Автор: Конобеев Алексей Иванович
Должность: тренер-преподаватель по лёгкой атлетике
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" Ивнянского района Белгородской области
Населённый пункт: Ивнянский район Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Методические приёмы совершенствования в технике метания мяча, гранаты и копья
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
Ивнянского района Белгородской области
Методические приёмы
совершенствования в технике метания
мяча, гранаты и копья
2017 год
Несмотря на то, что дети с детства метают камни в водоем, играют в
снежки, мальчишки соревнуются в попадании в цель – метание спортивных
снарядов является достаточно сложным координационным действием. Освоение
техники метания приходит не сразу. Эту трудную школу пришлось пройти на
собственном опыте, когда занимаясь легкоатлетическим десятиборьем, куда
входят три вида метаний, показывать результаты без специальной техники было
просто не возможно.
Не случайно метания копья, диска, камней входили в программу древних
Олимпийских
игр.
Древние
метатели
отличались
гармонично
развитой
мускулатурой
и
координацией
движений.
Даже
на
заре
человеческой
цивилизации, добывать себе пищу, человеку приходилось метать различные
предметы. Причем делать это нужно было так, чтобы цель поражалась с одного
броска.
Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями
не только мышц рук, плечевого пояса, туловища но и ног. Чтобы далеко метать
легкоатлетические
снаряды,
необходим
высокий
уровень
развития
силы,
быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями
способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоническому
развитию мускулатуры всего тела.
В нашем районе – метание мяча и гранаты это виды районной спартакиады
по легкой атлетике, а метание мяча входит в комплекс спартакиады по
многоборью ГТО.
В недавнем времени учащиеся МБОУ «Вознесеновской СОШ» Ивнянского
района Белгородской области школы проигрывали своим сверстникам из других
школ района в этих видах легкой атлетики.
Рекорд Вознесеновской школы в метании мяча у девушек был самым
давним, его установила еще в 1989 году Лаврова Елена и он равнялся 42 метрам.
Рекорд школы семь лет назад в метании гранаты у девушек равнялся 25 м, у
юношей 44 метра. В первенстве области в метании копья обучающиеся ранее
участие не принимали.
2
Уровень результатов в метательных дисциплинах был намного ниже
результатов в спринтерском беге. Планомерной и круглогодичной работы со
школьниками в метаниях не было.
Районная спартакиада по легкой атлетике проходит в конце апреля, начале
мая, а соревнования по многоборью ГТО в середине апреля. В наших погодно-
климатических условиях, когда в первой декаде апреля только сходит снег, времени
для подготовки школьников к метаниям на улице было не достаточно. Поэтому в
программе по повышению качества метания мяча и гранаты у школьников особое
внимание надо было уделить занятиям по подготовке метателей в осенне-зимний
период, когда большая часть тренировок проходит в спортивном зале. В программе
учитывалось и развитие скоростно-силовых качеств, координации, ловкости,
развитие подвижности верхних плечевых суставов, умению концентрировать свои
усилия в кратковременный период, увеличение времени в занятиях для игр
которые помогают освоить быстрее технику бросков – волейболу, ручному мячу,
водному поло – если занятия проводились в школьном бассейне. А также
поэтапное обучение основам метания мяча и гранаты и копья как на занятиях в
группах легкой атлетике, так и на уроках физкультуры.
Для
контроля
результативности
и
корректировки
подготовки
были
запланированы соревнования «День метателя», соревнования по многоборьям,
включающим в себя метания мяча и гранаты, соревнования по метаниям в летних
оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, соревнования в зимнее время по
результатам
отскока
мяча
от
стены,
сдача
тестов
по
скоростно-силовой
подготовке, тесты по развитию гибкости и др.
Основными методическими приёмами в повышения качества метания
мяча, гранаты и копья в группах легкой атлетики, применяемыми мною, можно
считать:
1.
Овладение основами техники метания снарядов школьниками всех возрастов.
2.
Развитие скоростно-силовых качеств (быстроты и хлесткости).
3.
Развитие ловкости и координации движений.
4.
Непрерывную подготовку школьников метаниям в течение всего года.
3
5.
Планирование соревнований по метанию мяча и гранаты, школьный «День
метателя», многоборья включающие метания и контрольные соревнования в
детском оздоровительном и трудовых лагерях.
6.
Увеличение времени в тренировочном процессе видам спорта, помогающим
быстрее овладеть навыками метаний таким как волейбол, ручной мяч, плавание,
гимнастика.
Целью методических приёмов является повышение результативности
подготовки учащихся в метании мяча и гранаты с помощью упражнений которые
можно применять в зимний период, упражнений для развития ловкости и
координации движений, развитие быстроты и хлёсткости движений применяемых
в помещениях, увеличение времени в тренировочном процессе видам спорта,
способствующим овладеванием навыков метаний
Принципы метаний применительно к начальному обучению должны
строиться
на
детском
понимании
метательного
движения.
следует
формулирует
следующие
принципы,
свойственные
всем
метательным
дисциплинам:
1)
перенос веса с заднестоящей ноги на переднюю с начала движения до
его
окончания
(выполнить
это
требование
легче,
если
в
исходном
положении широко расставить ноги);
2)
левая нога и плечо являются ведущими (за исключением левшей), что
позволяет метателю занять боковое положение и в силу этого движение
обретает
длительную
подготовительную
фазу,
а
это
важно
для
увеличения амплитуды приложения силы;
3)
ноги не отрываются от земли на всем протяжении фазы метания;
4)
стопы и ноги первыми включаются в движение;
5)
грудь разворачивается вперед до того, как включается рука;
6)
бросать высоко, чтобы достичь большей дальности;
7)
при закрепленной левой стороне туловища правая при метании резко
поднимается вверх.
Очень важны также следующие методические дополнения:
4
o
поскольку снаряд будет двигаться с той же скоростью, что и рука в момент
выпуска, большое значение имеет скорость движения руки;
o
скорость при выпуске должна аккумулировать в себе потенцию всего
движения в целом;
o
плечо метающей руки должно двигаться впереди кисти со снарядом.
При
подготовке
по
легкой
атлетике
учебной
программой
предусмот
рено
обучение
занимающихся
технике
метания
малого
мяча после выполнения бросковых ша
гов, а также в горизонтальную
цель 1х1 м
с расстояния до 8 м и на дальность с 4—5 шагов
разбега.
В
процессе
занятий
для
успешного
освоения метания
на
отдельных
тренировках
должны
по сле
довательно
решаться
следующие частные зада
чи:
1) обучение метанию малого
мяча после выполнения скрестного
шага;
2) обучение метанию малого мяча после многократного выполнения
скрестных шагов;
3) обучение отведению руки с мячом в ходьбе и во время медленного
бега.
Только
после
этого
следует
приступать к
главной
цели
—
обучению метанию мяча после выполнения бросковых шагов.
В этом разделе описываются методики, которые мною используются
при
обучении
основам
техники
метания
мяча
и
гранаты,
а
так
же
тренировочные средства для развития скоростно-силовых качеств, развития
ловкости
и
координационных
движений
при
поэтапной
круглогодичной
подготовке.
Тренер уже на первой тренировке обязательно должен повторить с
занимающимися бросок мяча с места способом «из-за головы через плечо»
из
исходного
положения
стоя
левым
боком
в
направлении
метания,
с
отведенной рукой после замаха. В упражнении мои ученики выполняют
основные элементы техники метания — подготовку к финальному усилию и
5
сам бросок. Данные элементы техники — движения начала финального
усилия (в виде имитации этого движения) и сам бросок следует давать
учащимся в каждой тренировке перед выполнением метаний
.
Бросковыми шагами принято называть заключительную часть разбега,
в которой метатель должен, не снижая скорости бега, выполнить замах
(отведение руки с мячом), принять наиболее выгодное положение перед
началом броска и без замедления выполнить его. В бросковых шагах акцент
делается
на
передвижение
вперед
с
минимальными
вертикальными
колебаниями ОЦМТ
.
Обучая школьников выполнению бросковых шагов, объясняю им, что
ноги, выполняющие шаги вперед в определенном ритме и с ускорением по
направлению метания, обгоняют верхние звенья тела метателя (руку с мячом,
плечевой
пояс)
и
таз.
Это
способствует
принятию
наиболее
удобного
положения для выполнения мощного усилия для завершающего броска и
вызывает
при
этом
оптимальное
растягивание
мышц,
принимающих
активное участие в метании. Обязательно обращаю внимание учащихся и на
характер шагов при подготовке к броску — они пружинистые и эластичные.
Постановка напряженных (упругих) ног, готовых к моментальной работе, в
последних шагах усиливает ответную реакцию со стороны опоры и тем
самым
создает
условия
для
выполнения
более
мощного
финального
движения при броске.
При выполнении бросковых шагов особенно важна согласованность
движения ног и отведения руки с мячом в сочетании с одновременным
поворотом плечевого пояса вправо.
Для овладения третьим бросковым шагом, так называемым скрестным,
учу
тренирующихся
сочетанию
махового
движения
правой
ногой
с
акцентированным отталкиванием левой и выносом ее вперед до приземления
на правую, а также своевременному началу разгибания правой ноги.
Необходимое на этом этапе обучения упражнение — метание с 2—4
скрестных шагов — выполняется в ритме бросковых шагов: предварительные
6
— в ритме обычного бега боком вперед окрестными
шагами, быстрым
выносом
и постановкой ноги в упор. При приземлении на правую
ногу левая должна быть впереди опоры.
В процессе обучения надо подчеркнуть значение правильного
отведения
руки
с
мячом
в
начале бросковых шагов. Задача одна:
сделать
полный
замах
с
мячом
и
без
замедления
выпол
нить
последующие движения метания. Обучая тренирующихся
отведению
руки с мячом, особое
внимание следует обращать на своевременное
начало
этого
движения.
Начинается
оно
с
шага правой
ногой.
Метатель
поворачивает
плечи
вправо и одновременно выпрямляет
руку (по
их оси) с мячом. При выполнении второго шага
(к моменту
его окончания) рука выпрямляется полностью. Кисть с мячом при
этом не опускает
ся ниже уха. Взгляд метателя направлен впе
ред —
вверх.
При обучении метанию малого мяча в гори
зонтальную цель
используют
броски
в
цель
с
различного
расстояния.
Они
способствуют развитию мышечной чувствительности, позволяющей
управлять своими движениями в момент выполнения различных по
усилию физических упражнений. Метание мяча в цель с различного
расстояния
имеет
большое
прикладное
значение. Приобретенные
навыки
будут
использованы
в
старших тренировочных группах во
время выполнения метания
при преодолении полос препятствий.
Упражнения
без
метания
мяча
(окрестные
ша
ги,
отведение
назад
руки
с
мячом,
полностью
бросковые
шаги)
удобнее
всего
выполнять
всей
группой
одновременно
или
двумя
шеренгами,
применяя фронтальный метод. Первая шеренга
делает упражнение,
вторая наблюдает, и наоборот. Упражнения с метанием мяча вначале
мож
но
выполнять
двумя
шеренгами
встречно
(если
позволяют
размеры площадки), а затем перехо
дить к броскам по одному (в 10-
метровом кори
доре) с оценкой техники и определением ре
зультата.
7
В старшей группе продолжают работу по развитию у учащихся
подвижности в плечевых суставах и грудном отделе позвоночника, а
также
по
укреплению
мышечно-связочного
аппарата
локтевого
сустава и развитию скоростно-силовых способностей.
Метание
в
горизонтальную
цель
целесообразно
планировать
раньше метания на дальность. Это даст возможность восстановить
н а в ы к
м е т а н и я
и з
р а з л и ч н ы х
и с ход н ы х
п ол оже н и й
и
совершенствовать координацию движений.
Улучшению
метания малого
мяча
на
дальность
способствует
правильное выполнение бросковых шагов. В этой фазе метания с
разбега
главное
создать
условия
для
эффективного
выполнения
финального
усилия.
В
результате
выполнения
бросковых
шагов
метатель должен прийти в такое положение, которое способствует
воздействию на снаряд в финальном усилии на большем пути и в
нужном направлении, создает оптимальные условия для сокращения
мышц
за
счет
их
предварительного
растягивания
и
обеспечивает
эффективное взаимодействие внешних и внутренних сил благодаря
использованию скорости разбега.
Бросковые шаги выполняют из исходного положения левая нога
впереди (на контрольной отметке), мяч над плечом в согнутой руке на
уровне головы. С шагом правой ногой плечи поворачивают вправо на
45—60°, а руку начинают разгибать в локтевом суставе. Выполняя
второй бросковый шаг (левой ногой), метатель продвигается вперед,
активно разгибая правую ногу. Плечи при этом продолжают поворот
на
90°,
рука
полностью
выпрямляется,
левая
нога
ставится
с
разворотом стопы носком внутрь (до 30—45
о
). Положение туловища
близко к вертикальному, голова, а также полусогнутая левая рука
направлены в сторону метания. В третьем (скрестном) шаге метатель,
помогая продвижению вперед махом бедра правой ноги вперед —
вверх с одновременным акцентированным отталкиванием левой ногой
8
и активным ее выносом вперед, добивается опережающего движения
нижних частей тела по отношению к плечевому поясу и мячу (так
называемый обгон снаряда). Приземление происходит на внешний
свод стопы, развернутой под углом 45°, в коленном суставе нога
оптимально согнута. К моменту постановки правой стопы на опору
левая нога уже должна находиться впереди правой. Такие действия
уменьшают
потери
скорости
при
приземлении
после
выполнения
скрестного шага.
В четвертом бросковом шаге после прохождения ОЦМТ над
опорой
метатель
выполняет
энергичное
поворотно-разгибательное
движение
правой
ногой.
И
еще
до
касания
левой
ногой
грунта
начинается финальное усилие (с «захвата малого мяча»). Продвигаясь
вперед левым боком, метатель с постановкой левой ноги, используя
кинетическую
энергию
разбега
и
движение
правой
ногой,
осуществляет
выход
грудью
вперед
и,
используя
упругость
растянутых и напряженных мышечных групп туловища, разгибает его
в сочетании с поворотом плечевого пояса вокруг оси «левая стопа —
левое
плечо»,
завершая
финальное
усилие
хлестообразным
движением
руки.
После
вылета
мяча
выполняют
торможение
прыжком с левой ноги на правую.
Примерные упражнения, используемые для совершенствования
в технике метания на дальность и в цель (1 х 1 м), а так же для
обучения бросковым шагам, могут быть такими.
1. Метание малого мяча в горизонтальную цель (ров) шириной 1
м с расстояния 8 — 10 м из фронтальной стойки и. п. стоя лицом в
направлении метания, левая нога впереди.
9
2. Метание малого мяча в горизонтальную цель 1 х 1 м с расстояния 8 м.
3. Метание малого мяча с места в дальние зоны.
4. Метание малого мяча с шага.
5. Метание малого мяча из положения скрестного шага.
6. Стоя полубоком в направлении метания, рука с мячом отведена назад
для метания. Выполнив скрестный шаг правой, быстро поставить левую в
упор и выполнить бросок.
7 . То же, но скрестный шаг выполнять в быстром темпе. Движение
начинать махом правой ноги. Можно задавать ритм выполнения упражнения,
проговаривая с ускорением: «Мах - толчок - постановка» или «раз – два –
три».
8. Метание после выполнения скоростного шага в быстром темпе. Так
как скорость продвижения вперед верхней части тела увеличивается после
выполнения броска происходит смена положения ног.
9. Бег левым боком вперед скрестными шагами, правая рука отведена
назад для броска, левая слегка согнута в направлении движения, голова
повернута туда же. Следить, чтобы туловище при выполнении скрестных
шагов не наклонялось сильно вправо (оно отклоняется от вертикали при
постановке
пряной
ноги
под
углом
10
—
20
0
).
Длина
скрестных
шагов
определяется скоростью разбега, силой отталкивания левой ногой и выносом
правой ноги вперед – вверх. Длина шага зависит также от величины поворота
10
таза вправо. Чем больше он повернут вправо, тем больше угол разведения
бедер и, следовательно, меньше скрестный шаг.
10. Метание малого, мяча с 2 — 4 скрестных шагов.
11. Имитация отведения малого мяча назад в ходьбе и медленном беге:
на два шага отвести мяч, на следующие два шага согнуть руку в и. п.
Начинать упражнение из и. п. стоя, левая нога на контрольной отметке, мяч
над плечом немного выше уха. Шаг правой и левой в сочетании с поворотом
плечевого пояса на 70— 90
0
, рука выпрямляется полностью мяч на уровне
уха. Вначале выполнять под счет в медленном темпе с возвращением в и. п.
12. То же, но выполнение бросковых шагов без броска малого мяча.
Вначале
упражнение
идет
под
счет
в
медленном
темпе,
завершается
с
оптимальной для каждого занимающегося скоростью.
13. Метание малого мяча после выполнения бросковых шагов.
14. Метание малого мяча в коридор шириной 10 м на результат.
В процессе работы необходимо уделять постоянное внимание развитию
физических
качеств
спортсменов,
применяя
для
этого
специально
подобранные
упражнения.
Вот
примерные
из
них,
используемые
для
развития и совершенствования подвижности в плечевых суставах, в грудном
отделе позвоночника, а также для развития скоростно-силовых качеств.
1. Круговые движения руками.
2. Круговые движения предплечьем.
3. Круговые движения кистью.
4. Стоя, руки перед грудью, пальцы переплетены. 1 - руки вперед,
ладони наружу; 2 — и. п.
5. Разгибание кисти в лучезапястном суставе с отягощением другой
рукой.
6. Стоя, правая рука вверху. Смена положения рук рывком.
7. Стоя, руки перед грудью. Отведение согнутых и прямых рук назад.
11
8. Стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 50 - 60 см от нее,
взявшись за рейку двумя руками на уровне груди, ноги на ширине таза.
Пружинящие наклоны вперед прогнувшись
9. Стоя лицом вплотную к гимнастической стенке, взявшись за рейку
полусогнутыми руками, локти прижаты к туловищу. 1 – выпрямляя руки,
прогнуться назад; 2.- и.п.
10. Сидя спиной у гимнастической стенки, взявшись согнутыми руками
за рейку выше головы, ноги полусогнуты. 1 - 2 – подняться вверх — вперед,
прогибаясь в позвоночнике и выпрямляя ноги и руки; 3 – и. п.
11.
В
упоре
лежа,
ноги
удерживает
партнер.
Ходьба
на
руках
(передвижение, переставляя поочередно руки вперед, в стороны)
12. Сидя на стуле (гимнастической скамейке или на полу), в руках
набивной мяч (вес 1 - 2 кг). Метание мяча двумя рунами из-за головы.
13. Стоя в фронтальной стойке, левая нога впереди. Метание набивного
мяча двумя руками из-за головы.
14. Метание набивного мяча двумя руками: снизу — вперед, снизу
через голову назад.
Количество
повторений
упражнений,
связанных
с
метанием
малых
мячей, должно быть не менее 6-8 на одной тренировке. Число упражнений на
технику метания зависит от сложности изучаемого материала, количества
занимающихся в группе, условий проведения занятий (наличия площадки для
метания
и
ее
размеры),
организации
занятия,
используемой
методики
обучения.
При
этом
необходимо
учитывать
степень
освоения
каждым
учащимся
учебных
тем,
продвижения
в
перед
в
изучении
нового
вида
упражнений.
Примерные упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
1.
Метание набивного мяча (до 2 кг) снизу вперед.
2.
Метание набивного мяча снизу назад через голову.
3.
Метание набивного мяча двумя руками из-за головы с места, с шага.
12
4.
Метание набивного мяча двумя руками из-за головы из и.п. сидя на
высокой скамейке.
5.
Метание набивного мяча двумя руками из-за головы из и.п. стоя на
коленях.
6.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
7.
В
парах.
Ходьба
на
руках
из
положения
упора
лежа,
партнер
поддерживает выполняющего упражнение за голени.
При
выполнении
упражнений
на
повышение
скоростных
качеств
должно соблюдаться основное условие – поддержание работоспособности на
заданном уровне.
Мальчики
выполняют
упражнение
на
развитие
скоростно-силовых
качеств с более широким диапазоном скорости и проявляют максимальные
или
близкие
к
ним
усилия
практически
в
любом
из
представленных
упражнений.
Паузы
между
упражнениями
непродолжительные,
отдых
пассивный. Интервал отдыха между сериями – 1 – 2 минуты.
Есть
особенности
и
в
скоростно-силовой
подготовке
девочек.
Она
осуществляется с учетом того, что уровень развития скоростных и силовых
способностей у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Кроме того, в
период менструации (особенно в 13-14 лет) нагрузки на мышцы живота,
статистические
упражнения,
и
связанные
с
ними
натуживания
ограничиваются или вовсе исключаются
Все
предлагаемые
упражнения
выполняют
сериями.
Количество
повторений каждого в одной серии – 10 – 12. число серий в условиях
тренировки – 4 – 5 независимо от общего числа упражнений
На
тренировках
нужно
использовать
и
подвижные
игры,
способствующие закреплению техники метания, развивающие двигательные
способности тренирующихся.
«Выиграть
время
дальними
бросками».
Играющие
делятся
на
две
команды, в каждой равное количество бегунов и метателей. Метатели стоят в
первых, а бегуны во вторых шеренгах своих команд. По сигналу все метатели
13
одновременно как можно дольше бросают 150-грамовые мячи или мешочки с
грузом.
Бегуны
обоих
команд
выбегают
вперед
и
подбирают
мячи
или
мешочки
только
своей
команды
и
бегом
возвращаются
назад
к
старту.
Команде, бегуны которой первыми вернуться на свое место, засчитывается 1
очко (зачет по последнему).
Затем игроки каждой команды меняются ролями: метатели становятся
бегунами, а бегуны - метателями. Игра повторяется 7 - 8 раз. Побеждает
команда, получившая большее количество очков.
Вариант игры. Группа делится на две команды. Первая строится вдоль
линии у одной из сторон площадки. На противоположной стороне в 18— 20 м
от стартовой линии устанавливают ворота из флажков шириной 1 м. Игроки
другой команды располагаются за линией ворот, каждый против учащегося
соперничающей команды. По сигналу игроки первой команды поочередно
бросают малые мячи, бегут к воротам и возвращаются назад. Игроки в поле
стремятся поймать мячи и перебросить их назад за стартовую линию раньше,
чем
ее
пересечет
игрок
первой
команды.
Это
принесет
им
1
очко.
В
противном случае очко засчитывается игрокам другой команды. После того
как все игроки метнут мяч и пробегут по одному разу, команды меняются
ролями и игра повторяется. Побеждает команда, набравшая большую сумму
очков.
«В горизонтальную мишень». В игре участвуют две команды, по 5—6
человек в каждой. На земле в 8 — 10 шагах от линии метания каждой из
команд устанавливают мишень с концентрическими кругами: большой —
диаметром 1 м, средний — 0,5 м, малый — 0,25 м. Попадание в них малым
мячом
оценивается
соответственно
1
—
3
очками.
Каждый
играющий
выполняет по 3 броска и, соответственно, за каждое попадание приносит
своей команде очки. Побеждает команда, игроки которой набрали большее
количество очков.
При
обучении
тренирующихся
метанию
малого
мяча
можно
использовать и другие подвижные игры (например, «Охотники и утки») с
14
применением
соревновательного
метода
и
требованием
быстроты
выполнения действий.
Соревнования в метании теннисных мячей
Метание
теннисных
мячей
недооценивается
многими
тренерами
и
обычно применяется лишь на тренировках в младших группах. Между тем
это
упражнение
является
отличным
средством
подготовки
к
метанию
гранаты, а его повторение на тренировках способствует совершенствованию
спортсменов
навыков
метания.
Благодаря
упражнениям
с
теннисными
мячами
занимающиеся
весной
значительно
улучшают
свои
результаты
в
метании гранаты. Вот почему данные упражнения в метании малых мячей
проводятся
на
тренировках
во
всех
возрастных
группах,
включаются
в
программу
внутренних
соревнований,
организуемых
в
зимнее
время
в
спортивном зале.
В младших группах, где дети еще слабо владеют техникой метания
способом
«из-за
спины
через
плечо»,
применяется
ряд
подводящих
упражнений в бросках теннисного мяча. Например, чтобы научить детей
высоко проносить руку над плечом, во время броска используется метание
теннисного мяча с места через резиновый шнур, натянутый на 5-10 см ниже
запястья
поднятой
вверх
руки.
Шнур
побуждает
спортсмена
полностью
выпрямлять ноги, тянуться всем телом вверх, так как иначе он не сможет
пронести
кисть
с
мячом
над
шнуром.
После
броска
рука
свободно
продолжает свое движение вперед, причем резиновый шнур растягивается
под воздействием ее тяжести.
Закрепление
навыка
метания
с
места
осуществляется
посредством
бросков
теннисного
мяча
в
стену
на
уровне
не
ниже
1,5
м
от
пола.
Тренирующиеся свободно размещаются в 1,5-2 м от стены зала и принимают
исходное
положение
к
метанию.
Ребята
выполняют
заданное
тренером
количество бросков. При этом после каждого броска ученик должен поймать
с лёта отскочивший от стены мяч. Если мяч пойман, то можно сделать шаг
назад и отсюда снова метать мяч. Если же мяч упал на пол, то надо бросать
15
его в стену, став к ней ближе на один шаг. Так, то приближаясь к стене, то
отходя от нее, спортсмены упражняются в метании. В это время тренер
внимательно следит за их движениями и, переходя от одного спортсмена к
другому, указывает ошибки и объясняет, как их избежать.
Когда тренирующиеся овладеют техникой метания мяча способом «из-
за спины через плечо», целесообразно провести прикидки и соревнования в
метании на «дальность» в условиях спортивного зала. Дальность броска
засчитывается следующим образом. На стене зала чертится прямоугольная
мишень 1 м в высоту и 2 м в ширину, нижняя граница цели наносится на
высоте 2,5-3 м от пола. На расстоянии 4 м от стены на полу проводится
линия, от которой ребята метают теннисные мячи с места или с разбега.
Каждый ученик получает право сделать три броска подряд. То расстояние, на
которое
отскакивает
от
стены
мяч,
попавший
в
мишень,
определяет
дальность
броска.
Для
удобства
измерения
дальности
бросков
на
полу
делается
разметка:
через
каждые
50
см
параллельно
стене
с
мишенью
проводятся линии с порядковыми номерами, начерченными на их концах;
первая линия проводится в 4 м от стены, последняя в 8 - 9 м.
Если
спортсмен
не
попадает
мячом
в
мишень
по
ее
ширине,
то
результат ему не засчитывается, так как при метании гранаты на площадке в
этом случае она вылетела бы за пределы десятиметрового коридора.
Упражняясь и соревнуясь в метании теннисного мяча по описанным
здесь правилам, спортсмены закрепляют ранее усвоенную технику метания
способом
«из-за
спины
через
плечо»,
приучаются
правильно
выполнять
бросок, посылая мяч под углом 40-45° и по коридору шириной 10 м.
Наряду с вышеуказанными упражнениями применяются и следующие
подводящие и развивающие упражнения.
16
1.
В
результате
применения
указанных
методических
приёмов
вырос
средний показатель уровня дальности метаний у юношей и девушек как в
мяче, так и в гранате и копье. Улучшились такие качества как быстрота,
17
ловкость,
подвижность
верхних
плечевых
суставов,
возро сли
координационные способности, большинство учащихся овладели основами
техники метаний мяча и гранаты и копья.
Рекорд школы в метании мяча у девушек вырос с 42 метров до 56
метров, в метании гранаты с 25 метров до 37,5 метров. У юношей в метании
гранаты
рекорд
вырос
с
44
метров
до
60,5
метров.
Установлены
новые
рекорды в метании копья у юношей и девушек.
Намного
улучшились
и
результаты
в
соревнованиях
районного
и
областного уровней. С 2012 года юноши и девушки стали регулярно занимать
призовые места на районной и областной спартакиаде школьников по всем
возрастным группам.
Дорошенко Данил становился призером чемпионата области в метании
копья в 2014, 2015, 2016, 2017 г. Призером чемпионата области в метании
копья
стала
Севрюкова
Анна
в
2017
г,
Азаров
Юрий
в
2015
г
стал
победителем
областной
спартакиады
школьников
метании
гранаты,
Дорошенко Данил занимает 4 место.
В 2016 году Звягинцева Яна мета заняла 2 место в на областном
фестивале ГТО, а в метании мяча 1 место.
Обучающиеся по лёгкой атлетике последние несколько лет регулярно
становятся призёрами и победителями районной спартакиады школьников и
успешно выполняют нормы ГТО. Среди них Звягинцева Яна, Егоров Вадим,
Прешпективый
Евгений,
Севрюкова
Анна,
Дорошенко
Данил,
Севрюков
Виктор, Медведев Максим, Кацай Иван, Семендяев Вадим.
Благодаря применяемым методам в учебно-тренировочном процессе
Звягинцевой Яне удалось выполнить II взрослый разряд в летнем полиатлоне.
В данный вид соревнований наряду с другими видами входит и метание
гранаты.
Команда
Вознесеновской
школы
последние
пять
лет
2012-2017
становилась победителем и призёром районной спартакиады по многоборью
ГТО, одним из видов которого является метание гранаты.
Результаты достижений с 2013 по 2017 год представлены в таблице1.
18
Таблица1
Таблица результатов обучающихся МБОУ «Вознесеновская СОШ»
в районной спартакиаде по метанию с 2013 по 2017 годы.
Год
Фамилия Имя
Занятое
место
Вид
метания
Возрастная
группа
2013
Адамова Д.
1
Мяч
Младшая
Волокитина В..
2
Мяч
Младшая
Сологубенко Н.
1
Граната
Старшая
2014
Егоров В.
1
Граната
Старшая
Дорошенко Д
2
Граната
Старшая
Сологубенко Н.
1
Граната
Старшая
Звягинцева Я.
1
Мяч
Средняя
Севрюкова А.
2
Мяч
Средняя
2015
Дорошенко Д.
2
Граната
Старшая
Прешпективый Е. .
2
Граната
Старшая
2016
Семендяев В.
3
Мяч
Младшая
Адамова Д.
1
Мяч
Средняя
Волокитина В
2
Мяч
Средняя
Звягинцева Я.
1
Граната
Старшая
Прешпективый Е
2
Граната
Старшая
Севрюков В.
3
Граната
Старшая
Севрюкова А.
2
Граната
Старшая
2017
Медведев М.
1
Мяч
Младшая
Волокитина В..
1
Мяч
Средняя
Звягинцева Я.
1
Ганата
Старшая
Севрюкова А.
2
Граната
Старшая
19
20
21
22
23
Литература.
1.
Зданевич А.А. «Метание мяча с места» \\ «Физическая культура в школе».
№5 – 1988.
2.
Каратаев Н. Без метаний нет метаний. \\ «Легкая атлетика» №5 – 1990 год.
3.
Ломан Вольфганг. Бег прыжки метания. Изд-во «ФИС», 1985 г.
4.
Мальцева Н. Азы метаний. \\ «Легкая атлетика» №10 – 1990.
5.
Малков Е.А. подружись с королевой спорта. Просвещение. 1991г
6.
Основные
принципы
метаний.
ТП
«Сложнокоординационные
виды
спорта», выпуск 1, 1990 г., ВНИИФК, Москва.
7.
Озолин И.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. Легкая атлетика. Учебник
для институтов физической культуры. «ФИС», 1985 г.
8.
Рощупкин Г.В., Готин А.В. Метание мяча в 8 классе» \\ «Физическая
культура в школе». №8 – 1991.
9.
Легкая атлетика/ А.Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов.- М.,1987 г.
10. Легкая атлетика/Под ред. Н.Г.Озолина, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова. -
М.,1989г.
11. Легкая атлетика/А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук.- М.,2005г.
12. Л.Кун/ Всемирная история физической культуры. - М.,1980 г.
13. Безруких, М. М. и др. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ.
высш. Пед. Учеб. заведений / М. М. Безруких и др. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – С 65-73.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов – М.,
1986. – С. 167.
15. Дубровский,
В.
И.
Спортивная
физиология:
учебник
для
студентов
средних
и
высших
учебных
заведений
по
физической
культуре
/
В.
И.
Дубровский – М.: ВЛАДОС, 2005 С. 156-160.
16. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов
высших
и
средних
профессиональных
учебных
заведений
физической
культуры / Ю. А. Ермолаев – М. СпортАкадемПресс 2001. 190 с.
24
17. Марков, К. К. Развитие методики двигательного обучения / К. К. Марков –
Иркутск: ИрГТУ, 1996. 233 с.
18. Настольная
книга
учителя
физической
культуры
/
Под
ред.
Л.
Б.
Кофмана.- М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
19. Основы теории физической культуры. Учебное пособие для учащихся
старших
классов
общеобразовательных
школ
/
Под.
Общей
ред.
Ф.И.
Собянина, А.И. Замогильного – Москва, Шуя: ШГПУ, 2002. 166 с.
20. Теория
и
методика
физического
воспитания:
Учебное
пособие
для
студентов
физической
культуры.
/
Под
ред.
Б.
А.
Ашмарина.
–
М.:
Просвещение, 1990 С. 36-42.
21. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов
физической культуры. / Под общ. ред. Холодова Ж. К. – М.: 2004. 480 с.
22. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов вузов,
осуществляющих деятельность по направлению «физическая культура». /
Под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. 463 с.
23. Туманян, Г. С. Телосложение и спорт / Г. С. Туманян М.,1976. 65 с.
24. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта: Учебник / Дж. Х. Уилмор – Киев
Олимпийская литература, 2001 С. 89-92.
25. Хедман, Р. Спортивная физиология / Р. Хедман – М. Физкультура и спорт,
1980. С. 30.
26. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов
небиологических специальностей / А. Г. Хрипкова, – М.: Просвещение, 1978.
С. 101-103.
25