Автор: Гребнева Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ НШ СП детский сад "Чебурашка" Населённый пункт: с.Красноармейское Самарская область Наименование материала: Семинар - практикум по экологии Тема: "Организация проведения экологических акций" Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум по экологии
«Организация проведения экологических акций»
«Истинное воспитание
состоит не только в правилах,
сколько в упражнениях»
Ж. Руссо.
В нашем детском саду на протяжении многих лет уделяется особое внимание
проблемам экологического образования дошкольников. Реализуя программу
С.Н.Николаевой «Юный эколог», используются различные формы и методы
работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты,
эксперименты, экологические дидактические игры, моделирование, праздники
и экологические акции. Проведение экологических акций - одна из интересных
форм работы. В переводе на русский язык «акция» означает действие. Акции –
это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном
учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще
всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют
некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети -
дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны,
затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. При организации
экологических акций желательно придерживаться следующих принципов:
Осмысленность.
Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и
зачем они это делают.
Отсутствие духа соревнования
.
Участники акции должны быть
настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего
места в рейтинге.
Системность.
Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой
акцией многого не достигнешь.
Гласность.
Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать,
что их идеи и результаты одобрены окружающими.
Алгоритм проведения акций:
Цель (каждая акция имеет свою цель).
Задачи (выполняются общие и конкретные).
Объект (на что, направлена – птицы, деревья, насекомые и т.д.)
Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).
Проводя экологические акции, ставим перед собой задачу не только научить
детей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной
деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе.
Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия
вмешательства человека в природу. Не обязательно муравейник разрушен
хулиганом и варваром, его может разворотить и любознательный ребёнок и
подержать в руках птенца может любой малыш, нашедший гнездо и он
преисполнен в этот момент добрыми чувствами.
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, у них
формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.
Этапы реализации экологических акций
1.Подготовительный.
Изучение методического материала по реализации экологических акций в
ДОУ.
Определение содержания, форм и методов организации работы.
Подборка художественной литературы, дидактических игр, электронных
презентаций.
Размещение в информационном уголке призывы к родителям принять
активное участие в проведении акции.
2.Организационно – практический
(т.е. деятельный, выполнение
плана деятельности).
Работа с детьми
Детская деятельность
Содержание работы
Экскурсии
Познавательно-исследовательская
деятельность.
Цикл наблюдений
Рассматривание иллюстраций,
фотографий, репродукции картин,
сравнение.
Коммуникативная деятельность
Беседа
Ситуативный разговор
Составление творческих рассказов
Заучивание пословиц, поговорок
Отгадывание загадок
Интервьюирование родителей и
прохожих.
Игровая деятельность
С/ролевые, дидактические игры
Конструирование
Оригами
Музыка
Слушание музыкальных
произведений, игра на
музыкальных инструментах
Восприятие художественной
литературы и фольклора.
Сказки, рассказы, стихи.
Изобразительная деятельность
Аппликация
Рисование плакатов.
Лепка.
Двигательная деятельность
Физминутка, пальчиковая гимнастика.
Самообслуживание (труд)
Расклейка плакатов, раздача листовок,
памяток.
3. Аналитический
(подведение итогов, рефлексия может проходить в
форме награждения, изготовление фотоальбомов, видеофильма, изготовление
книжек-самоделок, проведения выставок).
1.
Все виды акций можно проводить по временам года.
Осень:
1.
«Семечко и зёрнышко про запас!» (Сбор семян для будущего урожая,
семена цветов, семена для подкормки птиц).
2.
«Добрая зима для птиц» (Подкормка зимующих птиц. В группе поставить
ёмкость, куда дети и родители принесут корм для птиц).
Зима:
1.
«Витамины на подоконнике»
Весна:
1.
Любимое – чистое село» (Убираем территорию, благоустраиваем,
озеленяем).
2.
Украсим планету цветами» (В праздник «День Земли» детям сеять семена
цветов.)
Лето:
1.«Украсим планету цветами» (Разбивка цветников, газонов из выросшей)
рассады, уход за посадкой).
2.«Берегите лес и его жителей от пожара!» (Призыв, как вести себя в лесу,
осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред
природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом:
«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!»
«Акции в детском саду»
Вторая часть семинара начинается с практической деятельности
воспитателей.
Воспитатели делятся на три группы. Каждой группе даётся для проведения
тема акции.
1.
« Ёлочка – зелёная иголочка».
2.
« Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
3.
« Пусть будет чисто везде».
Задание:
Написать цель (с какой целью проводится эта акция).
На что направлена.
Презентовать (рассказать о мероприятиях в этой акции).
В конце семинара воспитатель поблагодарит всех воспитателей за внимание
и участие.