Автор: Шишкина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ С К ШИ № 152
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: сценарий
Тема: Фольклорный праздник "Посиделки у самовара"
Раздел: дополнительное образование
«Посиделки у самовара!»
Выходят 2 парня ведущих:
1.
Ох вы, красны и добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхали
И видом не видывали!
Приглашаем вас всех на посиделки!
2.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь
русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта,
дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие
поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и
дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта,
благополучия и счастья.
Выходит чтец:
Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!: Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец - самовар.
ТАНЕЦ <ПЫХ-ПЫХ, САМОВАР!> младшие школьники
Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою
работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб
людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто
шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было! И мы собрались сегодня в нашей
горнице на посиделки
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет !
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
ВЕД: Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.
Скорее к колодцу - воды набирайте,
Бегите к столу - самовар наливайте!
Итак, конкурс "Наливаем самовар>
Аттракцион <ПЕРЕНЕСИ ВОДУ В ЛОЖКЕ>
Ведущий. На посиделках не только шутили, но и играли. Давайте поиграем в игру
«Стенка на стенку». Только соревноваться будем не в силе, а в знании пословиц
(все сидят на своих местах и говорят начало пословицы, а остальные заканчивают»
Человек без друзей, что …(дерево без корней)
Нет друга – ищи, а нашел - …(береги)
Друзья познаются в…(беде)
Старый друг лучше…(новых двух)
Не то друг кто медком мажет, а тот, кто…(правду в глаза скажет)
Дружба дружбой, а…(служба службой)
Ищи товарища лучше себя, а не…(хуже себя)
Ищущий друга без изъяна - …(останется без друга)
С кем поведешься, от того …(и наберешься)
Сам пропадай, а…(товарища выручай)
На посиделках девчата часто делились своими переживаниями-У кого любовь
несчастная, у кого счастливая!!!
(песня ай-ай-ай)
1 куплет
Я с тобой гуляла.. Ай-яй-яй
В губы целовала.. Ай-яй-яй
Ох, темные ночи, ох, карие очи..
Мама, дочку не ругай..
Как же так случилось... Ай-яй-яй
Что в тебя влюбилась... Ай-яй-яй
А сердечко бьется и наружу рвется
Как ему не запрещай-яй-яй-яй...
Припев:
Я любила. я страдала..
Темна ночка так длинна..
А теперь любви не стало,
И горюю я одна...
А теперь любви не стало
И горюю я одна...
2 куплет
Говорил, что любишь... Ай-яй-яй
Что со мною будешь...Ай-яй-яй
Зачем доверяла, зачем позволяла
Себя крепко обнимать
А луна над речкой...Ай-яй-яй
Как мое сердечко...Ай-яй-яй
Одиноко светит, никого не встретит
Сколько слез не проливай-яй-яй-яй
Припев:
Я любила. я страдала..
Темна ночка так длинна..
А теперь любви не стало,
И горюю я одна...
А теперь любви не стало
И горюю я одна...
3 куплет:
Знаю, ты с другою...Ай-яй-яй
В роще за рекою...Ай-яй-яй
Говоришь, что любишь и ее целуешь
Точно так же , как меня-а-а-а
Я пойду за речку...Ай-яй-яй
Брошу я колечко...Ай-яй-яй
Ты катись , колечко, плачь мое сердечко..
но любви не забыва-а-а-ай..
Припев
Ведущий. В то время, когда девушки вяжут да вышивают. Ребята силой
Мерятся.
1 . «Петушиный бой» (мальчики становятся в круг и выталкивают др. др.)
2 . «Сапожник»игра дети стоят в 2 шеренги друг против друга, дед посередине.
После последних слов дети перебегают на противоположную сторону, дед их
ловит)
Дети: Дедушка- сапожник, сшей нам сапоги!
Дед: Погодите, детки, потерял очки!
Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь
Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка- сапожник ты с ума., сошел
Дед: Погодите , детки, я очки нашел!
Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.
И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте.
Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши.
А пришли к нам ещё гости чудные -хотят вам свою историю рассказать
(Ах, мамочка)инсценировка песни Н. Мордасовой.. роли выполняют мальчики,
лучше разных типов-худой- высокий, маленький-толстый ит.д.
Забегают скоморохи)
Эй, люди добрые!
Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть!
Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара
С шаньгами, ватрушками
И с блинами вкусными.
О-оле
Ведущий выкрикивает строчку, а зал повторяет:
О-оле!
О-саласа-бимба1
О-кикилис-бамба!
Отен-дотен-битен-били!
Тумба!Политен-били!
О, я бананы ем!
И апельсины ем!
Т мандарины ем1
И чай пью!
О-о-о-о!
Ш-ш-ш-…
Настроенгье каково?
Все показывают-Во!
Все такого мнения
Все-Все без исключения
Может вы уже устали?
Все-Мы с собой таких не брали!
Молодцы-это вы!
Это мы молодцы!
Следующая потеха – домашняя утеха!
Игра «музыкальный стульчик»
Ведущий; А ну, скоморохи, передохните малёхо
А мы вам песню споём
Песня «Валенки»
Мой дружочек меня ждёт
каждый вечер у ворот.
Но в такие холода
Мне без валенок беда.
Чтобы к милому пойти,
Надо валенки найти.
О-а-у-о!
Надо валенки найти.
Валенки, валенки
Прячет моя маменька.
Всё-равно я их найду,
На свидание пойду.
Говорят, любить зимой -
Значит дома быть одной.
На морозе стынет кровь.
Не согреет и любовь.
Но не буду я страдать,
Только б валенки достать.
О-а-у-о!
Только б валенки достать.
Валенки, валенки
Прячет моя маменька.
Всё-равно я их найду,
На свидание пойду.
Разговоров не боюсь.
С милым в валенках пройдусь.
Пусть морозец горячей,
Сердцу только веселей.
Буду в валенках ходить,
Буду милого любить.
О-а-у-о!
Буду милого любить.
Валенки, валенки
Прячет моя маменька.
Всё-равно я их найду,
На свидание пойду.
Ведущий: А ну-ка, девицы-молодицы, не хотите ль потрудиться?
Выходите, не стесняйтесь, покажите сноровку свою девичью.
(Выходят девушки).
Вот вам нитки. Кто быстрее с работой справится, того и награда дожидается.
(Проводится конкурс, вручаются призы).
А ну, ребята-молодцы, есть ли силачи на улицах ваших?
(Выносит гирю, проводится конкурс «Силачи». Ребята поднимают гирю, весь зал
считает).
Звонкие, резные
Ложки расписные,
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
(шумовой оркестр под любую русскую музыку)
Ведущий. Позвольте объявить следующий конкурс – "Русская баня".
Кто попариться желает,
Кто парную уважает,
Приходи скорей сюда –
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
Папы из обеих команд "парятся" вениками из газеты.
У самовара не скучаем
Разговор ведем за чаем
Чай с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.
Конкурс «Узнай варенье»(узнать варенье с закрытыми глазами)
Инсценированная сказка
Купила бабушка себе уточку (повторяется два раза)
Уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", (дети изображают, как плавает уточка)
Курочка по зернышку: "кудах-тах-тах" (слова сопровождаются теми же
движениями).
Купила бабушка себе индюшонка (повторяется два раза).
Индюшонок: "фалды-балды" (на слово "фалды" -рука вправо, на слово "балды" -
влево).
Уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе кисоньку.(повторяется два раза)
А кисуня: "мяу-мяу" (дети показывают, как умывается кошка).
Индюшонок: "фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх", курочка по зернышку:
"кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка: "гав-гав", (дети поднимают ладошки в стороны на уровне плеч,
пальцами показывая как кусается собака)
А кисуня: "мяу-мяу", индюшонок: "фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх",
курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе поросенка.(повторяется два раза)
Поросенок: "хрюки-хрюки" (показывают рукой пятачок поросенка).
Собачонка: "гав-гав", а кисуня: "мяу-мяу", индюшонок: "фалды-балды", уточка:
"тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе коровенку.(повторяется два раза)
Коровенка: "муки-муки" (показывают руками рога у коровы).
Поросенок: "хрюки-хрюки", собачонка: "гав-гав", а кисуня: "мяу-мяу", индюшонок:
"фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-
тах"
и т. д.
Замечания. Возможные дополнительные варианты: лошаденка: "скоки-скоки";
телевизор: "время-факты"; дикторша: "ля-ляля-ля"; динозавр: "кряки-хряки";
экскаватор: "бряки-бряки" и т. д.
Ведущий: Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца
Только не попели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край старинный наш чудесный,
Как и вся Россия- мать.
Вам спасибо от хозяев
За улыбки и за смех,
За частушки, песни, байки,
Благодарствую я вас!
(выходят 1,2,3 чтецы)
1 чтец: Праздник подошел к концу
Веселье не кончается.
Пускай всегда лицом к лицу
Одни друзья встречаются.
2 чтец: На встречу к нам пришел народ
И всем вам пожелание
Пусть будет с вами и вперед
Терпенье и старание.
3 чтец: И счастье и свершение
И настроение бодрое,
Но главным украшением
Пусть будет сердце доброе!
Песня «Чики Тыры!»
Вот настал момент прощания ,
Будет кратка наша речь,
Говорим вам до свидания
До счастливых новых встреч.