"Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению"
Автор: Софьина Лариса Михайловна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1383" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Статья Тема: "Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению" Раздел: начальное образование
ОБУЧЕНИЮ.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ-
лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым
социальным
контактам,
новым
социальным
ролям.
Значение
этого
периода
вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том,
что
от
благополучности
его
протекания
зависит
не
только
успешность
овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе,
здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором
трудности
процесса
адаптации
к
школе
являются
негативные
изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже
агрессивность
или,
наоборот,
заторможенность,
депрессивность.
Может
возникнуть чувство страха, нежелание идти на урок и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает
масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2
раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность
педагогического
коллектива
школы
по
организации
благо -
приятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному
школьному
образованию направлена
на
создание
следующих
психолого-
педагогических условий:
I . Организация режима школьной жизни первоклассников.
II. Создание предметно-пространственной среды.
III. Организация оздоровительно-профилактической работы.
IV. Организация
учебно-познавательной
деятельности
первоклассников
в
адаптационный период.
V. Организация внеучебной жизни первоклассников.
VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VII . Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
1. Организация оздоровительно-профилактической работы.
Медико-педагогическая
диагностика
состояния
здоровья
первоклассников:
• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления
наиболее
часто
болеющих
детей;
определение
причин
заболеваемости
с
целью
проведения
более
эффективной
коррекционной
и
профилактических работ;
• диагностика
устной
и
письменной
речи
(мониторинг
речевого
развития).
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в
т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
• витаминизация;
• профилактика
простудных
заболеваний
(применение
ч е с н о ка ,
элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);
• создание
в
школе
условий
для
соблюдения
санитарно-гигиенических
навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
• корригирующие
занятия
с
детьми,
имеющими
нарушения
опорно-
двигательного аппарата
и
зрения
(программа
«Как
помочь
ребенку
с
ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности»).
Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
• ежедневная физзарядка до занятий;
• согласно
письму
МО
РФ
«Об
организации
обучения
в
первом
классе
четырехлетней
начальной
школы»
(от
25.09.2000г.
№
2021/11-13),
физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2
минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс
физминуток
включаются
различные
упражнения
с
целью
профилактики
нарушения
зрения,
простудных
заболеваний,
заболеваний
опорно-
двигательного аппарата;
• согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного
дня
(после
двух
уроков)
для
первоклассников
проводится
динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;
• подвижные игры на переменах;
• ежедневная
прогулка
и
спортивный
час
в
группе
продленного
дня,
внеклассные спортивные мероприятия;
• школьные
спортивные
кружки:
«Спортигры»,
«Лыжные
гонки»,
«Подвижные игры».
Организация
рационального
питания
п е р в о к л а с с н и ков
предусматривает:
• назначение
учителя,
ответственного
за
организацию
горячего
питания
в
школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
• создание комиссии в составе: медицинский работник школы, диетсестра,
учитель, ответственный за организацию питания;
• выполнение
т ребований
СанПиН
к
организации
пит ания
в
общеобразовательных учреждениях;
• соблюдение
основных
принципов
рационального
питания:
соответствие
энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям
детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом
горячем
питании
примерно
480
ккал); сбалансированность рациона питания
детей
по
содержанию
белков,
жиров
и
углеводов
для
максимального
их
усвоения в соотношении 1:1:4; восполнение дефицита витаминов в питании
школьников
за
счет корректировки рецептур и использования обогащенных
продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования доста-
точного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
соблюдение оптимального режима питания.
• создание благоприятных условий для приема пищи;
• организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются
самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и чистота
стола после завтрака;
• практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;
• ежемесячные
рейды
общешкольного
родительского
комитета
с
целью
проверки
организации
питания
учащихся
в
школе
(проверяют
наличие
документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).
Организация
логопедической
и
психологической
помощи
первоклассникам.
Использование
в
учебном
процессе
здоровьесберегающих
образовательных
технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь
для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения
и переутомления.
Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения
детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди
первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в
коллективе:
гиперобщительные
дети;
дети,
боящиеся
классно-урочной
обстановки; стесняющиеся
отвечать
и
поэтому
производящие
впечатление
ничего
не
знающих
или
не
слушающих
учителя.
И
те
и
другие
требуют
различных
форм
доброжелательной
и
терпеливой
работы
учителя.
Не
допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для
первоклассника
существенно
важно
доброе, позитивное
отношение
к
нему
учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
2. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев
направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений
детей.
По
возможности
уроки
проводятся
на
свежем
воздухе.
На
уроках
используются различные игры и игровые ситуации.
Формы
организации
образовательного
процесса
в
начальной
школе
характеризуются
разнообразными
уроками
физической
культуры,
физкультурно-оздоровительными
мероприятиями
в
режиме
учебного
дня
и
самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной
программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три
типа:
с
образовательно-познавательной,
образовательно-предметной
и
образовательно-тренировочной направленностью.
Особенности организации урока в 1-м классе.
Учитывая
особенности
первоклассников,
урок
строится
иначе,
чем
в
следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных
элемента: оргмомент и основную часть.
Оргмомент
используем
для
обучения
детей
умениям
выполнять
строевые
упражнения,
упражнения
на
развитие
силы,
выносливости,
ловкости,
координации
движений.
Здесь
требуется
терпеливая,
длительная
работа,
в
основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая,
что
и
как делать
(используется
прием
проговаривания
последовательности
действий).
Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных,
но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию
игр
как
структурной
части
урока.
Необходимо
использовать
в
качестве
подвижных
игр
не
только
игры
с
правилами,
которые
способствуют
формированию
новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры,
способствующие
развитию
творческих
способностей,
основа
которых
-
воображение.
Контроль и оценка результатов обучения.
Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в со-
ответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается
система балльного
(отметочного)
оценивания.
Оценочная
деятельность
педагогов
направлена
на
то,
чтобы
стимулировать
учебно-познавательную
деятельность первоклассников.
У
каждого
учителя
имеется
«копилка»
контрольно-оценочных приемов
и
средств,
среди
которых
распространены
такие,
как
таблицы
уровня
физической
подготовленности,
л и с т ы
индивидуальных
достижений
и
т.д.
Таким
образом, работа по оцениванию
учебных
достижений
первоклассников
ведется
в
следующем направлении:
заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.
Индивидуальная работа с первоклассниками.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый
к л а с с . Часть
первоклассников
имеет
несформированность
школьно-
значимых
функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою
деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню
физического,
интеллектуального,
речевого,
нравственно-волевого
развития.
Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
• задания разной степени трудности;
• специально
подобранные
общеразвивающие
упражнения
на
развитие
мышления,
речи,
воображения,
внимания,
памяти
и
пр.,
занимающие
небольшую
по
времени
часть
урока.
При
этом
по
возможности
дети
объединяются
в
пары,
группы,
чтобы
коллективно
решить
ту
или
иную
логическую или творческую задачу;
• предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания,
т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их
информированности.
3. Организация внеучебной жизни первоклассников.
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с
интересами и желаниями детей и их родителей.
1. Организация групп продленного дня.
2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения
первоклассников
к
школьным
традициям.
Выполнение
требования
соответствия содержания
и
форм
воспитательной
работы
возрастным
особенностям первоклассников.
Воспитание
в
процессе
игры
(сюжетно-ролевые,
игры-драматизации,
спортивные
и
т.д.)
как
прием
воспитания.
Детские
праздники.
Экскурсии.
Выставки
детского
творчества. Концерты для родителей.
4. Изучение готовности к школьному обучению и социально-
психологической адаптации детей в школе.
Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адап-
тация
детей
к
школе
проходит
по-разному.
Большинство
детей
(56%)
адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая
группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) -
дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными
трудностями.
На
течение
адаптации
первоклассников
оказывают
влияние
различные
факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:
• адекватную самооценку своего положения ребенком;
• правильные методы воспитания в семье;
• отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
• благоприятный статус в группе сверстников и т.д.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе,
относят следующие:
• неправильные методы воспитания в семье;
• функциональную неготовность к обучению в школе;
• неудовлетворенность в общении со взрослыми;
• неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
Определение
уровня
готовности
детей
к
школьному
обучению
помогает
осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в
процессе всего периода обучения.
При
определении
уровня
готовности
детей
к
школьному
обучению
ориентиром
служит
карта-характеристика,
в
которой
заложены
4
уровня
готовности к обучению по следующим параметрам:
1. Психологическая и социальная готовность к школе:
а)желание учиться в школе;
б) учебная мотивация;
в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;
г) организованность поведения.
2. Развитие
школьно-значимых
психофизиологических
функций:
а)фонематический слух, артикуляционный аппарат;
б) мелкие мышцы руки;
в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость;
г) координация в системе «глаз - рука»;
д ) объем
зрительного
восприятия
(по
количеству
выделенных
объектов
в
картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).
3. Развитие познавательной деятельности:
а) кругозор;
б) развитие речи;
в) развитие познавательной активности, самостоятельности;
г) сформированность
интеллектуальных
умений
(анализа,
сравнения,
обобщения, установления закономерностей);
д) произвольность деятельности;
е) контроль деятельности;
ж ) темп деятельности.
4. Состояние здоровья.
Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к
обучению
в
школе.
В
основе
его
лежит
принцип
достаточного
минимума:
оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания
которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а
следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения. Такими
показателями являются:
• способность
ребенка
к
умственной
активности
(инициативность
и
настойчивость в умственной деятельности);
• способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение
планировать
действия
по
достижению
целей,
контролировать
результаты,
ориентироваться на образец);
• способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания
педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);
• способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;
• словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).
Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию
внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является
мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне
школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об
удовлетворенности его.
Используются
следующие
способы
изучения
течения
адаптации
первоклассников
к
школьному
обучению:
• рисунки на тему «Что мне нравится в школе»; анкетирование;
• шкала
для
определения
эмоционального
профиля
первоклассников
при
адаптации
к
школе
(определяется
в
конце
каждой
четверти
педагогами
и
медицинским
работником)
и
тестирование
умственной
работоспособности
первоклассников,
всего
классного
коллектива
в
начале
и
конце
учебных
занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с
целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и
выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики
нарушений
нервно-психического
здоровья
у
первоклассников.
Школьная
дезадаптация
-
это
образование
неадекватных
механизмов
приспособления
ребенка
к
школе
в
форме
нарушений
учебы
и
поведения,
конфликтных
отношений;
психогенных
заболеваний
и
реакций,
повышенного
уровня
тревожности, искажений в личностном развитии (по Овчаровой Р.В.).
Адаптированность
–
уровень
фактического
приспособления
человека,
его
социального
статуса
и
самоощущения,
удовлетворенно сти
и л и
неудовлетворенности собой и своей жизнью.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и
умений,
в
число
приоритетных,
включены
цели,
связанные
с
общим
личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся.
Существенное
значение
в
их
достижении
имеет
психолого-педагогическое
сопровождение обучаемых.
Пристальное
внимание
к
школьной
адаптации
вызвано
тем,
что,
являясь
динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем
организма,
она
обеспечивает
возрастное
развитие.
Механизмы
же
приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируя
и
используя
в
сходных
ситуациях,
закрепляются
в
структуре
личности
и
становятся подструктурами ее характера.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить
на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый
этап
–
ориентировочный,
характеризующийся
бурной
реакцией
и
значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-
три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит
какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе
затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий
этап
–
период
относительно
устойчивого
приспособления,
когда
организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку,
требующие
меньшего
напряжения
всех
систем.
Возможности
детского
организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним
переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и
тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в
течение
первой
четверти.
При
адаптации
средней
тяжести
нарушения
самочувствия
и
здоровья
более
выражены
и
могут
наблюдаться
в
течение
первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на
изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит
тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от
начала к концу учебного года, и это свидетельствует о не посильности учебных
нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями
благополучной
адаптации
детей
к
школе
М.М.
Безруких
предлагает
считать
благоприятную
динамику
работоспособности
и
ее
улучшение
на
протяжении
первого
полугодия,
отсутствие
выраженных
неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной
программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило,
являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев
обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в
школе,
приобретают
новых
друзей
в
классе;
у
них
почти
всегда
хорошее
настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения
выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в
контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно
выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит
освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым
режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая
группа
детей
имеет
длительный
период
адаптации,
период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут
принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти
дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу
первого
полугодия
реакции
этих
детей
становятся
адекватными
школьным
требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана
со
значительными
трудностями;
кроме
того,
они
не
усваивают
учебную
программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление
отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя,
родители.
Это тяжелая форма
адаптации.
Постоянные
неуспехи
в
учебе,
отсутствие
контакта
с
учителем
создают
отчуждение
и
отрицательное
отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в
специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы,
но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться
в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то
все
вместе
может
привести
к
срыву,
дальнейшей
задержке
в
развитии
и
неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе,
плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика
и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
В
логике
системно-ориентационного
подхода
сопровождение
–
это
взаимодействие
сопровождающего
и
сопровождаемого,
направленное
на
разрешение
жизненных
проблем
развития
сопровождаемого
наиболее
эффективным методом. Таким методом в современной практике образования
можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в
процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь
и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;
ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности;
сотрудничество,
содействие;
доброжелательность;
безопасность,
защита
здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход
к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является
устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в
образовании.