Напоминание

"Социализация дошкольников через ознакомление с родным краем"


Автор: Копылова Нина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c №2 "Буратино
Населённый пункт: город Аксай, Ростовская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Социализация дошкольников через ознакомление с родным краем"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для воспитателей «Социализация дошкольников через ознакомление с

донским краем»
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых. В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально – ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам ( «земле отцов»), родной стране. Знания только тогда влияют на развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями – интересом к окружающему миру, эмоциональной отзывчивостью на события близкого мира. Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству. В условиях социальных перемен возрастает значимость воспитания у детей любви к малой Родине (семье, детскому саду, родному городу – ближайшему социальному окружению). Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Семья – первая эмоционально значимая среда, которая вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т.д. Историю и культуру каждого края, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому основным направлением работы по патриотическому воспитанию можно выделить: 1. ознакомление с ближайшим окружением - семьей, детским садом, миром природы, деятельностью людей, 2. ознакомление с культурой края: архитектурой, художественной средой, знаменитыми земляками, 3. ознакомление с историей края: прошлым и настоящим региона – возникновением города, заповедными и памятными местами, памятными местами военных событий. Эти направления работы тесно взаимосвязаны. Краеведческий материал тщательно отбирается, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей, перерабатывается в соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, историй. Каждое направление можно сократить или расширить, все зависит от творческого подхода педагога и условий ДОО. Принципы педагогической работы: 1. взаимосвязь воспитания, обучения и творчества детей; 2. взаимодействие семьи, ДОО и социума в условиях организационной среды; 3. учет возрастных особенностей дошкольников. Формы педагогической работы по введению регионального компонента: 1. эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы, интегрированные, комплексные, вариативные занимательные дела, объединенные близким по содержанию сюжетом; 2. совместная деятельность педагогов, родителей и детей: сбор информации о крае, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции; 3. самостоятельная деятельность детей в уголке родного края, продуктивная, конструктивная деятельность, развивающие игры; 4. активные формы обучения: культурно – досуговая деятельность патриотического содержания; 5. деятельные формы обучения: создание образовательных ситуаций для общений, формирование отношений, творческие задания. В разработанную систему организации процесса можно включить и новые формы работы. В их числе:
1. экспериментирование, исследование объектов; 2. ситуации – предложения « Что было бы …», воображаемые ситуации; 3. коллекционирование, например, значков или открыток о городе и др., 4. моделирование ситуаций, расшифровка схем – моделей, составление маршрутов, игры – путешествия, состоящие из проблемных заданий, составление рассказов детьми по схеме (уголки родного города); 5. совместная интегрированная деятельность (гибкая модель обучения); 6. создание ситуаций для участия детей в преобразовании окружающего; 7. работа в уголке города – опыт поисково – познавательной деятельности. База для осуществления работы: 1. создание фонда краеведческой информации для педагогов, родителей и детей; 2. организация развивающей предметно – пространственной среды с включением музейного пространства. В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области: социально – коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отчизне, региональных традициях), речевое развитие (приобщение к художественной литературе), художественно – эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно – модельную деятельность), физическое развитие (прогулки, игровая деятельность). С детьми младшего дошкольного возраста образовательная работа по ознакомлению с родным городом проводится в нерегламентированное время: чтение, рассматривание фотоальбомов, показ живописных мест. С 4 – 5 лет в образовательную деятельность включается ознакомление с окружением: детский сад, ближайшие объекты: улицы, дома, транспорт. Детям показывают красоту разных видов города, зданий, памятник защитникам Отечества, один из храмов. Особое внимание уделяется чтению и рассказыванию, слушанию народных песен, беседам о названиях улиц, на которых живут дети, рассматриванию русских костюмов, формированию представлений о селе, городе. Дошкольников 5-7 лет знакомят с историей возникновения города, отдельными событиями прошлого, связанными с историей России, названиями улиц, памятниками, народными традициями, известными людьми. Ознакомление с архитектурой, городским строительством, трудом земляков помогает воспитать уважение к жителям родного города. В условиях социальных перемен возрастает значимость воспитания у детей любви к малой Родине (семье, детскому саду, родному городу – ближайшему социальному окружению). Малая родина – уголок страны, ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить (дом, улица, поселок, город) Итак, основа патриотического воспитания – использование неограниченных возможностей ближайшего окружения для расширения кругозора, представлений о малой и большой Родине, формирование активной гражданской позиции: трудолюбия, эмоциональной привязанности, чувства собственного достоинства, уважения к народу, его традициям.


В раздел образования