Автор: Свотнева Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов ТРИЗ-технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Использование приемов ТРИЗ-технологии
в начальной школе
«Если мы хотим научить думать,
то прежде мы должны научить придумывать».
Дж. Родари
ТРИЗ
-
теория
решения
изобретательских
задач
-
новая
отечественная
технология творчества, известная в настоящее время во многих странах:
США,
Швеции,
Франции,
Японии,
Корее,
Израиле,
Вьетнаме,
Испании,
Финляндии, Канаде и других. ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах
ученым,
инженером,
изобретателем,
организатором
и
преподавателем
Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Это сравнительно молодая, но быстро
развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач
в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в
науке,
в
бизнесе,
в
психологии
и
в
других
областях
знания.
Появилось
самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все
основные идеи классической ТРИЗ.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1)
методики
и
технологии,
способствующие
развитию
творческого
воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем,
общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к
решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного
мышления);
3)
воспитательная
система,
построенная
на
теории
развития
творческой
личности (ТРТЛ).
Основными целями ТРИЗ-образования является:
1) развитие творческих способностей;
2)активизация
творче ского
мышления
для
п р од у кт и в н о й
познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
В
процессе
работы
по
ТРИЗ
-
технологии
формируются
следующие
компетенции
:
1)
Учебные:
самостоятельно
решать
учебные
проблемы,
использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
2)
Социально-личностные:
видеть
связи
между
настоящими
и
прошлыми
событиями,
вступать
в
дискуссию
и
вырабатывать
своё
собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
3)
Коммуникативные:
выслушивать
и
принимать
во
внимание
взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
4)
Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в
команде.
5)
Личностно-адаптивные:
использовать
новую
информацию,
придумывать
новые
нестандартные
решения,
проявлять
гибкость,
быть
подготовленным к самообразованию и самореализации.
Таким
образом,
ТРИЗ-технология
дает
большие
возможности
для
формирования УУД.
В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с
использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие
интеллектуальных способностей учащихся.
Приемы ТРИЗ-технологии можно использовать на разных этапах урока.
1. Начало урока
НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК
Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в
активную мыследеятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить
на основе имеющихся знаний.
ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной
деятельности учащихся на уроке.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт),
отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при
работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы
начать с нее следующее занятие.
Пример.
В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя
автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре
стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания
имени поэта.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОГАДКА
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме
урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или
среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение
какого-то
параметра,
который
обычно
остается
неизменным;
придумать
фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в
современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки
зрения.
2. Актуализация знаний
Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний
учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и
называет
первый
объект.
Ученики
пытаются
угадать
этот
признак
и
по
очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением
признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается
до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается
множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты,
которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты.
Для
этого
предлагайте
мне
объекты,
чем-то
похожие
на
мой,
а
я
буду
говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у
вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой
вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на
него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего
наш предмет.
ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с
помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни
один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их
угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
СОСЕДИ
Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте.
«Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.
(Собака) (Карандаш)
(Корова)
3. Изучение нового материала
ЛОВИ ОШИБКУ
Учитель
предлагает
учащимся
информацию,
содержащую
неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,
спорят,
совещаются.
Придя
к
определенному
мнению,
группа
выбирает
спикера.
Спикер
передает
результаты
учителю
или
оглашает
задание
и
результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось,
заранее определите на него время.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или
др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать
ошибочность.
- Ёж смотался в клубок.
- Я уже ездил на самолёте.
- Мы готовились встречать пернатых птиц.
- Речка замёрзла льдом.
- Меня пробудил мой папа.
СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ
Прием используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта
как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
СОСЕДИ ОБЪЕКТА
ТОЧИЛКА
СТЕРКА
ЛИНЕЙКА
ОТВЕТ:
СОСЕДИ ОБЪЕКТА
ЛУГ
ТРАВА (СЕНО)
ТЕЛЕНОК
ОТВЕТ:
«Класс → первый этаж → школа → улица Красная→ город Мичуринск →
Тамбовская
область
→
Российская
Федерация
→
материк
Евразия
→
Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика
Млечный путь → Вселенная»
4. Обсуждение и решение проблем
ХОРОШО – ПЛОХО
Универсальный
приём
ТРИЗ,
направленный
на
активизацию
мыслительной
деятельности
учащихся
на
уроке,
формирующий
представление о том, как устроено противоречие.
Вариант 1
Учитель
задает
объект
или
ситуацию.
Учащиеся
(группы)
по
очереди
называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой
это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и
т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые
обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются
разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Пример
Класс
делится
на
две
команды.
Первая
будет
находить
«плюсы»
в
предложенном
объекте
или
ситуации,
вторая
–
«минусы».
Отвечаем
по
очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т. д.
5. Решение учебных задач
ДА-НЕТКА
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких,
и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Учитель
загадывает
нечто
(слово,
словосочетание,
предложение),
ученик
пытается
найти
ответ,
задавая
вопросы,
на
которые
отвечающий
может
сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»
Пример
На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Всю ночь шумел
ветер. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать
выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения
сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:
В этом слове два слога? (да)
Это служебная часть речи? (нет)
Это слово спрягается? (нет) и т.д.
и,
ориентируясь
на
ответы
учителя,
в
конце
концов
учащиеся
находят
решение проблемы.
СВЯЗИ
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак
не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным
образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и
взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось
от
одного
из
исходных
объектов,
а
последнее
заканчивалось
вторым
объектом.
Пример
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два
кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта:
солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на
одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто
найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
ТРИЗ-ЗАГАДКИ
Для
развития
интереса
к
изучению
русского
языка
прибегаю
к
составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные
лингвистические единицы. Чаще всего использую ТРИЗ-загадки двух видов:
по признакам и по действиям. Чтобы облегчить работу ребят, предлагаю
воспользоваться
алгоритмами
составления
загадок.
Обычно
такая
работа
проходит
живо;
составлять
ТРИЗ-загадки
можно
как
на
уроке,
так
и
предложить ребятам в качестве домашнего задания.
Приём «Составление загадок» (лжезагадка).
Внимание слушателя уводится в
сторону
с
помощью
альтернативы
"или-или",
совершенно
произвольно
выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
- Слово «ПЯТНО» пишется как «ПИТНО» или «ПЕТНО»?
Приём «Составление загадок» (похожие части).
Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть
загаданного объекта.
Загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем
резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".
По данному образцу составить свои загадки
Названия частей
Сколько?
На что похожи?
Дужки
2
Рыболовные крючки
Стекла
2
Медузы
Оправа
1
Буква "В"
СОЗДАЙ ПАСПОРТ
Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для
выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;
создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с
другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир,
литература). Это универсальный прием составления обобщенной
характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть
использован для создания характеристик:
o
на литературном чтении – героев литературных произведений;
Cоздаем
паспорт
литературного
героя.
Опорные
слова
для
паспорта
выбираются самими школьниками.
Паспорт
Имя – Страшила Мудрый
Создатель – А. Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города»
Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный
голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты
Где впервые встречается – шест у голубой изгороди
Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного
глуповатый
Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным
o
на окружающем мире – паспорт полезных ископаемых, растения,
животных, частей растений, систем организма;
o
на математике – паспорт геометрических фигур, математических
величин;
o
на русском языке – паспорт частей речи, членов предложений,
частей слова, лингвистических терминов
ЭЛЕМЕНТ - ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА
Прием используется для рассмотрения составных частей изучаемого явления
и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление
лексического значения слова)).
Например: школа,
парта,
учебник.
Для этого учащимся предлагается
ответить на вопросы:
•
К какому классу предметов относится?
•
Из какого материала «предмет» сделан?
•
Для чего служит?».
Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место,
где учатся», «Парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в
школе», «Учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные
характеристики предметов сравниваются с лексическим значением слова в
толковом словаре. Также можно предложить лексическое значение слова,
составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо отгадать слово.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА/РАСКАДРОВКА
Прием применяется для составления простого и развернутого плана
прочитанного произведения. Каждый кадр – это схематичное изображение
событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия,
изменение ситуации для героя.
6. Контроль знаний, обратная связь, рефлексия
РЮКЗАК
-Я научился составлять план текста
-Я разобрался в такой-то теме
-Я наконец-то запомнил, чем предлог отличается от приставки и т.д.
Использование
ТРИЗ
-
технологии
делает
педагогический
процесс
эффективным,
формирует
системно-диалектическое
мышление,
самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.
Литература
1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики //
Педагогика. – 2002. – № 6.
2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у
дошкольников. – Саратов, 2001.
4.
Курышев
В.А.
ТРИЗовый
подход
при
решении
задач
//
Школьные
технологии. –2003. – № 4.
5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:
Просвещение, 1977.
6. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для
старшеклассников // Школьные технологии. –2001. – № 3.
7. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные
технологии. – 2000. – № 5.