Напоминание

"Педагогическая сущность учебной деятельности"


Автор: Филиппова Римма Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1415
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая сущность учебной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогическая сущность учебной деятельности

Мотивация и учебная деятельность. Трактование учебной деятельно-

сти в психолого-педагогической литературе. Строение учебной деятельно-

сти. Анализ психологической и социологической концепции учебной деятель-

ности.

Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности нашла от-

ражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,

Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема мотивации стала

рассматриваться не только в педагогике, но и в различных областях психоло-

гии, истории, медицины.

Мотивация является важным структурным компонентом любой дея-

тельности. В. Г. Леонтьев

1

отмечает, что «мотивационный механизм есть си-

стема психофизиологических, психических и социальных предпосылок моти-

вации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельно-

сти». Поэтому перед рассмотрением мотивации учебной деятельности млад-

ших школьников целесообразно остановиться на вопросе сущности учебной

деятельности.

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учре-

ждениях образования; особая форма активности личности, направленная на

усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира,

что включает овладение культурными способами внешних предметных и ум-

ственных действий

2

.

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творче-

ское преобразование людьми окружающей действительности. Важная осо-

бенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не яв-

ный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное

содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание

определенного материального или духовного продукта.

1



Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

2



Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расши-

ренное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

1

В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая

связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма обще-

ственно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими

природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация

разума»

3

.

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его фило-

софского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе кото-

рой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их.

Таким образом, «любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный про-

цесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».

Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и

широком значении.

В широком смысле учебная деятельность - это процесс

(деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навы-

ками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории

учебной

деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,

А. К. Маркова,

Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), в которой учение - это усвоение чело-

веком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм об-

щения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправ-

ленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению

обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе ре-

шения

учебных задач.

Данные задачи ставит учитель на основе внешнего

контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

В

понимании

В. В. Давыдова,

овладение

теоретическими

знаниями

«способствует развитию теоретического мышления и творческо-личностного

уровня осуществления практических видов деятельности»

4

.

Главной особен-

ностью становления учебной деятельности является постепенный переход от

коллективной учебной деятельности к индивидуальной.

Согласно

позиции

ряда

ученых

(Д. Б. Эльконин,

В. В. Давыдов,

3



Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

4



Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–

14.

2

Н. Ф. Талызина), продуктом учебной деятельности является не только усвое-

ние, которое входит в содержание обучения, главное - это изменение самого

субъекта, то есть внутренние новообразования психики в мотивационном и

смысловом планах. Так, A. B. Хуторской рассматривает образовательный про-

дукт как результат деятельности учащегося, имеющий внешнее (вопросы, ги-

потезы, сочинения, модели, поделки и т.д.) и внутреннее (личностные каче-

ства) проявления. Такое изменение происходит через формирование субъект-

ных функций в учебной деятельности (таких, как планирование, целеполага-

ние, программирование, реализация, самоуправление, организация, рефлек-

сия, контроль, регулирование, оценка результата)

5

.

Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятель-

ности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Им доказано, что учеб-

ная деятельность - это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Было выделено 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребе-

нок-общественный предмет» и деятельность в системе «ребенок–обществен-

ный взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человече-

ских взаимоотношений.

В

структуре

учебной деятельности Д. Б. Эльконин

выделяет следующие компоненты:

- учебная задача (подлежащий усвоению способ действия);

- учебные действия (обеспечивающие формирование образа усваимого

действия и первоначальное воспроизведение образца);

- действия контроля (сопоставление воспроизводимого действия с об-

разцом через его образ);

- дейстствия оценки степени усвоения тех изменений, которые произо-

шли в самом субъекте

6

.

То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля

формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозна-

чается результат.

5



Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос,

2012. – 50 с.

6



Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

3

В методологической концепции (О. С. Анисимов, А. М. Новиков и др.)

учебная деятельность представляет собой форму учения как «процесс разви-

тия функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках

приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельно-

сти, пространству деятельности, социально-культурному бытию».

Анализ

литературы

по

изучаемому

вопросу

показал,

что

авторы

рассматривают учебную деятельность с психологической и социологиче-

ской точки зрения. Так, в психологической концепции подчеркивается важ-

ность развития как деятельностных, так и общих способностей (мышления,

рефлексии, коммуникации) и учебная деятельность выступает как организо-

ванный процесс самоизменения, обеспечивающий успешное вхождение в со-

циокультурную сферу и профессиональную деятельность. При социологиче-

ском подходе учебная деятельность - это развивающаяся система, позволяю-

щая освоить культурные образцы и приобрести культурный опыт поведения.

В трактовке Н. А. Горловой, социальное развитие учащегося как важ-

ный аспект учебной деятельности проявляется как способность «владеть си-

туацией» и менять социальную позицию в зависимости от характера комму-

никации. В результате учебной деятельности учащиеся приобретают соци-

альные качества (такие, как сочувствие и сострадание, альтруизм и общи-

тельность, способность ценить доброту и взаимопомощь)

7

.

Так же в проблеме изучения учебной деятельности можно выделить два

основных подхода: деятельностный и системогенетический, которые до-

казывают важность формирования субъекта учебной деятельности.

Так, в деятельностном подходе основой является освоение действия

(Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Та-

лызина , Д. Б. Эльконин) за счет механизма интериоризации, когда внутрен-

ние психические структуры формируются через внешние воздействия. В ис-

следованиях О. В. Жильцовой по усвоению учебных предметов в рамках дея-

7



Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова //

Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32.

4

тельностного подхода был выявлен не только прогресс в самоорганизации

учебной деятельности, но и улучшение в мотивационной сфере

8

.

Системогенетический подход. В. Д. Шадриков акцентирует внимание

на личностном развитии обучающегося, раскрывая механизмы психических

изменений в процессе учебной деятельности. В структуре учебной деятель-

ности выделяется шесть уровней:

1.

Личностно-мотивационный, на котором формируются учебная моти-

вация, притязания, ценности, социальные связи.

2.

Компонентно-целевой, когда ученик осваивает действия, которые

позволяют усваивать информацию или применять ее на практике.

3.

Структурно-функциональный, при котором освоение учебных дей-

ствий эффективно при встраивании их в единую систему учебной деятельно-

сти.

4.

Информационный, который представлен информационным полем, в

котором находится ученик, где усваивается лишь «необходимая и достаточная

информация» для решения поставленных задач. Таким образом, формируется

ориентировочная основа деятельности.

5.

Психофизиологический, обеспечивающий достаточную активность

психофизиологических и физиологических систем для осуществления учеб-

ной деятельности.

6.

Индивидуально-психологический,

учитывающий

психофизиологи-

ческие особенности учащихся

9

.

Все шесть уровней, в трактовке автора, действуют одновременно.

Учебная деятельность относится к группе деятельностей,

где происхо-

дит усвоение выработанных способов действий с предметами и эталонами,

выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной дея-

тельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого уча-

8



Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естествен-

нонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. –

№ 1. – С. 136–144.

9



Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е

изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

5

щегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обоб-

щенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усваимого

содержания является внешней, независимой от субъекта формой существова-

ния действительности, которая оказывает влияние на его психическое разви-

тие.

Кроме этого, в процессе учебной деятельности у учащегося формирует-

ся система совместных действий. Так, согласно позиции В. В. Рубцова, «к та-

ким действиям следует отнести включение в деятельность различных моде-

лей действия и их взаимную координацию, совместное моделирование зада-

ваемых взрослыми образцов организации совместной деятельности, а также

коммуникацию и взаимопонимание в процессе содействия и поиска новых

способов организации совместной работы»

10

.

Содержанием учебной деятельности является опыт, накопленный пред-

шествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления -

школа, класс. В содержание учебной компетенции входят общеучебные уме-

ния, группы знаний методологического характера и совокупность норма-

тивно-ценностных установок гносеологической направленности.

Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освое-

ние учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опы-

та, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом

и физиологическом планах по средством вступления в определенные соци-

альные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).

Литература

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,

В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под

ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.

10



Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимо-

действий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

6

1.

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам

в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С.

19–32.

2.

Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // На-

чальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–14.

3.

Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории дея-

тельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школь-

ников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. –

2007. – № 1. – С. 136–144.

4.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. –

М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

7



В раздел образования