Напоминание

Классный час "Родной язык-душа моя, жизнь моя, мир мой! Си бзэ, си псэ, си дуней!"


Автор: Агаржанокова Фатима Инусовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Бесленей"
Населённый пункт: аул Бесленей, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного классного часа в 3 классе
Тема: Классный час "Родной язык-душа моя, жизнь моя, мир мой! Си бзэ, си псэ, си дуней!"
Раздел: начальное образование





Назад




«Родной язык –

душа моя, жизнь моя,

мир мой!»

« Си бзэ, си псэ,

си дуней!»

Провела:

учитель начальных классов

первой категории

Агаржанокова Фатима Инусовна

2017 го

Тема:

«Родной язык –душа моя, жизнь моя,мир мой!» « Си бзэ, си псэ,

си дуней!»

Цель: воспитание уважения к своему языку ,своей культуре, традициям,

обычаям, взаимоуважение к представителям разных культур.

Ход классного часа

Язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во

всем ее многообразии. Именно он служит средством общения. При помощи

языка мы передаем свои мысли, желания, чувства.

В нашей школе учатся дети разных национальностей – это и русские, и

украинцы, кабардинцы и балкарцы, армяне и турки, белорусы и корейцы.

Учащиеся изучают английский и немецкий языки. Каждый язык самобытен,

он отражает менталитет и обычаи народа, пропитывается заложенной в нем

культурой. Яркая палитра языков формирует наше сознание и делает нас

богаче.

«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства

человека, через которые отразилась в слове природа страны и история

народа». Слова Константина Ушинского стали девизом фестиваля «Родной

язык – душа моя, мой мир», главная цель которого - сохранение и развитие

родных языков, воспитание подрастающего поколения на лучших традициях

народов через культуроориентированную, художественно-эстетическую

деятельность детей. Литературно-музыкальная композиция «Родной язык -

моя душа, мой мир», посвященная литературному творчеству Адама

Шогенцукова, Кайсына Кулиевано их творчество и духовный рост объедены

бескорыстной преданностью и любовью к родному языку, стремлением к его

возрождению и развитию.

Стихи и песни о красоте природы, о любви во всех её проявлениях: к

матери, женщине, к Родине.

Пословицы и поговорки адыгов.

Пословицы адыгов, как и у других народов, созданы самим народом, в

них выражено коллективное мнение народа. Удачная мысль, как молния,

родившаяся в уме человека, чудесным образом воплощается в слова, и если

она выражает мнение большинства народа, метко и четко выражает думы и

чаяния народа, если она в трудную минуту является верной подмогой, она

уверенно становится крылатой фразой, а затем народной пословицей и

прочно ложится в память.

Адыги любят и умеют образно и красиво выражать свои мысли. Об этом

свидетельствует древняя история народа, ее героический эпос, созданный в

стихотворной форме еще в глубокой древности. Этот эпос впервые был

описан Шабаном Кубовым, но более известен в изложении Аскера Гадагатля.

В пословицах народ дает готовый вывод, но они не завершение раздумий, а

скорее точка опоры для новых мыслей, для новых действий. В них выражены

наставления народа, заветы предков для потомков, подрастающего поколения.

Наиболее мудрые, в хорошем переводе, пословицы входят в обиход и других

народов.

Пословицы и поговорки адыгов, как и любого другого народа, являются

продуктом не одной эпохи. Они складывались на протяжении многих

столетий, отражая жизнь, быт, традиционную культуру, обычаи и традиции,

которые передаются из поколения в поколение. При этом они несут большую

воспитательную функцию. Они как жемчужины народной мудрости. Каждый

народ имеет свое миропонимание окружающей действительности, чувствует

связь между явлениями в жизни и природе.

Творческое задание «Пословица в красках» :

В неначатом деле змея сидит

Iоуху мыублэм блэ хэс.

Мудрый – советуется

Iущыр мэчэнджэш.

Для дружного стада волк не

страшен

Iуэхугъуэ зэдэзыщтэмкIэ дыгъужьри

щынагъуэкъым.

Один человек трижды если тебя

обманет – ты глуп, в одну и ту

же яму трижды

если упадешь – ты слеп

А зы нэрыбгэм щэ укъигъапцIэмэ -

уделэ, а зы мащэм щэ уихуэмэ - унэф.

Адыгский гость словно в

крепости сидит.

Адыгэ хьэщIэ быдапIэ исщ.

Имеющий разум имеет

выдержку.

Акъыл зиIэм Iэщ1агъэ иIэщ.

Разум – богатство, богатство –

роса.

Акъылыр былым, былымыр уэсэпс.

Разум цены не имеет, знание –

границ.

Акъылым уасэ иIэкьым, гъэсэныгъэм

гъунэ иIэкьым.

Разум – вторая душа человека.

Акъылыр ц1ыхум и ет1уанэ псэ.

Умный к дураку ключ находит.

Акъылыф1эм делэми бзэ къыхуегьуэт.

Того что не находили, не дарят.

Кьамыгьуэта тыгьэ ящ1кьым.

Мужчине, который сам не был

связан, не давай себя связать.

Ямыпха лIы зомыгъапхэ.

Язык для сердца путеводитель.

Бзэгур гум ит1элмащщ.

Язык – что вынутый кинжал.

Бзэгур сэ кьихащ.

Язык правит миром.

Бзэм дунейр зэтре1ыгъэ.

Прошлого не знающий,

настоящему цены не поймет.

БлэкIар зымышIэм нобэрейм м уасэ

ищ1эркьым.

Разум превыше богатства.

Былымым нэхърэ акъыл.

Чем тот, кто много говорит,

лучше тот, кто много делает.

Куэд жызы1эм нэхърэ куэд зыщ1эр

нэхъыф1щ.

Чем долго прожить, лучше

много повидать.

Куэд зыгъэшIа нэхърэ куэд зылъэгъуа.

Приятное сердцу прекрасно для

глаз.

Гум ф1эф1ыр нэм ф1эдахэ.

Подумав говори, осмотревшись

садись.

Гупщыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

Сердце к сердцу путь находит.

Гурэ гурэ зэрощ1э.

Изобразить одну из пословиц.

Выставка готовых работ.

Рефлексия.

Подведение итогов классного часа.



В раздел образования