Напоминание

"Царевна – Золотая Соломинка"


Автор: Жидкова Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБ ДОУ ЦРР – детский сад №5
Населённый пункт: город Лиски, Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Царевна – Золотая Соломинка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по продуктивной деятельности по теме:

«Царевна – Золотая Соломинка»

педагога дополнительного образования Жидковой С.В.

МБ ДОУ ЦРР – детский сад №5, г. Лиски, Воронежской области

Цели:

ознакомление детей с природным материалом – соломкой, как сырьём для

изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;

с традициями художественной обработки соломки.

Задачи:

развивать фантазию, мышление воображение, творческую активность;

раскрывать способности каждого ребёнка;

совершенствовать навыки работы в технике соломки. Вспомнить о заготовке

соломы. О подготовке соломки к работе. О тонировке соломки к работе.

Развивать культуру труда и навыки самостоятельной работы.

Воспитывать трудолюбие, желание трудиться, усидчивость, актуальность.

Любовь к природе и бережному отношению к ней.

Оборудование и материалы:

Оформленная выставка работ по соломке;

Плакат – схема изготовления изделия;

Распаренная соломка;

Диск с инструментальной музыкой;

Коробка для обрезков соломки;

Ножницы на каждого ребёнка;

Салфетки на каждого ребёнка;

Клеёнка на каждого ребёнка;

Клей ПВА;

Указка.

Методы и приёмы: работа в парах, творческих группах.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент

1.1 Приветствие обучающихся.

1.2. Сообщение темы и цели урока.

Тема: «Изготовление аппликации из соломки»

Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зёрнышки, польёт их

дождь, прогреет солнце и вырастут из зёрен длинные, зелённые стебли, а на конце у

них появляется метёлки – колоски.

Постепенно стебли становятся твёрже, а колосья наливаются, в них появляются много

зёрен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья –

колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые

колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.

Однажды вот, что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге,

никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный

ветер, а потом и вовсе засыпало снегом – так и остались они зимовать, тонкие жёлтые

соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.

Но, вот, наконец, пришла весна! Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и

заплакали:

Наш пришёл последний час,

Затоптали в луже нас.

Мы стали безобразными,

Серыми и грязными.

А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои тёплые ласковые лучи на

землю. И всё, чего касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную

песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к

грязным соломинкам и…произошло чудо!

Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на

друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона.

Она стала царевной – Золотой Соломинкой!

Волшебник лучик прошептал:

- Отныне у вас золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые

чудеса.

Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.

Все, кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную соломку в чудесные

вещи.

Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да

приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло и до наших дней

соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!

2 часть. Изложение программного материала

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Я предлагаю познакомиться с

соломкой поближе.

- Ребята! Мы с вами работали на занятиях с соломкой. Делали различные поделки.

Давайте сейчас вспомним, что мы знаем о соломке?

Раньше у крестьян солома была важным в хозяйстве материалом. Соломой крыли

крыши домов, сараев. Ею подкармливали домашних животных – коров, овец и т. д.

Соломка – это простой природный материал, который позволяет создавать яркие и

радующие глаз произведения – бытовые и декоративные в виде панно.

- Ребята! Соломка, та которую мы используем при работе, она должна пройти

несколько этапов обработки.

- Первый этап – это заготовка соломки:

Для работы используют солому, таких злаковых, как: овёс, пшеница, рожь, ячмень.

Заготавливают материал после полного созревания растений, когда стебель приобрёл

золотистый цвет. У собранной соломы используют в работе трубочки между листьями

(схема см.).

- Второй этап – тонировка соломы:

Естественный цвет соломы имеет различные оттенки: желтоватый, зеленоватый,

сероватый и другие. Если нужно получить другие оттенки, соломку отбеливают с

помощью красителей, получаются различные оттенки: серебристо-белый, жёлто-

золотистый (схемы).

- Третий этап - подготовка соломы к работе:

Непосредственно перед работой разрежем соломинки вдоль, а потом превратили

заготовки в плоские ленточки (схема, рис.).

- Четвёртый этап – выбор рисунка:

У нас есть рисунок. С него нам нужно перерисовать рабочий эскиз. Для этого

используется калька. Калька - это прозрачная, тонкая бумага (рис.).

- Ребята! Для чего она используется? (чтобы было видно рисунок).

Когда у нас готов рабочий эскиз, мы можем приступать к наклеиваю соломенных

ленточек. По окончании работы, рабочему эскизу дать высохнуть, а затем готовое

изделие вырезать по контуру с обратной стороны (рис.).

Прежде, чем начать работу, давайте разомнём пальчики. Сжать кулачок, разжать, ещё

раз сжать, разжать. Быстрее, ещё быстрее. Мы ведь сейчас будем раками работать.

- Ну вот, размяли ручки, а теперь посмотрите, перед вами лежат все инструменты и

материалы, которые будут нужны для работы. Здесь ножницы, клеёночки, салфетки,

соломка, клей ПВА, кисточки.

Не забывайте о правилах пользования острыми предметами:

не держи ножницы вверх;

передавай ножницы кольцами вперёд;

ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

В нашей работе мы используем клей:

работать с клеем нужно на клеёночке;

при работе с клеем пользуемся кисточками, во избежание попадания клея в

глаза;

клей наносить аккуратно;

лишний клей удаляем салфеткой.

Вовремя работы содержать рабочее место в порядке и чистоте. После окончания

работы убрать своё рабочее место.

Самостоятельная работа.

Предлагаю приступить к работе. Ребята, начинают наклеивать соломенные ленточки

на рисунок. Во время работы сделать физкультминутку.

- Ребята! Почему используют фон тёмных тонов? Потому что, он оттеняет все

прелести этого природного материала.

Молодцы! У каждого получились детальки из соломки. Давайте попробуем собрать из

них картину. Аккуратнее с клеем. Его не должно быть видно, но и не должно быть

мало. Детальки должны лечь ровно на фон.

3 часть. Заключительное слово педагога

Сегодня на занятии мы приобщились к русской культуре, в центре которой – народные

промыслы России, выполнили аппликацию с использованием старинного материала –

соломки. Вы все сегодня хорошо потрудились, на мой взгляд, у всех всё получилось. А

скажите, что чувствуете вы? Все ли довольны результатом своего труда? (если «нет»,

то почему?)

А теперь , я хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня хорошо поработали. Спасибо,

что помогли мне, желаю вам удачи!

Используемая литература:

1. Перевертень Г. И. Аппликации из соломки. «Сталкер». 2005 г.

2. Перевертень Г. И. Поделки из соломки. «Сталкер». 2004 г.



В раздел образования