Напоминание

Музейная педагогика как средство формирования гражданской идентичности


Автор: Никитина Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 153"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как средство формирования гражданской идентичности
Раздел: среднее образование





Назад




«

Музейная педагогика как средство формирования

гражданской идентичности

»

Автор – учитель истории и обществознания

Никитина Татьяна Васильевна

Из

истории

мы

черпаем

опыт

,

на

основе

опыта

образуется

самая

живая

часть

нашего

В

ходе

модернизации

образования,

одной

из

основных

задач

в

преподавании предметов «История» и «Обществознание» согласно новым

требованиям

ФГОС

ставится

задача

духовного

и

гражданского

становления личности, формирование будущего россиянина, так как это одно

из

условий

формирования

российской

идентичности.

Одновременно

делается

акцент

на

усиление

практической

направленности

обучения,

развитие познавательной деятельности,

способности адекватно понимать

общественные вызовы в контексте современных мировых процессов. Но в

силу сложившихся условий мы, как практики, сталкиваемся с проблемой, что

большой объем знаний,

получаемых учеников на уроке, часто не носит

мотивированный

характер.

Не

получившие

личностной

окраски

знания,

становятся багажом, в котором ученик не видит практической пользы. Данная

проблема

заставила

искать

более

эффективные

методы

работы,

которые

позволили бы соединить теорию и практику. Благодаря музейной педагогике

на практике осуществляется

преемственность поколений, позволяющей

сохранить

свою

национальную

самобытность,

культуру

и

возможность

мирного

сосуществования

многонационального

российского

народа.

Эффективно

осуществлять

передачу

социального

опыта

и

способности

обучаемого

поколения

самостоятельно

решать

возникающие

проблемы.

Используемая

технология

дает,

возможность

более

точечно,

взвешенно

определять

траекторию

личностного

развития

каждого

субъекта

воспитательного

процесса.

Возможность

выбора

социального

партнера,

среды

общения,

личностная

мотивация,

разнообразие

форм

и

методов

приводит к удивительным результатам и позволяет отследить формирование

нравственных

категорий

у

учащихся,

таких

как

п ат р и от и зм ,

гражданственность, толерантность.

Именно

музей

как

системно-образующий

фактор

стал

опытно-

экспериментальной площадкой для апробации идей музейной педагогики в

рамках

учебной

и

воспитательной

работы.

Знания,

умения

и

навыки,

полученные

через

систему

данную

систему

деятельности,

становятся

важной

основой

для

настоящей

и

будущей

социализации

гражданина

Российской Федерации. Практика показала, что данная технология позволяет

решить сразу несколько задач:

Развитие личностных компетенций учащихся;

Интегрированность процесса образования и воспитания;

Профессиональная ориентация и гражданская идентичность;

Формирование нравственных и ценностных ориентиров.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный

оборот в начале XX века в Германии.

В

нашей

стране

понятие

музейной

педагогики

было

введено

в

педагогическую практику А. М. Разгоном.

Специалисты

определяют:

«Музейная

педагогика

есть

область

научного

знания,

возникающая

на

стыке

педагогики,

психологии,

музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения».

В

чем

необходимость

использования

данной

технологии

в

педагогической практике?

Во-первых, современное образование предполагает изучение большого

блока

вопросов

технологиям

удается

более

визуализировать

знания

необходимые

учащимся,

повлиять

на

восприятие

ученика,

преставшего

замечать то, что могло произвести впечатление на других людей, и было

интересно его родителям.

Во-вторых, именно уроки на базе школьного музея позволяют шире

использовать технологию «диалога культур» М.М. Бахтина и Я.С. Библера.

В-третьих,

музейная

педагогика,

основанная

на

деятельностном

подходе, может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь

ребенку

стать

творческой

личностью,

максимально

реализовать

свои

способности

и

удовлетворить

личные

интересы,

активнее

включиться

в

процесс социализации.

В- четвертых, данная технология позволяет реализовать основные

УУД

в

рамках

образовательного

процесса,

сформировать

ключевые

образовательные компетенции.

Школьный

музей

органично

вписался

в

систему

проводимых

школьных

мероприятий,

стал

местом

осуществления

культурно-

исторической

идентификации,

диалогом

времён,

людей

и

музейных

предметов.

В школе выстроено образовательное пространство, содержание которого

движется по цепочке

«музей – школа – музей». Музейные формы работы

являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного)

сообщества, культурной формой, в которой может быть получен конкретный

результат.

Это

позволяет

вовлечь

в

проект

профессионалов,

способных

выступать

экспертами,

консультантами

и

создавать

культурную

форму,

в

которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным,

это становиться его личным делом.

В МБОУ СОШ № 153 г. Казани была организованна группа «ПОИСК».

Экспедиции, встречи с интересными людьми, создание «Книги памяти о

ветеранах В.О. войны» и другие интересные формы работы позволили увлечь

ребят,

дать

возможность

формирования

и

проявления

личностных

компетенций. В результате проделанной работы в 2005 г году открыт музей

«История

школы». Наиболее

эффективными

формами

работы

в

рамках

музейной

педагогики

являются

театрализованные

экскурсии,

походы,

экспедиции,

вечера,

олимпиады,

викторины,

встречи

с

участниками

и

свидетелями

исторических

событий,

краеведческие

игры,

школьные

конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и города, а так же

игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии

проблемного и индивидуального обучения.

Наиболее успешным мы считаем метод детско-взрослых совместных

проектов, в котором взрослый выступает отчасти организатором, отчасти

консультантом.

Это

комплексный

обучающий

метод,

который

позволяет

индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить

самостоятельность

в

планировании,

организации

и

контроле

своей

деятельности.

Важно,

что

между

участниками

проекта

создаётся

конструктивно-деятельностная

парадигма,

позволяющая

осуществлять

взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса:

учеников,

педагогов,

родителей, способствует

эффективному

межличностному

взаимодействию. В процессе работы над проектом формируется

эмпатия,

рефлексия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно

эти

качества

стимулируют

состояние

эмоционального

комфорта,

интеллектуальной

активности,

творческого

поиска.

В

то

же

время

эти

качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют

всестороннему

гармоническому

развитию

личности

каждого

ребёнка,

обеспечивая

целесообразность

и

эффективность

педагогического

взаимодействия,

повышение

качества

образования,

формирование

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения –

главной

цели

современной

школы,

выполняющей

социальный

заказ

общества.

Проекты, созданные по материалам школьного музея,

позволили создать

систему уроков и внеурочных мероприятий. Работа над проектом позволило

на

практике

акцентировать

внимание

учащихся

на

развитие

активной

гражданской позиции, социальной активности, а в сочетание деятельностным

подходом формировать в субъекте обучения готовность продуктивно само -

организовывать

внутренние

и

внешние

ресурсы

для

достижения

поставленных целей.

Для себя мы выделили 2 уровня проектов.

1 уровень – совместная поисково-исследовательской деятельности

учащихся

и

их

родителей

в

рамках

деятельности

школьного

музея

и

классного коллектива.

Реализованы проекты «Под крышей дома твоего», «Книга памяти»,

акция «Помним», моя родословная.

2 уровень совместные проекты с общественными организациями по

реализации общественно-полезной деятельности. Созданы проекты

«Пройдем по улице героя», «История поселка Юдино», «История

эвакогоспиталя», «Человек – легенда »

Таким образом, исследуя новые подходы в учебной и вне учебной

работе,

на основе деятельности школьного музея, нам удалось решить

следующие взаимообусловленные проблемы:

1.

Мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках и

вне школьной практики

2.

Повышение гражданской активности учащихся через участие в

социальном проектировании

3.

Создание системы социального партнерства для самореализации

учащихся.

4.

Создание условий для формирования нравственности и социо-

культурной идентичности личности ребенка.

В ходе реализации проектной деятельности на базе школьного музея

уве-

личилось

количество

учащихся

охваченных

данным

видом

деятельности.

Возрос уровень проектных работ. Наша деятельность отмечена дипломами и

грамотами на всероссийском, окружном и муниципальном уровне.



В раздел образования