Автор: Жидкова Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБ ДОУ ЦРР – детский сад №5
Населённый пункт: город Лиски, Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Царевна – Золотая Соломинка"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по продуктивной деятельности по теме:
«Царевна – Золотая Соломинка»
педагога дополнительного образования Жидковой С.В.
МБ ДОУ ЦРР – детский сад №5, г. Лиски, Воронежской области
Цели:
ознакомление детей с природным материалом – соломкой, как сырьём для
изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
с традициями художественной обработки соломки.
Задачи:
развивать фантазию, мышление воображение, творческую активность;
раскрывать способности каждого ребёнка;
совершенствовать навыки работы в технике соломки. Вспомнить о заготовке
соломы. О подготовке соломки к работе. О тонировке соломки к работе.
Развивать культуру труда и навыки самостоятельной работы.
Воспитывать трудолюбие, желание трудиться, усидчивость, актуальность.
Любовь к природе и бережному отношению к ней.
Оборудование и материалы:
Оформленная выставка работ по соломке;
Плакат – схема изготовления изделия;
Распаренная соломка;
Диск с инструментальной музыкой;
Коробка для обрезков соломки;
Ножницы на каждого ребёнка;
Салфетки на каждого ребёнка;
Клеёнка на каждого ребёнка;
Клей ПВА;
Указка.
Методы и приёмы: работа в парах, творческих группах.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент
1.1 Приветствие обучающихся.
1.2. Сообщение темы и цели урока.
Тема: «Изготовление аппликации из соломки»
Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зёрнышки, польёт их
дождь, прогреет солнце и вырастут из зёрен длинные, зелённые стебли, а на конце у
них появляется метёлки – колоски.
Постепенно стебли становятся твёрже, а колосья наливаются, в них появляются много
зёрен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья –
колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые
колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.
Однажды вот, что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге,
никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный
ветер, а потом и вовсе засыпало снегом – так и остались они зимовать, тонкие жёлтые
соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.
Но, вот, наконец, пришла весна! Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и
заплакали:
Наш пришёл последний час,
Затоптали в луже нас.
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными.
А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои тёплые ласковые лучи на
землю. И всё, чего касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную
песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к
грязным соломинкам и…произошло чудо!
Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на
друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона.
Она стала царевной – Золотой Соломинкой!
Волшебник лучик прошептал:
- Отныне у вас золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые
чудеса.
Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.
Все, кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную соломку в чудесные
вещи.
Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да
приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло и до наших дней
соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!
2 часть. Изложение программного материала
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Я предлагаю познакомиться с
соломкой поближе.
- Ребята! Мы с вами работали на занятиях с соломкой. Делали различные поделки.
Давайте сейчас вспомним, что мы знаем о соломке?
Раньше у крестьян солома была важным в хозяйстве материалом. Соломой крыли
крыши домов, сараев. Ею подкармливали домашних животных – коров, овец и т. д.
Соломка – это простой природный материал, который позволяет создавать яркие и
радующие глаз произведения – бытовые и декоративные в виде панно.
- Ребята! Соломка, та которую мы используем при работе, она должна пройти
несколько этапов обработки.
- Первый этап – это заготовка соломки:
Для работы используют солому, таких злаковых, как: овёс, пшеница, рожь, ячмень.
Заготавливают материал после полного созревания растений, когда стебель приобрёл
золотистый цвет. У собранной соломы используют в работе трубочки между листьями
(схема см.).
- Второй этап – тонировка соломы:
Естественный цвет соломы имеет различные оттенки: желтоватый, зеленоватый,
сероватый и другие. Если нужно получить другие оттенки, соломку отбеливают с
помощью красителей, получаются различные оттенки: серебристо-белый, жёлто-
золотистый (схемы).
- Третий этап - подготовка соломы к работе:
Непосредственно перед работой разрежем соломинки вдоль, а потом превратили
заготовки в плоские ленточки (схема, рис.).
- Четвёртый этап – выбор рисунка:
У нас есть рисунок. С него нам нужно перерисовать рабочий эскиз. Для этого
используется калька. Калька - это прозрачная, тонкая бумага (рис.).
- Ребята! Для чего она используется? (чтобы было видно рисунок).
Когда у нас готов рабочий эскиз, мы можем приступать к наклеиваю соломенных
ленточек. По окончании работы, рабочему эскизу дать высохнуть, а затем готовое
изделие вырезать по контуру с обратной стороны (рис.).
Прежде, чем начать работу, давайте разомнём пальчики. Сжать кулачок, разжать, ещё
раз сжать, разжать. Быстрее, ещё быстрее. Мы ведь сейчас будем раками работать.
- Ну вот, размяли ручки, а теперь посмотрите, перед вами лежат все инструменты и
материалы, которые будут нужны для работы. Здесь ножницы, клеёночки, салфетки,
соломка, клей ПВА, кисточки.
Не забывайте о правилах пользования острыми предметами:
не держи ножницы вверх;
передавай ножницы кольцами вперёд;
ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
В нашей работе мы используем клей:
работать с клеем нужно на клеёночке;
при работе с клеем пользуемся кисточками, во избежание попадания клея в
глаза;
клей наносить аккуратно;
лишний клей удаляем салфеткой.
Вовремя работы содержать рабочее место в порядке и чистоте. После окончания
работы убрать своё рабочее место.
Самостоятельная работа.
Предлагаю приступить к работе. Ребята, начинают наклеивать соломенные ленточки
на рисунок. Во время работы сделать физкультминутку.
- Ребята! Почему используют фон тёмных тонов? Потому что, он оттеняет все
прелести этого природного материала.
Молодцы! У каждого получились детальки из соломки. Давайте попробуем собрать из
них картину. Аккуратнее с клеем. Его не должно быть видно, но и не должно быть
мало. Детальки должны лечь ровно на фон.
3 часть. Заключительное слово педагога
Сегодня на занятии мы приобщились к русской культуре, в центре которой – народные
промыслы России, выполнили аппликацию с использованием старинного материала –
соломки. Вы все сегодня хорошо потрудились, на мой взгляд, у всех всё получилось. А
скажите, что чувствуете вы? Все ли довольны результатом своего труда? (если «нет»,
то почему?)
А теперь , я хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня хорошо поработали. Спасибо,
что помогли мне, желаю вам удачи!
Используемая литература:
1. Перевертень Г. И. Аппликации из соломки. «Сталкер». 2005 г.
2. Перевертень Г. И. Поделки из соломки. «Сталкер». 2004 г.