Напоминание

Праздник "Шежере Байрам"


Автор: Шарифьянова Лениза Ренатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Сандугач
Населённый пункт: г.Янаул
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Праздник "Шежере Байрам"
Раздел: начальное образование





Назад





Сценарий «ШЕЖЕРЕ БАЙРАМЫ»
(праздник родословной) Подготовила: учительница начальных классов МБОУ СОШ с.Сандугач Шарифьянова Л.Р.

Задачи:
Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции); раскрыть понятия «род», «родословная», «семья»; формировать представление о родственных отношениях; формировать представления о родословной; обогащать словарный запас терминами родства (род, родословная, генеалогическое древо, шежере); воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями; воспитывать чувство долга и внимание к ближним.
Участники:
обучающиеся 5-10 классов
Материал:
схема генеалогического древа каждой семьи, интерактивная доска , презентации родословных .
Место проведения:
актовый зал школы
Звучит башкирская народная музыка Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы. Род, родословная, Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди. Народный праздник «Шежере байрамы» - «Праздник родословной» организуется в целях возрождения национальных традиций, обычаев башкирского народа, сохранения преемственности поколений, укрепления семейных и семейно – родственных связей на основе общности национальных традиций, привлечения интереса населения к изучению своей родословной, истории родного края во всех населенных пунктах. Проведение данного праздника обеспечит изучение не только генеалогической летописи, но и явится бесценным источником изучения истории башкирского народа, летописей важнейших событий и фактов Изучая историю своего шежере, мы не только узнаем много о людях своего рода, но и как бы заново мы начинаем понимать и саму себя, истину своего бытия, природу познания большого мира и особенно тех истоков, с каких началась и жизнь наша таковая. В старину каждый башкир знал историю своего рода, свое шежере (родословную) как минимум до семи колен. По этому поводу известный башкирский ученый-просветитель, знаток истории Мухаметсалим Уметбаев в начале 20 века писал, что «Каждый башкир обязан знать три вещи: первое- свое происхождение, то есть свой род(ырыу), второе- название звезд и третье- предания и легенды».Башкиры очень трепетно относились к своей истории, преданиям и шежере. Каждый род имел свою родословную и даже целые исторические летописи. Но, к сожалению, многовековые
традиции передачи родовой истории, составления шежере со временем стали исчезать. Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? : В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его появлению на свет. Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно. К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми. В старину аксакалы говорили: человек должен знать семь поколений своего рода. В какой-то период нашей истории, к сожалению, народ начал забывать эту истину. Возрождение " Шәжере байрамы" возвращает нас к своим корням, пробуждает интерес к истории, национальным традициям, семейным обычаям, способствует укреплению семейных и семейно-родственных связей. Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене.
Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Около центральной стены зала стоят два дерева с

изображением родословных двух детей,старинный сундук
. (Звучит мелодия курая). Вед.: Тыуган илем ,тим дә һүҙ башлайым, Тыуған илем-Башҡортостаным Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә Әйләнһәмсе һайрар ҡошҡа мин Назову эту землю торжественно, Она гордо звучит и естественно, Средь созвездия блестящих стран, Имя это – Башкортостан! (Под музыку в зал входят дети, встают полукругом) Дети: У матери России Есть много дочерей Но нет средь них красивей Башкирии моей.
Башҡортостан- тыуған ерем минен, Тирмә-тирмә һинен тауҙарын Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә Әйләнһәмсе һайрар ҡошҡа мин Здесь гордо горы высятся Леса простор степной Озёра, реки ширятся Хрустальною волной. Башҡортостан ! Һине маҡтап һайрай Урмандарҙа һары һандуғас Һине һағынып ҡайта кейек ҡоштар, Һәр йыл һайын,йылы яҙ еткәс Щедра земля Урала Богатств её не счесть Есть в недрах нефть и уголь Есть золото и медь. Башҡортостан! Ғорурланам һинен менән, Тыуғанғамы һинен ерендә Ғорур баҫып үтәм урамдарҙам Ҡанат үҫкән кеүек инемдә О Башкирии поём Как мы славно здесь живём Вся она цветущий сад Говорим мы ей –
Все хором: РӘХМӘТ !

Песня. «Башкортостан родина моя»
Вед.Расцветай, Республика, Мой Башкортостан, Нет тебя прекраснее
Средь далеких стран. Гордый, независимый Мой прекрасный край, Жемчужина России, А вернее – рай. Башҡортостан-Тыуған илем,- Һиндә тыуып күкрәп йәшәйем. Һинен һулыш ,тимәк минен һулыш Һинен менән бергә йәшәйем! Башҡортостан- минен йәнтөйәгем Башҡортостан-минен ырыҫым! Башҡортостан йәмен ,ҡотон һаҡлау- Һинен ,минен изге бурысым! Юная, но сильная, Родина моя, Пусть всегда обильными Будут закрома. На Урале сказочном Пусть цветут сады, Всем желаем радости, Никому – беды.
Танец . Башкирский.
Вед.: Кем был твой прадед, кем твой дед? О чём они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало б дружный смех? И как они женились? Какие испытанья им Достались на веку? Как до Парижа дед дошёл В башкирском том полку? И, если всё узнаешь ты, Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ! (Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае. Входит дедушка Хамит (взрослый в национальном башкирском костюме) и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево К нему подходит ребёнок.) Реб.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь? Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги. Реб.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное. Дедушка Хамит: Это моё шежере. Реб.: А что это такое? Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере? Дети: Да! (К дедушке подходят дети) Реб.: Меня зовут Адиева Линда,аэто мои братья и сестренка.Адиев Кирил ,Адиев Никита ,Адиева Линда Мы познакомим вас с нашей родословной.
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Удмуртский танец
Затем к дедушке подходит девушка ). Реб.: Меня зовут Яруллина Айсылу и мой брат Яруллин Айрат. Познокомимь вас с нашей родословной.
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Песня “Туган як”
Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои шежере. (Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других детей).
Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у деревьев. Реб.Меня зовут Кусниярова Арина я расскажу вам про свою семью.
Показ презентации
.
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Песня “Поклонимся родителям”
Реб. Ә мин өләсәйем һандығы тураһында һөйләйәсәкмен.Исаева Айһылыу. “Өләсәйем һандығы”
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР.Татарский танец.
Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова. Вед.: Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя приготовили. Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за хозяйством присмотреть – оно у меня большое. Спасибо, дедушка Хамит, досвидания. Вед.: Из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи. Вед.: Да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.
Танец «Шаль вязала»
Вед.: Большое создаётся малым: Из жёлудя поднялся дуб, С бревна начался крепкий сруб, А родничок – реки начало, С одной сосны начался бор, С кирпичика пошёл дворец, С ворсистой ниточки – ковёр. Вот так придумал наш Творец! Дом к дому – улица, Из улиц растут селенья, города.
Всё это ты, Башкирия родная, Мой край, любимый навсегда! Башҡортостан, беҙ ғорурбыҙ, Ҙур киләсәген булғанлыҡтан, Киләсәген үҙ ҡулында Дуҫлыҡта һәм туғанлыҡта! Храни тепло родного очага И не позарься на костры чужие. Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! Вед..: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды. На этом наше мероприятие, посвящённое родовому дереву – шежере – закончено. Желаем всем вам успехов в таком непростом деле, как составление своей родословной!


В раздел образования