Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы формирования познавательных интересов учащихся
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
«Каждому человеку свойственно желание
быть умнее, лучше и догадливей».
(Д.И. Писарев)
Главная
задача
сегодняшнего
дня
в
образовании
-
вооружая
знаниями,
воспитать
интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные
требования
к
занятиям
ставят
перед
педагогом
задачу планомерного развития личности
путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы
и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически
укрепляясь
и
развиваясь,
познавательный
интерес
становится
основой
положительного
отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно
возникают
вопросы,
ответы
на
которые
он
сам
постоянно
и
активно
ищет.
При
этом
поисковая
деятельность
учащегося
совершается
с
увлечением,
он
испытывает
эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не
только
на
процесс
и
результат
деятельности,
но
и
на
протекание
таких
психических
процессов как мышление, воображение, память, внимание.
Таким образом, познавательный интерес – это сильное мотивационное средство
обучения.
И
огромную
роль
в
его
формировании
играет
учебный
физический
эксперимент, который является одновременно источником знаний, методом обучения и
средством активизации познавательной творческой деятельности учащихся.
Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по-прежнему
актуальна. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого
пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной
деятельности.
Личность
учащегося,
его
учебная
деятельность,
мотивы
учения
не
случайно
привлекают
в
последние
время
все
большее
внимание
педагогов
и
психологов.
Перед
педагогами
стоит
важная
задача:
как
сформировать
человека,
который
отвечал
бы
потребностям современного общества?
Познавательный
интерес
-
это
особая
избирательная
направленность
личности
на
познание и избирательный характер,
выраженный в той или иной предметной области
знаний.
Интерес
тесно
связан
с
активизацией
обучения,
развитием
самостоятельности
учащихся, направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению и
творческому применению знаний.
Именно
интерес
положительно
воздействует
на
развитие
восприятия,
внимания,
памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. Поэтому большое значение имеет
умение педагогов активизировать, побуждать, стимулировать и направлять своих учащихся.
Познавательный интерес активизирует всю познавательную деятельность в целом и
психические
процессы,
лежащие
в
основе
творческой,
поисковой,
исследовательской
деятельности.
Под
его
влиянием
активней
протекает
восприятие,
острее
становится
наблюдение, активизируется эмоциональная
и логическая память, интенсивней работает
воображение. Именно интерес двигает поиском, догадкой.
Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на занятиях. Наряду с
усвоением
значительного
объёма
разнообразных
знаний,
учащиеся
приобретают
и
определённые умения.
Первоначально
каждым
педагогом
при
составлении
учебно-тематических
планов,
планов
занятий
проводится
анализ
всех
тем
курса
с
целью
дальнейшей
реализации
объективных возможностей формирования познавательных интересов учащихся, заложенных
в содержание учебного материала.
1
Наряду с реализацией учебно-воспитательных задач на занятиях, в первую очередь,
стоит вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого педагоги
широко используют различные методы и методические приёмы.
1.
Создание
на
занятиях
такой
атмосферы,
при
которой
учащиеся
чувствуют
необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.
Цели:
включение в учебный процесс по своему желанию;
создание психологически комфортного состояния учащихся, которое повышает
эффективность занятий, содействует пониманию ребятами изучаемого учебного
материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса.
1) Применение приёма эмоционального стимулирования.
Это и приём создания ситуации нравственных переживаний (эмоциональный, яркий
рассказ) использование ситуации занимательности, чтение стихов, необычных наглядных
пособий;
фрагментов
кинофильмов,
просмотр видеоматериалов,
которые
являются
эффективным
средством
обучения.
Использование
видеофильмов
при
объяснении
или
закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия
учащимися. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости
разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы.
2) Формированию открытой познавательной позиции способствуют тексты:
дающие
учащимся
возможность
осознать
существование
нескольких
подходов
к
одной и той же ситуации и работать в рамках разных подходов;
предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;
содержащие противоречивые данные;
развивающие способность воспринимать неожиданную информацию;
предполагающие появление ошибок и их обсуждение;
дающие возможность обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и
т.д.
3) Особое внимание следует уделять актуализации интуитивного опыта детей: поощрять
высказывания сомнений, убеждений, «опережающих» идей, эмоциональные оценки учебного
материала.
4 ) Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не
только
обогащает
учебный
процесс,
(он
становится
интересным,
наглядно-образным,
впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, даёт им представление о культуре и
самобытности
людей
разных
национальностей,
а
значит,
способствует
развитию
интернациональных чувств.
5)
Формирование
умения
восхищаться,
сомневаться,
удивляться.
Делается
это
разными
путями.
Одним
из
них
является демонстрационный
эксперимент.
Именно
удивление
заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих
предположений.
Только
человек,
умеющий
сомневаться
и
удивляться,
может
активно,
творчески мыслить.
6)
Важным
аспектом
развития
творческих
способностей
учащихся
является решение
экспериментальных задач. Содержание экспериментальных задач необходимо максимально
приблизить к реальным ситуациям.
7) Осуществление связи с практической деятельностью человека.
2. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом
формы работы выбирает для себя сам ребёнок. Так, дети с математическими способностями
чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии»
выбирают более творческую работу со словом и цветом.
Цели:
повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
дать возможность проявиться творческим способностям учащихся;
развивать умение отстаивать собственное мнение.
2
Для
упрочнения
знаний,
развития
интереса
к
предмету
и
взаимосвязи
с
другими
предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
1)
в составлении кроссворда по теме;
2)
в сочинении сказки или стихотворения, о каком-либо предмете или явлении;
3)
в рисунке;
4)
в составлении ребуса;
5)
в совместном изготовлении дидактического пособия;
6)
в составлении опорных схем.
Также проводится защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором
работы, так и его товарищами.
3. Метод познавательных игр.
Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к изучению чего-то
нового.
Эмоциональная
окрашенность
игры,
увлекательная
ситуация
позволяют
усвоить
значительный
объём
информации,
углубить
и
систематизировать
знания.
Непременным
условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала занятия.
1 ) Познавательные
игры
заставляют
ребят
действовать
в
воображаемой
обстановке, приучают привносить в неё свой опыт и знания, неуклонно извлекать знания из
самостоятельно
отыскиваемых
источников.
Игра
является
для
них
удачной
формой
приобретения знаний, так как главный мотив – познавательный.
2)
Интеллектуальные игры – это рассказ – задача, игры – загадки, викторины,
кроссворды.
При
организации
таких
игр
педагоги
должны
чётко
представлять
себе
их
достоинства и недостатки.
К достоинствам относят: приобретение учащимися навыков принятия значимых
решений
в
обстановке,
приближенной
к
реальной;
приобретение
знаний
без
прямого
вмешательства или помощи взрослого. Такая игра - мощное средство побуждения интереса к
содержанию, к познавательной деятельности учащихся; перевод теоретических знаний на
язык практических действий; возможность реализации умения видеть ситуацию в целом,
выделять
в
ней
главное,
цель,
задачу;
оценивать
и
обобщать
полученные
результаты,
доказывать аргументировано правильность своего решения.
К
недостаткам,
ограничивающим
применение
таких
игр,
относится:
большая
значимость хода игры, большая психологическая нагрузка на педагога как организатора
игры; достаточно длительная подготовка к её проведению.
3) Дидактические игры существенно повышают интерес учащихся к изучаемому
предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, и, самое главное, –
«раскрепощают» учащегося, его мышление. Облегчается усвоение подаваемого материала;
включается в работу на занятии каждый учащийся; повышается уровень мотивации при
обучении; улучшается обратная связь с учащимися.
Цели:
повышение интереса к предмету;
индивидуализация и коллективизация познавательной деятельности учащихся на занятии;
развитие наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра
готовит учащегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и
трудом.
Классификация игр:
1) игры с жесткими правилами: тематическое лото; домино; работа с шифровками (ребусы;
головоломки; чайнворды); компьютерная игра.
2) ролевые игры: игры-драматизации; аукционы; соревнования.
3) коррекционные игры: психологические игры-упражнения; логические игры; разноцветные
маршруты; игры по станциям; игры-путешествия.
3
4. Использование информационных технологий.
Большое значение при активизации познавательного процесса также имеет применение
на занятиях педагогами информационно-коммуникационных технологий.
Проведение
занятий
с
использованием
ИКТ
направлено
на
повышение
качества
обучения
учащихся,
что
способствует
усилению
их
сознательности,
активности
и
самостоятельности, то есть усилению их познавательной деятельности.
Цели:
совершенствование
учебно-воспитательного
процесса
за
счёт
применения
информационно-коммуникационных технологий;
формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет
формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности (уметь
собирать
необходимые
для
решения
определенной
проблемы
факты,
анализировать
их,
выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с
аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности,
делать
аргументированные
выводы,
применять
полученные
выводы
для
выявления
и
решения новых проблем).
Педагог в своей работе может использовать ИКТ при объяснении нового материала,
постановке
эксперимента,
организации
самостоятельной
работы
учащихся,
проведении
практических работ и т.д. Педагогами также
может практиковаться проведение занятий-
презентаций.
Информационно-коммуникативные технологии способствуют:
развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение,
обобщение);
развитию проекционных и конструкторских способностей;
развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение,
восприятие, др.);
развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;
развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные
выводы;
формированию коммуникативных навыков;
готовности к самостоятельной работе;
повышение интереса у ребят к изучаемому предмету.
5.
Создание ситуации успеха.
Стремление к успеху характерно для каждого учащегося. Использование успеха для
стимуляции
познавательного
интереса
требует
психологического
настроя
педагога
на
положительное результаты работы с учащимися.
Следует иметь в виду, что, проектируя учебную деятельность учащихся, педагоги
должны
учитывать
их
уровни
знаний
и
умений,
их
индивидуальное
особенности
и
возможности
в
зависимости
от
уровня
подготовки
каждого
ребёнка.
Достигается
это
различными приёмами: поддержкой стремления к успеху, похвалой в процессе работы на
занятии, показом положительных итогов деятельности других учащихся.
6.
Технология разноуровневого обучения.
В системе разноуровневых заданий, предлагаемых разным категориям учащихся,
определённое место занимают задания, подобные которым ранее уже выполнялись детьми.
Выполнение таких заданий вызывает у учащегося чувство удовлетворения от того, что он сам
сумел сделать его успешно и без помощи педагога. При этом основной особенностью
является самостоятельное право выбора учащимся того уровня усвоения, на который он
способен.
Педагоги должны быть предельно внимательными к интересам и увлечениям детей,
по возможности реализовывать их на занятиях, разнообразить индивидуальные задания с
4
учётом знаний, умений учащихся, их интересов и индивидуальных особенностей каждого
ребёнка.
В
развитии
интересов
учащихся
немаловажную
роль
играет
правильный,
основанный на уважении и требовательности, спокойный, доверительный и уважительный
тон педагога.
7.
Метод проблемного обучения - постановка перед учащимися проблемных вопросов -
считается эффективным с точки зрения формирования их интереса.
Одним из способов побуждения учащихся к познанию учебного материала является
создание определённых приёмов психического состояния, при котором у учащихся возникает
интерес
к
информации,
сообщаемой
педагогом.
Ввести
учащихся
в
такое
состояние
интеллектуального
напряжения,
вызывающее
потребность
в
знаниях,
познавательный
интерес к изучаемому материалу - значить создать проблемную ситуацию.
Творческое отношение к делу, одновременная работа всех учащихся (коллективная
деятельность), направленная на достижение общей цели, работа в парах, групповая и
межгрупповая работа, фронтально-коллективная деятельность имеет большое значение
для развития детского интереса. Это решение задач и упражнений творческого характера,
практические
работы
с
элементами
исследования,
различные
самостоятельные
работы,
причём от занятия к занятию, от темы к теме характер самостоятельных работ обязательно
должен усложняться. Педагоги должны применять упражнения и задания, развивающие
сообразительность учащихся, смекалку, требующие самостоятельности мысли и творческого
подхода к решению поставленных задач.
8.
Метод создания ситуации познавательного спора.
Учебная
дискуссия
–
обсуждение
каких-либо
вопросов
с
целью
их
правильного
решения
и
привлечения
внимания
учащихся
к
обсуждаемым
проблемам.
Это
метод
формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности:
знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения всегда отличаются
высокой
мерой
обобщённости,
стойкости
и
гибкости.
Дискуссия
-
прекрасный
способ
активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у
них интереса. Она даёт детям возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои
взгляды, убеждать в них других.
9.
Технология развития критического мышления.
Формы занятий в данном случае отличаются от занятий в традиционном обучении.
Они
заключаются
в
том,
чтобы
учащиеся
не
сидели
пассивно,
слушая
педагога,
а
становились главными действующими лицами на занятии: думали и вспоминали про себя и
вслух, делились рассуждениями друг с другом, читали, писали, рисовали, работали
с
опорными конспектами и индивидуальными папками с заданиями, обсуждали лекционный
материал. Роль педагога при этом должна быть в основном координирующей.
10. Метод межпредметных связей.
Более устойчивым будет внимание учащихся и их интерес, если педагог раскрывает
важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся,
расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации. Поэтому показ новизны
изучаемого
материала,
расширение
и
углубление
учащимися
знаний,
рассмотрение
уже
известного материала с другой точки зрения (осуществление внутрипредметных связей)
представляет несомненный интерес для учащихся. Новую информацию в большом объеме
учащиеся получают, слушая радио, читая газеты, узнавая новости по телевидению. Таким
образом, для формирования и развития познавательных интересов учащихся необходима
постоянная реализация межпредметных связей.
5
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Д л я
преод ол е н ия
пас с ив н ос т и
обу ч аю щ ихс я ,
их
рас се я н н ос т и
и
незаинтересованности, из-за сложности, либо трудности восприятия нового материала
необходимо:
использовать игровые ситуации;
применять на занятиях различные виды наглядности;
проектировать занятие с элементами занимательности;
опираться на жизненные наблюдения учащихся и конкретные примеры;
избегать однообразия занятий;
исключить множественные задания репродуктивного характера;
опираться строго на индивидуальные особенности каждого учащегося;
изменить стиль общения с учащимися на занятии;
настроить учащихся на восприятие материала;
обеспечить возникновение положительных эмоций к учебной деятельности;
создавать на занятиях доброжелательную обстановку и благоприятную
эмоциональную атмосферу.
Таким образом, различные виды внеурочной деятельности, самостоятельная работа
учащихся
на
занятии,
а
также
применение
педагогами
ИКТ
способствуют
активизации
активно-познавательной деятельности детей, включению каждого в работу, формированию
коммуникативной компетентности,
которая
про сто
необходима
д л я становления
компетентной личности учащегося.
Список использованной литературы:
1.
Равкин
З.И.
Педагогическое
стимулирование
нравственного
развития
и
познавательной активности школьников. – Киров - Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. -
45с.
2.
Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М., 1984.
3.
Щукина
Г.И.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
в
учебном
процессе. – М., 1979. – 160с.
4.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся. – М. ,1988. – 208с.
5.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971. – 352с.
Никитина Людмила Викторовна,
методист отдела образовательных инициатив,
МБОУ ДО Дом детского творчества,
город Новый Уренгой, ЯНАО
6