Напоминание

Методы и приёмы формирования познавательных интересов учащихся


Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы формирования познавательных интересов учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ

«Каждому человеку свойственно желание

быть умнее, лучше и догадливей».

(Д.И. Писарев)

Главная

задача

сегодняшнего

дня

в

образовании

-

вооружая

знаниями,

воспитать

интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные

требования

к

занятиям

ставят

перед

педагогом

задачу планомерного развития личности

путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы

и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным

стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически

укрепляясь

и

развиваясь,

познавательный

интерес

становится

основой

положительного

отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно

возникают

вопросы,

ответы

на

которые

он

сам

постоянно

и

активно

ищет.

При

этом

поисковая

деятельность

учащегося

совершается

с

увлечением,

он

испытывает

эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не

только

на

процесс

и

результат

деятельности,

но

и

на

протекание

таких

психических

процессов как мышление, воображение, память, внимание.

Таким образом, познавательный интерес – это сильное мотивационное средство

обучения.

И

огромную

роль

в

его

формировании

играет

учебный

физический

эксперимент, который является одновременно источником знаний, методом обучения и

средством активизации познавательной творческой деятельности учащихся.

Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по-прежнему

актуальна. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого

пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной

деятельности.

Личность

учащегося,

его

учебная

деятельность,

мотивы

учения

не

случайно

привлекают

в

последние

время

все

большее

внимание

педагогов

и

психологов.

Перед

педагогами

стоит

важная

задача:

как

сформировать

человека,

который

отвечал

бы

потребностям современного общества?

Познавательный

интерес

-

это

особая

избирательная

направленность

личности

на

познание и избирательный характер,

выраженный в той или иной предметной области

знаний.

Интерес

тесно

связан

с

активизацией

обучения,

развитием

самостоятельности

учащихся, направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению и

творческому применению знаний.

Именно

интерес

положительно

воздействует

на

развитие

восприятия,

внимания,

памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. Поэтому большое значение имеет

умение педагогов активизировать, побуждать, стимулировать и направлять своих учащихся.

Познавательный интерес активизирует всю познавательную деятельность в целом и

психические

процессы,

лежащие

в

основе

творческой,

поисковой,

исследовательской

деятельности.

Под

его

влиянием

активней

протекает

восприятие,

острее

становится

наблюдение, активизируется эмоциональная

и логическая память, интенсивней работает

воображение. Именно интерес двигает поиском, догадкой.

Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на занятиях. Наряду с

усвоением

значительного

объёма

разнообразных

знаний,

учащиеся

приобретают

и

определённые умения.

Первоначально

каждым

педагогом

при

составлении

учебно-тематических

планов,

планов

занятий

проводится

анализ

всех

тем

курса

с

целью

дальнейшей

реализации

объективных возможностей формирования познавательных интересов учащихся, заложенных

в содержание учебного материала.

1

Наряду с реализацией учебно-воспитательных задач на занятиях, в первую очередь,

стоит вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого педагоги

широко используют различные методы и методические приёмы.

1.

Создание

на

занятиях

такой

атмосферы,

при

которой

учащиеся

чувствуют

необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.

Цели:

включение в учебный процесс по своему желанию;

создание психологически комфортного состояния учащихся, которое повышает

эффективность занятий, содействует пониманию ребятами изучаемого учебного

материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса.

1) Применение приёма эмоционального стимулирования.

Это и приём создания ситуации нравственных переживаний (эмоциональный, яркий

рассказ) использование ситуации занимательности, чтение стихов, необычных наглядных

пособий;

фрагментов

кинофильмов,

просмотр видеоматериалов,

которые

являются

эффективным

средством

обучения.

Использование

видеофильмов

при

объяснении

или

закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия

учащимися. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости

разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы.

2) Формированию открытой познавательной позиции способствуют тексты:

дающие

учащимся

возможность

осознать

существование

нескольких

подходов

к

одной и той же ситуации и работать в рамках разных подходов;

предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;

содержащие противоречивые данные;

развивающие способность воспринимать неожиданную информацию;

предполагающие появление ошибок и их обсуждение;

дающие возможность обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и

т.д.

3) Особое внимание следует уделять актуализации интуитивного опыта детей: поощрять

высказывания сомнений, убеждений, «опережающих» идей, эмоциональные оценки учебного

материала.

4 ) Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не

только

обогащает

учебный

процесс,

(он

становится

интересным,

наглядно-образным,

впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, даёт им представление о культуре и

самобытности

людей

разных

национальностей,

а

значит,

способствует

развитию

интернациональных чувств.

5)

Формирование

умения

восхищаться,

сомневаться,

удивляться.

Делается

это

разными

путями.

Одним

из

них

является демонстрационный

эксперимент.

Именно

удивление

заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих

предположений.

Только

человек,

умеющий

сомневаться

и

удивляться,

может

активно,

творчески мыслить.

6)

Важным

аспектом

развития

творческих

способностей

учащихся

является решение

экспериментальных задач. Содержание экспериментальных задач необходимо максимально

приблизить к реальным ситуациям.

7) Осуществление связи с практической деятельностью человека.

2. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом

формы работы выбирает для себя сам ребёнок. Так, дети с математическими способностями

чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии»

выбирают более творческую работу со словом и цветом.

Цели:

повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

дать возможность проявиться творческим способностям учащихся;

развивать умение отстаивать собственное мнение.

2

Для

упрочнения

знаний,

развития

интереса

к

предмету

и

взаимосвязи

с

другими

предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1)

в составлении кроссворда по теме;

2)

в сочинении сказки или стихотворения, о каком-либо предмете или явлении;

3)

в рисунке;

4)

в составлении ребуса;

5)

в совместном изготовлении дидактического пособия;

6)

в составлении опорных схем.

Также проводится защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором

работы, так и его товарищами.

3. Метод познавательных игр.

Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к изучению чего-то

нового.

Эмоциональная

окрашенность

игры,

увлекательная

ситуация

позволяют

усвоить

значительный

объём

информации,

углубить

и

систематизировать

знания.

Непременным

условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала занятия.

1 ) Познавательные

игры

заставляют

ребят

действовать

в

воображаемой

обстановке, приучают привносить в неё свой опыт и знания, неуклонно извлекать знания из

самостоятельно

отыскиваемых

источников.

Игра

является

для

них

удачной

формой

приобретения знаний, так как главный мотив – познавательный.

2)

Интеллектуальные игры – это рассказ – задача, игры – загадки, викторины,

кроссворды.

При

организации

таких

игр

педагоги

должны

чётко

представлять

себе

их

достоинства и недостатки.

К достоинствам относят: приобретение учащимися навыков принятия значимых

решений

в

обстановке,

приближенной

к

реальной;

приобретение

знаний

без

прямого

вмешательства или помощи взрослого. Такая игра - мощное средство побуждения интереса к

содержанию, к познавательной деятельности учащихся; перевод теоретических знаний на

язык практических действий; возможность реализации умения видеть ситуацию в целом,

выделять

в

ней

главное,

цель,

задачу;

оценивать

и

обобщать

полученные

результаты,

доказывать аргументировано правильность своего решения.

К

недостаткам,

ограничивающим

применение

таких

игр,

относится:

большая

значимость хода игры, большая психологическая нагрузка на педагога как организатора

игры; достаточно длительная подготовка к её проведению.

3) Дидактические игры существенно повышают интерес учащихся к изучаемому

предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, и, самое главное, –

«раскрепощают» учащегося, его мышление. Облегчается усвоение подаваемого материала;

включается в работу на занятии каждый учащийся; повышается уровень мотивации при

обучении; улучшается обратная связь с учащимися.

Цели:

повышение интереса к предмету;

индивидуализация и коллективизация познавательной деятельности учащихся на занятии;

развитие наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра

готовит учащегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и

трудом.

Классификация игр:

1) игры с жесткими правилами: тематическое лото; домино; работа с шифровками (ребусы;

головоломки; чайнворды); компьютерная игра.

2) ролевые игры: игры-драматизации; аукционы; соревнования.

3) коррекционные игры: психологические игры-упражнения; логические игры; разноцветные

маршруты; игры по станциям; игры-путешествия.

3

4. Использование информационных технологий.

Большое значение при активизации познавательного процесса также имеет применение

на занятиях педагогами информационно-коммуникационных технологий.

Проведение

занятий

с

использованием

ИКТ

направлено

на

повышение

качества

обучения

учащихся,

что

способствует

усилению

их

сознательности,

активности

и

самостоятельности, то есть усилению их познавательной деятельности.

Цели:

совершенствование

учебно-воспитательного

процесса

за

счёт

применения

информационно-коммуникационных технологий;

формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет

формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности (уметь

собирать

необходимые

для

решения

определенной

проблемы

факты,

анализировать

их,

выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с

аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности,

делать

аргументированные

выводы,

применять

полученные

выводы

для

выявления

и

решения новых проблем).

Педагог в своей работе может использовать ИКТ при объяснении нового материала,

постановке

эксперимента,

организации

самостоятельной

работы

учащихся,

проведении

практических работ и т.д. Педагогами также

может практиковаться проведение занятий-

презентаций.

Информационно-коммуникативные технологии способствуют:

развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение,

обобщение);

развитию проекционных и конструкторских способностей;

развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение,

восприятие, др.);

развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;

развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные

выводы;

формированию коммуникативных навыков;

готовности к самостоятельной работе;

повышение интереса у ребят к изучаемому предмету.

5.

Создание ситуации успеха.

Стремление к успеху характерно для каждого учащегося. Использование успеха для

стимуляции

познавательного

интереса

требует

психологического

настроя

педагога

на

положительное результаты работы с учащимися.

Следует иметь в виду, что, проектируя учебную деятельность учащихся, педагоги

должны

учитывать

их

уровни

знаний

и

умений,

их

индивидуальное

особенности

и

возможности

в

зависимости

от

уровня

подготовки

каждого

ребёнка.

Достигается

это

различными приёмами: поддержкой стремления к успеху, похвалой в процессе работы на

занятии, показом положительных итогов деятельности других учащихся.

6.

Технология разноуровневого обучения.

В системе разноуровневых заданий, предлагаемых разным категориям учащихся,

определённое место занимают задания, подобные которым ранее уже выполнялись детьми.

Выполнение таких заданий вызывает у учащегося чувство удовлетворения от того, что он сам

сумел сделать его успешно и без помощи педагога. При этом основной особенностью

является самостоятельное право выбора учащимся того уровня усвоения, на который он

способен.

Педагоги должны быть предельно внимательными к интересам и увлечениям детей,

по возможности реализовывать их на занятиях, разнообразить индивидуальные задания с

4

учётом знаний, умений учащихся, их интересов и индивидуальных особенностей каждого

ребёнка.

В

развитии

интересов

учащихся

немаловажную

роль

играет

правильный,

основанный на уважении и требовательности, спокойный, доверительный и уважительный

тон педагога.

7.

Метод проблемного обучения - постановка перед учащимися проблемных вопросов -

считается эффективным с точки зрения формирования их интереса.

Одним из способов побуждения учащихся к познанию учебного материала является

создание определённых приёмов психического состояния, при котором у учащихся возникает

интерес

к

информации,

сообщаемой

педагогом.

Ввести

учащихся

в

такое

состояние

интеллектуального

напряжения,

вызывающее

потребность

в

знаниях,

познавательный

интерес к изучаемому материалу - значить создать проблемную ситуацию.

Творческое отношение к делу, одновременная работа всех учащихся (коллективная

деятельность), направленная на достижение общей цели, работа в парах, групповая и

межгрупповая работа, фронтально-коллективная деятельность имеет большое значение

для развития детского интереса. Это решение задач и упражнений творческого характера,

практические

работы

с

элементами

исследования,

различные

самостоятельные

работы,

причём от занятия к занятию, от темы к теме характер самостоятельных работ обязательно

должен усложняться. Педагоги должны применять упражнения и задания, развивающие

сообразительность учащихся, смекалку, требующие самостоятельности мысли и творческого

подхода к решению поставленных задач.

8.

Метод создания ситуации познавательного спора.

Учебная

дискуссия

обсуждение

каких-либо

вопросов

с

целью

их

правильного

решения

и

привлечения

внимания

учащихся

к

обсуждаемым

проблемам.

Это

метод

формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности:

знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения всегда отличаются

высокой

мерой

обобщённости,

стойкости

и

гибкости.

Дискуссия

-

прекрасный

способ

активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у

них интереса. Она даёт детям возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои

взгляды, убеждать в них других.

9.

Технология развития критического мышления.

Формы занятий в данном случае отличаются от занятий в традиционном обучении.

Они

заключаются

в

том,

чтобы

учащиеся

не

сидели

пассивно,

слушая

педагога,

а

становились главными действующими лицами на занятии: думали и вспоминали про себя и

вслух, делились рассуждениями друг с другом, читали, писали, рисовали, работали

с

опорными конспектами и индивидуальными папками с заданиями, обсуждали лекционный

материал. Роль педагога при этом должна быть в основном координирующей.

10. Метод межпредметных связей.

Более устойчивым будет внимание учащихся и их интерес, если педагог раскрывает

важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся,

расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации. Поэтому показ новизны

изучаемого

материала,

расширение

и

углубление

учащимися

знаний,

рассмотрение

уже

известного материала с другой точки зрения (осуществление внутрипредметных связей)

представляет несомненный интерес для учащихся. Новую информацию в большом объеме

учащиеся получают, слушая радио, читая газеты, узнавая новости по телевидению. Таким

образом, для формирования и развития познавательных интересов учащихся необходима

постоянная реализация межпредметных связей.

5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Д л я

преод ол е н ия

пас с ив н ос т и

обу ч аю щ ихс я ,

их

рас се я н н ос т и

и

незаинтересованности, из-за сложности, либо трудности восприятия нового материала

необходимо:

использовать игровые ситуации;

применять на занятиях различные виды наглядности;

проектировать занятие с элементами занимательности;

опираться на жизненные наблюдения учащихся и конкретные примеры;

избегать однообразия занятий;

исключить множественные задания репродуктивного характера;

опираться строго на индивидуальные особенности каждого учащегося;

изменить стиль общения с учащимися на занятии;

настроить учащихся на восприятие материала;

обеспечить возникновение положительных эмоций к учебной деятельности;

создавать на занятиях доброжелательную обстановку и благоприятную

эмоциональную атмосферу.

Таким образом, различные виды внеурочной деятельности, самостоятельная работа

учащихся

на

занятии,

а

также

применение

педагогами

ИКТ

способствуют

активизации

активно-познавательной деятельности детей, включению каждого в работу, формированию

коммуникативной компетентности,

которая

про сто

необходима

д л я становления

компетентной личности учащегося.

Список использованной литературы:

1.

Равкин

З.И.

Педагогическое

стимулирование

нравственного

развития

и

познавательной активности школьников. – Киров - Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. -

45с.

2.

Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М., 1984.

3.

Щукина

Г.И.

Активизация

познавательной

деятельности

учащихся

в

учебном

процессе. – М., 1979. – 160с.

4.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов

учащихся. – М. ,1988. – 208с.

5.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971. – 352с.

Никитина Людмила Викторовна,

методист отдела образовательных инициатив,

МБОУ ДО Дом детского творчества,

город Новый Уренгой, ЯНАО

6



В раздел образования