Тема: Правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Цель : создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Задачи :
Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка
правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Метапредметные задачи.
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая
саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со
сверстниками. ( Развитие организационных умений, самоорганизация и
организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.) умение
выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Познавательные - общеучебные : умение структурировать знания, контроль
и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение
структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: действие смыслообразования, содействовать
формированию положительного отношения к учебной деятельности,
формировать представление о здоровьесберегающем поведении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило
правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент.
- Доброе утро! Что лучше и
приятнее услышать здрасьте,
здравствуйте или доброе утро?
Придумано кем-то просто и
мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро
улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым,
Доброе утро
длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Учитель: Мы рады
приветствовать вас на нашем
уроке.
Дети : Доброе утро!
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные : действие
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
сверстниками. ( Развитие
организационных умений,
самоорганизация и организация
своего рабочего места, мотивация к
деятельности.)
2.Актуализация знаний
1 Чистописание
- Угадайте, какую букву мы
будем сегодня писать?
Ах, табуретка хорошо!
Перевернул –
И буква Ш
-Что вы можете о ней сказать?
( Буква Ш обозначает всегда
твердый, глухой, парный,
шипящий согласный звук.)
ш/ ш//
Ш/ Ш//
-Напиши слово на букву Ш .
2.Словарная работа
- послушайте текст о
словарных словах. Запишите
их в строчку через запятую,
подчеркните орфограммы .
Пьет бензин, как молоко,
Может ездить далеко,
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней?
То в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в ...дремлют сладко
Ручки и карандаши.
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дои и самолёт
И большущий пароход.
3.Орфографическая минутка
(Графический диктант)
- запиши через запятую только
опасные буквосочетания в
словах, которые сейчас
продиктую.
- ночка, точно, мечта, овощной,
молочный, мощный, звёздочка,
помощник.
Проверка.
ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,ЧН,ЩН,ЧК,ЩН
Пишут:
ш/ ш//
Ш/ Ш//
Машина.
Тетрадь
пенал
карандаш
Познавательные:
логические: анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения.
Регулятивные:
прогнозирование (при анализе
пробного действия перед его
выполнением).
(два человека работают у доски)
Ответ:
ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,ЧН,ЩН,ЧК,ЩН
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ;
прогнозирование (при анализе
пробного действия перед его
выполнением).
3.Самоопределение к
деятельности.
На доске:
Соедини эти буквы на доске в
«пары дружбы»
Ж
ы
и
Ш
у
ю
Щ
я
Ч
а
-Кто догадался, какое правило
мы будем сегодня закреплять?
-Определите тему урока, цели.
Какое правило нам поможет
достичь цели урока?
Расскажите правило.
-Допишите по одному слову с
такими же сочетаниями.
4. Работа по теме урока.
1.Работа в парах.
За 3 минуты составить как
можно больше слов на эти
правила. Проверить.
2. работа с учебником.
Упражнение 16, стр.12.
(изменить слова по образцу,
подчеркнуть буквосочетания
жи, ши)
3.Игра «Орфографический
мяч».Учитель называет форму
единственного числа, а дети –
множественного числа,
орфограмму комментируют.
Лужа -
Стриж –
Мышь –
ЖИ, ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ
(проверка по эталону)
Мы будем учиться применять это
правило
ЖИ – ШИ пиши с буквой и.
ЧА – ЩА пиши с буквой а.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой у.
Регулятивные: целеполагание как
постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование
проблемы;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание.
общеучебные: знаково-
символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных
способов решение задач в
зависимости от конкретных условий.
За 3 минуты составляют слова на
данное правило. Проверяют друг у
друга. Обучающийся, составивший
наибольшее количество слов ,
озвучивает всему классу.
Лужи
Стрижи
Мыши
Крыши
Ножи
Чаши
Стужи
Правило:
ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
ЧА – ЩА пиши с буквой А.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со сверстниками,
инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска;
смысловое чтение и выбор чтения в
зависимости от цели; умение
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание;
логические: построение логической
цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения
проблем: самостоятельное создание
способов решения проблем
поискового характера.
Крыша –
Нож –
Чаша –
Стужа –
5.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
кисти стряхнули –
Ветер сдувает росу.
В сторону руки, плавно
помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад
6. Закрепление изученного
материала.
1.упражнение 19, стр.13.
(Подобрать к каждому слову
подходящее по смыслу слово из
слов для справок. Записать).
2. Самостоятельная работа.
Упражнение «Редакторы»
- вам необходимо
отредактировать текст но
сначала мы сделаем зарядку
для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше - БУДЬ ЗДОРОВ.
(Задания разноуровневые:)
Личностные : формировать
представление
здоровьесберегающем поведении.
Правильный вариант.
Серая туч а затянула всё небо. На
землю полетел пуш и стый снежок.
Ч у десные снеж и нки были похож и
на стайку белых мотыльков.
(Взаимопроверка и оценивание)
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном;,
коррекция; оценка – оценивание
качества и уровня усвоения;
коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание
1 уровень.
Составить текст и исправить
ошибки.
Серая, затянула, всё, туч я ,
небо.
На, полетел, пуш ы стый,
снежок, землю. Ч ю десные,
были, похож ы , снеж ы нки, на,
белых, мотыльков, стайку.
2уровень.
Исправить ошибки.
Серая туч я затянула всё небо.
На землю полетел пуш ы стый
Познавательные:
общенаучные: умение
структурировать знания;
оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка – выделение
и осознание учащимися того, что
уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
снежок. Ч ю десные снеж ы нки
были похож ы на стайку белых
мотыльков.
3 уровень.
Вставить пропущенные буквы.
Серая туч . . затянула всё небо.
На землю полетел пуш .. стый
снежок. Ч .. десные снеж .. нки
были похож .. на стайку белых
мотыльков.
Проверка по образцу
7. Домашнее задание.
Домашнее задание будет для
каждого своё
8. Рефлексия
По карточке
«Я могу оценить свою
работу!»
(Выбери и продолжи любое
предложение.
На сегодняшнем уроке я
узнал...
На этом уроке я похвалил бы
себя за ...
После урока мне захотелось ...
Сегодня я сумел ...
Я бы поставил себе оценку...
9.Подведение итогов.
К нам пришла новая
учительница. Зовут её Арина
Артёмовна. С ней вы подведёте
итог нашего урока.
Новая учительница:
-Что понравилось на уроке?
Что мы сегодня закрепляли на
уроке?
И так повторим:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
Молодцы. Всем большое
спасибо!
Правописание буквосочетаний жи –
ши,ча – ща, чу - щу.
Домашнее задание
3 уровень.
Спиши слова, вставив пропущенные
буквы.
Встреч..., пуш...нка, ч...чело,
угощ...ть, беж...т, груш..., коч...н,
гущ..., кувш...н.
2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки так,
чтобы слова были связаны по смыслу.
Решить (задача), позвонить (врач),
проворные (стриж), душистые
(ландыш), я
(молчать).
1 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные
буквы. В конце предложений
ставьте точку.
Малыш... ходили в рощ... там озеро у
берега кач...лись камыш... над водой
летали ч...йки и стриж....