Напоминание

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста


Автор: Колчева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451 "Теремок"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

дошкольного возраста

Художественная литература играет важную роль в развитии детей, расширяет их

представления о реальности, помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к

окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления

дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя

не отметить снижение интереса к чтению у детей. В век новых информационных технологий

роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном

возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение,

видеопродукцию, компьютер, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать

дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к

художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить,

"пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность,

творческие способности, умение думать самостоятельно.

Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой направлена на

достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение

следующих задач:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и

эстетического вкуса.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо отдавать предпочтение тем книгам,

которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны

дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость,

стремление подражать полюбившимся героям. Именно в литературе находят свое отражение

принципы и модели поведения, которые играют важную роль в формировании представлений

детей о добре и зле, что в дальнейшем являются ориентирами при моральной оценке

собственного поведения. Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать

возрастные особенности их восприятия художественной литературы. Для детей младшего

дошкольного возраста свойственны зависимость понимания текста от личного опыта

ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом. В

центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и

мотивов поступков, эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к

ритмически организованному складу речи. В среднем дошкольном возрасте происходят

некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением

жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в

сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется

реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать,

осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития

ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его

внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события,

которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы

поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.

Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей

коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение

воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного

героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в

сказке, ритм, рифма). В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной

мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания

воспринятого текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны

связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Работа по

ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для

развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена

мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей

дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и

поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в

программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их

художественной ценности и доступности детям того или иного возраста. При формировании

круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом

всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого,

художественно-эстетического).

В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать

произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок

должен уметь определить основных героев произведения, уметь высказывать к ним свое

отношение, определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка). Часть

программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые

фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того,

ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по

литературным сюжетам. Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению

детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования

интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Психолого-

педагогическая работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной

литературой, включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К

традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы в

процессе образовательной деятельности и вне занятий (во время игр, театрализованных

представлений, на прогулке и др.). К инновационным методам работы с художественной

литературой можно отнести следующие: ‒ интегрированные НОД, объединяющие

содержание разных образовательных областей ‒ театрализованные представления,

поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок; ‒ обсуждение произведений

известных художников на тему сказок, ‒ «перевирание» сказки. Можно предложить детям

вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый

персонаж, привнести новую информацию; ‒ «салат из сказок». Детям предлагается свести в

новой сказке героев различных произведений.

В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказ

детьми содержания услышанного . Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ

по ролям. Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра —

драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую

игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется

сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты

художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его

внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они

вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д. Особое

эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги

— комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы — беседа, рассказ,

просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. В практике работы

ДОУ получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница»,

«Книжный магазин», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои

впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах

деятельности — рисовании и лепке.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы,

что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и

взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и

проживая прочитанное. Главная миссия педагога — воспитание в ребенке читателя, который

«начинается» в дошкольном детстве.

Литература:

Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К.

Боголюбская В. В. Шевченко. — М.: Просвещение, 1980.- 224с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. — М.: Просвещение,

1981. — 276с.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические

рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.

Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2014. — 310 c.

Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного

произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2009.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская —

М.: Педагогика, 1972. — 152с.

Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П.

Короткова. — М.: Просвещение, 1982. — С.128

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.:

Детство Пресс, 2013. — 128 с



В раздел образования