Автор: Пыркова Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка – детский сад № 16 "Вдохновение"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: проект по формированию чувств и нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Сказка ложь да в ней намек"
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»
«Сказка ложь да в ней намек»
Проект по формированию чувств и нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Пыркова Н. Б.
Юрга
2
Содержание
1.
Введение---------------------------------------------------------------------------------- 3
2.
Воспитание у детей нравственных чувств----------------------------------------- 4
3.
Сказка, как средство формирования чувств и нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста--------------------------------------------- 7
4.
Формы работы со сказкой для воспитания чувств и нравственных качеств
дошкольников---------------------------------------------------------------------------- 10
5.
Проект «Сказка ложь да в ней намёк»---------------------------------------------- 12
6.
Заключение------------------------------------------------------------------------------- 15
7.
Используемая литература-------------------------------------------------------------- 16
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
3
Введение
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека, связанный
с
формированием
огромного
спектра
как
биологических,
так
социальных
и
психологических
новообразований.
Именно
в
этом
возрасте
происходит
закладка
жизненно важных компонентов структуры психики детей, структуры их личности,
которые впоследствии определяют ход их дальнейшей жизни. Одним их таких важных
новообразований является возникновение «внутренних этических инстанций» (Л.С.
Выготский), обеспечивающих возможность нравственных действий и поступков.
На
формирование
этических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста влияет вся социальная ситуация развития ребёнка в целом, то есть «всё
многообразие отношений, в которые включён индивид» (Л.С. Выготский).
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного
развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система
взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды
деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в
раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл»
способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко
взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к
образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру
взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник
постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится
взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым,
дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
4
Воспитание у детей нравственных чувств
Нравственное воспитание-это целенаправленный процесс приобщения детей к
моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное развитие дошкольников - это процесс положительных качественных
изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения
детей.
Чувство-это особая форма отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного
воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно
формируются некоторые способы осознанного управления своим поведением,
активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между
дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются
доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и
дружбы.
Нравственные чувства ,наряду с этическими и интеллектуальными , относятся к
группе высших чувств. Чувства ребенка могут проявляться в отношении к самому себе
(чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот,
чувство неуверенности, отчаяния и др.), и в отношении к другим людям(симпатия,
отзывчивость, сочувствие, доброта, чувство дружбы, любви или антипатия, злоба,
безразличие и др.), и в отношении к коллективу9чувство солидарности, коллективизма
и др.)
Чувства побуждает детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание,
успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью,
непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то,
чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими,
осознанными.
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере
моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети
овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде
всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок
учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с
личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев
моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не
на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка
5
складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям.
Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения,
например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними,
сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ
поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя
обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют,
что можно делать, а' что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы
можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо
соблюдать.
В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания.
Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы,
ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования
взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться
игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает
общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость
для регуляции взаимоотношений между людьми.
Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания
другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие
нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.),
но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется
конкретной образностью детского мышления.
Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то
ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе
она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.
Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается
жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый
хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок
переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает
норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он
стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных
оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче
понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает.
Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями,
тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».
6
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное
понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастает действенность нравственных представлений;
- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает
опосредоваться нравственной нормой.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет
художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены
изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие
особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно,
кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев
и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует
осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При
слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него».
Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной
идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный
опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с
определенной характеристикой.
7
Сказка, как средство формирования чувств и нравственных представлений детей
старшего дошкольного возраста.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки,
вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их
героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям,
показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника,
и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную
способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого,
переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь
попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует
умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате
сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное -
новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из
сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники
сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть,
любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих
явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений,
нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые
дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений,
эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые
помогают ребенку запомнить сказку.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.
Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе,
исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение
культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не
нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств:
о добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают
нарушения поведения в виде тревожности, гипер активности. Наблюдая за детьми ,
мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками,
помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия,
сопереживания.
8
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность.
В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного
возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения.
Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве
устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в
устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность
полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка
не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает
проблемы.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные
ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к
окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.
В этике существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение
моральных норм ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил,
отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает человека
вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Средств для формирования у дошкольников моральных принципов множество, но мы
решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственного
воспитания детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние
времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то
фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд
обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со
сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия
(честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки
ребенка.
Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного
воспитания младших дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей
сущности вполне отвечает природе маленького ребёнка: близка его мышлению,
представлению. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы
9
родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети
получают блестящие образы нравственности и морали.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в
дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным
строителем».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,
целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.
Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей») .
Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).
Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью,
упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и
другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа
наивысшую ценность.
Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).
Для мальчиков - Иван Царевич (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться,
сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом
определит его, как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок,
который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,
трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть
в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной
ситуации.
Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» , «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в
народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок
«Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка».
10
Формы работы со сказкой для воспитания чувств и нравственных качеств
дошкольников.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е.
дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям
наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же
часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения
является примером для детей.
Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно
прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием
интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы
направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок,
учитывается возраст детей и особенности их психического развития.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При
рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение
пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать,
чтобы дети заслушивались.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и
способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в
книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста,
поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго
рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на
обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.
Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о
прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое
отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе
высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно
противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать,
порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные
поступки.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале
знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою
сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и
другие.
Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок
выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в
11
инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное
внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт
характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность,
артистичность. Инсценирование используется в сочетании с другими приемами только
после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание
сказки.
Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Знакомство со сказкой
заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение
нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
В начале этого учебного года мы решили создать педагогический проект по
ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными сказками
«Воспитание сказкой». Творческое название проекта «Сказка ложь да в ней намёк».
Проект «Сказка ложь да в ней намёк».
12
Проблема-поиск эффективных педагогических условий, методов организации работы
со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших
дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс формирования нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является сказка, как средство формирования нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных
качеств детей старшего дошкольного возраста; выявление эффективных
педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством
формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными
сказками.
2. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства
одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и
общекультурного развития.
Предполагаемый результат реализации проекта:
Повысить уровень нравственного развития, развития чувственной и эмоциональной
сферы ребенка посредством сказок.
Участники проекта – дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Гипотеза проекта: мы предполагаем, что использование русских народных сказок
окажет позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего
дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления
детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методы и тесты,
составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
По срокам проведения проект долгосрочный, рассчитанный на 1 учебный год(2014-
2015).
Этапы проведения проекта:
1. Подготовительный (сентябрь, октябрь)
- определение проблемы;
-изучение методической литературы по этому вопросу;
13
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями.
- обсуждение проекта с музыкальным руководителем.
- составление перспективного плана работы. (приложение 1)
Пути реализации проекта:
1.
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2.
Оформление уголка «В гостях у сказки»
3.
Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Содержание работы с детьми :
5.
Чтение разных сказок;
6.
Рисование детьми героев сказок.
7.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
8.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
9.
Самостоятельное составление сказок.
10.Рассказывание сказок собственного сочинения.
11.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
12.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
13.Загадки о сказках, героях сказок.
14.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
15.Драматизация сказки: «Заюшкина избушка»
Содержание работы с родителями:
16.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
17.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
18.Чтение сказок с детьми.
19.Придумывание сказок с детьми.
14
20.Помощь в пополнении книжного уголка сказками
2. Основной этап (ноябрь- апрель)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- реализация проекта.
Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного
подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и
подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и
поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.
В работе используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ
способов действий) ; словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по
ролям, сочинение сказок) ; игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки,
дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные
игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
3. Заключительный (май)
- драматизация сказки «Заюшкина избушка»
- подведение итогов, анализ предполагаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
Заключение
15
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно –
художественной
ценности
произведения
и
правильной
организации
последующей
деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на
ребенка.
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия
для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и
перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками,
усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль.
Закончить хочется словами Л. Н. Толстого:
«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и
зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»
Используемая литература
16
1.
Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
2.
Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для
воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
3.
Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002
г.
4.
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
5.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
6.
Захарова М. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» -
Москва, 2010
17
Приложение 1
Перспективное планирование
М
е
с
я
ц
Тема
Цели занятия
Материал и
краткое
содержание
Связь с другими
видами
деятельности
Игры
Работа с
родителями
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Повторен
ие
знакомых
сказок
«Репка»,
«Теремок
».
«Курочка
Ряба».
Вспомнить с
детьми знакомые
сказки. Назвать
персонажей
сказки.
Пересказывать их
с помощью
заместителей.
Развивать речь
детей.
Книжки,
иллюстрации,
Условные
заместители.
Изо
деятельность,
подвижные
игры.
ФЭМП.
Театр «Би-Ба-
Бо».
Игра «Кто
где
живёт?».
Игра с
кубиками,
Настольны
й театр.
Знакомство
родителей с
задачами
воспитания и
обучения детей.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Моделиро
вание
сказки
«Заюшки
на
избушка».
Обучение детей
рассказыванию
методом
моделирования.
Учить детей
самостоятельно
перессказывать и
понимать сказку
на основе
построения
наглядной
модели, сохранить
некотрые
народные
обороты речи,
совершенствовать
интонационную
выразительность
речи, обогащать
словарь.
Развивать
звуковую культуру
речи.
Воспитывать
умение отличать
сказочные
ситуации от
реальных.
Ковролин с
набором
крупных
условных
заместителей
к сказке.
(домик лисы,
зайца, 5
одинаковых
по величине,
но разных по
цвету
кружков-
заместителей)
На каждого
ребёнка
конверт с
условными
заместителям
и.
Назовите свои
любимые
сказки.
На занятие
приходят
герои сказки
«Заюшкина
избушка» .
Изо
деятельность.
Экология.
Развитие речи.
РЭМП.
Мнемотехника.
(что можешь
рассказать о
зайце, о лисе, о
собаке, о петухе
по картинкам-
таблицам)
Использование
потешек,
присказок.
Игра
«Назови
детёнышей
животных»
«Назови
маму, папу
и
детёныша»
.
«Сравни
зайца и
медведя»
Маршрутн
ая игра
«Проведи
карандашо
м путь
зайчика
к домику,
не отрывая
карандаш
от бумаги»
Консультация
«Сказка в
семейном
воспитании»
Л-ра:
«Формирование
речевого
творчества
дошкольников»
Е,Б, Танникова.
18
Рассказывани
е сказки,
беседа по
содержанию.
Разыгрывание
эпизодов
сказки.
Рассказывани
е по
условным
картинкам
Моделирован
ие сказки.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Моделиро
вание
сказки
«Заяц –
хваста».
Предложить
детям вспомнить
названия русских
народных сказок,
характерные
сказочные зачины.
Учить
характеризовать
произведение,
совершенствовать
интонационную
выразительность
речи, упражнять в
образовании
существительных
с суффиксом –
ищ.
Уметь сам-но
пересказывать и
понимать сказку
на основе
построения
двигательной
модели сказки по
ходу её
изложения.
Книжка-
сказка.,
иллюстрации
, игрушки,
ковролин с
условными
заместителям
и персонажей,
у детей
конверты с
заместителям
и.
Назовите
русские
народные
сказки.
Вспомнить
как обычно
начинаются
сказки.
Окаких по
величине
предметах
идёт речь:
книжище,
домище,
чемоданище.
Послушайте
как говорил о
себе заяц: у
меня не усы, а
усищи, не
лапы, а
лапищи, не
зубы, а
зубищи.
Рассказывани
е сказки.
Рисование зайца.
(Передать
характер)
Лепка «Зайцы на
полянке».
Выставка книг
про зайцев.
Рассматривание
картины
«Зайцы».
Обыгрывание
сказки с
использованием
игрушек.
Загадки.
Игра «Как
передвига
ются
животные»
.
Игра
«Зайцы и
волк».
Игра с
заместител
ями сказки.
Консультация
«Как читать
детям сказки».
19
Беседа по
содержанию,
разбор новых
слов:
кокорина,
гумно.
Моделирован
ие сказки.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Моделиро
вание
сказки
«Лисичка
сестричка
и серый
волк».
Учить детей сам-
но пересказывать
и понимать сказку
на основе
построения
наглядной
временно-
пространственной
модели, сохранять
некоторые
обороты речи,
развивать у детей
мышление и
воображение,
память при отборе
условных
заместителей,
подбирать их по
величине, цвету,
характере
персонажей.
Учить строить
полные и
выразительные
ответы на вопросы
по содержанию
эпизодов.
Книга,
иллюстрации,
шапочки
Лисы и
Волка.
Рукавичка –
Лиса.
Ковролин и
заместители.
Конверты с
деталями.
Рамочки.
Вспомнить
русские
сказки.
В каких
сказках
встречается
Лиса?
Рассказывани
е сказки.
Беседа по
содержанию.
Физкультмин
утка
«Лиса и
зайцы».
Моделирован
ие сказки с
использовани
ем
заместителей.
Игра со цветом:
Добрый, светлый
образ – светлые
цвета,
А злой – тёмные.
Изо
деятельность.
Театрализованна
я д-ть.
Игра «Как
передвига
ются
животные»
«Угадай
животное
по
описанию»
.
Консультация
«Приёмы
обучения детей
рассказыванию»
Подготовка
костюмов к
новогоднему
празднику.
Я
Н
В
А
Р
Ь
Рассказыв
ание
сказки
«Крошечк
а-
Хаврошеч
ка».
Воспитывать
умение отличать
сказочные
ситуации от
реальных.
Развивать умение
использовать
заместители при
Набор
заместителей
к сказке
разного цвета
и формы.
Рассказывани
е сказки,
Рисование
«Коровушка»
Рассматривание
картины
«Домашние
животные»
Беседа
«Домашние
Выкладыва
ние на
ковролине
иллюстпац
ии сказки,
проговарив
ать
выражения,
Родительское
собрание на
тему «Учим
навыкам
связной речи».
Предложить
рассказать о
семейных
20
перессказе сказки.
Совершенствовать
интонационную
выразительность
речи, обогощать
словарь, развивать
звуковую
культуру речи.
беседа по
содержанию
сказки.
Назвать
волшебство
сказки,
сказочные
действия.
Составление
модели .
животные»
Пословицы о
труде.
присказки:
посылали
молодицу
под
горушку,
по водицу.
Подвижная
игра
«Коровушк
и и
пастушок».
традициях,
поделиться
опытом как
проводят досуг
детей дома.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Игра-
драматиза
ция
«Заюшки
на
избушка».
Побуждать детей
участвовать в
драматизации
сказки,
способствовать
воспитанию
любви к
животным,
закреплять знания
детей о диких и
домашних
животных, учить
отгадывать
загадки,
активизировать
речь детей,
употреблять
сложные
предложения
разных видов,
подбирать к
существительном
у несколько
прилагательных,
заменять слово
другим словом со
сходным
значением,
вызвать желание
рассказывать
знакомые
потешки.
Волшебный
мешочек с
игрушками
(лиса, заяц,
собака,
медведь,
петушок),
Сундучок с
костюмами
сказочных
персонажей,
домики лисы
и зайца,
угощение для
детей.
Сегодня мы с
вами
поиграем в
сказку.
Дид. Игра
«Волшебный
мешочек»
Загадки о
животных.
Составление
рассказа о
животном.
А как вы
думаете, из
какой сказки
все эти
животные?
Достаю
костюмы из
сундучка.
Ставлю
домики и
предлагаю
Изо
деятельность,
ФЭМП,
Экология.
Речевая
гимнастика.
Игры на
воображение.
Подвижная
игра
«Зайцы и
лиса».
Расскажи о
животном
так,
чтобы его
можно
угадать.
Игра
«Подбери
слова
действия».
Игра «Чей
хвост»
Консультация
«Культура речи»
Предложить
родителям игры
на логическое
мышление.
Приобрести
книжки-
раскраски.
21
вспомнить
потешки про
солнышко.
Драматизация
сказки.
М
А
Р
Т
Развлечен
ие-игра
Путешест
вие в
сказку
«Маша и
медведь».
Воспитывать
любовь к
сказкам,
Желание
проигрывать
сюжеты сказок.
Закрепить знание
детей о
геометрических
фигурах: Круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник.
Закрепить
умение детей
сравнивать
предметы по
высоте,
порядковый счёт,
умение
ориентироваться
в пространстве.
Закреплять
знания о лесных
зверях, по
признакам
находить
деревья,
Продолжать
развивать речь,
как средство
общения.
Карточки с
изображением
животных,
макеты
деревьев,
пенёк, короб,
кукла Маша
из театра «Би-
Ба-Бо»,
модули из
стройматериал
а, игрушки:
заяц, белка.
Круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольни
к., чайная
посуда.
ФЭМП,
экология,
Изо
деятельность.
Чтение потешек.
Игры с блоками
Дьенеша.
Игра
«Узнай
предмет по
описанию».
«Назови
противопол
ожное»
«Как
передвигаю
тся
животные»
«Моё
любимое
животное».
Предложить
родителям
приобрести
игры на
логическое
мышление,
Задание:
сделать дома
маски для
обыгрывания
сказок.
Консультация
«Какие игры
предложить
дома».
А
П
Р
Е
Л
Ь
Литерату
рный
Калейдос
коп.
Продолжать учить
высказывать своё
отношение к
героям сказок,
формировать
нравственные
качества.
Закрепить умение
Персонажи и
декорации к
сказкам: Волк
и семеро
козлят,
Три
поросёнка,
Заюшкина
Обыгрывание
сказки «Волк и
семеро козлят» с
помощью
пластилина.
На ручном труде
изготовление
персонажей к
Игры с
персонажам
и на
ковролине.
«Волшебны
й сундучок с
загадками».
Игры на
Консультация
«Знакомство со
сказкой в
старшем
возрасте».
Предложить
вместе
смастерить
22
решать
проблемные
ситуации.
Развивать речь,
логическое и
образное
мышление.
Словарная работа:
Живёхоньки,
здоровёхоньки,
ошпарился.
избушка.
сказке «Три
поросёнка» из
природного
материала.
Показ театра
«Заюшкина
избушка» для
малышей.
развитие
внимания.
сюжет
любимой
сказки и
рассказать её в
группе
ребятам.
Привлечь
родителей к
изготовлению
костюмов к
сказке
«колобок».
Дома испечь
вместе с
детьми
колобка.
М
А
Й
Сказка-
спектакль
«Колобок
».
Учить
инсценировать
сказку, передавать
интонацией
настроение
героя., развивать
интонационную
выразительность.
Воспитывать
чувство
сопереживания,
сочувствия.
Развивать связную
речь детей,
овладевать
лексико-
грамматическими
формами языка.
Атрибуты к
сказке,
костюмы.
Чтение сказки,
разыгрывание с
помощью
заместителей,
рисование,
лепка.
Музыкальное
занятие:
разучивание
песни колобка
Артикуляционна
я гимнастика.
Игра на
воображение
.
Речевая
гимнастика.
Игра-
имитация:
Движение
животных.
Родительское
собрание
«Чему мы
научились за
год».
Консультация
«Движение и
речь».
Выставка
совместная
родителей и
детей «Как мы
проводим
время дома».
Проектная
работа «Мой
любимый
цветок»
подготовка к
празднику «Бал
цветов».
23
Приложение 2
Конспекты ООД
КОНСПЕКТ
ПО СКАЗКАМ:
«РЕПКА», «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ».
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Формировать чувства и этические представления детей.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память
при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному
признаку (величине, цвету).
3) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе
построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи,
совершенствовать интонационную выразительность речи.
4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию
сказки.
5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).
Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка,
бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка –
конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной
длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но
разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух
сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.
24
Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций,
игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы»,
дидактическая игра «Почтальон».
Ход занятия:
1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и
бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку
«Репка».
Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота
Леопольда.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы
вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ,
понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.
2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами ее читали, пересказывали,
обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед,
бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем
составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на
котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют
задания воспитателя).
Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый
высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка
ниже ростом, и т.д.).
25
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему
именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая
маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку,
затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного
размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего).
Один ребенок рассказывает сказку.
Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).
Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в
ней?
4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем
книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.
Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы
детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой
сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).
Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый,
храбрый).
Воспитатель: Интересная сказка? (Да).
Кто назовет присказку к этой сказке?
(Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован
круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).
26
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем
отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у
кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг
определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк –
какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг,
почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с
«нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного
цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная
(коричневая, из бревен) и есть еще кустик).
6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте
сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы
все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши
любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы
нарисуете своих любимых героев из сказок.
7.
Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши,
мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).
27
КОНСПЕКТ ООД
ПО СКАЗКЕ:
«ЗАЯЦ - ХВАСТА».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1.
Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные
сказочные зачины, подсказать одну из концовок.
2.
Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную
выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с
суффиксом – «ищ».
3.
Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения
двигательной модели сказки по ходу ее изложения.
4.
Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по
заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).
5.
Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию
сказки.
6.
Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных, сочувствовать,
сопереживать героям сказки.
Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой
сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики,
фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей –
конверты с более мелкими заместителями.
Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказывание сказки воспитателем, показ
иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка
«диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная
игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».
Ход занятия:
28
1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, русские народные сказки? (Дети
перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).
А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).
Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример:
«Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе
повторить концовку, затем 2-3-им детям.
Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище,
чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).
Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).
Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц –
хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу
детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей).
Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?
2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой
тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором
крестьяне хранили зерно).
Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).
Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку
ворону, испугался, а потом храбрец).
3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с
помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).
4. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядьте, возьмите конверты с
условными заместителями персонажей сказки.
Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая
фигурка кого будет обозначать.
Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют геометрические
фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольнык – ворона, прямоугольники – собаки).
Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора,
забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья –
зеленого).
29
5. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а
сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей
разыграете.
Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз,
самостоятельно рассказали и показали сказку.
6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и
подойти ко мне.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи
пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту
или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).
30
КОНСПЕКТ ООД
ПО СКАЗКЕ:
«ТЕРЕМОК» и «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе
построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование),
сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную
выразительность речи.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память
при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине,
форме, цвету.
3) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных, сочувствовать,
сопереживать героям сказки.
Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Теремок»).
Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).
Материал и оборудование: Книги – сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный
театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка
Ряба», фланелеграф с крупными фигурками – заместителями персонажей двух сказок.
У детей: конверты с более мелкими фигурками – заместителями к этим сказкам.
Приемы и методы: Показ кукольного театра – сказки «Теремок», драматизация сказки
«Курочка – Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения – присказки к сказке,
подвижная игра «Замри».
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам сейчас
покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома
она вам или нет? (Да, знакома!, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете
31
эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой
сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик – «Теремок»).
Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что
каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха – горюха, комар – пискун
и т.д.).
Воспитатель: Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?
( По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать… -
это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)
2. Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столам и возьмите конверты, в которых
лежат фигурки – заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт,
достают фигурки – заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на
фланелеграфе).
Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).
Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).
Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку «Теремок».
(Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).
Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого
маленького до самого большого).
Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось ли
им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).
3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь
смотреть и слушать еще одну сказку.
Дети драматизируют сказку «Курочка – Ряба».
Знакома вам эта сказка? (Да!)
32
Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка – Ряба,
мышка, яичко).
Сколько их? ( 5 ).
Какие они?
4. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки –
заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка –
заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки –
заместители и называют, кто кого будет означать).
Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета? (Дети: зеленый
квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка,
серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. Уточнить ответы детей).
Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к.
будем рассказывать по очереди. (Спрашивает детей рассказать и показать сказку. Дети
рассказывают сказку с помощью условных заместителей).
Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.
Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).
5. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец! А еще какие
концовки знаете? ( Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом
запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот
капли не попало»).
33
Приложение 3
Загадки о сказках.
Всех важней она в загадке
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
из русской народной сказки «Репка»
.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью»
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть – самобранка)
из русских народных сказок
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
из русских народных сказок
1
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
34
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
из сказки К. И. Чуковского «Айболит»
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»
У Золушки с ножки свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
из сказки Шарля Перро «Золушка»
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк – зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….
(Поросенка)
А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, – ….
(Мальвина)
Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)
35
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Колобок)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».
(Золушка)
Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
36
Приложение 4
Пословицы и поговорки, присказки
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за
быстрыми реками, за крутыми берегами.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь — самому живу
не быть.
>
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства
сахарные, за питья медвяные.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Змей-горыныч.
< Из милости копытом траву-мураву досягает.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
На поле-поляне, на высоком кургане.
Не белы снега в чистом поле забелелись...
Не за былью и сказка гоняется.
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не туман сизый с разделу подымается...
Не черны леса дремучие чернеются...
Небылица в лицах. .
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Облачается небесами, подпоясывается заря-ми, застегивается звездами.
Огнем дышит, полымем пышет.
.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство,
в тридевято государство.
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
37
.
Сапоги-самоходы.
Свинка — золотая щетинка.
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Семи пяденей во лбу.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Сивка-бурка, вещий каурка.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скатерть-хлебосолка.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Слышно, как трава растет.
Стань передо мной, как лист перед травой!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Сума, дай пить и есть.
Тише воды, ниже травы.
Тугой лук.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
< Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и
сытно стало.
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!
38
Приложение 5
Конспект драматизации сказки « Заюшкина избушка".
Цель: развивать коммуникативную функцию речи детей;
формировать эмоционально- познавательный интерес детей к занятиям;
побуждать их к адекватному общению.
Материалы : маски животных.
Игровое упражнение с Солнышком:
Солнышко сказало: «Мне пора взойти».
Травка зашептала: «Расти, расти, расти».
Пчелки загудели: «Мед пора собрать».
Птички загалдели: «Летать, летать, летать».
И слышала подушка, и слышала кровать,
Как кто-то мне на ушко шепнул:
«Пора вставать».
«Дили-дили, дили-дили» - колокольчики звонили
Колокольчики будили
Всех жучков, паучков и веселых мотыльков.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
«Динь-день, динь-день» - начинаем новый день!
А вокруг топают, крылышками хлопают,
А вокруг прыгают, усиками двигают,
Лапки вверх – потянись,
Лапки вниз – наклонись.
Повернись, повернись
И друг другу улыбнись.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и проснулись вместе с солнышком.
А теперь давайте покажем сказку.
- Жили-были в лесу зайчик и лисичка.
Зайчик построил себе избушку деревянную, а лиса – ледяную.
Пришла весна, выглянуло Солнышко, и распустились на полянке цветочки.
39
(танец цветов)
Выглянуло Солнышко,
Тучи расступились.
Подмигнуло Солнышко,
Лужи заискрились!
Улыбнулось Солнышко –
Дождик прекратился.
Засмеялось Солнышко,
Цветочки распустились повернуться, повернуться
И друг другу улыбнуться.
Раз-два, раз-два, спит пускай одна сова.
Воспитатель:
У лисички избушка от яркого солнышка растаяла.
Прибежала Лисичка к Зайчику, стала проситься погреться.
(Выходит Лиса: «Пусти меня заинька погреться!»)
Зайчик пустил Лисичку погреться, а она его из избушки и выгнала.
Сидит Зайка под кусточком, слезки лапкой вытирает.
Идет по лесу Собачка.
Собака:
Я собачка не простая,
Я – сторожевая,
На чужих я грозно лаю,
Если надо – напугаю!
Воспитатель:
Увидела Зайку и спрашивает.
Собака:
- Почему ты, Заинька, плачешь?
Заяц:
- Как же мне не плакать! Лисичка меня в мой домик не пускают!
Собака:
- Не плачь, Зайка, я сейчас ее выгоню!
Воспитатель:
40
Подошли Собачки к избушке, начали громко лаять:
Собака:
- Уходи, Лиса, вон!
Лиса:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! – закричала Лиса.
Воспитатель:
Испугались Собаки и убежали.
А в это время шел Медведь по тропинке
Увидел Медведь Зайку и спрашивает:
Медведь:
- Что же ты, Заинька, плачешь? Кто обидел тебя?
Заяц:
- Обидела меня Лиса хитрая, попросилась ко мне погреться, да меня из избушки
и выгнала!
Медведь:
- Не плачь, Зайка, я сейчас ее выгоню!
Уходи Лиса из зайкиной избушки!
Воспитатель:
А лиса как закричит из окошка:
Лиса:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель:
Испугался Медведь и убежал по тропинке к себе домой.
Заинька больше прежнего расстроился, сидит под кусточком, горько-горько
плачет.
Вдруг по дорожке идет Петушок - Золотой гребешок.
Вышел Петя на лужок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
41
Важно Петенька идет
И косу в руках несет!
Увидел Петушок Зайчика и спрашивает:
Петушок:
- Что же ты, Заинька, плачешь?
Заяц:
- Как же мне, Петушок, не плакать! Выгнала меня Лиса из моей избушки и
домой не пускает!
Петушок:
- Не плачь, Заинька, я ее сейчас выгоню!
Заяц:
- Нет, Петушок, не выгонишь. –
Собачка гнала – не выгнала!
Медведь – не выгнал!
И ты не выгонишь!
Петушок:
- Не плачь, Зайка, я ее выгоню!
Кукареку, несу косу на плече,
Хочу Лису посечи!
Уходи, Лиса, с печи!
Воспитатель:
Испугалась Лиса и говорит:
Лиса:
- Одеваюсь…
Воспитатель:
Петушок опять закричал:
Петушок:
- Кукареку, несу косу на плече,
Хочу Лису посечи!
Поди, Лиса, вон с печи!
Воспитатель:
А Лиса говорит:
Лиса:
- Шубу одеваю…
42
Воспитатель:
Петушок опять закричал:
Петушок:
- Кукареку, несу косу на плече,
Хочу Лису посечи!
Поди, Лиса, вон!
Воспитатель:
Испугалась Лиса, соскочила с печи – да бежать!
А Зайчик с Петушком стали жить-поживать, да добра наживать!
Дружно, весело живут и гостей в гости ждут.
Всех к себе пригласили в гости:
Кошечку с котятками,
Собачку со щенятками,
Трех медведей,
Веселых бабочек и весенние цветочки!
И Лисичку все простили – она обещала со всеми дружить.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с морем!
Трава с дождями!
Как дружит Солнце
Со всеми нами!
Дружит с Солнцем ветерок,
А трава с травою,
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобой!
Побеждает не тот кто сильнее, а тот кто умнее и храбрее.
Эта сказка нас учит приходить на помощь чужому горю.
Мы должны помнить о том, что добро всегда побеждает зло.
43
Приложение 6
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ В
ГРУППЕ
Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного
и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и
обогащение
речи
ребенка.
В
поэтических
образах
сказка
открывает
и
объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Народные
сказки
раскрывают
перед
детьми
меткость
и
выразительность
языка,
показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями,
сравнениями.
В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее
анализ,
чтобы
дети
смогли
понять
и
почувствовать
и
идейное
ее
содержание,
и
художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические
образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.
Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
нужно спросить детей: «Что я вам рассказала?» Почему вы думаете, что это сказка?»
«О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните,
как начинается сказка и как она кончается. Кто из васзапомнил песенку козленочка и
ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти
вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев
сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по
своему настроению присказка была связана с произведением. Обычно во втором
полугодии дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, довольно верно
угадывают, о чем будет идти речь (например: «Лиса по лесу ходила…», «Кот в печи
пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.).
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут,
пряники
жуют,
медом
запивают,
нас
в
гости
поджидают…»
и
др.).
После
рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше
понять
содержание
сказки,
правильно
оценить
некоторые
ее
эпизоды,
еще
раз
повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты
речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам
:вопросы –
они
должны
быть
разнообразными
по
своей
направленности:
помочь
точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею
сказки и т.д.
44
Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также
нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают
и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда
дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения,
эпитеты и др. средства выразительности.
По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном
эпизоде,
самом
грустном,
самом
страшном;
пересказывают
описания
природы,
поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых
сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например:
диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»).