Напоминание

"Кто вы,Евгений Базаров?"


Автор: Турпаян Сабина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: г Моздок РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Кто вы,Евгений Базаров?"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок подготовила и провела учитель русского языка

МБОУ СОШ №2 им.А.С.Пушкина г Моздока Турпаян

С.Л..

Урок литературы в 10 классе по роману И. С.

Тургенева «Отцы и дети»

Тема урока: «Кто Вы, Евгений Базаров?»

(урок-мастерская)

Учебная задача: Раскрыть образ главного героя

Е.В.Базарова, путем наблюдения над языковым

материалом тургеневского романа.

Цели урока:

Воспитательная: Осознание учениками ценности

человеческой жизни, ответственности человека перед

окружающими, важность духовно- нравственных

ценностей.

Развивающая: раскрытие творческих способностей

учащихся.

Образовательная: развитие аналитического

мышления учащихся, умение дать личностную оценку

герою и его поступкам, опираясь на критические

статьи, собственное мировоззрение.

Вид урока: работа двух групп постоянного состава.

Тип урока: Урок – мастерская.

Ход урока:

Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок,

необычный по форме. Он относится типу уроков-

мастерских. Что такое мастерская художника? Это то место,

где он созидает, творит, и в то же время сам вначале

оценивает свой труд, иногда что-то исправляя в нем.

Мы много работали над романом И.С.Тургенева «Отцы и

дети», много дискутировали и в процессе аналитических

бесед почти пришли к единому мнению о личности главного

героя. Последнюю точку в этом должен поставить

сегодняшний урок, который я назвала так: «Кто Вы,

Евгений Базаров?» Помимо одиозной фигуры Базарова мы

постараемся понять ценностные ориентиры человеческого

бытия. К своей беседе мы привлечем и критиков,

современников Тургенева. Но более важно, по-моему,

чтобы вы поняли, что хорошо, а что плохо, как можно, а как

нельзя поступать любому человеку, если он называет себя

человеком разумным.

Начнем с простейшего: перенесите в тетради запись с

доски

Положительный - отрицательный

К какому из них подходит слово герой, а к какому

персонаж? Что с точки лексики представляют из себя эти

слова?

(антонимы: положительный – отрицательный;

Синонимы: герой – персонаж).

Задание: в каждый столбик выпишите признаки названия

персонажей

(вообще).

Н-р: добрый эгоистичный

сильный глупый

благородный завистливый

честный подлый

отзывчивый жестокий

умный заносчивый

искренний циничный

и т. д

.

Озвучьте качества

.

Ну а теперь перейдем конкретно к Е. Базарову. Запишем в

тетради: «Перед нами – неясный, сложный герой «странный

человек» Евгений Васильевич Базаров. На доске

высказывания о нем самого И. С. Тургенева, критиков

Антоновича и Страхова (с ними вы знакомы).

Вопрос:

Чье высказывание - Антоновича или Страхова

ближе вашей личностной оценке героя?

Вопрос:

Понял ли сам Тургенев до конца тот образ,

который он создал?

Вопрос

: Как относится автор к своему герою?

Вопрос:

Какое из высказываний вы бы поместили в

качестве эпиграфа к роману?

Нам уже известно, как характеризуется герой в эпическом

произведении; о нем может рассказывать автор, сам герой

повествует иногда о себе, другие размышляют о нем и т. д.

Кстати:

о

каком

герое

литературы XVIII века мы узнали

сразу

из

трех

источников?

(М.

Ю.

Лермонтов

«Герой

нашего времени»)

А вот Базарова мы попробуем понять иначе: поставить себя

на

место

кинозрителя

или

кинорежиссёра.

Сейчас

мы

п о с м от р и м

д в е

к и н о п р о б ы

и

п о п р о буе м

и х

прокомментировать. Работу проведём по такому плану:

1.Выступление оператора и костюмера.

2.Инсценировка двух сцен:

-объяснение Базарова с Одинцовой;

-разговор Павла Петровича и Базарова перед дуэлью:

3.

Выстуление режиссёра с комментариями

о душевном

сожалении

героев

во

время

сцен

и

дадут

свой

психологический комментарий.

-Работа в тетрадях:

Вопрос: Какие чувства испытывают во время объяснений:

1 сцена

Одинцова

:

Базаров:

интерес

напряжение лёгкий испуг

волнение

удивление

злость на себя

волнение

лавина любви

польщённое

противоречие

самолюбие

2 сцена

Базаров:

Кирсанов:

удивление

злость

насмешка

ненависть

дуэль-глупость

настойчивость

Евгений Базаров:

за:

против:

естественность

принижение

отрицание искусства

искренность

грубость

ум

цинизм

честность

резкость

целостность натуры

холодность

-4-

упорство

суховатое

отношение

сдержанность

к родителям

патриотизм

отношение к

природе

любовь к родителям

чрезмерная

гордость

нигилизм

смелость

целеустремлённость

воспитанность

-Представьте себе , что вам довелось задать вопрос

главному герою. Что бы вы у него спросили?

Н.р: - Легко ли жить при постоянном конфликте сердца и

разума?

- Довольны ли вы тем, как прожили свою жизнь?

- В чём смысл вашей жизни?

Учитель: На доске выражения, высказывания разных людей

разных эпох. Как применительны они к главному герою?

1)

«Мы греемся часто у истины ложной и мёрзнем у

правды, щемящей как грусть.»

2)

«К кому Господь благоволит, того он забирает рано.»

3)

«Как часто наше невниманье ранит, как поздно это

мы осознаём» (и т. д.)

- Итог романа печален. Почему автор привёл своего героя к

смерти?

- Вспомните мнение В.Г. Белинского о смерти Базарова.

Объясните его.

«Умереть так, как умер Базаров, всё равно что совершить

подвиг.»

А.У. Некрасов сказал: «Природа-мать! Когда б таких

людей ты иногда не посылала миру – заглохла б нива

жизни…»

(объясните смысл этих строк)

- Венчают роман следующие слова:

«и какое бы грешное, страстное, бунтующее сердце ни

скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно

глядят на нас своими глазками… Они говорят нам о вечном

примирении и о жизни бесконечной…»

- И здесь, на земле, лишь подготовка к этой бесконечности.

- в Евангелии есть выражение: «Что пред людьми хорошо –

пред Богом – мерзость». А каков Базаров с точки зрения

христианской морали?

за:

против:

«возлюби ближнего своего»

материалист-атеист,

(помощь П. Кирсанову, сухость

крестьянину) и раздражение к родителям,

цинизм по отношению к

«чти отца твоего и мать твою» женщине.

«не убий»

«не укради»

- Подошёл к концу наш сегодняшний урок-мастерская.

Думаю, что мы нашли ответы на волнующие нас вопросы.

Можно ли однозначно судить о человеке вообще и о

Базарове в частности? Конечно, нет!

Думаю, что вы согласитесь со мной, что главное в жизни –

найти смысл, истину.

«Мы греемся часто у истины ложной и мёрзнем у правды,

щемящей как грусть»

Подумаем вместе: Какие слова вы бы выбили на надгробии

Базарова? (Эпитафия)

(Отрывок из стих-я Некрасова «Памяти Добролюбова»)

На дом: с. 161-164, написать краткое эссе на тему «В чем

современность тургеневского героя?».



В раздел образования