции.
Дети должны уметь:
1. Адекватно воспроизводить метроритмический узор музыки
средствами танца (длительности с точки, паузы, сильные и слабые доли,
синкопы в различных сочетаниях).
2.Грамотно по форме исполнять основные элементы танца, сохраняя
при этом устойчивость корпуса.
3. Пластически выразительно и эмоционально исполнять
музыкально-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее
программных движений.
4.Усвоение приемов актерского мастерства.
5.Развитие творческого потенциала в процессе обучения и в
постановочной работе.
6.Освоить сценическое пространство, уметь держать интервалы,
дистанцию, ракурсы.
7.Уметь трудиться, быть коммуникабельным, иметь чувство
коллективного «сотворчества».
Формы, методы и приемы работы
Основной формой реализации программы является занятие с
группой. Эта форма позволяет педагогу - руководителю внимательно
наблюдать за качественным преобразованием двигательной активности
учащегося, создать непринужденную атмосферу поисковых действий,
помочь каждому ребенку развивать его собственные импульсы
пластических ощущений.
Кроме групповых занятий проводятся индивидуальные занятия (с
наиболее способными и вновь пришедшими детьми).
Направление работы коллектива, любое задание, должно
соответствовать степени подготовленности к нему.
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию, так и по
набору применяемых методов.
Методы и приемы обучения можно разделить на наглядные,
словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы;
- образный показ педагога – руководителя;
- эталонный образец-показ движения лучшими исполнителями;
- наглядно-слуховой прием;
- демонстрация эмоционально-мимических навыков;
- использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий по ходу исполнения танца.
Практический метод обогащен комплексом различных приемов,
взаимосвязанных наглядностью и словом;
- игровой прием;
- соревнование и перепляс;
- комплексный прием обучения;
- выработка динамического стереотипа (повторяемости и
повторности однотипных движений);
- сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
- прием пространственной ориентации;
- хореографическая импровизация.
Кроме этого, в работе с детьми очень эффективен и психолого-
педагогический метод:
- прием педагогического наблюдения;
- проблемного обучения и воспитания;
- прием индивидуального подхода к каждому ребенку;
-педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных
упражнений;
-прием контрастного чередования психофизических нагрузок и
восстановительного отдыха.
Список литературы:
1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей:
Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1986.
2. Базарова, Н.П., Мей, В.П. Азбука классического танца. - Л.:
Искусство, 1983.
3. Бекина, С.И., Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. Музыка и движения. -
М.: Просвещение, 1984.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
5. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального
воспитания: Учебное пособие. - М., 1997.
6. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. / Сост.
Апраксин, О.А. - М.: Просвещение, 1990.
7. Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1987.