Напоминание

"Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей".


Автор: Палумбо Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей

Палумбо И. С. учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»

Для

успешности

воспитания

и

обучения

детей

с

нарушением

речи

необходима

правильная

оценка

их

возможностей

и

выявление

особых

образовательных

потребностей.

В

связи

с

этим

особая

роль

отводится

психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- своевременно выявить детей с нарушением речи;

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

-

обеспечить

индивидуальным

сопровождением

каждого

ребенка

с

нарушением речи в дошкольном учреждении;

-

спланировать

коррекционные

мероприятия,

разработать

программы

коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- определить условия воспитания и обучения ребенка;

- консультировать родителей ребенка.

На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая

работа всех специалистов.

Задачи диагностики:

-

обеспечить

комплексный

подход

к

оценке

итоговых

и

промежуточных

результатов;

- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза

в год:

- Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания

образовательной работы;

- январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки

содержания

образовательной

работы

в

процессе

образовательной

деятельности;

- май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

Проводят

диагностику

воспитатели,

узкие

специалисты:

диагностику

физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО,

музыкальный

руководитель,

диагностику

уровня

развития

речи

проводит

учитель-логопед.

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная

оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций,

психологический

тест,

тестовые

задания.

Результаты

исследований

различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий

уровень, средний уровень, низкий уровень:

- высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным

заданием или с небольшой помощью взрослого;

- средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью

взрослого;

- низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью

взрослого.

Приступая

к

обследованию

ребенка,

необходимо

иметь

сведения

о

его

физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться

с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы,

предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком.

При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде

всего

тщательно

изучается

строение

и

подвижность

артикуляционного

аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ,

прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется

речевая

моторика.

При

обследовании

звукопроизношения

должно

быть

определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно

(используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения).

При

обследовании

слоговой

структуры

слова

обращается

внимание

на

умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик,

велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем

проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих

и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-та-

да и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.);

различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С

помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических

процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление

(сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и

грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:

1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул,

ухо, воробей, мост);

2) образовать словосочетания:

-

существительное

+

прилагательное

(красный

флажок,

красная

…,

красное…);

- существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);

3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);

4) образовать обобщающие слова:

- помидор, огурец, тыква, горох – это …;

- яблока, груша, слива, абрикос – это…;

- кофта, футболка, брюки – это…;

- сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;

- заяц, медведь, ёж, лиса – это…;

- воробей, утка, ворона, сорока – это…;

- шкаф, тумбочка, диван – это…;

- автобус, трамвай, электричка – это….

5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;

6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы

(…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);

7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой - …, длинный - …,

толстый - …, высокий - …, холодный - …, мокрый - …;

8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);

9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот - …, свинья - …,

корова - …, гусь - ….

При

обследовании

связной

речи

дети

должны:

пересказать

небольшой

рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик»)

и рассказ по представлению.

Задачи

и

содержание

коррекционной

работы

определяются

речевыми

нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному

воспитанию была составлена рабочая программа логопеда.

Основные задачи коррекционного обучения:

- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- Преодоление недостатков в речевом развитии;

-

Воспитание

артикуляционных

навыков

звукопроизношения

и

развитие

слухового восприятия;

- Подготовка к овладению элементами грамоты;

- Формирование навыков учебной деятельности;

- Развитие связной речи старших дошкольников;

- Развитие коммуникабельности, успешности в общении;

- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,

сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;

- Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая

задача программы).

Особенности рабочей программы:

- Определение приоритетных направлений и установление преемственных

связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса

с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

-

Обеспечение

преемственности

и

взаимосвязи

в

деятельности

логопеда,

воспитателей

и

специалистов

в

разнообразных

организационных

формах

обучения посредством реализации интеграционного подхода в планировании

ООД, интеграции задач коррекционной, развивающей направленности.

-

Организация

единого

речевого

режима

в

совместной

деятельности

воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей в соответствии с

методическими комплектами по лексическим темам.

-

Распределение

ООД

по

развитию

речи,

проводимых

воспитателем

и

логопедом в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной

образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенным СанПиНами.

- Организация развивающей речевой среды.

-

Обеспечение

преемственности

и

взаимосвязи

в

работе

педагогов

при

организации индивидуальной работы с детьми.

Обучение

детей

в

логопедической

группе

предусматривает

три

периода,

каждый из которых имеет свою продолжительность: 1 период - сентябрь,

октябрь, ноябрь; 2 период - декабрь, январь, февраль; 3 период - март, апрель,

май.

В работе используются следующие логопедические методы и приемы:

- артикуляционные упражнения и упражнения на дыхание;

- пальчиковые игры, игры с движениями по разным лексическим темам

(«Домашние животные», «Космос», «Профессии» и т.д.);

-

упражнения

на

развитие

мелкой

моторики

с

использованием

мелких

предметов (бусинок, палочек);

- упражнения с массажными мячами;

- игры дидактические («Доскажи словечко», «Телеграф», «Осенние листья»,

«Угадай: что это?» и т.д.), дидактические с элементами движения (игры с

мячом: «Назови ласково», «Кто как голос подает?»);

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;

- викторины («Цирк», «Лесная сказка»), сочинение загадок («Загадай-ка»,

«Что в сундучке?»);

-

инсценирование

и

драматизация

отрывков

из

сказок,

разучивание

стихотворений с помощью мнемотаблиц на разные лексические темы;

- самостоятельное составление детьми графического плана связного рассказа;

-

рассматривание

и

обсуждение

предметных

и

сюжетных

картинок,

иллюстраций к знакомым сказкам;

- музыкально-ритмические движения, хороводы;

- физкультминутки;

-

речевые

упражнения

без

музыкального

сопровождения

(«Дождик»,

«Веселые человечки»);

- упражнения по методике: «Расскажи стихи руками»;

- игры и упражнения под тексты стихотворений, народных песенок, считалок;

игры и упражнения под музыку.

Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает

решение коррекционных задач в форме:

- фронтальных (подгрупповых) занятий;

- индивидуальных занятий;

- подгрупповых занятий.

Приоритет при составлении занятия отдается игре, как ведущей деятельности

дошкольников («Лягушонок в стране звуков», «Звукоград» и т.д.).

Для

проведения

фронтальных

логопедических,

а

также

частично

и

воспитательных ООД делить группу на две подгруппы с учетом уровня

речевого развития.

На

подгрупповых

занятиях

изучаются

звуки,

которые

правильно

произносятся

всеми

детьми;

уточняется,

расширяется

и

обогащается

словарный запас; отрабатываются грамматические категории.

В связи с ограничением количества занятий в неделю, на подгрупповые

выносятся

ООД

по

формированию

фонетико-фонематической

и

лексико-

грамматической стороны речи.

На ООД используется лексико-грамматический подход. При таком подходе

изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные

модели

построения

словосочетаний

и

предложений,

характерные

для

грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с

общим недоразвитием речи формируются грамматические представления.

Индивидуальные

занятия

направлены

на

формирование

артикуляционных

укладов

нарушенных

звуков,

их

постановку,

автоматизацию

и

развитие

фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного

запаса, отработку лексико-грамматических категорий.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой

организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным

распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в

работе

всех

субъектов

коррекционного

процесса:

учителя

-

логопеда,

родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.



В раздел образования