Напоминание

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ


Автор: Беляева Наталья Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №18 НЕВСКОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




« ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С

РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И

ПОВЕДЕНИЯ»

Беляева Н.С.

(Ф.И.О.)

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами

эмоционально-волевой сферы и поведения

Диагностика расстройств поведения.

2. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами

эмоционально-волевой сферы

Коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и

гиперактивностью.

3. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами поведения

Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с

семьями детей с нарушением поведения

1. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами

эмоционально-волевой сферы и поведения

Диагностика расстройств поведения.

Агрессивное поведение.

Знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы могли наглядно

убедиться в многообразии их проявлений. Но все они имеют общие признаки.

Одним из таких существенных признаков является деструктивность-

разрушительность. Деструктивность тесно связана с агрессией. Агрессия

бывает направлена на внешние объекты или на себя (аутоагрессия).

Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность,

злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы,

применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе

от контактов, бездействию с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и

самоубийстве. Агрессия может частично или полностью не осознаваться её

хозяином.

В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы:

возраст,индивидуальные особенности, внешние физические и социальные

условия. Но решающую роль играет непосредственное социальное окружение.

А характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными

особенностями человека.

Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными

проявлениями агрессивного поведения. Адаптируясь к требованиям детского

сада, малыши могут обзываться, щипаться, кусаться, плеваться, драться и даже

поглощать несъедобное.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности.

Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-

агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха

может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может

проявляться, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях

самонаказания. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по

отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств,

драк. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение

зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает

её, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости

последних. Именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать своё

отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более

социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения подростка является его

зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В

данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть

сильным».

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для

детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации

личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно

освобождает от страхов, помогает отстаивать свои интересы, защищает от

внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о

двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-

дезадаптивной. В целом для развития личности ребёнка и подростка опасны не

столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная

реакция окружающих. В случае когда насилие даёт внимание, власть,

признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков формируется

поведение, основанное на культе силы. Стремление окружающих подавить

агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

Методики диагностики детей с агрессивным поведением.

Название методики

Автор методики

Цель методики

Возрастная категория

испытуемых

Графическая

методика «Кактус»

Панфилова М.А.

Изучение состояния

эмоциональной

сферы ребёнка,

выявление наличия

агрессии, её

направленности и

интенсивности.

От 4-х лет

Проективная

методика

«Несуществующее

животное»

Венгер

Выявление наличия

агрессии, её

направленности и

интенсивности.

От 5 лет

Метод цветовых

выборов

адаптированный

Собчик Л.Н.

Установление

взаимосвязи между

психологической

дезадаптацией и

аутоагрессивным

поведением.

Подростковый

возраст

Методика

диагностики

показателей форм

агрессии

А.Басс и А.Дарк

(адаптация

А.К.Осницкого)

Диагностика

агрессивного

поведения

школьников.

Подростковый

возраст

Методика экспресс-

диагностики невроза

К.Хек и Х.Хесс

Определить наличие

неврозоподобного

состояния у

подростков, которое

может проявляться в

агрессивном и

аутоагрессивном

поведении.

Подростковый

возраст

«Кактус»

графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель

выявление

состояния

эмоциональной

сферы

ребенка,

выявление

наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе

представляешь!

Вопросы

и

дополнительные

объяснения

не

допускаются.

Ребенку

дается

столько

времени,

сколько

ему

необходимо.

По

завершении

рисования

с

ребенком

проводится

беседа.

Можно

задать

вопросы,

ответы

на

которые

помогут уточнить интерпретацию:

1.Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с

соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем

графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные,

близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые

линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка

, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

В исследовании принимали участие 6 человек, учащиеся 1 класса, с ЗПР.

Выявлено: У всех детей преобладает скудный эмоциональный фон, у всех

отмечена тревожность.

Агрессия высокой степени выявлена у 1 человека (острые, длинные, частые

иголки, прерывистые линии), средней степени - у 2-х человек.

Трудностей в проведении методики не возникло.

Методика «Кактус» помогает получить ценную информацию о

психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонности к агрессии.

Результаты теста подсказывают, какое дополнительное обследование

необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также

понять характер и направленность коррекционных действий.

2 . Психолого-педагогическая

коррекция

детей

с

расстройствами

эмоционально-волевой сферы

Коррекционная

работа

с

детьми

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивностью.

Программа психолого-педагогической коррекции особенностей развития

детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

1.1. Определение и назначение программы

Программа

коррекционной

работы

это

комплексная

программа

по

оказанию

помощи

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

ОВЗ) в освоении образовательной программы основного общего образования.

Программа

коррекционной

работы

направлена

на

создание

системы

комплексной

помощи

детям

с

ОВЗ

в

освоении

основной

образовательной

программы,

коррекцию

недостатков

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда

проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:

несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

низкая познавательная и учебная мотивация;

негативные тенденции личностного развития;

коммуникативные проблемы;

эмоциональные нарушения поведения;

неуспеваемость и др.

1.2. Направленность программы

Данная коррекционная программа предназначена для обучающихся 6-7

классов,

имеющих

трудности

в

усвоении

основной

общеобразовательной

программы и представляет собой курс индивидуального психокоррекционного

сопровождения ребенка педагогом- психологом.

Цель: программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом направлена на создание системы

комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основного общего образования,

коррекцию

недостатков

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии

обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа

коррекционной

работы

предусматривает

создание

специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые

образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и

дифференциации образовательного процесса.

Задачи:

своевременная

диагностика

и

выявление

детей

с

трудностями

в

обучении, адаптации и другими трудностями, обусловленными ОВЗ;

определение

с

каждым

ребенком

(индивидуально)

коррекционного

направления работы;

определение особенностей организации работы с детьми в соответствии с

индивидуальными

особенностями

каждого

ребенка,

структурой

нарушения развития и степенью его выраженности;

развитие

интеллектуальных

способностей

учащихся,

коррекция

познавательных процессов;

развитие и коррекция мотивационной и эмоционально- волевой сферы

обучающихся;

коррекция

сферы

межличностных

отношений,

формирование

навыков

конструктивного общения, расширение репертуара видов общения;

коррекция и развитие личности ребенка, снижение внутриличностных

противоречий;

формирование учебной мотивации;

формирование норм и правил поведения;

разработка и реализация планов работы, организация индивидуальных

и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных

особенностей.

Адресат – дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью,

нуждающиеся

в

развитии

и

коррекции

познавательной,

эмоционально

личностной сферы, в формировании норм и правил поведения, формировании

учебной мотивации и т.д.

Программа

реализуется

на

детях

среднего

школьного

возраста

(подростковый) индивидуально.

Предмет –

деятельность

педагога-психолога,

с

детьми

с

синдромом

дефицита внимания и гиперактивностью.

Методы исследования:

анализ научной литературы;

наблюдение;

тестирование;

опрос;

интервью;

беседа;

диагностика;

анализ продуктов коррекционной деятельности специалиста;

количественный и качественный анализ полученных данных.

1.3. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие

принципы:

1)

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих

задач;

2)

принцип единства коррекции и диагностики;

3)

принцип приоритетности коррекции каузального типа;

4)

деятельностный принцип коррекции;

5)

принцип

учета

возрастно-психологических

и

индивидуальных

особенностей ребенка;

6)

принцип комплексности методов психологического воздействия;

7)

принцип возрастания сложности;

8)

принцип учета объема и степени разнообразия материала;

9)

принцип учета эмоциональной сложности материала;

10)

принцип

активного

привлечения

ближайшего

социального

окружения

ребенка к участию в коррекционной программе.

Главной

особенностью

коррекционной

работы

является комплексный

подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

диагностическое

изучение

ребенка

на

момент

поступления

его

в

образовательное

учреждение

для

уточнения

стартовых

возможностей,

перспектив и темпов обучения;

обратная

связь

с

семьей

с

целью

получения

полной

информации

о

развитии ребенка и консультирование семьи;

взаимодействие с другими специалистами (учитель-логопед, дефектолог,

психиатр), с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания

своевременной медицинской помощи;

использование игровой мотивации на всех занятиях.

Наблюдение

врача-педиатра

и

врача-невролога

необходимо,

поскольку

ребенок

нуждается

в

дополнительном

обследовании

и

общеукрепляющей

поддержке (например, витаминотерапии). В случае соматических заболеваний,

безусловно, необходимо наблюдение у профильного врача.

В

ряде

случаев

показана

родительско-детская

психотерапия

(индивидуальная

или

малой

группой).

Работа

всех

специалистов

в

рамках

психолого-медико-педагогического

сопровождения

должна

определяться

не

правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной

схеме и в определенной последовательности. Тем более, что сама работа с

ребенком

в

рамках

сопровождения

должна

иметь

определенную

схему,

последовательность

и

направленность,

а

также

точно

согласовываться

с

деятельностью других специалистов.

Специалист,

взявший

ребенка

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивностью

на

сопровождение,

становится

выразителем

интересов

ребенка

и,

следовательно,

возлагает

на

себя

функцию

организатора

и

координатора

всего

сопровождения

в

целом.

Важным

направлением

консультативной

деятельности

специалистов

является

психологическая

поддержка педагогов и родителей детей с СДВГ. Взаимодействие с такими

детьми

может

привести

к

возникновению

у

взрослых

различных

профессиональных и личностных проблем. В этом случае необходимо провести

работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в

переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать

проблемы детей и взрослых.

В связи с вышеизложенным, специалист, взявший ребенка с СДВГ на

коррекционно-развивающую

работу

должен

быть

м а кс и м а л ь н о

профессионально годным, т.е. знать и понимать возрастные особенности и

интересы ребенка, знать законы РФ о правах ребенка.

1.4. Направления работы

Программа

коррекционной

работы

включает

в

себя

взаимосвязанные

направления

(модули).

Данные

направления

отражают

ее

основное

содержание:

1)

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с

ОВЗ,

проведение

их

комплексного

обследования

и

подготовку

рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи

в условиях образовательного учреждения;

2)

коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную

помощь

в

освоении

содержания

образования

и

коррекцию

недостатков

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии

детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует

формированию у обучающихся

познавательных и коммуникативных

умений;

3)

консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения

детей

с

ОВЗ

и

их

семей

по

вопросам

реализации

дифференцированных

психолого-педагогических

условий

обучения,

воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4)

и н ф о рм а ц и о н н о - п р о с в е т и т е л ь с ка я

р а б от а

н ап р а вл е н а

н а

разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями

образовательного

процесса

для

данной

категории

детей,

со

всеми

участниками образовательного процесса — обучающимися, имеющими

недостатки в развитии, их родителями (законными представителями) и

педагогическими работниками.

Психолог реализует в своей работе все представленные модули. Основная

задача данной программы (психокоррекционная работа) состоит в реализации

коррекционно- развивающего модуля.

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении

содержания

образования

и

коррекции

недостатков

в

познавательной

и

эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.

Задачи

(направления)

деятельности

Планируемые

результаты

Виды и формы

деятельности

Сроки

Ответственн

ые

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить

педагогическое

сопровождение

детей с ОВЗ

Планы, программы

Осуществление

психолого-

педагогического

мониторинга

достижений

школьника.

Выбор оптимальных

для развития ребенка

с ОВЗ

коррекционных

методик, методов и

приемов обучения в

соответствии с его

В

течение

года

Классный

руководитель,

Педагог-

психолог

особыми

образовательными

потребностями;

социальная защита

ребенка в случаях

неблагоприятных

условий жизни при

психотравмирующих

обстоятельствах.

Обеспечить

психологическое

сопровождение

детей с ОВЗ

Позитивная

динамика

развиваемых

параметров

Организация и

проведение

психологом

индивидуальных и

групповых

коррекционно-

развивающих

занятий,

необходимых для

преодоления

нарушений развития

и трудностей

обучения.

В

течение

года

Педагог-

психолог

Лечебно-профилактическая работа

Создание

условий для

сохранения и

укрепления

здоровья

обучающихся с

ОВЗ

Позитивная

динамика

развиваемых

параметров

Разработка

рекомендаций для

педагогов и

родителей по работе

с детьми с ОВЗ.

Внедрение

здоровьесберегающи

х технологий в

образовательный

процесс

Организация и

проведение

В

течение

года

Классный

руководитель,

Учителя-

предметники,

Медицинский

работник,

Социальный

педагог

мероприятий,

направленных на

сохранение,

профилактику

здоровья и

формирование

навыков здорового и

безопасного образа

жизни.

1.5. Длительность программы

Коррекционная программа для детей, имеющих трудности в усвоении

программы 6-7 классов включает занятия в течении 1 учебного года.

Количество

занятий

в

неделю

по

данной

программе

предполагаются

занятия один или несколько раз в неделю малой группой или индивидуально (с

учетом индивидуальных особенностей ребенка).

1.6. Условия реализации

Данная

программа

может

осуществляться

с

категорией

детей ЗПР

среднего школьного возраста, малой группой или индивидуально (по подобным

показаниям).

Цель программы должна быть достигнута в ходе занятий, которые будут

проведены

соответственно

в

течение

учебного

года.

Таким

образом,

организуется коррекционно-развивающая деятельность с детьми по развитию

познавательных

процессов,

эмоционально

личностной

сферы,

коррекции

поведения (формирование норм и правил поведения), формирование учебной

мотивации в школе в течение учебного года.

Программа

может

быть

использована

как

целиком,

так

и

в

качестве

отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны

клиенту.

Комната, где будет проходить занятие с детьми с ослабленным здоровьем

должна быть хорошо подготовлена: проветрена, прибрана, подготовлена для

проведения сюжетного занятия.

Продолжительность занятий определяется 20-40 минутами, так как это

является

самым

оптимальным

временем

для

работы

с

клиентами

данной

возрастной категории.

2. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

Коррекционно-

развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную

помощь

в

о с во е н и и

содержания образования

и

к о р р е к ц и ю

н е д о с т а т к о в

в

физическом

и

( и л и )

психическом

развитии

д е т е й

с

О В З ;

способствует

формированию

универсальных учебных

д е й с т в и й

у

обучающихся

(личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных)

— выбор оптимальных для

развития

ребенка

с

ОВЗ

коррекционных

программ/методик, методов и

п р и е м о в

о б у ч е н и я

в

соответствии

с

его

особыми

образовательными

потребностями;

о р г а н и з а ц и ю

и

проведение

специалистами

индивидуальных и групповых

коррекционно-развивающих

занятий,

необходимых

для

преодоления

н а руш е н и й

р а з в и т и я

и

т р уд н о с т е й

обучения;

системное

воздействие

на

учебно-познавательную

деятельно сть

ребенка

в

динамике

образовательного

процесса,

направленное

на

формирование

универсальных

у ч е б н ы х

д е й с т в и й

и

ко р р е к ц и ю

отклонений в развитии;

коррекцию

и

развитие

в ы с ш и х

п с и х и ч е с к и х

функций;

— развитие эмоционально-

волевой

и

личностной

сфер

ребёнка

и

психокоррекцию

его поведения;

социальную

защиту

р е б е н к а

в

с л у ч а я х

неблагоприятных

условий

ж и з н и

п р и

психотравмирующих

обстоятельствах.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и

личностном развитии;

развитие познавательной активности детей;

повышение учебной мотивации у школьников;

формирование

высокоэффективных

поведенческих

стратегий

и

личностных ресурсов у подростков с ОВЗ;

предупреждение

физических,

интеллектуальных

и

эмоциональных

перегрузок у учащихся с ОВЗ;

повышение

профессионального

уровня

педколлектива

по

проблеме

коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

4. ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

План коррекционной работы на 1 учебный год с учеником 3 класса. Реализуется

индивидуально.

Наименования раздела

Количество часов

1.

Блок 1.

Наблюдение.

Изучение

медицинской

карты.

Углубленная диагностика.

2 недели (сентябрь)

2.

Блок 2.

I. Коррекция, развитие познавательных

процессов.

II. Коррекция и развитие эмоционально-

волевой сферы.

30 часов

2.1

.

Коррекция, развитие восприятия.

Развитие компонентов личности.

3 часа

2.2

.

Коррекция, развитие внимания.

Развитие компонентов личности.

5 часов

2.3

.

Коррекция, развитие памяти.

Коррекция поведенческих особенностей.

6 часов

2.4

.

Коррекция, развитие мышления.

Коррекция поведенческих особенностей

3 часа

2.5

.

Коррекция социальных и коммуникативных

умений.

Коррекция поведенческих особенностей.

13 часов

3.

Блок 3.

Наблюдение. Изучение медицинской карты.

Углубленная диагностика.

2 недели (май)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Тематический план занятий на учебный год реализуется индивидуально с

учеником ....

Раздел

№ темы

Темы занятий

Дата

Блок 1.

Входная диагностика

диагностика

диагностика

Блок 2.

I. Коррекция, развитие познавательных процессов.

II. Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы.

Коррекция, развитие восприятия.

Развитие компонентов личности.

1.

Коррекция и развитие восприятия пространства.

Развитие произвольности и самоконтроля.

2.

Коррекция и развитие способности к целостному

восприятию формы предметов.

3.

Коррекция

и

развитие

восприятия

времени.

Развитие эмоций и чувств.

Коррекция, развитие внимания.

Развитие компонентов личности.

4.

Коррекция

и

развитие

концентрации

внимания.

Формирование

произвольной

р е г ул я ц и и

собственной деятельности.

5.

Коррекция

и

развитие

устойчивости

внимания.

Развитие эмоций и чувств.

6.

Коррекция

и

развитие

концентрации

слухового

внимания.

Повышение эмоциональной компетенции.

7.

Коррекция

и

развитие

переключения

внимания.

Развитие высших эмоций.

8.

Коррекция и развитие распределения внимания.

Развитие высших эмоций.

Коррекция, развитие памяти.

Коррекция поведенческих особенностей.

9.

Р а з в и т и е

с п о с о б н о с т и

к

в о с с о з д а н и ю

мыслительных образов.

10.

Коррекция

и

развитие

словесно

логической

памяти.

11.

Коррекция

и

развитие

зрительной

памяти.

Развитие эмпатийных качеств личности

12.

Коррекция

и

развитие

объема

кратковременной

зрительной памяти.

13.

Коррекция

и

развитие

слуховой

памяти.

Формирование учебной мотивации

14.

Коррекция

и

развитие

объема

кратковременной

слуховой памяти.

Коррекция, развитие мышления.

Коррекция поведенческих особенностей.

15.

Коррекция

и

развитие

наглядно

образного

мышления.

Формирование норм и правил поведения.

16.

Коррекция

и

развитие

наглядно-действенного

мышления.

17.

Коррекция

и

развитие

словесно-логического

мышления.

Развитие навыка невербальной коммуникации

Коррекция социальных и коммуникативных умений.

Коррекция поведенческих особенностей.

18.

Расширение

предст авлений

о

с п о с о б а х

самоанализа и самопознания.

19.

Обучение владению собой.

20.

Освоение приемов активного общения.

21.

Стили общения.

22.

Коррекция коммуникативных навыков.

23.

Конфликты и способы их разрешения.

24.

Как стать уверенным в себе.

25.

Научение

адекватному

ре агированию

в

конфликтных ситуациях.

26.

Развитие навыка конструктивного взаимодействия

в группе.

27.

Я и мои чувства.

28.

Что такое дружба.

29.

Учимся управлять эмоциями.

30.

Закрепление навыка эмоциональной устойчивости

и самоконтроля.

Блок 3

Итоговая диагностика.

диагностика

диагностика

3. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами поведения

Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с

семьями детей с нарушением поведения.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

п/

п

Блок

Содержание работы

1.

Административно-

информационный

1.

Заключение

договора

с

родителями

о

предоставлении образовательных услуг.

2.

Родительские собрания «Права и обязанности

родителей»,

«Льготы

и

права

детей»,

«Правила внутреннего распорядка школы».

3.

Анкетирование родителей «Искусство жить с

детьми».

4.

Часы

приема

родителей

администрацией

образовательного учреждения.

5.

Индивидуальные

беседы

с

родителями

по

проблемам воспитания детей, по проблемам,

возникающим с учащимися в школе.

6.

Дни открытых дверей.

2.

Медицинский

1.

Контроль за состоянием здоровья детей.

2.

Проведение

барьерных

м ед о с м от р о в

учащихся.

3.

Профилактические

беседы

школьных

и

приглашенных

медицинских

работников

по

вопросам

профилактики

инфекционных

заболеваний,

табакокурения,

вредоносного

воздействия

алкоголя

и

наркотиков

на

организм ребенка.

3.

Педагогический

1.

Индивидуальные

беседы

с

родителями

по

проблемам воспитания детей, по проблемам,

возникающим с обучающимися в школе.

2.

И н д и в и д уа л ь н ы е

ко н с ул ьт а ц и и

д л я

родителей, отсутствовавших на родительском

собрании.

3.

Индивидуальные

консультации

и

беседы

классных

руководителей

и

педагогов

и

специалистов службы сопровождения.

4.

Заседания

школьного

психолого-медико-

педагогического консилиума.

5.

Проведение малых педсоветов.

4.

Социально-

правовой

поддержки

1.

Профилактические беседы и лекции в рамках

социально-правовой поддержки.

2.

Индивидуальные консультации специалистов

социальных служб и субъектов профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних.

3.

Заседание школьного совета по профилактике

п р а в о н а р у ш е н и й

с

п р и г л а ш е н и е м

инспекторов

ОДН,

родителей

и

детей,

п о с т а н о в к а

д е т е й

и

и х

с е м е й

н а

внутришкольный учет;

4.

Посещение адресов.

5.

Составление актов ЖБУ.

6.

Подключение

субъектов

профилактики

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних

к

работе

с

данными

семьями.

Литература:

1.

Беличева,

С.А.

Социально-педагогическая

диагностика

и

сопровождение

социализации

несовершеннолетних:

учебное

пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. - Ростов-на-Дону: Феникс,

2013. - 383 с.

2.

Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция

детей

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивностью

учетом их половых различий). – М.: Генезис, 2014. – 44 с.

3.

Кознева

Ю.В.

Психодиагностический

инструментарий

в

работе

психолога

и

педагога-психолога

учреждений

социального

обслуживания

населения.

СПб.:

СПб

ГБУ

«Городской

информационно-методический центр «Семья», 2016. – 60 с.

4.

Коррекционная и специальная педагогика: Учебн. пособие для студ.

сред. пед. учебн. заведений /Автор-составитель: Андреева О.И. –

Азов, 2012. – 168 с.

5.

Кузнецова Л.Э., Гладько В.В. Психологические особенности детей с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивности,

условия

их

психокоррекции // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 327-331.

6.

Психологические

аспекты

диагностики

синдрома

дефицита

внимания

и

гиперактивности

/ З.А.

Ахметова,

- Вестник КРСУ.

2013. Том 13. № 3.

7.

Психологические

аспекты

трудностей

учения

в

школе:

[учеб.

пособие]

/

М.

Е.

Пермякова;

М-во

образования

и

науки

Рос.

Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,

2015. – 124 с.

8.

Современные

представления

о

психической

норме

и

патологии:

Психологический,

клинический

и

социальный

аспекты

/

Московский институт психоанализа; отв. ред. Н.Л. Белопольская. -

М.: Когито-Центр, 2015. - 293 с.

9.

Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. Л.В.

Мардахаева, Е.А. Орловой. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 448 с.

10.

Специальная

психология:

Учебник

для

академиче ского

бакалавриата / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: ЮРАЙТ, 2016. –

288 с.



В раздел образования