Задачи: Расширять представления о семье (у нее есть свои история и
традиции); раскрыть понятия «род», «родословная», «семья»; формировать
представление о родственных отношениях; формировать представления о
родословной; обогащать словарный запас терминами родства (род,
родословная, генеалогическое древо, шежере); воспитывать уважительное
отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых;
вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими
знаниями; воспитывать чувство долга и внимание к ближним.
Участники: обучающиеся 5-10 классов
Материал: схема генеалогического древа каждой семьи, интерактивная
доска , презентации родословных .
Место проведения: актовый зал школы
Звучит башкирская народная музыка
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле
дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной -
Шежере Байрамы. Род, родословная, Родина – каждому из нас
близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились,
где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие
предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и
традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.
Народный праздник «Шежере байрамы» - «Праздник родословной»
организуется в целях возрождения национальных традиций,
обычаев башкирского народа, сохранения преемственности
поколений, укрепления семейных и семейно – родственных связей
на основе общности национальных традиций, привлечения
интереса населения к изучению своей родословной, истории
родного края во всех населенных пунктах. Проведение данного
праздника обеспечит изучение не только генеалогической летописи,
но и явится бесценным источником изучения истории башкирского
народа, летописей важнейших событий и фактов
Изучая
историю
своего
шежере,
мы
не
только
узнаем
много
о людях своего рода, но и как бы заново мы начинаем
понимать
и
саму
себя,
истину
своего
бытия,
природу
познания
большого
мира
и
особенно
тех
истоков,
с
каких
началась
и
жизнь
наша
таковая.
В
старину
каждый
башкир
знал
историю
своего
рода,
свое
шежере
(родословную)
как
минимум
до
семи
колен.
По
этому
поводу
известный
башкирский
ученый-просветитель,
знаток
истории
Мухаметсалим
Уметбаев
в
начале
20
века
писал,
что
«Каждый
башкир
обязан
знать
три
вещи:
первое-
свое
происхождение,
то
есть
свой
род(ырыу),
второе-
название
звезд
и
третье-
предания
и
легенды».Башкиры
очень
трепетно
относились
к
своей
истории,
преданиям
и
шежере.
Каждый
род
имел
свою
родословную
и
даже
целые
исторические
летописи.
Но,
к
сожалению,
многовековые
традиции
передачи
родовой
истории,
составления
шежере
со
временем
стали
исчезать.
Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого
есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто
люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако
все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы
интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу
семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что
делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они
выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же
языке, что и вы?
: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана
заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного
человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его
появлению на свет.
Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на
физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит
свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно
воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь
рожденного ранее не пропадает бесследно.
К сожалению, сведения о предках бывают, как правило,
чрезвычайно скупыми.
В старину аксакалы говорили: человек должен знать семь
поколений своего рода. В какой-то период нашей истории, к
сожалению, народ начал забывать эту истину. Возрождение "
Шәжере байрамы" возвращает нас к своим корням, пробуждает
интерес к истории, национальным традициям, семейным обычаям,
способствует укреплению семейных и семейно-родственных
связей.
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди,
передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы
знаем о них? По существу, во многих семьях познания о
собственном происхождении обрываются уже на третьем колене.
Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к
прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».
Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви
одного дерева.
Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это
последовательный перечень поколений людей одного рода с
основными сведениями о каждом из них.
Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по
наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не
видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и
ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать,
какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали
добро другим людям.
Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Около центральной стены зала стоят два дерева с
изображением родословных двух детей,старинный сундук .
(Звучит мелодия курая).
Вед.: Тыуган илем ,тим дә һүҙ башлайым,
Тыуған илем-Башҡортостаным
Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә
Әйләнһәмсе һайрар ҡошҡа мин
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)
Дети:
У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.
Башҡортостан- тыуған ерем минен,
Тирмә-тирмә һинен тауҙарын
Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә
Әйләнһәмсе һайрар ҡошҡа мин
Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
Башҡортостан !
Һине маҡтап һайрай
Урмандарҙа һары һандуғас
Һине һағынып ҡайта кейек ҡоштар,
Һәр йыл һайын,йылы яҙ еткәс
Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
Башҡортостан!
Ғорурланам һинен менән,
Тыуғанғамы һинен ерендә
Ғорур баҫып үтәм урамдарҙам
Ҡанат үҫкән кеүек инемдә
О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –
Все хором: РӘХМӘТ !
Песня. «Башкортостан родина моя»
Вед.Расцветай, Республика,
Мой Башкортостан,
Нет тебя прекраснее
Средь далеких стран.
Гордый, независимый
Мой прекрасный край,
Жемчужина России,
А вернее – рай.
Башҡортостан-Тыуған илем,-
Һиндә тыуып күкрәп йәшәйем.
Һинен һулыш ,тимәк минен һулыш
Һинен менән бергә йәшәйем!
Башҡортостан- минен йәнтөйәгем
Башҡортостан-минен ырыҫым!
Башҡортостан йәмен ,ҡотон һаҡлау-
Һинен ,минен изге бурысым!
Юная, но сильная,
Родина моя,
Пусть всегда обильными
Будут закрома.
На Урале сказочном
Пусть цветут сады,
Всем желаем радости,
Никому – беды.
Танец . Башкирский.
Вед.: Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало б дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?
И, если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
(Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.
Входит дедушка Хамит (взрослый в национальном башкирском
костюме)
и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево К нему
подходит ребёнок.)
Реб.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?
Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.
Реб.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Дедушка Хамит: Это моё шежере.
Реб.: А что это такое?
Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди
очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения.
Некоторые запоминали имена своих родственников и долго
держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись
называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы
мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете
своё шежере?
Дети: Да!
(К дедушке подходят дети)
Реб.: Меня зовут Адиева Линда,аэто мои братья и сестренка.Адиев
Кирил ,Адиев Никита ,Адиева Линда Мы познакомим вас с нашей
родословной.
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Удмуртский танец
Затем к дедушке подходит девушка ).
Реб.: Меня зовут Яруллина Айсылу и мой брат Яруллин Айрат.
Познокомимь вас с нашей родословной.
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Песня “Туган як”
Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои
шежере.
(Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других
детей).
Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас
родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у
деревьев.
Реб.Меня зовут Кусниярова Арина я расскажу вам про свою
семью. Показ презентации .
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Песня “Поклонимся родителям”
Реб. Ә мин өләсәйем һандығы тураһында һөйләйәсәкмен.Исаева
Айһылыу. “Өләсәйем һандығы”
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР.Татарский танец.
Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.
Вед.: Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их
приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя
приготовили.
Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за
хозяйством присмотреть – оно у меня большое.
Спасибо, дедушка Хамит, досвидания.
Вед.: Из поколения в поколение мужчины были защитниками
Родины, опорой семьи.
Вед.: Да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина
издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей
хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.
Танец «Шаль вязала»
Вед.: Большое создаётся малым:
Из жёлудя поднялся дуб,
С бревна начался крепкий сруб,
А родничок – реки начало,
С одной сосны начался бор,
С кирпичика пошёл дворец,
С ворсистой ниточки – ковёр.
Вот так придумал наш Творец!
Дом к дому – улица,
Из улиц растут селенья, города.
Всё это ты, Башкирия родная,
Мой край, любимый навсегда!
Башҡортостан, беҙ ғорурбыҙ,
Ҙур киләсәген булғанлыҡтан,
Киләсәген үҙ ҡулында
Дуҫлыҡта һәм туғанлыҡта!
Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Вед..: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не
валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода,
нам не страшны никакие невзгоды.
На этом наше мероприятие, посвящённое родовому дереву –
шежере – закончено. Желаем всем вам успехов в таком непростом
деле, как составление своей родословной!