Напоминание

"Использование приемов ТРИЗ-технологии в начальной школе"


Автор: Свотнева Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов ТРИЗ-технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование приемов ТРИЗ-технологии

в начальной школе

«Если мы хотим научить думать,

то прежде мы должны научить придумывать».

Дж. Родари

ТРИЗ

-

теория

решения

изобретательских

задач

-

новая

отечественная

технология творчества, известная в настоящее время во многих странах:

США,

Швеции,

Франции,

Японии,

Корее,

Израиле,

Вьетнаме,

Испании,

Финляндии, Канаде и других. ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах

ученым,

инженером,

изобретателем,

организатором

и

преподавателем

Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Это сравнительно молодая, но быстро

развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач

в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в

науке,

в

бизнесе,

в

психологии

и

в

других

областях

знания.

Появилось

самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все

основные идеи классической ТРИЗ.

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1)

методики

и

технологии,

способствующие

развитию

творческого

воображения (РТВ);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем,

общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к

решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного

мышления);

3)

воспитательная

система,

построенная

на

теории

развития

творческой

личности (ТРТЛ).

Основными целями ТРИЗ-образования является:

1) развитие творческих способностей;

2)активизация

творче ского

мышления

для

п р од у кт и в н о й

познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

В

процессе

работы

по

ТРИЗ

-

технологии

формируются

следующие

компетенции

:

1)

Учебные:

самостоятельно

решать

учебные

проблемы,

использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

2)

Социально-личностные:

видеть

связи

между

настоящими

и

прошлыми

событиями,

вступать

в

дискуссию

и

вырабатывать

своё

собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

3)

Коммуникативные:

выслушивать

и

принимать

во

внимание

взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

4)

Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в

команде.

5)

Личностно-адаптивные:

использовать

новую

информацию,

придумывать

новые

нестандартные

решения,

проявлять

гибкость,

быть

подготовленным к самообразованию и самореализации.

Таким

образом,

ТРИЗ-технология

дает

большие

возможности

для

формирования УУД.

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с

использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие

интеллектуальных способностей учащихся.

Приемы ТРИЗ-технологии можно использовать на разных этапах урока.

1. Начало урока

НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в

активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить

на основе имеющихся знаний.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной

деятельности учащихся на уроке.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт),

отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при

работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы

начать с нее следующее занятие.

Пример.

В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя

автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре

стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания

имени поэта.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОГАДКА

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме

урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или

среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение

какого-то

параметра,

который

обычно

остается

неизменным;

придумать

фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в

современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки

зрения.

2. Актуализация знаний

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний

учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и

называет

первый

объект.

Ученики

пытаются

угадать

этот

признак

и

по

очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением

признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается

до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается

множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты,

которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты.

Для

этого

предлагайте

мне

объекты,

чем-то

похожие

на

мой,

а

я

буду

говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у

вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой

вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на

него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего

наш предмет.

ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с

помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни

один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их

угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

СОСЕДИ

Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте.

«Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.

(Собака) (Карандаш)

(Корова)

3. Изучение нового материала

ЛОВИ ОШИБКУ

Учитель

предлагает

учащимся

информацию,

содержащую

неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,

спорят,

совещаются.

Придя

к

определенному

мнению,

группа

выбирает

спикера.

Спикер

передает

результаты

учителю

или

оглашает

задание

и

результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось,

заранее определите на него время.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или

др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать

ошибочность.

- Ёж смотался в клубок.

- Я уже ездил на самолёте.

- Мы готовились встречать пернатых птиц.

- Речка замёрзла льдом.

- Меня пробудил мой папа.

СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ

Прием используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта

как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ТОЧИЛКА

СТЕРКА

ЛИНЕЙКА

ОТВЕТ:

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ЛУГ

ТРАВА (СЕНО)

ТЕЛЕНОК

ОТВЕТ:

«Класс → первый этаж → школа → улица Красная→ город Мичуринск →

Тамбовская

область

Российская

Федерация

материк

Евразия

Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика

Млечный путь → Вселенная»

4. Обсуждение и решение проблем

ХОРОШО – ПЛОХО

Универсальный

приём

ТРИЗ,

направленный

на

активизацию

мыслительной

деятельности

учащихся

на

уроке,

формирующий

представление о том, как устроено противоречие.

Вариант 1

Учитель

задает

объект

или

ситуацию.

Учащиеся

(группы)

по

очереди

называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой

это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и

т. д.

Вариант 3

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые

обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются

разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Пример

Класс

делится

на

две

команды.

Первая

будет

находить

«плюсы»

в

предложенном

объекте

или

ситуации,

вторая

«минусы».

Отвечаем

по

очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т. д.

5. Решение учебных задач

ДА-НЕТКА

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких,

и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Учитель

загадывает

нечто

(слово,

словосочетание,

предложение),

ученик

пытается

найти

ответ,

задавая

вопросы,

на

которые

отвечающий

может

сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»

Пример

На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Всю ночь шумел

ветер. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать

выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения

сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:



В этом слове два слога? (да)



Это служебная часть речи? (нет)



Это слово спрягается? (нет) и т.д.

и,

ориентируясь

на

ответы

учителя,

в

конце

концов

учащиеся

находят

решение проблемы.

СВЯЗИ

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак

не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным

образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и

взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось

от

одного

из

исходных

объектов,

а

последнее

заканчивалось

вторым

объектом.

Пример

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два

кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта:

солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на

одном выпадает почва, на другом – птица.

У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто

найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

ТРИЗ-ЗАГАДКИ

Для

развития

интереса

к

изучению

русского

языка

прибегаю

к

составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные

лингвистические единицы. Чаще всего использую ТРИЗ-загадки двух видов:

по признакам и по действиям. Чтобы облегчить работу ребят, предлагаю

воспользоваться

алгоритмами

составления

загадок.

Обычно

такая

работа

проходит

живо;

составлять

ТРИЗ-загадки

можно

как

на

уроке,

так

и

предложить ребятам в качестве домашнего задания.

Приём «Составление загадок» (лжезагадка).

Внимание слушателя уводится в

сторону

с

помощью

альтернативы

"или-или",

совершенно

произвольно

выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

- Слово «ПЯТНО» пишется как «ПИТНО» или «ПЕТНО»?

Приём «Составление загадок» (похожие части).

Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть

загаданного объекта.

Загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем

резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".

По данному образцу составить свои загадки

Названия частей

Сколько?

На что похожи?

Дужки

2

Рыболовные крючки

Стекла

2

Медузы

Оправа

1

Буква "В"

СОЗДАЙ ПАСПОРТ

Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для

выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;

создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с

другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир,

литература). Это универсальный прием составления обобщенной

характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть

использован для создания характеристик:

o

на литературном чтении – героев литературных произведений;

Cоздаем

паспорт

литературного

героя.

Опорные

слова

для

паспорта

выбираются самими школьниками.

Паспорт

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А. Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный

голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного

глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

o

на окружающем мире – паспорт полезных ископаемых, растения,

животных, частей растений, систем организма;

o

на математике – паспорт геометрических фигур, математических

величин;

o

на русском языке – паспорт частей речи, членов предложений,

частей слова, лингвистических терминов

ЭЛЕМЕНТ - ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА

Прием используется для рассмотрения составных частей изучаемого явления

и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление

лексического значения слова)).

Например: школа,

парта,

учебник.

Для этого учащимся предлагается

ответить на вопросы:

К какому классу предметов относится?

Из какого материала «предмет» сделан?

Для чего служит?».

Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место,

где учатся», «Парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в

школе», «Учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные

характеристики предметов сравниваются с лексическим значением слова в

толковом словаре. Также можно предложить лексическое значение слова,

составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо отгадать слово.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА/РАСКАДРОВКА

Прием применяется для составления простого и развернутого плана

прочитанного произведения. Каждый кадр – это схематичное изображение

событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия,

изменение ситуации для героя.

6. Контроль знаний, обратная связь, рефлексия

РЮКЗАК

-Я научился составлять план текста

-Я разобрался в такой-то теме

-Я наконец-то запомнил, чем предлог отличается от приставки и т.д.

Использование

ТРИЗ

-

технологии

делает

педагогический

процесс

эффективным,

формирует

системно-диалектическое

мышление,

самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Литература

1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.

3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у

дошкольников. – Саратов, 2001.

4.

Курышев

В.А.

ТРИЗовый

подход

при

решении

задач

//

Школьные

технологии. –2003. – № 4.

5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:

Просвещение, 1977.

6. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для

старшеклассников // Школьные технологии. –2001. – № 3.

7. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные

технологии. – 2000. – № 5.



В раздел образования