Автор: Беляева Наталья Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №18 НЕВСКОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
Раздел: начальное образование
« ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С
РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И
ПОВЕДЕНИЯ»
Беляева Н.С.
(Ф.И.О.)
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения
Диагностика расстройств поведения.
2. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы
Коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью.
3. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами поведения
Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с
семьями детей с нарушением поведения
1. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения
Диагностика расстройств поведения.
Агрессивное поведение.
Знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы могли наглядно
убедиться в многообразии их проявлений. Но все они имеют общие признаки.
Одним из таких существенных признаков является деструктивность-
разрушительность. Деструктивность тесно связана с агрессией. Агрессия
бывает направлена на внешние объекты или на себя (аутоагрессия).
Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность,
злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы,
применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе
от контактов, бездействию с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и
самоубийстве. Агрессия может частично или полностью не осознаваться её
хозяином.
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы:
возраст,индивидуальные особенности, внешние физические и социальные
условия. Но решающую роль играет непосредственное социальное окружение.
А характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными
особенностями человека.
Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными
проявлениями агрессивного поведения. Адаптируясь к требованиям детского
сада, малыши могут обзываться, щипаться, кусаться, плеваться, драться и даже
поглощать несъедобное.
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности.
Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-
агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха
может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может
проявляться, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях
самонаказания. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по
отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств,
драк. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение
зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает
её, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости
последних. Именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать своё
отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более
социально одобряемые формы поведения.
Специфической особенностью агрессивного поведения подростка является его
зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В
данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть
сильным».
Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для
детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации
личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно
освобождает от страхов, помогает отстаивать свои интересы, защищает от
внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о
двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-
дезадаптивной. В целом для развития личности ребёнка и подростка опасны не
столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная
реакция окружающих. В случае когда насилие даёт внимание, власть,
признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков формируется
поведение, основанное на культе силы. Стремление окружающих подавить
агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.
Методики диагностики детей с агрессивным поведением.
Название методики
Автор методики
Цель методики
Возрастная категория
испытуемых
Графическая
методика «Кактус»
Панфилова М.А.
Изучение состояния
эмоциональной
сферы ребёнка,
выявление наличия
агрессии, её
направленности и
интенсивности.
От 4-х лет
Проективная
методика
«Несуществующее
животное»
Венгер
Выявление наличия
агрессии, её
направленности и
интенсивности.
От 5 лет
Метод цветовых
выборов
адаптированный
Собчик Л.Н.
Установление
взаимосвязи между
психологической
дезадаптацией и
аутоагрессивным
поведением.
Подростковый
возраст
Методика
диагностики
показателей форм
агрессии
А.Басс и А.Дарк
(адаптация
А.К.Осницкого)
Диагностика
агрессивного
поведения
школьников.
Подростковый
возраст
Методика экспресс-
диагностики невроза
К.Хек и Х.Хесс
Определить наличие
неврозоподобного
состояния у
подростков, которое
может проявляться в
агрессивном и
аутоагрессивном
поведении.
Подростковый
возраст
«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой
Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель
–
выявление
состояния
эмоциональной
сферы
ребенка,
выявление
наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе
представляешь!
Вопросы
и
дополнительные
объяснения
не
допускаются.
Ребенку
дается
столько
времени,
сколько
ему
необходимо.
По
завершении
рисования
с
ребенком
проводится
беседа.
Можно
задать
вопросы,
ответы
на
которые
помогут уточнить интерпретацию:
1.Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с
соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем
графическим методам, а именно:
•
пространственное положение
•
размер рисунка
•
характеристики линий
•
сила нажима на карандаш
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные,
близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые
линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов
Интровертированность - изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка
, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус
В исследовании принимали участие 6 человек, учащиеся 1 класса, с ЗПР.
Выявлено: У всех детей преобладает скудный эмоциональный фон, у всех
отмечена тревожность.
Агрессия высокой степени выявлена у 1 человека (острые, длинные, частые
иголки, прерывистые линии), средней степени - у 2-х человек.
Трудностей в проведении методики не возникло.
Методика «Кактус» помогает получить ценную информацию о
психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонности к агрессии.
Результаты теста подсказывают, какое дополнительное обследование
необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также
понять характер и направленность коррекционных действий.
2 . Психолого-педагогическая
коррекция
детей
с
расстройствами
эмоционально-волевой сферы
Коррекционная
работа
с
детьми
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью.
Программа психолого-педагогической коррекции особенностей развития
детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
1.1. Определение и назначение программы
Программа
коррекционной
работы
—
это
комплексная
программа
по
оказанию
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(далее
ОВЗ) в освоении образовательной программы основного общего образования.
Программа
коррекционной
работы
направлена
на
создание
системы
комплексной
помощи
детям
с
ОВЗ
в
освоении
основной
образовательной
программы,
коррекцию
недостатков
в
физическом
и
(или)
психическом
развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда
проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:
несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;
низкая познавательная и учебная мотивация;
негативные тенденции личностного развития;
коммуникативные проблемы;
эмоциональные нарушения поведения;
неуспеваемость и др.
1.2. Направленность программы
Данная коррекционная программа предназначена для обучающихся 6-7
классов,
имеющих
трудности
в
усвоении
основной
общеобразовательной
программы и представляет собой курс индивидуального психокоррекционного
сопровождения ребенка педагогом- психологом.
Цель: программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основного общего образования,
коррекцию
недостатков
в
физическом
и
(или)
психическом
развитии
обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Задачи:
своевременная
диагностика
и
выявление
детей
с
трудностями
в
обучении, адаптации и другими трудностями, обусловленными ОВЗ;
определение
с
каждым
ребенком
(индивидуально)
коррекционного
направления работы;
определение особенностей организации работы с детьми в соответствии с
индивидуальными
особенностями
каждого
ребенка,
структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
развитие
интеллектуальных
способностей
учащихся,
коррекция
познавательных процессов;
развитие и коррекция мотивационной и эмоционально- волевой сферы
обучающихся;
коррекция
сферы
межличностных
отношений,
формирование
навыков
конструктивного общения, расширение репертуара видов общения;
коррекция и развитие личности ребенка, снижение внутриличностных
противоречий;
формирование учебной мотивации;
формирование норм и правил поведения;
разработка и реализация планов работы, организация индивидуальных
и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных
особенностей.
Адресат – дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью,
нуждающиеся
в
развитии
и
коррекции
познавательной,
эмоционально
личностной сферы, в формировании норм и правил поведения, формировании
учебной мотивации и т.д.
Программа
реализуется
на
детях
среднего
школьного
возраста
(подростковый) индивидуально.
Предмет –
деятельность
педагога-психолога,
с
детьми
с
синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
наблюдение;
тестирование;
опрос;
интервью;
беседа;
диагностика;
анализ продуктов коррекционной деятельности специалиста;
количественный и качественный анализ полученных данных.
1.3. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
1)
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих
задач;
2)
принцип единства коррекции и диагностики;
3)
принцип приоритетности коррекции каузального типа;
4)
деятельностный принцип коррекции;
5)
принцип
учета
возрастно-психологических
и
индивидуальных
особенностей ребенка;
6)
принцип комплексности методов психологического воздействия;
7)
принцип возрастания сложности;
8)
принцип учета объема и степени разнообразия материала;
9)
принцип учета эмоциональной сложности материала;
10)
принцип
активного
привлечения
ближайшего
социального
окружения
ребенка к участию в коррекционной программе.
Главной
особенностью
коррекционной
работы
является комплексный
подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
диагностическое
изучение
ребенка
на
момент
поступления
его
в
образовательное
учреждение
для
уточнения
стартовых
возможностей,
перспектив и темпов обучения;
обратная
связь
с
семьей
с
целью
получения
полной
информации
о
развитии ребенка и консультирование семьи;
взаимодействие с другими специалистами (учитель-логопед, дефектолог,
психиатр), с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания
своевременной медицинской помощи;
использование игровой мотивации на всех занятиях.
Наблюдение
врача-педиатра
и
врача-невролога
необходимо,
поскольку
ребенок
нуждается
в
дополнительном
обследовании
и
общеукрепляющей
поддержке (например, витаминотерапии). В случае соматических заболеваний,
безусловно, необходимо наблюдение у профильного врача.
В
ряде
случаев
показана
родительско-детская
психотерапия
(индивидуальная
или
малой
группой).
Работа
всех
специалистов
в
рамках
психолого-медико-педагогического
сопровождения
должна
определяться
не
правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной
схеме и в определенной последовательности. Тем более, что сама работа с
ребенком
в
рамках
сопровождения
должна
иметь
определенную
схему,
последовательность
и
направленность,
а
также
точно
согласовываться
с
деятельностью других специалистов.
Специалист,
взявший
ребенка
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью
на
сопровождение,
становится
выразителем
интересов
ребенка
и,
следовательно,
возлагает
на
себя
функцию
организатора
и
координатора
всего
сопровождения
в
целом.
Важным
направлением
консультативной
деятельности
специалистов
является
психологическая
поддержка педагогов и родителей детей с СДВГ. Взаимодействие с такими
детьми
может
привести
к
возникновению
у
взрослых
различных
профессиональных и личностных проблем. В этом случае необходимо провести
работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в
переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать
проблемы детей и взрослых.
В связи с вышеизложенным, специалист, взявший ребенка с СДВГ на
коррекционно-развивающую
работу
должен
быть
м а кс и м а л ь н о
профессионально годным, т.е. знать и понимать возрастные особенности и
интересы ребенка, знать законы РФ о правах ребенка.
1.4. Направления работы
Программа
коррекционной
работы
включает
в
себя
взаимосвязанные
направления
(модули).
Данные
направления
отражают
ее
основное
содержание:
1)
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ОВЗ,
проведение
их
комплексного
обследования
и
подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи
в условиях образовательного учреждения;
2)
коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную
помощь
в
освоении
содержания
образования
и
коррекцию
недостатков
в
физическом
и
(или)
психическом
развитии
детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует
формированию у обучающихся
познавательных и коммуникативных
умений;
3)
консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения
детей
с
ОВЗ
и
их
семей
по
вопросам
реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
4)
и н ф о рм а ц и о н н о - п р о с в е т и т е л ь с ка я
р а б от а
н ап р а вл е н а
н а
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного
процесса
для
данной
категории
детей,
со
всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися, имеющими
недостатки в развитии, их родителями (законными представителями) и
педагогическими работниками.
Психолог реализует в своей работе все представленные модули. Основная
задача данной программы (психокоррекционная работа) состоит в реализации
коррекционно- развивающего модуля.
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении
содержания
образования
и
коррекции
недостатков
в
познавательной
и
эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.
Задачи
(направления)
деятельности
Планируемые
результаты
Виды и формы
деятельности
Сроки
Ответственн
ые
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить
педагогическое
сопровождение
детей с ОВЗ
Планы, программы
Осуществление
психолого-
педагогического
мониторинга
достижений
школьника.
Выбор оптимальных
для развития ребенка
с ОВЗ
коррекционных
методик, методов и
приемов обучения в
соответствии с его
В
течение
года
Классный
руководитель,
Педагог-
психолог
особыми
образовательными
потребностями;
социальная защита
ребенка в случаях
неблагоприятных
условий жизни при
психотравмирующих
обстоятельствах.
Обеспечить
психологическое
сопровождение
детей с ОВЗ
Позитивная
динамика
развиваемых
параметров
Организация и
проведение
психологом
индивидуальных и
групповых
коррекционно-
развивающих
занятий,
необходимых для
преодоления
нарушений развития
и трудностей
обучения.
В
течение
года
Педагог-
психолог
Лечебно-профилактическая работа
Создание
условий для
сохранения и
укрепления
здоровья
обучающихся с
ОВЗ
Позитивная
динамика
развиваемых
параметров
Разработка
рекомендаций для
педагогов и
родителей по работе
с детьми с ОВЗ.
Внедрение
здоровьесберегающи
х технологий в
образовательный
процесс
Организация и
проведение
В
течение
года
Классный
руководитель,
Учителя-
предметники,
Медицинский
работник,
Социальный
педагог
мероприятий,
направленных на
сохранение,
профилактику
здоровья и
формирование
навыков здорового и
безопасного образа
жизни.
1.5. Длительность программы
Коррекционная программа для детей, имеющих трудности в усвоении
программы 6-7 классов включает занятия в течении 1 учебного года.
Количество
занятий
в
неделю
по
данной
программе
предполагаются
занятия один или несколько раз в неделю малой группой или индивидуально (с
учетом индивидуальных особенностей ребенка).
1.6. Условия реализации
Данная
программа
может
осуществляться
с
категорией
детей ЗПР
среднего школьного возраста, малой группой или индивидуально (по подобным
показаниям).
Цель программы должна быть достигнута в ходе занятий, которые будут
проведены
соответственно
в
течение
учебного
года.
Таким
образом,
организуется коррекционно-развивающая деятельность с детьми по развитию
познавательных
процессов,
эмоционально
личностной
сферы,
коррекции
поведения (формирование норм и правил поведения), формирование учебной
мотивации в школе в течение учебного года.
Программа
может
быть
использована
как
целиком,
так
и
в
качестве
отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны
клиенту.
Комната, где будет проходить занятие с детьми с ослабленным здоровьем
должна быть хорошо подготовлена: проветрена, прибрана, подготовлена для
проведения сюжетного занятия.
Продолжительность занятий определяется 20-40 минутами, так как это
является
самым
оптимальным
временем
для
работы
с
клиентами
данной
возрастной категории.
2. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
Коррекционно-
развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную
помощь
в
о с во е н и и
содержания образования
и
к о р р е к ц и ю
н е д о с т а т к о в
в
физическом
и
( и л и )
психическом
развитии
д е т е й
с
О В З ;
способствует
формированию
универсальных учебных
д е й с т в и й
у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных)
— выбор оптимальных для
развития
ребенка
с
ОВЗ
коррекционных
программ/методик, методов и
п р и е м о в
о б у ч е н и я
в
соответствии
с
его
особыми
образовательными
потребностями;
—
о р г а н и з а ц и ю
и
проведение
специалистами
индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих
занятий,
необходимых
для
преодоления
н а руш е н и й
р а з в и т и я
и
т р уд н о с т е й
обучения;
—
системное
воздействие
на
учебно-познавательную
деятельно сть
ребенка
в
динамике
образовательного
процесса,
направленное
на
формирование
универсальных
у ч е б н ы х
д е й с т в и й
и
ко р р е к ц и ю
отклонений в развитии;
—
коррекцию
и
развитие
в ы с ш и х
п с и х и ч е с к и х
функций;
— развитие эмоционально-
волевой
и
личностной
сфер
ребёнка
и
психокоррекцию
его поведения;
—
социальную
защиту
р е б е н к а
в
с л у ч а я х
неблагоприятных
условий
ж и з н и
п р и
психотравмирующих
обстоятельствах.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
личностном развитии;
развитие познавательной активности детей;
повышение учебной мотивации у школьников;
формирование
высокоэффективных
поведенческих
стратегий
и
личностных ресурсов у подростков с ОВЗ;
предупреждение
физических,
интеллектуальных
и
эмоциональных
перегрузок у учащихся с ОВЗ;
повышение
профессионального
уровня
педколлектива
по
проблеме
коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
4. ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
План коррекционной работы на 1 учебный год с учеником 3 класса. Реализуется
индивидуально.
№
Наименования раздела
Количество часов
1.
Блок 1.
Наблюдение.
Изучение
медицинской
карты.
Углубленная диагностика.
2 недели (сентябрь)
2.
Блок 2.
I. Коррекция, развитие познавательных
процессов.
II. Коррекция и развитие эмоционально-
волевой сферы.
30 часов
2.1
.
Коррекция, развитие восприятия.
Развитие компонентов личности.
3 часа
2.2
.
Коррекция, развитие внимания.
Развитие компонентов личности.
5 часов
2.3
.
Коррекция, развитие памяти.
Коррекция поведенческих особенностей.
6 часов
2.4
.
Коррекция, развитие мышления.
Коррекция поведенческих особенностей
3 часа
2.5
.
Коррекция социальных и коммуникативных
умений.
Коррекция поведенческих особенностей.
13 часов
3.
Блок 3.
Наблюдение. Изучение медицинской карты.
Углубленная диагностика.
2 недели (май)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Тематический план занятий на учебный год реализуется индивидуально с
учеником ....
Раздел
№ темы
Темы занятий
Дата
Блок 1.
Входная диагностика
диагностика
диагностика
Блок 2.
I. Коррекция, развитие познавательных процессов.
II. Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы.
Коррекция, развитие восприятия.
Развитие компонентов личности.
1.
Коррекция и развитие восприятия пространства.
Развитие произвольности и самоконтроля.
2.
Коррекция и развитие способности к целостному
восприятию формы предметов.
3.
Коррекция
и
развитие
восприятия
времени.
Развитие эмоций и чувств.
Коррекция, развитие внимания.
Развитие компонентов личности.
4.
Коррекция
и
развитие
концентрации
внимания.
Формирование
произвольной
р е г ул я ц и и
собственной деятельности.
5.
Коррекция
и
развитие
устойчивости
внимания.
Развитие эмоций и чувств.
6.
Коррекция
и
развитие
концентрации
слухового
внимания.
Повышение эмоциональной компетенции.
7.
Коррекция
и
развитие
переключения
внимания.
Развитие высших эмоций.
8.
Коррекция и развитие распределения внимания.
Развитие высших эмоций.
Коррекция, развитие памяти.
Коррекция поведенческих особенностей.
9.
Р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
к
в о с с о з д а н и ю
мыслительных образов.
10.
Коррекция
и
развитие
словесно
–
логической
памяти.
11.
Коррекция
и
развитие
зрительной
памяти.
Развитие эмпатийных качеств личности
12.
Коррекция
и
развитие
объема
кратковременной
зрительной памяти.
13.
Коррекция
и
развитие
слуховой
памяти.
Формирование учебной мотивации
14.
Коррекция
и
развитие
объема
кратковременной
слуховой памяти.
Коррекция, развитие мышления.
Коррекция поведенческих особенностей.
15.
Коррекция
и
развитие
наглядно
–
образного
мышления.
Формирование норм и правил поведения.
16.
Коррекция
и
развитие
наглядно-действенного
мышления.
17.
Коррекция
и
развитие
словесно-логического
мышления.
Развитие навыка невербальной коммуникации
Коррекция социальных и коммуникативных умений.
Коррекция поведенческих особенностей.
18.
Расширение
предст авлений
о
с п о с о б а х
самоанализа и самопознания.
19.
Обучение владению собой.
20.
Освоение приемов активного общения.
21.
Стили общения.
22.
Коррекция коммуникативных навыков.
23.
Конфликты и способы их разрешения.
24.
Как стать уверенным в себе.
25.
Научение
адекватному
ре агированию
в
конфликтных ситуациях.
26.
Развитие навыка конструктивного взаимодействия
в группе.
27.
Я и мои чувства.
28.
Что такое дружба.
29.
Учимся управлять эмоциями.
30.
Закрепление навыка эмоциональной устойчивости
и самоконтроля.
Блок 3
Итоговая диагностика.
диагностика
диагностика
3. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами поведения
Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с
семьями детей с нарушением поведения.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
№
п/
п
Блок
Содержание работы
1.
Административно-
информационный
1.
Заключение
договора
с
родителями
о
предоставлении образовательных услуг.
2.
Родительские собрания «Права и обязанности
родителей»,
«Льготы
и
права
детей»,
«Правила внутреннего распорядка школы».
3.
Анкетирование родителей «Искусство жить с
детьми».
4.
Часы
приема
родителей
администрацией
образовательного учреждения.
5.
Индивидуальные
беседы
с
родителями
по
проблемам воспитания детей, по проблемам,
возникающим с учащимися в школе.
6.
Дни открытых дверей.
2.
Медицинский
1.
Контроль за состоянием здоровья детей.
2.
Проведение
барьерных
м ед о с м от р о в
учащихся.
3.
Профилактические
беседы
школьных
и
приглашенных
медицинских
работников
по
вопросам
профилактики
инфекционных
заболеваний,
табакокурения,
вредоносного
воздействия
алкоголя
и
наркотиков
на
организм ребенка.
3.
Педагогический
1.
Индивидуальные
беседы
с
родителями
по
проблемам воспитания детей, по проблемам,
возникающим с обучающимися в школе.
2.
И н д и в и д уа л ь н ы е
ко н с ул ьт а ц и и
д л я
родителей, отсутствовавших на родительском
собрании.
3.
Индивидуальные
консультации
и
беседы
классных
руководителей
и
педагогов
и
специалистов службы сопровождения.
4.
Заседания
школьного
психолого-медико-
педагогического консилиума.
5.
Проведение малых педсоветов.
4.
Социально-
правовой
поддержки
1.
Профилактические беседы и лекции в рамках
социально-правовой поддержки.
2.
Индивидуальные консультации специалистов
социальных служб и субъектов профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних.
3.
Заседание школьного совета по профилактике
п р а в о н а р у ш е н и й
с
п р и г л а ш е н и е м
инспекторов
ОДН,
родителей
и
детей,
п о с т а н о в к а
д е т е й
и
и х
с е м е й
н а
внутришкольный учет;
4.
Посещение адресов.
5.
Составление актов ЖБУ.
6.
Подключение
субъектов
профилактики
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних
к
работе
с
данными
семьями.
Литература:
1.
Беличева,
С.А.
Социально-педагогическая
диагностика
и
сопровождение
социализации
несовершеннолетних:
учебное
пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2013. - 383 с.
2.
Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция
детей
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью
(с
учетом их половых различий). – М.: Генезис, 2014. – 44 с.
3.
Кознева
Ю.В.
Психодиагностический
инструментарий
в
работе
психолога
и
педагога-психолога
учреждений
социального
обслуживания
населения.
–
СПб.:
СПб
ГБУ
«Городской
информационно-методический центр «Семья», 2016. – 60 с.
4.
Коррекционная и специальная педагогика: Учебн. пособие для студ.
сред. пед. учебн. заведений /Автор-составитель: Андреева О.И. –
Азов, 2012. – 168 с.
5.
Кузнецова Л.Э., Гладько В.В. Психологические особенности детей с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивности,
условия
их
психокоррекции // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 327-331.
6.
Психологические
аспекты
диагностики
синдрома
дефицита
внимания
и
гиперактивности
/ З.А.
Ахметова,
- Вестник КРСУ.
2013. Том 13. № 3.
7.
Психологические
аспекты
трудностей
учения
в
школе:
[учеб.
пособие]
/
М.
Е.
Пермякова;
М-во
образования
и
науки
Рос.
Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,
2015. – 124 с.
8.
Современные
представления
о
психической
норме
и
патологии:
Психологический,
клинический
и
социальный
аспекты
/
Московский институт психоанализа; отв. ред. Н.Л. Белопольская. -
М.: Когито-Центр, 2015. - 293 с.
9.
Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. Л.В.
Мардахаева, Е.А. Орловой. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 448 с.
10.
Специальная
психология:
Учебник
для
академиче ского
бакалавриата / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: ЮРАЙТ, 2016. –
288 с.