Напоминание

Мастер-класс "Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности школьников"

Автор: Кузнецова Валентина Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Усть-Кут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс

«Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности

школьников»
Автор: Кузнецова Валентина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2, г.Усть-Кут. «Если мозг не засевать зерном, то он зарастёт чертополохом». Джеймс Герберт
Цели:
формирование и развитие компетенций руководителей исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
сформировать понятие о системе организации исследовательской работы учащихся, о методике развития общих исследовательских умений и навыков школьников; повышение квалификации педагогов и использование полученных знаний в деятельности учителя. Содержание занятия 1. Блок учебной информации. 2. Знакомство с примерами реализации исследовательских работ. 3. Достижения в работе, свидетельствующие об эффективности технологии. 4. Практическая часть. Привлечение слушателей к ходу мастер класса. 5. Литература. 6. Рефлексия.
I.Блок учебной информации

1.Исследовательская деятельность как образовательная технология
Учебно - исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, позволяющей не только получать новые знания, но и овладевать навыками получения, обработки и представления информации. Тождественны ли учебно-исследовательская деятельность, которой занимаются дети, и научные исследования? Чтобы понять это сравним цель, ресурсы и участников этих видов деятельности.
Линии

сравнения

Научные исследования

Учебно-исследовательская

деятельность
1
Цель Получение новой информации о закономерностях развития природы и общества. Формирование знаний, умений и навыков учащихся. Ресурсы Научные методы и инструменты. Опора на достижения всего человечества. Выполнить методику исследования в полном объёме проблематично. Опора на местные источники информации Участники Высококвалифицированные и высокообразованные специалисты в областях знаний. Учащиеся и педагоги. Консультации специалистов.
Вывод:
Учебно- исследовательская работа

Научная работа
Учебно-исследовательская деятельность
– это образовательная технология, которая позволяет решать образовательные задачи, и попытки организовать исследовательскую деятельность детей «по образу и подобию»
Науки
не приносят ожидаемых положительных результатов
Учебно- исследовательская деятельность
- это деловая игра, имитация научной деятельности, с целью обретение учащимися опыта и навыков решения информационных и творческих задач.
Заблуждения, возникающие у педагогов при организации проектно-

исследовательской работы.

Ошибочные представления

В действительности
Могут участвовать лишь дети, с высоким уровнем освоения школьной образовательной программы. Могут участвовать дети, с любым уровнем освоения образовательных программ, нужно лишь найти им исследовательскую работу «по силам»! 2
Для работы необходимы профессиональные кадры, материальные и организационные ресурсы. Вовсе не обязательно! Исследовательские технологии должны быть по силам ребёнку, поэтому навыкам исследования проще учить на простых доступных темах! Чтобы получить образовательный эффект необходима реализация учащимся исследовательского проекта в полном объёме. Не обязательно! Любой этап исследовательской работы даёт определённые знания и навыки! «Вхождение» учащегося в проект возможно на любом этапе!
Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие

основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
1.
Выбор темы.
Тема должна быть интересна, держитесь ближе к той сфере, в которой чувствуйте себя одарёнными. Проблема
2.Гипотеза исследования
(от греч. hipothesis — основание, предположение) — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления.
3.Актуальность исследования
- это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи. Определить актуальность темы – означает также подчеркнуть её связь с важными аспектами тех или иных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.
4.Цель исследования
- это идеальный, предполагаемый результат исследования.
5.Задачи исследования
– это шаги, которые нужно сделать, чтобы достигнуть цели.
6.Методы научного познания

Эмпирические методы

(методы получения

информации)

Теоретические методы

(метод обработки эмпирической

информации)
Наблюдение Эксперимент Изучение документов Измерение Моделирование Проведение раскопок Анализ Синтез Дедукция Индукция Аналогия Сравнеие 3
Опрос, интервьюирование 7. Практический этап исследований и обработки результатов. 8.Подведение итогов исследования.
II.Знакомство с примерами реализации исследовательских работ.

1.

«Блокада Ленинграда. История в судьбах людей»
2. «Трасса мужества» 3. «Проблема реализации прав ребёнка в городе Усть-Куте» 4. «Елюене». Путеводитель по Лене.
III. Достижения в работе, свидетельствующие об эффективности

технологии
2000 г. Краеведы 10 класса МОУ СОШ №2 заняли III место в областном историческом конкурсе для старшеклассников «Человек в истории. Россия xx век». 2001г. Коллектив краеведов школы №2 занял I место в конкурсе «Ратный и трудовой подвиг наших земляков» 2002г. Миронова Анастасия заняла I место в районной научно- практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки».«Проблемы реализации прав детей в г. Усть-Куте». 2002г. Миронова Анастасия, диплом участника Всероссийского конкурса ученических и студенческих работ «Россия и права человека в XXI веке». 2004г. Хлыстов Роман, диплом участника областного конкурса «Историко-культурные достопримечательности моей малой родины» 2004г. Перепечкин Михаил стал победителем конкурса школьных сочинений, объявленного редакцией газеты «Ленские вести» в честь Дня Победы. 2005г. Хлыстов Роман, I место в районной краеведческой конференции школьников, посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. 2006г. Работа Синюшкиной Натальи ученицы 11 класса «Сибиряк» была признана лучшей на областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо-2006». Гомзякова Дарья, II место в районной краеведческой конференции, посвящённой 375-летию основания Усть-Кутского поселения. 2008г. Уванов Михаил, диплом участника I Межшкольной научно- практической конференции учащихся «Шаг в будущее». 2008г. Николаева Татьяна, II место на региональной научно- практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!» за исследовательскую работу по теме: «Счастье всего мира и слеза ребёнка». 4
2008г. Работа Николаевой Татьяны, участвующая в 1 Региональном туре Всероссийского конкурса им. Н. И. Кареева прошла во Второй тур Всероссийского конкурса имени Н.И. Кареева на лучшую работу среди учащихся. 2008г Николаева Татьяна, диплом участника Всероссийского конкурса имени Н.И. Кареева на лучшую работу среди учащихся. Поездка в Москву. 2008-2009 учебный год. Николаева Татьяна, диплом участника фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». 2010г Уванов Михаил , 3 место на региональной научно- практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!» 2011г. Ильина Маша, победитель IV районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2014 г. Научное общество «Искатель», 2 место в муниципальной краеведческой конференции. 2015 г. Щепанская Виолетта и Аксаментова Александра, 1 место в районной викторине «Помнит сердце, не забудет никогда» 2015 г.Краеведческий музей школы № 2 Усть-Кутского муниципального образования стал победителем регионального смотра-конкурса музеев образовательных организаций Иркутской области «Взгляд в прошлое-путь в будущее.70-летию Победы посвящается» IV. Практическая часть. Привлечение слушателей к ходу мастер класса.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков

школьников
1.
Развитие умений видеть проблемы
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. 5

Пример:
Детям читается неоконченный рассказ: «С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны и дороги…» Потом даётся задание: продолжить рассказ от имени гуляющего во дворе с друзьями; водителя грузовика, едущего по дороге; мэра города; вороны сидящей на дереве.
2. Развитие умений выдвигать гипотезы.
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
Пример:

Упражнение «Давайте вместе подумаем».
Как муравьи в лесу находят дорогу к своему муравейнику? А) Может быть определяют дорогу по природным приметам: мхи и т.д. Б) Предположим, что муравьёв ведут за собой те, кто давно бегает по этим дорожкам. В) Наверное, они метят дорогу, выделяя какую-нибудь кислоту. Г) А может быть, у них есть внутренний компас - такой, как в самолёте или на карабле.
3. Развитие умений задавать вопросы
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким 6
образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Какими могут быть вопросы? Вопросы можно поделить на две группы. Уточняющие (прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос. Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному? Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
4. Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность. Правила классификации: • члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга); • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию; • деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления Пример Задание на знание групп прав Права человека и конституция Российской Федерации 7
1. Право избирать 2. Право на труд 3. Право на жилище 4. Свобода творчества 5. На честь и достоинство 6. Право на жилище 7. Свобода совести 8. Право на медицинскую помощь 9. На гражданство 10.Свободный выбор профессии 11. Пополни список самостоятельно.
2 задание выбор темы+ работа по памятке
Литература 1. Шестерников Евгений Евгеньевич. Научно-исследовательская работа школьников. Москва РХТУ им. Менделеева. 2012 г. 2.Снопков Сергей Викторович. Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Иркутск, 2014 г. 3.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. Москва. 2001г. 4.Материала вебинара «Организация исследовательской деятельности школьников» проекта «Инфоурок». Гражданские (личные права) Политически е права Экономические права Социальны е права Культурные права 8
9