Автор: Палумбо Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей".
Раздел: дошкольное образование
Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей
Палумбо И. С. учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»
Для
успешности
воспитания
и
обучения
детей
с
нарушением
речи
необходима
правильная
оценка
их
возможностей
и
выявление
особых
образовательных
потребностей.
В
связи
с
этим
особая
роль
отводится
психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с нарушением речи;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
-
обеспечить
индивидуальным
сопровождением
каждого
ребенка
с
нарушением речи в дошкольном учреждении;
-
спланировать
коррекционные
мероприятия,
разработать
программы
коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая
работа всех специалистов.
Задачи диагностики:
-
обеспечить
комплексный
подход
к
оценке
итоговых
и
промежуточных
результатов;
- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.
Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза
в год:
- Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания
образовательной работы;
- январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки
содержания
образовательной
работы
в
процессе
образовательной
деятельности;
- май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
Проводят
диагностику
воспитатели,
узкие
специалисты:
диагностику
физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО,
музыкальный
руководитель,
диагностику
уровня
развития
речи
проводит
учитель-логопед.
Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная
оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций,
психологический
тест,
тестовые
задания.
Результаты
исследований
различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий
уровень, средний уровень, низкий уровень:
- высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным
заданием или с небольшой помощью взрослого;
- средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью
взрослого;
- низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью
взрослого.
Приступая
к
обследованию
ребенка,
необходимо
иметь
сведения
о
его
физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться
с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы,
предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком.
При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде
всего
тщательно
изучается
строение
и
подвижность
артикуляционного
аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ,
прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется
речевая
моторика.
При
обследовании
звукопроизношения
должно
быть
определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно
(используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения).
При
обследовании
слоговой
структуры
слова
обращается
внимание
на
умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик,
велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем
проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих
и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-та-
да и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.);
различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С
помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических
процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление
(сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и
грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:
1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул,
ухо, воробей, мост);
2) образовать словосочетания:
-
существительное
+
прилагательное
(красный
флажок,
красная
…,
красное…);
- существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);
3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);
4) образовать обобщающие слова:
- помидор, огурец, тыква, горох – это …;
- яблока, груша, слива, абрикос – это…;
- кофта, футболка, брюки – это…;
- сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;
- заяц, медведь, ёж, лиса – это…;
- воробей, утка, ворона, сорока – это…;
- шкаф, тумбочка, диван – это…;
- автобус, трамвай, электричка – это….
5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;
6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы
(…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);
7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой - …, длинный - …,
толстый - …, высокий - …, холодный - …, мокрый - …;
8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);
9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот - …, свинья - …,
корова - …, гусь - ….
При
обследовании
связной
речи
дети
должны:
пересказать
небольшой
рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик»)
и рассказ по представлению.
Задачи
и
содержание
коррекционной
работы
определяются
речевыми
нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному
воспитанию была составлена рабочая программа логопеда.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- Преодоление недостатков в речевом развитии;
-
Воспитание
артикуляционных
навыков
звукопроизношения
и
развитие
слухового восприятия;
- Подготовка к овладению элементами грамоты;
- Формирование навыков учебной деятельности;
- Развитие связной речи старших дошкольников;
- Развитие коммуникабельности, успешности в общении;
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,
сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;
- Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая
задача программы).
Особенности рабочей программы:
- Определение приоритетных направлений и установление преемственных
связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса
с учетом структуры дефекта детей с ОНР.
-
Обеспечение
преемственности
и
взаимосвязи
в
деятельности
логопеда,
воспитателей
и
специалистов
в
разнообразных
организационных
формах
обучения посредством реализации интеграционного подхода в планировании
ООД, интеграции задач коррекционной, развивающей направленности.
-
Организация
единого
речевого
режима
в
совместной
деятельности
воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей в соответствии с
методическими комплектами по лексическим темам.
-
Распределение
ООД
по
развитию
речи,
проводимых
воспитателем
и
логопедом в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной
образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенным СанПиНами.
- Организация развивающей речевой среды.
-
Обеспечение
преемственности
и
взаимосвязи
в
работе
педагогов
при
организации индивидуальной работы с детьми.
Обучение
детей
в
логопедической
группе
предусматривает
три
периода,
каждый из которых имеет свою продолжительность: 1 период - сентябрь,
октябрь, ноябрь; 2 период - декабрь, январь, февраль; 3 период - март, апрель,
май.
В работе используются следующие логопедические методы и приемы:
- артикуляционные упражнения и упражнения на дыхание;
- пальчиковые игры, игры с движениями по разным лексическим темам
(«Домашние животные», «Космос», «Профессии» и т.д.);
-
упражнения
на
развитие
мелкой
моторики
с
использованием
мелких
предметов (бусинок, палочек);
- упражнения с массажными мячами;
- игры дидактические («Доскажи словечко», «Телеграф», «Осенние листья»,
«Угадай: что это?» и т.д.), дидактические с элементами движения (игры с
мячом: «Назови ласково», «Кто как голос подает?»);
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;
- викторины («Цирк», «Лесная сказка»), сочинение загадок («Загадай-ка»,
«Что в сундучке?»);
-
инсценирование
и
драматизация
отрывков
из
сказок,
разучивание
стихотворений с помощью мнемотаблиц на разные лексические темы;
- самостоятельное составление детьми графического плана связного рассказа;
-
рассматривание
и
обсуждение
предметных
и
сюжетных
картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам;
- музыкально-ритмические движения, хороводы;
- физкультминутки;
-
речевые
упражнения
без
музыкального
сопровождения
(«Дождик»,
«Веселые человечки»);
- упражнения по методике: «Расскажи стихи руками»;
- игры и упражнения под тексты стихотворений, народных песенок, считалок;
игры и упражнения под музыку.
Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает
решение коррекционных задач в форме:
- фронтальных (подгрупповых) занятий;
- индивидуальных занятий;
- подгрупповых занятий.
Приоритет при составлении занятия отдается игре, как ведущей деятельности
дошкольников («Лягушонок в стране звуков», «Звукоград» и т.д.).
Для
проведения
фронтальных
логопедических,
а
также
частично
и
воспитательных ООД делить группу на две подгруппы с учетом уровня
речевого развития.
На
подгрупповых
занятиях
изучаются
звуки,
которые
правильно
произносятся
всеми
детьми;
уточняется,
расширяется
и
обогащается
словарный запас; отрабатываются грамматические категории.
В связи с ограничением количества занятий в неделю, на подгрупповые
выносятся
ООД
по
формированию
фонетико-фонематической
и
лексико-
грамматической стороны речи.
На ООД используется лексико-грамматический подход. При таком подходе
изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные
модели
построения
словосочетаний
и
предложений,
характерные
для
грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с
общим недоразвитием речи формируются грамматические представления.
Индивидуальные
занятия
направлены
на
формирование
артикуляционных
укладов
нарушенных
звуков,
их
постановку,
автоматизацию
и
развитие
фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного
запаса, отработку лексико-грамматических категорий.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе
всех
субъектов
коррекционного
процесса:
учителя
-
логопеда,
родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.