Напоминание

Системно-деятельностный подход на уроке математики "Умножение двузначного числа на однозначное"


Автор: Купчинская Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 64"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Системно-деятельностный подход на уроке математики "Умножение двузначного числа на однозначное"
Дата публикации: 11.12.2016
Раздел: начальное образование





Назад





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Системно-деятельностный подход на уроке математики «Умножение двузначного числа на однозначное»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Выполнил
: Купчинская О.А., МБОУ «СОШ №64»

Содержание.
1. Введение………………………………………………………………. С. 3 2. Разработка урока математики………………………………………...С. 6 3. Заключение…………………………………………………………….С. 9 4. Список используемой литературы…………………………………...С. 11 5. Приложение……………………………………………………………С. 12 5.1. Страница учебника 5.2 План работы группы 5.3 Задания для групп 5.3 Карточка с примерами 2

I
.
Введение
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: - к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); - к структуре основной образовательной программы; - к условиям реализации стандартов. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации. Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:  подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);  подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс);  определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?
Системно-деятельностный подход
- это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В п р о ц е с с е деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать 3
исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, должен организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Основными целями построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать:  обеспечение интеллектуального развития младших школьников:  умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;  реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. 4

II. Разработка урока математики

Тема:
«Умножение двузначного числа на однозначное»
Цели:
1. Обучающая: создание условий для овладения обучающимися новым способом внетабличного умножения на основе распределительного способа умножения; 2. Развивающая: развитие интеллектуальных способностей, мыслительных операций, переноса знаний и умений в новые ситуации. 3. Воспитательная: воспитание культуры общения в группе.
Средства обучения
: учебник, раздаточный материал.
Ход урока.

I.

Организационный этап (проверка готовности к уроку)

II.

Актуализация опорных знаний и умений.

2.1. Устный счет –
(фронтальная работа)  Почитайте выражения 3*20=20*3 7*6=6*7 30*2=2*30 - Какое свойство использовали? (Переместительное свойство умножения)  Соедините пары выражений (2+7)*4 (30+8)*2 (10+4)*6 2*4+7*4 30*2+8*2 10*6+4*6 - Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число)  Замените суммой разрядных слагаемых 42, 58, 64, 36, 28  Оценка работы класса - Что помогло вам успешно справиться с з а д а н и я м и ? (Знание переместительного свойства умножения, умение умножать сумму на число разными способами и заменять числа суммой разрядных слагаемых)
2.2. Работа в тетрадях
На доске ряд чисел 3, 6, 10, 7, 30, 26 - На какие две группы можем разделить все эти числа? (однозначные и двузначные) - Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 3, во 2 столбик все двузначные числа и умножьте их тоже на 3
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

3.1

-
Какие знания помогли выполнить действия?3*3; 6*3; 7*3; 10*3; 30*3 (знание таблицы умножения) 5

-Значит, что вы не умеете? (
мы не умеем умножать двузначные числа на однозначные) -
Почему не получается
умножить 26*3? (Мы не знаем способ умножения двузначные числа на однозначные)
III.Познавательная деятельность. Открытие нового знания

-Как будет называться тема нашего урока? Прочитайте в учебнике
Умножение двузначного числа на однозначное. - Какую задачу перед собой поставим?
(Нам надо найти способ умножения

двузначного числа на однозначное)

4.1. Работа в группах
Правила работы в группе. Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника. Распределите роли.
Командир группы
– отвечает за работу в группе в целом.
Эксперт
– выступает перед классом и представляет результаты.
Секретарь
– записывает все рассуждения.
Контролер
– читает задание.
Задание для 1 группы

План работы
1.Прочитайте выражение 26*3. 2. Разложите 26 на разрядные слагаемые. 3.Примените правило умножения суммы на число 4.Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 2 группы

План работы
1.Прочитайте выражение 15 *4. 2. Разложите 15 на разрядные слагаемые. 3.Примените правило умножения суммы на число 4.Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 3 группы

План работы
6
1.Прочитайте выражение 29*2. 2. Разложите 29 на разрядные слагаемые. 3.Примените правило умножения суммы на число 4.Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
4.2 Предъявление результатов групповой работы

1 группа
Чтобы выполнить умножение 26*3,
2 группа
Чтобы выполнить умножение 15*4,
3 группа
Чтобы выполнить умножение 29*2,
Общие выводы:

Алгоритм нового способа умножения

1. Заменяем число … суммой разрядных слагаемых.

2. Умножаем 1 слагаемое на число

3. Умножаем 2 слагаемое на число

4. Складываем полученные результаты.

V. Первичное закрепление
- Давайте проверим, «работает» ли открытый нами способ на других выражениях? (Выполнение заданий в учебнике С.8, №1 (1- 3 столбик)
VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

6.1 Задание
из учебника С.8 №1 (4,5 столбик), используя алгоритм решения - Сравните свою работу с образцом. Расскажите, как умножить двузначное число на однозначное? (Проговаривают алгоритм)
1. Заменяем число … суммой разрядных слагаемых.

2. Умножаем 1 слагаемое на число

3. Умножаем 2 слагаемое на число

4. Складываем полученные результаты.

VII. Итог урока.

7.1 Рефлексия

-
Какую учебную задачу мы перед собой ставили?
Нам надо было найти

способ умножения двузначного числа на однозначное)
- Каким способом можно умножить двузначное число на однозначное? (Проговаривают алгоритм)
Заменяем число … суммой разрядных слагаемых.

2. Умножаем 1 слагаемое на число

3. Умножаем 2 слагаемое на число
7

4. Складываем полученные результаты.
Работа в парах. - На столах лежит карточка с выражениями. Работая в парах, подчеркните только те, которые содержат новый способ решения. (Проверка)
7.2 Самооценка.
Оцените себя по вопросам: Работал сам /Нуждался в помощи Было легко/Трудно
VIII. Домашнее задание по выбору
1. С.8 № 3 2. Придумайте свои 3 выражения умножения суммы на число и реши их.
III
.
Заключение
Урок математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное» в 3 классе по программе «Школа России» построен в системно - деятельностном подходе. В рамках выбранной темы урока я проектировала его последовательность, придерживаясь структуры урока открытие нового знания. Выполняя мотивирование учащихся, добивалась осознания ими необходимости нахождения нового способа решения математических выражений. Задания подбирала с учетом поставленной цели и психолого-возрастных особенностей учащихся. Создавая проблемную ситуацию, переводила ее в учебную задачу. Для активной самостоятельной деятельности учащихся использовала на уроке групповую и парную формы работы. На отдельных этапах урока способствовала выполнению учащимися учебных действий, таких, как контроль последовательности выполнения задания и сравнение результатов с предложенными образцами, предъявленными группами. На этапе рефлексии учащиеся участвовали в самооценке собственной деятельности, предъявляя новые знания (способ умножения двузначного числа на однозначное). Домашнее задание предлагается на основе выбора и носит дифференцированный характер . Понимаю и осознаю значение организации и последовательности всех этапов урока для формирования у детей учебной самостоятельности. 8 7*6 18*3 20*4 28*3 0*7 15*6

IV.Список литературы

1.
Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. 2/(М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
2.
Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2012. – 432 с.
3.
Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителей /под рад. Т.О. Автайкиной – Новокузнецк: МАО ДПО ИПК, 2013. – 45 с. – (Мастер-класс)
4.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: отдействия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с. 9

IV.Приложение.
1. Страница учебника 10
2. План работы группы. 1. Прочитайте выражение. 2. Подумайте, суммой каких р а з р я д н ы х слагаемых можно заменить двузначное число. 3. Примените правило умножения суммы на число. 3. Задания для групп
Задание для 1 группы

План работы
1.Прочитайте выражение 26*3. 3. Разложите 26 на разрядные слагаемые. 3.Примените правило умножения суммы на число 4.Свое решение приготовьтесь защищать перед классом..
Задание для 2 группы

План работы
1.Прочитайте выражение 15 *4. 3. Разложите 15 на разрядные слагаемые. 3.Примените правило умножения суммы на число 4.Свое решение приготовьтесь защищать перед классом..
Задание для 3 группы

План работы
1.Прочитайте выражение 29*2. 3. Разложите 29 на разрядные слагаемые. 3.Примените правило умножения суммы на число 4.Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.. 4. Карточка с примерами 7*6 18*3 20*4 28*3 0*7 15*6 11


В раздел образования