Автор: Филиппова Римма Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1415
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая сущность учебной деятельности"
Раздел: начальное образование
Педагогическая сущность учебной деятельности
Мотивация и учебная деятельность. Трактование учебной деятельно-
сти в психолого-педагогической литературе. Строение учебной деятельно-
сти. Анализ психологической и социологической концепции учебной деятель-
ности.
Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности нашла от-
ражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,
Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема мотивации стала
рассматриваться не только в педагогике, но и в различных областях психоло-
гии, истории, медицины.
Мотивация является важным структурным компонентом любой дея-
тельности. В. Г. Леонтьев
1
отмечает, что «мотивационный механизм есть си-
стема психофизиологических, психических и социальных предпосылок моти-
вации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельно-
сти». Поэтому перед рассмотрением мотивации учебной деятельности млад-
ших школьников целесообразно остановиться на вопросе сущности учебной
деятельности.
Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учре-
ждениях образования; особая форма активности личности, направленная на
усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира,
что включает овладение культурными способами внешних предметных и ум-
ственных действий
2
.
Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творче-
ское преобразование людьми окружающей действительности. Важная осо-
бенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не яв-
ный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное
содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание
определенного материального или духовного продукта.
1
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
2
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расши-
ренное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
1
В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая
связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма обще-
ственно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими
природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация
разума»
3
.
Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его фило-
софского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе кото-
рой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их.
Таким образом, «любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный про-
цесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».
Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и
широком значении.
В широком смысле учебная деятельность - это процесс
(деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навы-
ками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории
учебной
деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,
А. К. Маркова,
Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), в которой учение - это усвоение чело-
веком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм об-
щения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправ-
ленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению
обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе ре-
шения
учебных задач.
Данные задачи ставит учитель на основе внешнего
контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.
В
понимании
В. В. Давыдова,
овладение
теоретическими
знаниями
«способствует развитию теоретического мышления и творческо-личностного
уровня осуществления практических видов деятельности»
4
.
Главной особен-
ностью становления учебной деятельности является постепенный переход от
коллективной учебной деятельности к индивидуальной.
Согласно
позиции
ряда
ученых
(Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов,
3
Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
4
Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–
14.
2
Н. Ф. Талызина), продуктом учебной деятельности является не только усвое-
ние, которое входит в содержание обучения, главное - это изменение самого
субъекта, то есть внутренние новообразования психики в мотивационном и
смысловом планах. Так, A. B. Хуторской рассматривает образовательный про-
дукт как результат деятельности учащегося, имеющий внешнее (вопросы, ги-
потезы, сочинения, модели, поделки и т.д.) и внутреннее (личностные каче-
ства) проявления. Такое изменение происходит через формирование субъект-
ных функций в учебной деятельности (таких, как планирование, целеполага-
ние, программирование, реализация, самоуправление, организация, рефлек-
сия, контроль, регулирование, оценка результата)
5
.
Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятель-
ности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Им доказано, что учеб-
ная деятельность - это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
Было выделено 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребе-
нок-общественный предмет» и деятельность в системе «ребенок–обществен-
ный взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человече-
ских взаимоотношений.
В
структуре
учебной деятельности Д. Б. Эльконин
выделяет следующие компоненты:
- учебная задача (подлежащий усвоению способ действия);
- учебные действия (обеспечивающие формирование образа усваимого
действия и первоначальное воспроизведение образца);
- действия контроля (сопоставление воспроизводимого действия с об-
разцом через его образ);
- дейстствия оценки степени усвоения тех изменений, которые произо-
шли в самом субъекте
6
.
То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля
формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозна-
чается результат.
5
Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос,
2012. – 50 с.
6
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.
3
В методологической концепции (О. С. Анисимов, А. М. Новиков и др.)
учебная деятельность представляет собой форму учения как «процесс разви-
тия функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках
приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельно-
сти, пространству деятельности, социально-культурному бытию».
Анализ
литературы
по
изучаемому
вопросу
показал,
что
авторы
рассматривают учебную деятельность с психологической и социологиче-
ской точки зрения. Так, в психологической концепции подчеркивается важ-
ность развития как деятельностных, так и общих способностей (мышления,
рефлексии, коммуникации) и учебная деятельность выступает как организо-
ванный процесс самоизменения, обеспечивающий успешное вхождение в со-
циокультурную сферу и профессиональную деятельность. При социологиче-
ском подходе учебная деятельность - это развивающаяся система, позволяю-
щая освоить культурные образцы и приобрести культурный опыт поведения.
В трактовке Н. А. Горловой, социальное развитие учащегося как важ-
ный аспект учебной деятельности проявляется как способность «владеть си-
туацией» и менять социальную позицию в зависимости от характера комму-
никации. В результате учебной деятельности учащиеся приобретают соци-
альные качества (такие, как сочувствие и сострадание, альтруизм и общи-
тельность, способность ценить доброту и взаимопомощь)
7
.
Так же в проблеме изучения учебной деятельности можно выделить два
основных подхода: деятельностный и системогенетический, которые до-
казывают важность формирования субъекта учебной деятельности.
Так, в деятельностном подходе основой является освоение действия
(Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Та-
лызина , Д. Б. Эльконин) за счет механизма интериоризации, когда внутрен-
ние психические структуры формируются через внешние воздействия. В ис-
следованиях О. В. Жильцовой по усвоению учебных предметов в рамках дея-
7
Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова //
Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32.
4
тельностного подхода был выявлен не только прогресс в самоорганизации
учебной деятельности, но и улучшение в мотивационной сфере
8
.
Системогенетический подход. В. Д. Шадриков акцентирует внимание
на личностном развитии обучающегося, раскрывая механизмы психических
изменений в процессе учебной деятельности. В структуре учебной деятель-
ности выделяется шесть уровней:
1.
Личностно-мотивационный, на котором формируются учебная моти-
вация, притязания, ценности, социальные связи.
2.
Компонентно-целевой, когда ученик осваивает действия, которые
позволяют усваивать информацию или применять ее на практике.
3.
Структурно-функциональный, при котором освоение учебных дей-
ствий эффективно при встраивании их в единую систему учебной деятельно-
сти.
4.
Информационный, который представлен информационным полем, в
котором находится ученик, где усваивается лишь «необходимая и достаточная
информация» для решения поставленных задач. Таким образом, формируется
ориентировочная основа деятельности.
5.
Психофизиологический, обеспечивающий достаточную активность
психофизиологических и физиологических систем для осуществления учеб-
ной деятельности.
6.
Индивидуально-психологический,
учитывающий
психофизиологи-
ческие особенности учащихся
9
.
Все шесть уровней, в трактовке автора, действуют одновременно.
Учебная деятельность относится к группе деятельностей,
где происхо-
дит усвоение выработанных способов действий с предметами и эталонами,
выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной дея-
тельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого уча-
8
Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естествен-
нонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. –
№ 1. – С. 136–144.
9
Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е
изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.
5
щегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обоб-
щенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усваимого
содержания является внешней, независимой от субъекта формой существова-
ния действительности, которая оказывает влияние на его психическое разви-
тие.
Кроме этого, в процессе учебной деятельности у учащегося формирует-
ся система совместных действий. Так, согласно позиции В. В. Рубцова, «к та-
ким действиям следует отнести включение в деятельность различных моде-
лей действия и их взаимную координацию, совместное моделирование зада-
ваемых взрослыми образцов организации совместной деятельности, а также
коммуникацию и взаимопонимание в процессе содействия и поиска новых
способов организации совместной работы»
10
.
Содержанием учебной деятельности является опыт, накопленный пред-
шествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления -
школа, класс. В содержание учебной компетенции входят общеучебные уме-
ния, группы знаний методологического характера и совокупность норма-
тивно-ценностных установок гносеологической направленности.
Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освое-
ние учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опы-
та, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом
и физиологическом планах по средством вступления в определенные соци-
альные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).
Литература
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,
В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под
ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.
10
Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимо-
действий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.
6
1.
Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам
в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С.
19–32.
2.
Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // На-
чальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–14.
3.
Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории дея-
тельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школь-
ников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. –
2007. – № 1. – С. 136–144.
4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. –
М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
7