Автор: Соломатина Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Северный детский сад "Сказка"
Населённый пункт: НСО с. Северное
Наименование материала: Учебная программа по познавательному развитию
Тема: "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Северного района
Новосибирской области детский сад «Сказка»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель заведующего
по
воспитательной
и
методической
работе
МКДОУ детского сада «Сказка»
___________ Н.Л. Лосева
___ августа 2018 г.
Рабочая программа по познавательному развитию
для детей средней группы
на 2018-2019 учебный год
воспитателя первой квалификационной категории
Соломатиной Анастасии Алексеевны
Северное, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богат-
ством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского ра-
зума.
В.Сухом-
линский.
Методическая
разработка
«Юный
эколог»
имеет
экологическую
направлен-
ность, которая определена особой актуальностью экологического образования в совре-
менных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возник-
шие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение
приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то
необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологиче-
ской культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего при-
общить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать
за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети
обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспиты-
вает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и кон-
кретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания методической разработки легла программа С.Н. Николае-
вой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – пра-
вильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с ко-
торыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способ-
ность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
Образовательные:
научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов
природы используя правила безопасности;
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи
между объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя
правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на
формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего
дошкольного возраста;
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам
природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружаю-
щей природе.
воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Принципы и подходы к формированию программы
принцип учёта возрастных особенностей детей;
принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивиду-
ально-личностных особенностей детей;
принцип психологической комфортности создание особой предметно-развиваю-
щей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательно-
го процесса;
принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное
овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследова-
тельской деятельности;
принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении
детей в исследовательскую деятельность.
Возрастные особенности
Первичные представления об объектах окружающего мира.
Создавать условия для
расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и
любознательность.
Учить
выделять
отдельные
части
и
характерные
признаки
предметов
(цвет,
форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим
признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение
устанавливать простейшие связи между ними.
Поощрять
попытки
детей
самостоятельно
обследовать
предметы,
используя
знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы
по цвету, форме и величине.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет,
форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их
свойствах
и
качествах.
Объяснять
целесообразность
изготовления
предмета
из
определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Помогать
детям
устанавливать
связь
между
назначением
и
строением,
назначением и материалом предметов.
Сенсорное
развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных
видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом
предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать
восприятие
детей
путем
активного
использования
всех
органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт
и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник,
овал),
с
цветами
(красный,
синий,
зеленый,
желтый,
оранжевый,
фиолетовый, белый, серый).
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем
прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое,
жесткое, колючее и др.).
Формировать образные представления на основе развития образного восприятия
в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества
предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам
(цвет, размер, материал и т. п.).
Проектная
деятельность. Развивать
первичные
навыки
в
проектно-
исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и
создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в
исследовательской деятельности детей.
Дидактические
игры. Учить
детей
играм,
направленным
на
закрепление
представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по
внешним
признакам,
группировать;
составлять
целое
из
частей
(кубики,
мозаика,
пазлы).
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей
(«Определи
на
ощупь
(по
вкусу,
по
звучанию)»).
Развивать
наблюдательность
и
внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
Помогать
детям
осваивать
правила
простейших
настольно-печатных
игр
(«Домино», «Лото»).__Расширять представления детей о природе.
Раздел «Ознакомление с миром природы»
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми
рыбками,
кроме
вуалехвоста
и
телескопа,
карасем
и
др.),
птицами
(волнистые
попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить
детей
с
представителями
класса
пресмыкающихся
(ящерица,
черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое
тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро
бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук,
божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами
(помидор,
огурец,
морковь,
свекла,
лук
и
др.)
и
ягодами
(малина,
смородина,
крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин,
фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за
ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона,
голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жиз- ни людей,
животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало,
осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы
(похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний
пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим
птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед,
сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на
лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны:
солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились
подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и
в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое
чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о
свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и
грибы; у животных подрастают детеныши
Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведе-
ния.
Сформированно представление о природе родного края, её многообразии, це-
лостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях,
чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
Сформированно представление о взаимосвязях и взаимозависимости всех компо-
нентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и нежи-
вой природы, человека и природы.
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе
безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявле-
ние творчества.
Содержание образовательного процесса
Описание образовательной деятельности
Программа рассчитана на один учебный год (сентябрь – май - включительно). План
рассчитан на один учебный год. Кол-во детей посещаемых занятия «Юный эколог» 12
человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических,
игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы методической разработки мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство де-
тей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (работа в уголке приро-
ды (огород на окне), подкормка птиц, и др.).
Исследовательское
направление осуществляется
в
рамках
продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Учебно-тематический план
п/п
Тема
1
Диагностика
1
2
«Цветы на участке осенью»
1
3
«Что нам осень подарила»
1
4
«Дары осени»
1
5
«Осень в белые туманы»
1
6
«Осенняя корзина»
1
7
«То березка, то рябинка»
1
8
«Доброе, хорошее солнышко»
1
9
«Осеннее дерево»
1
10
«Красивое дерево»
1
11
«Домашние животные»
1
12
«Бычок- пятнистый бочок»
1
13
«Дикие звери зимой»
1
14
«Зверюшки»
1
15
«Снежинка»
1
16
«Снежинки для украшения группы»
1
17
«Защитите ель и сосну»
1
18
«Зимний лес»
1
19
«Снежный хоровод»
1
20
«Мороз-художник»
1
21
«Зимняя красавица - ель»
1
22
«Наблюдение за снегом и льдом»
1
23
«Жизнь птиц зимой»
1
24
«Птичка-невеличка»
1
25
«Выращиваем лук на окошке»
1
26
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
1
27
«Наши четвероногие друзья – собака»
1
28
«Забота о здоровье»
1
29
«Первые цветы в природе»
1
30
«Появились из-под снега первые цветы»
1
31
«Божья коровка»
1
32
«Русская березка»
1
33
«Весенний пейзаж»
1
34
«Что такое облака, дождь, гроза?»
1
35
«Лето на пороге»
1
36
Диагностика
1
Итого 36 занятий
Описание форм и методов контроля
Реализация
рабочей
программы
«Юный
эколог»
в
средней
(4-5лет)
группе
осуществляется
при
взаимодействии
взрослого
и
детей
в
различных
видах
деятельности и в процессе режимных моментов.
Диагностическая карта детей средней группы
№
Ф.И.
ребенк
а
Умение
различать
деревья,
кустарники,
травы
Знание
названий
некоторых
растений
Умение
устанавливать
простейшие
причинно-
следственные
связи
Неживая
-Живая
природа
Владениями
навыками
проведения
простейших
опытов с
объектами
неживой
природы:
водой,
почвами
Знание
названий
домашних
животных,
их
детенышей
и пользы,
которую
они
приносят
человеку
Знание
названий
некоторых
диких
животных и
их
детенышей,
пользы,
которую
они
приносят
человеку
Умение
ухаживать
вместе со
взрослыми
за
растениями,
проявление
инициативы
в уходе за
ними
Проявление
бережного
отношения
к природе
Владение
некоторыми
нормами
поведения в
природе
Владение
простейшим
и навыками
наблюдения
за объектами
природы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Сроки
реализац
ии
Форма название мероприятия
Цель/ содержание
Сентябрь
Выставка «Грибная полянка»
Способствовать систематизации
представлений о многообразии грибов
.
Консультация «Как интересно
провести выходной день с ребенком»
Ознакомление с основами безопасного
поведения на природе, с правилами
поведения и в экстремальных ситуациях
Октябрь
Выставка «Мой четвероногий друг»
Консультация«Экологическое
воспитание
детей 4-5 лет»
Досуг «Путешествие в лес»
Воспитание бережного отношения к природе
через любовь к своим домашним питомцам.
Повысить компетентность родителей в
экологическом воспитании детей
Ноябрь
Консультация «Малыш в мире природы».
Рекомендации «Читаем детям о природе».
Выставка «Помогите птицам»
Досуг «Волшебница вода»
Пробудить у родителей и детей желание
любить, беречь и охранять природу.
Познакомить родителей и их детей с тем, что
такое эхо, чем может быть опасна река,
можно ли приручить мелких обитателей леса,
как звери заботятся о своих малышах – на эти
и многие другие вопросы ребята найдут
ответы в рассказах.
Уточнить и расширить
представление
родителей и
детей о птицах
родного края.
Декабрь
Консультация
«Как
интересно
встретить
новый год с детьми»
Досуг
«
В гости к зимушке зиме»
Выставка «Необычная ёлочка!»
Праздник с детьми
- это прекрасная возможность для
взрослых не только порадовать своих любимых чад, но
и самим хоть ненадолго окунуться в атмосферу сказки.
Подготовку к Новому году нужно начинать как можно
раньше, тогда вы точно успеете все. Преподнесите
подарок из ярких впечатлений и положительных
эмоций своим близким и друзьям!
Формировать эстетическое восприятие
окружающего природного мира
Январь
Консультация «Зимние травмы».
Папка
п е р ед в и ж ка
«Люби
и
охраняй
окружающую природу».
Напомнить родителям о том, что зимний
отдых не всегда приносит радость.
Напомнить о сохранении здоровья детей.
Формировать эстетическое восприятие
окружающего природного мира
Февраль
Выставка работ из
бросового
материала
«Мир фантазии».
Консультация «Мусор-проблема N1».
Досуг «Что умеет ветер»
Донести до родителей, насколько важна эта
проблема в нашем селе. Рассказать о
способах переработки мусора, о
возможностях его вторичного использования.
Показать на примерах, какой ущерб наносят
отходы городу.
Март
Советы «Прогулки на свежем воздухе»
Памятка для родителей «Как вести себя в
природе»
Консультация
«Наблюдаем
за
природой
весной».
Дать понятие родителям, что
прогулка яв-
ляется надежным средством укрепления здо-
ровья и профилактики утомления. Пребыва-
ние на свежем воздухе положительно влияет
на обмен веществ, способствует повышению
аппетита, усвояемости питательных веществ,
особенно белкового компонента пищи. Напо-
мнить родителям и их детям о правилах пове-
дения в лесу.
Апрель
Выставка работ из бросового материала «И
мусор может быть красивым»
Консультацию «Играя, познаем природу».
Досуг «Большое космическое путешествие»
Рассказать родителям, как с помощью игр
экологической направленности учить детей
беречь и охранять природу, дать несколько
примеров игр.
Научить через практическую работу находить
полезное применение бытовому мусору, тем
самым внести свой посильный вклад в
частичную утилизацию и сокращению
мусорных свалок
Май
Консультация «Не причиняй вреда
природе».
Досуг «Мы друзья природы»
Выставка «Летние деньки»
понимание необходимость бережного и
заботливого отношения к природе,
основанное на ее нравственно-эстетическом и
практическом значении для человека,
освоение норм поведения в природном
окружении и соблюдении их в практической
деятельности и в быту, проявление активного
отношения к объектам природы (действенной
заботы, умения оценить действия других
людей по отношению к природе.
Летом у нас есть возможность испытать новые
ощущения, в это время легко жить с благодушным
отношением ко всему, что нам предлагает жизнь.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особенности организации ППРС
Сроки
реализации
Центр
ППРС,
нововведен
ия
Описание центра,
нововведения
Цель/ содержание
Сентябрь
Уголок
природы
Подбор картин и иллюстраций из
жизни животных, растений, по
сезонным изменениям
Продолжать формировать представления об
явлениях природы со сменой времени года, жизни
птиц и животных, растений.
Октябрь
Центр опытно
–
экспериментал
ьной
деятельности
Картотека опытов для
экспериментов,
Создать условия для исследовательской и опытно –
экспериментальной деятельности
Ноябрь
«Воздух»
веревочки, полиэтиленовые
пакеты, воздушные шарики,
вертушки, воздушный змей,
султанчики, ленточки, флажки,
флюгеры
Закрепить знания детей о природном явле-
нии – ветер, о его особенностях и значении для че-
ловека, и окружающего мира.
Учить детей устанавливать связь между
предметами и явлениями в процессе эксперимен-
тальной работы.
Декабрь
«Науки и
природы»:
пластилин, стеки, горох, пшено,
иллюстрированный материал,
дидактические игры по экологии,
фонарик, перышки, деревянные
ложки, зеркала, дощечки, бруски,
разноцветные куски тканей разных
видов, механические плавающие
игрушки, природные материалы
(желуди, шишки, семена растений,
скорлупа, сучки, спилы дерева,
косточки плодов, крупа и т.д.),
пробки, коробочки со звуком
(наполненные пуговицами,
горохом, пшеном, перышками,
ватой, бумагой и т.д.),
оборудование для ухода за
растениями и животными, модели,
календари природы, дневники
наблюдений за посадками, лупы,
рукавички из разных материалов,
развивать восприятие и наблюдательность детей
дошкольного возраста,
стимулировать развитие аналитических навыков,
(установление причинно-
следственных связей),
расширять сферу применения способов поисковой
деятельности в решении
проблемных ситуаций,
развивать эвристические способы познания окру-
жающего,
обогащать познавательно-исследовательское обще-
ния со сверстниками.
кусочки меха, вата, перчатки,
картинки с изображением
источников света (солнце, луна,
звезды, месяц, светлячок, костер,
лампа, фонари и т.д.), магниты,
рукавичка со вшитым внутрь
магнитом, линейки, свечи,
спичечные коробки, мелкие,
реагирующие на магнит предметы,
кварцевые часы, магнитная доска,
пилка для ногтей.
Январь
Центр воды и
песка
Стаканчики с песком сухим и
мокрым, снег в ведерке,
замороженная цветная вода и др.
изучение свойств песка, воды, воздуха.
«Разноцветные шарики», «Текучесть воды»,
«Таянье льда в воде» и др.
Февраль
«Огород на
окне»
Земля, луковицы, семена гороха и
др. для посадки леечки для полива.
Создать условия для наблюдения за прорастанием
ростом гороха, бобов, лука.
Март
Уголок
природы
герань, фиалка, фикус,
и др.
Инвентарь для ухода за
комнатными растениями
Дети группы привлекаются к уходу за растениями:
поливают водой, приготовленной взрослым (он же
определяет и дозировку, обтирают влажной
тряпочкой листья растений, рыхлят землю
палочкой.
Апрель
Планетарий
карта космического неба, игрушеч-
ные элементы космических кора-
блей, бинокли, скафандр для кос-
монавта, костюмы инопланетян,
строительный материал
.
Формировать умение самостоятельно развивать
несложный сюжет, раскрывающий события,
которые могут происходить в космосе.
Предоставлять возможность применять свои знания
из различных источников (книг, энциклопедий,
бесед, рассматривания картинок, фильмов о
космосе). Продемонстрировать способ
согласования сюжета перед игрой. Дать
возможность самостоятельно распределять роли,
понимать воображаемую ситуацию и действовать в
соответствии с ней. Тренироваться в умении
попеременно выполнять 2-3 роли. Закреплять
полученные о космосе (а, в частности, о Луне)
знания. Учить использовать различные
конструкторы,
строительные материалы
, предметы-
заместители. Развивать творческое воображение.
Май
«Камни»
Различные виды камней (галька, ще-
бень, уголь, и др. лупа, сито, песок.
Показать разнообразие камней в природе, отличи-
тельные признаки, их свойства.
Формировать навыки наблюдательности
.
Работа с
«Ящиком ощущений» определение и сравнение
камней.
Рассматривание камней через лупу.
Опыты:
Просевать песок, выталкивать камешки и мелкие
предметы из песка, путем встряхивания
Описание материально-технической базы
Для деятельности кружка используется территория участка детского сада и групповое
помещение.
Для выполнения экспериментальной, творческой деятельности имеются следующие
материалы:
краски, кисти, баночки для воды, салфетки, подставки для кисточек, свечки,
альбомные листы;
наглядно-иллюстрированные материалы;
песок, глина, морские камни, кусочек дерев, сосуд с водой;
воздушный шарик, стакан с водой, соломинка, свистки, пластиковые стаканчики;
ножницы, бумага, деревянная палочка;
семена клёна, репейника и др.;
снопы пшеницы;
стихи, загадки, пословицы о хлебе, воде, воздухе, растениях, солнце, земле,
животных;
гербарий лекарственных растений;
семена крупных культур (горох, бобы и др.);
специальная методическая литература по комнатному цветоводству для детей;
разработанный дидактический материал и многое другое.
Расписание занятий
Занятия проводятся один раз в неделю каждую среду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999..
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.
Конспекты занятий» М.: Мозаика - Синтез, 2010
Николаева С.Н., И.А.Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников»
С.Николаева «Юный эколог»
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Николаева С.Н. « Любовь к природе воспитываем с детства» - Москва/ Мозаика- синтез, 2004. С.
91
Интернет ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Перспективный план
Дата
Тема
Задачи
Содержание
05.09.18
Диагностика
выявить уровень сформированности экологических
представлений о среде жизни и ее факторах.
Беседы, наблюдения
12.09.18
«Цветы на участке
осенью»
Закрепить знания детей об осенних садовых цветах:
отличие по внешнему виду, стадии созревания се-
мян. Уточнить представления детей о садовых рабо-
тах осенью. Активизировать словарь детей словами,
означающими
названия
садовых
цветов.
Учить
рисовать
цветы
на
клумбе;
закреплять
основные
приемы рисования кистью и акварелью. Развивать
эстетический вкус.
Загадывание загадок, игра «Угадай
по описанию», наблюдение. Рисо-
вание по теме.
19.09.18
«Что
нам
осень
подарила»
Закрепить
знания
детей
об
овощах
и
фруктах.
Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспи-
тывать трудолюбие. Активизировать словарь детей
словами, обозначающими овощи и трудовые дей-
ствия.
Чтение
стихов
« Зд р а в с т ву й ,
осень!» Е.Благинина, наблюдение,
беседа«Что растет на грядке?»
26.09.18
«Дары осени»
Закреплять основные приемы работы с пластили-
ном. Учить работать на положительный результат.
Лепка
с
использованием
природ-
ного материала по теме.
3.10.18
«Осень в белые ту-
маны»
Уточнить знания детей о таком природном явлении,
как туман. Развить познавательную активность. Ак-
тивизировать словарь детей: туман, сыро, влажно,
густой покров.
Беседа «Что это – туман?», чтение
стихов,
загадывание
загадок,
на-
блюдение.
10.10.18.
«Осенняя корзина»
Закреплять
умение
пользоваться
ножницами,
вы-
резать из больших форм малые; Учить аккуратно
пользоваться клеем. Учить работать коллективно.
Коллективная аппликация.
17.10.18.
«То березка, то ря-
бинка»
Продолжить знакомство детей с характерными осо-
бенностями деревьев, сезонными изменениями. Вос-
питывать любовь к природе.
Чтение стихов: «Березонька», «Ря-
бинка», игра «Опиши дерево», за-
гадывание загадок, наблюдение
24.10.18.
«Доброе,
хорошее
солнышко»
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формиро-
вать умения определять погоду по приметам. Акти-
визировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля
Чтение стихов: «Четыре клада…»
М.
Маханева.
Наблюдение,
опыт
«Ладошки»,
31.10.18.
«Осеннее дерево»
Формировать умения детей наблюдать явления при-
роды, анализировать и делать выводы о некоторых
взаимосвязях и закономерностях.
Рассматривание иллюстраций, на-
блюдения, чтение стихотворений ,
подв.игра «Листья на дереве»
7.11.18.
«Красивое дерево»
Закреплять
приемы
рисования
красками,
учить
пользоваться
палитрой.
Развивать
эстетический
вкус.
Рисование по теме.
14.11.18.
«Домашние живот-
ные»
Формировать у детей обобщенные представления о
домашних животных: как за ними надо ухаживать,
какую пользу приносят, какие условия нужны для
жизни.
Беседа,
использование
худ-ного
слова, пальчиковая игра «Облака»,
игра «Вспомни и назови»
21.11.18.
«Бычок- пятнистый
бочок»
Продолжать учить детей работать с бумагой, ровно
ее сворачивать, перегибать.
Работа в технике оригами.
28.11.18.
«Дикие
звери
зи-
мой»
Продолжать формировать знания о лесных обитате-
лях. Развивать у детей представления о последова-
тельности событий в жизни лесных зверей.
Чтение стих-ний, творческие зада-
ния, подв. игра «Зайцы и волк»,
беседа.
5.12.18.
«Зверюшки»
Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы,
аккуратно пользоваться клеем.
Аппликация по теме.
12.12.18.
«Снежинка»
Развивать способности наблюдать сезонные явления
и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту
природы.
Активизировать
словарь
детей:
первый
снег.
Наблюдение, беседа, чтение позна-
вательных
рассказов,
проблемная
ситуация.
19.12.18.
«Сне жинки
д л я
украшения
груп-
пы»
Учить
складывать
салфетку
несколько
раз
и
вы-
резать по нарисованному изображению. Создать ра-
достное настроение.
Работа с бумагой и ножницами.
26.12.18.
«Защитите
ель
и
сосну»
Знакомить детей с понятием, что в шишках находят-
ся семена хвойных деревьев. Формировать умение
детей различать еловую и сосновую шишку. Активи-
зировать словарь детей: ель, сосна.
Наблюдение, беседа, игра «Найди
по описанию»
9.01.19.
«Зимний лес»
Учить создавать изображение на тонированной бу-
маге, аккуратно наклеивать детали.
Аппликация по теме.
16.01.19
«Снежный
хоро-
вод»
Продолжать учить детей наблюдать явления приро-
ды: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать
словарь
детей:
холодный,
белый,
сверкающий, сказочный и т.д.
Наблюдение, рассматривание кар-
тины «Зима», продуктивная, опыт-
ная (снежки) деятельность.
23.01.19
«Мороз-художник»
Учить изображать морозные узоры на листе. Разви-
вать фантазию.
Рисование по теме.
30.01.19.
«Зимняя красавица
- ель»
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвой-
ного дерева. Способствовать развитию умения назы-
вать характерные особенности строения ели, при-
знаки, отличающие ее от других деревьев, формиро-
ванию умения видеть отличие игрушечной ели от
настоящей; воспитывать бережное и заботливое от-
ношение к живой природе.
Игровой сюрпризный момент, со-
ставление рассказа-описания о ели
с опорой на план, игра - имитация
«Собери шишки, беседа «Должен
ли человек беречь красоту приро-
ды?»..
6.02.19
«Наблюдение
з а
снегом и льдом»
Формировать
реалистическое
понимание
неживой
природы;
закреплять знания о том, что вода может быть в
твердом состоянии (снег, лед).
Проведение
опытов,
подвижные
игры
«Затейники», «Пожарные на уче-
нье», использование художествен-
ного слова.
13.02.19
«Жизнь
птиц
зи-
мой»
Учить детей рассматривать птиц, различать их по
размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. По-
знакомить с их названиями.
Беседа,
игра
«Накорми
птицу»,
дид. и. «Улетают – не улетают».
20.02.19
«Птичка-невелич-
ка»
Закреплять приемы лепки птички.
Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию.
Лепка по теме.
27.02.19
«Выращиваем
лук
на окошке»
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окош-
ке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта
Беседа с элементами труда.
6.03.19
«К нам весна ша-
гает быстрыми ша-
гами»
Продолжать
учить
запоминать
названия
весенних
месяцев; дать представления об изменениях, проис-
ходящих ранней весной в природе. Развивать навы-
ки
элементарной
исследовательской
деятельности,
логическое мышление.
Чтение
стих-ния
“Март”,«Весна
идёт»,
д.и.
«Найди
настроение.
Покажи настроение», наблюдение.
13.03.19
«Наши
четвероно-
гие друзья – соба-
ка»
Формировать у детей представления о том, что соба-
ка умное домашнее животное, предана человеку, её
можно дрессировать и использовать на разных по-
лезных службах. Закреплять приемы лепки.
Чтение
стихотворений,
лепка
по
теме.
20.03.19.
«Забота
о
здоро-
вье»
Способствовать воспитанию у детей бережного от-
ношения к своему здоровью; формировать представ-
ления о том, что в весеннее время особенно полезны
витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; раз-
вивать у детей умения заботиться о своем здоровье;
воспитывать чувства заботы о больном товарище.
Игра
«Порадуйся
солнышку»,
«Что
полезно
для
здоровья,
что
вредно»,
беседа
о
витаминной
пище.
27.03.19
«Первые
цветы
в
природе»
Побуждать детей радоваться первым весенним цве-
там, продолжать знакомить их с названиями, с осо-
бенностями строения.
Сравнительный рассказ о мать-и-
мачехе и одуванчике, загадки, чте-
ние стихов.
3.04.19.
«Появились из-под
снега
первые
цве-
ты»
Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки
для аппликации и аккуратно наклеивать их.
Аппликация по теме.
10.04.19.
«Божья коровка»
Учить детей внимательно относиться к окружающе-
му миру. Воспитывать интерес к природным явлени-
ям, уточнить представления о внешних особенно-
стях жучка.
Наблюдение за божьей коровкой.
Разучивание потешки, продуктив-
ная деятельность(рисование каран-
дашами,
фломастерами),пальчико-
вая гимнастика «Божьи коровки».
17.04.19
«Русская березка»
Формировать представления у детей о русской бере-
зе. Расширить знания об охране природы. Воспиты-
вать у детей интерес и бережное отношение к при-
роде.
Загадывание
загадок,
хоровод,
продуктивная деятельность
24.04.19
«Ве с енний
п е й-
заж»
Закрепить представления детей о весне, о характер-
ных особенностях данного времени года. Обратить
внимание детей на первые признаки весны. Воспи-
тывать у детей любовь к родному краю. Развивать у
детей интерес к живой природе, эмоциональную от-
зывчивость.
Беседа,
художественное
слово,
рассматривание и сравнение кар-
тин
по
теме
«Весна»,
загадка,
превращение детей в художников,
прослушивание мелодий «Времена
года».
8.05.19
«Что такое облака,
дождь, гроза?»
Дать понятие об испарении воды, образовании обла-
ков, электрических разрядах в доступной форме. По-
знакомить детей с правилами поведения во время
грозы.
Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение, конспект.
15.05.19
«Лето на пороге»
Расширять кругозор детей. Закрепить знания о лет-
них изменениях в природе. Воспитывать любовь к
родному краю. Развивать интерес к живой природе,
воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Чтение загадок, подв. игра, беседа.
Наблюдение.
Рассматривание
ил-
люстраций.
22.05.19
Диагностика
выявить уровень сформированности экологических
представлений о среде жизни и ее факторах на конец
учебного года.
Беседы, наблюдения