Автор: Грекова Олеся Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с 451 "Теремок" Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: Конспект проведения беседы с детьми старшей группы Тема: "Как люди научились считать!" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №451 «Теремок»
г. Новосибирск
Конспект проведения беседы
с детьми старшей группы
на тему: «Как люди научились считать!»
составила
Грекова Олеся Сергеевна
воспитатель
Цель: дать детям представление об истории возникновения счёта и
математики.
Ход беседы
Учёные
предполагают,
что
жизнь
зародилась
в
Междуречье
–
Месопотамии.
Именно
здесь
были
плодородные
земли,
где
люди
стали
выращивать и собирать богатый урожай зерновых культур, разводить стада
животных, строить города (проиллюстрировать). Эти удивительные люди,
жившие между реками – Тигром и Евфратом, сумели даже на засушливой
почве
собирать
хороший
урожай,
т.к.
придума ли
о р о ш е н и е
(проиллюстрировать, можно организовать опыт). Этот процветающий народ
назывался шумерами. Богатство и высокий уровень культуры натолкнули их
на мысль о том, как же учесть всё своё богатство и записать это.
У древних охотников вещей было немного, поэтому и считать было
нечего.
Он
вполне
мог
обойтись
двумя,
тремя
числами.
Например,
1
–
мамонт, 1- кровать, 1-3 стула, 1- сундук, 1 – прялка, 1- ступка, 2 каменных
ножа, 4-5 глиняных сосудов (проиллюстрировать).
Изобретению
счёта
мы
обязаны
именно
богатым
скотоводам
и
земледельцам
– шумерам. Жили они в своих домах постоянно, а по тому
вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше,
чем древним охотникам и они начали считать по пальцам. Сосчитав все
пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново
по второму кругу и т.д. Они считали десятками и эту систему мы у них
позаимствовали.
Индейцы
майя
в
Гватемале
и
Мексике
поступали
иначе:
когда
кончались
пальцы
на
руках,
они
переходили
на
ноги.
Именно
так
–
двадцатками – считали индейцы майя в Гватемале и Мексике.
А некоторые народы предпочитали считать дюжинами (число 12). Это
число удобно тем, что его можно представить в виде очень многих сочетаний:
2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали
число 60. Считать стали по 60 потому, что в расчёт брался сустав пальца: на
каждом пальце 3 сустава – всего на руках и ногах их 60. А если считать по 60
вам кажется нелепым, то взгляните на любые часы. В каждом часе 60 секунд,
60 минут. Мы кладём число 60 в основу счисления времени и некоторых
других
величин,
потому
что
более
5000
лет
назад
древний
народ
ввёл
большие числа, чтобы измерять свои большие урожаи, свой достаток и это
были всё те же ШУМЕРЫ.
В Шумерах каждый город управлялся жрецом, в сущности, он был не
просто
мэром,
а
настоящим
царём.
И
понятно,
что
они
ни
чего
не
выращивали
и
не
производили
ни
каких
материальных
ценностей,
а
кормились
данью:
они
взимали
у
других
пищу,
как
налог.
В
больших
кладовых хранились огромные запасы, и жрецам важно было знать, сколько
их накопилось. Главный жрец требовал, чтобы сборщики налогов давали ему
полный отчёт о собранной дани. Причём расчёты надо было вести наглядно, а
не в уме – так, чтобы ими могли воспользоваться все, кто занимается счётной
работой. Как вели счёт ШУМЕРЫ, никто точно не знает: может, делали
зарубки на палке или чертили какие-то знаки на земле, может, выцарапывали
чёрточки на ракушках или вязали разные узелки на шнурках разной длины и
разного цвета (кстати, эти узелки служили напоминанием тому, кто их вязал).
Во многих странах света люди, чтобы не сбиться со счёта, помогали
себе рисунками и ШУМЕРЫ так же этим пользовались. Рисунки делали на
доступном материале – глине, пока она была сырая, на неё можно было легко
наносить
пометки
острым
орудием,
а
если
глину
обжечь,
то
пометки
останутся на века. Каждый рисунок служил знаком, какого – то предмета, и
эти «знаки-предметы» избавили сборщиков налогов от множества хлопот, но
важно было то, что это подтолкнуло людей к созданию письменности.
Интересно, что у древних народов Европы (у греков) не было знаков
«1» и «5», а так же «0» их ввели в обиход древние ИНКИ.
Литература:
Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ,
1997, стр. 20-26.