Автор: Кириллов Владислав Андреевич
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: Магистрант 3-го года обучения УрГПУ
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Метод "Большого количества мячей" в структуре технической подготовки теннисистов
Раздел: дополнительное образование
Метод «Большого количества мячей»
в тренировочном процессе теннисистов
Как известно, метод БКМ впервые был предложен к использованию в
учебно-тренировочном процессе в начале 60-х годов в женской сборной
волейбольной
команде
Японии.
Специалисты
Китая
первыми
оценили
возможность применения этого метода в настольном теннисе и, учитывая
специфику
деятельности,
использовали
его
в
подготовке
национальной
команды
теннисистов.
С
середины
60-х
годов
получивший
творческое
развитие метод БКМ широко применяется в Китае на всех этапах спортивной
тренировки: от начальной специализации до уровня высших достижений
(Ушинский Г.В., 1999).
Данный
метод
заключается
в
том,
что
рядом
со
столом
ставится
специальная корзина, в которую помещаются от 100 до 200 мячей (либо
устанавливается аппарат для выстреливания мячей), и спортсмен непрерывно
выполняет удары различной сложности, причем, каждый мяч может быть
использован и один раз, и многократно. Таким образом, сокращается время,
необходимое на подбирание мячей (подсчитано, что при тренировке с одним
мячом в течение 10 минут практические упражнения занимают лишь 3-4
минуты, остальное время уходит на подбирание мяча), увеличить количество
ударов, проводимое в единицу времени. (Ушинский В.Г. 1997). То есть метод
БКМ является разновидностью метода игры со спарринг партнером, однако
партнер не отбивает мячи, а набрасывает их с определенным темпом и в
определенных направлениях. Преимуществами данного метода является его
мобильность и гибкость, возможность выполнять любую серию ударов без
учета ошибок, как игрока, так и набрасывающего мячи партнера. (Барчукова
Г.В., Богушас В.М., Матыцин О.В. 2006).
Как
отмечает
Ушинский
В.Г.
(1999),
метод
БКМ
реализуется
посредством следующих методик:
1)
с участием тренера;
2)
самостоятельно
спортсменом
(например,
совершенствование
качества выполнения подачи);
3)
с участием партнера (например, совершенствование различных
способов приема мяча или контратакующих элементов);
4)
с использованием робота-тренажера. Следует, однако, заметить,
что
в
последнее
время
в
Китае
определилось
негативное
отношение
к
применению робота-тренажера в учебно-тренировочном процессе, прежде
всего по мотивам его психологического несоответствия соревновательным
требованиям;
5)
БКМ + игра одним мячом, то есть ввод нового мяча в игру
происходит только по окончании розыгрыша очка.
Опыт китайских специалистов свидетельствует о том, что метод БКМ
не
заменяет,
а
дополняет
тренировки
с
использованием
одного
мяча,
и
распределение времени на задания с большим количеством мячей и с одним
мячом в пропорциональном отношении должно составлять 1:2, максимум 1:1
на начальном этапе обучения.
Применение метода большого количества мячей должно находиться в
соответствии
с
закономерностями
развития
спортивной
формы
в
ходе
годичного
(или
полугодичного)
цикла
подготовки.
Содержание
работы
и
нагрузка
определяются
целью
и
задачами
конкретного
периода
и
этапа
подготовки.
Этот метод хорош тем, что благодаря ему мышцы более укрепляются,
стабилизируется
кровяное
давление,
нормализуется
деятельность
кровообращения
и
другие
жизненно
важные
системы
человеческого
организма.
Также
слежение
во
время
тренировки
с
БКМ
–
прекрасная
гимнастика для глаз. (Культиясов Ю.К., 1973).
Ушинский
В.Г.
(1999)
отмечает,
что
метод
работы
с
БКМ
имеет
положительную
сторону,
так
как
является
технической
подготовкой
спортсмена: обучение его технике действий и доведение сформированной
техники до необходимой степени совершенства. Также на высоком уровне
можно отрабатывать
тактические
комбинации,
приемы,
связки-двухходовки,
трехходовки
совместно с тренером против партнера, и прекрасная тренировка для подач.
Имеется также и отрицательная сторона, потому как если работу с БКМ
проводить
регулярно
в
тренировках,
то
спортсмен
младшего
возраста
привыкнет к безошибочному попаданию робота, и не сможет видеть заранее
приготовления соперника к отраженному мячу при игре на счет, и будет
смотреть только на свою половину стола, а не на сторону соперника, чтобы
готовиться
к
следующему
удару.
То
есть
будет
отсутствовать
сложный
мыслительный акт– вероятное прогнозирование: умение видеть на один или
несколько ходов вперед и передвижений соперника. (Ушинский В.Г. 1999).
По мнению Барчуковой В.Г., Богушас В.М., Матыцина О.В. (2006),
каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к
конкретным
требованиям,
обусловленным
особенностями
спортивной
тренировки. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они
строго
соответствовали
поставленным
задачам,
общедидактическим
принципам,
а
также
специальным
принципам
спортивной
тренировки,
возрастным
и
половым
особенностям
спортсменов,
их
квалификации
и
подготовленности.
Следует отметить, что такие важные качества технико-тактического
мастерства в настольном теннисе, как точность, стабильность и надежность,
которые
характеризуют
автоматизированность
и
освоенность
действий
и
требуют серьезного внимания в тренировочном процессе. А так как каждый
метод
имеет
право
на
существование
и
имеет
свои
преимущества
и
недостатки, то главная задача каждого из рассмотренных направлений и
подходов в формировании технико-тактического мастерства в настольном
теннисе
заключается
прежде
всего,
не
в
отрицании
других
концепций,
взглядов и подходов, а в обосновании и дальнейшей разработке современных
средств и методов (Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин 2006).
Применение метода БКМ на этапе начального обучения теннисистов.
Начальный этап подготовки в настольном теннисе начинается с 7 лет и
продолжается примерно 2-3 года – до 10 лет. Главными задачами данного
этапа являются развитие и совершенствование физических качеств, обучение
технике и теории игры. В процессе занятий также необходимо осваивать
элементарные знания по тактической подготовке (Барчукова Г.В., Богушас
В.М., Матыцин О.В.,2006).
Главной задачей технической подготовки в настольном теннисе, по
мнению
Барчуковой
Г.В.
и
других
авторов
(2006),
является
точное
и
правильное
изучение
основных
технических
приемов.
Решению
поставленной
задачи
в
учебно-тренировочном
процессе
помогает
метод
работы с БКМ.
Из бесед с ведущими тренерами, использующих в своей работе метод
БКМ, можно сказать, что он позволяет не только увеличивать моторную
плотность тренировок, но и способствует освоению технических элементов,
доводя
их
до
совершенства.
Следовательно,
появляется
точность
и
стабильность в игре. А это важно на начальном этапе обучения в настольном
теннисе. Тренера отмечают положительную сторону данного метода – метод
БКМ
позволяет
проводить
коррекцию
игровых
двигательных
действий
непосредственно при их выполнении.