"Социализация дошкольников через ознакомление с родным краем"
Автор: Копылова Нина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/c №2 "Буратино Населённый пункт: город Аксай, Ростовская область Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: "Социализация дошкольников через ознакомление с родным краем" Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей «Социализация дошкольников через ознакомление с
донским краем»
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без
знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих
родителей, свой дом, свою страну.
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей
начинает
формироваться
в
младшем
дошкольном
возрасте
под
воздействием
ближайшего
окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура города,
края должны стать основой, вокруг которой
строится педагогическая работа во всех видах
деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
В
дошкольном
возрасте
базовым
этапом
формирования
патриотических
чувств
следует
считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет,
воспитание эмоционально – ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду,
родным местам ( «земле отцов»), родной стране. Знания только тогда влияют на развитие ребенка,
когда
они
окрашены
чувствами
и
переживаниями
–
интересом
к
окружающему
миру,
эмоциональной отзывчивостью на события близкого мира.
Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, истории и
культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего
поколения
и
сохраняется
земляками.
Зарождаясь
из
любви
к
малой
родине,
патриотические
чувства
перерастают
в
любовь
к
Отечеству.
В
условиях
социальных
перемен
возрастает
значимость воспитания у детей любви к малой Родине (семье, детскому саду, родному городу –
ближайшему социальному окружению).
Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе
семейных традиций и ценностей. Семья – первая эмоционально значимая среда, которая вводит
его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т.д.
Историю
и
культуру
каждого
края,
весь
краеведческий
материал
охватить
невозможно,
поэтому основным направлением работы по патриотическому воспитанию можно выделить:
1.
ознакомление
с
ближайшим
окружением
-
семьей,
детским
садом,
миром
природы,
деятельностью людей,
2.
ознакомление
с
культурой
края:
архитектурой,
художественной
средой,
знаменитыми
земляками,
3.
ознакомление с историей края: прошлым и настоящим региона – возникновением города,
заповедными и памятными местами, памятными местами военных событий.
Эти
направления
работы
тесно
взаимосвязаны.
Краеведческий
материал
тщательно
отбирается,
чтобы
вызвать
интерес
и
эмоциональный
отклик
у
детей,
перерабатывается
в
соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, историй. Каждое
направление можно сократить
или расширить, все зависит от творческого подхода педагога и
условий ДОО.
Принципы педагогической работы:
1.
взаимосвязь воспитания, обучения и творчества детей;
2.
взаимодействие семьи, ДОО и социума в условиях организационной среды;
3.
учет возрастных особенностей дошкольников.
Формы педагогической работы по введению регионального компонента:
1.
эмоциональные
рассказы
педагога,
исторические
беседы,
интегрированные,
комплексные,
вариативные занимательные дела, объединенные близким по содержанию сюжетом;
2.
совместная деятельность педагогов, родителей и детей: сбор информации о крае, подбор
видеоматериалов, домашние задания, акции;
3.
самостоятельная деятельность детей в уголке родного края, продуктивная, конструктивная
деятельность, развивающие игры;
4.
активные формы обучения: культурно – досуговая деятельность патриотического содержания;
5.
деятельные формы обучения: создание образовательных ситуаций для общений,
формирование отношений, творческие задания.
В разработанную систему организации процесса можно включить и новые формы работы. В
их числе:
1.
экспериментирование, исследование объектов;
2.
ситуации – предложения « Что было бы …», воображаемые ситуации;
3.
коллекционирование, например, значков или открыток о городе и др.,
4.
моделирование
ситуаций,
расшифровка
схем
–
моделей,
составление
маршрутов,
игры
–
путешествия, состоящие из проблемных заданий, составление рассказов детьми по схеме
(уголки родного города);
5.
совместная интегрированная деятельность (гибкая модель обучения);
6.
создание ситуаций для участия детей в преобразовании окружающего;
7.
работа в уголке города – опыт поисково – познавательной деятельности.
База для осуществления работы:
1.
создание фонда краеведческой информации для педагогов, родителей и детей;
2.
организация развивающей предметно – пространственной среды с включением музейного
пространства.
В соответствии с ФГОС ДО
содержание патриотического воспитания
входит во все
образовательные области: социально – коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и
ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отчизне, региональных
традициях),
речевое
развитие
(приобщение
к
художественной
литературе),
художественно
–
эстетическое
развитие
(формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности через продуктивную и конструктивно – модельную деятельность), физическое
развитие (прогулки, игровая деятельность).
С детьми младшего дошкольного возраста образовательная работа по ознакомлению с родным
городом проводится в нерегламентированное время: чтение, рассматривание фотоальбомов, показ
живописных мест.
С 4 – 5 лет в образовательную деятельность включается ознакомление с окружением: детский
сад, ближайшие объекты: улицы, дома, транспорт. Детям показывают красоту разных видов
города, зданий, памятник защитникам Отечества, один из храмов. Особое внимание уделяется
чтению и рассказыванию, слушанию народных песен, беседам о названиях улиц, на которых живут
дети, рассматриванию русских костюмов, формированию представлений о селе, городе.
Дошкольников 5-7 лет знакомят с историей возникновения города, отдельными событиями
прошлого,
связанными
с
историей
России,
названиями
улиц,
памятниками,
народными
традициями,
известными
людьми.
Ознакомление
с
архитектурой,
городским
строительством,
трудом земляков помогает воспитать уважение к жителям родного города.
В условиях социальных перемен возрастает значимость воспитания у детей любви к малой
Родине (семье, детскому саду, родному городу – ближайшему социальному окружению). Малая
родина – уголок страны, ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить
(дом, улица, поселок, город)
Итак, основа патриотического воспитания – использование неограниченных возможностей
ближайшего окружения для расширения кругозора, представлений о малой и большой Родине,
формирование
активной
гражданской
позиции:
трудолюбия,
эмоциональной
привязанности,
чувства собственного достоинства, уважения к народу, его традициям.