Напоминание

Метод "Большого количества мячей" в структуре технической подготовки теннисистов


Автор: Кириллов Владислав Андреевич
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: Магистрант 3-го года обучения УрГПУ
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Метод "Большого количества мячей" в структуре технической подготовки теннисистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Метод «Большого количества мячей»

в тренировочном процессе теннисистов

Как известно, метод БКМ впервые был предложен к использованию в

учебно-тренировочном процессе в начале 60-х годов в женской сборной

волейбольной

команде

Японии.

Специалисты

Китая

первыми

оценили

возможность применения этого метода в настольном теннисе и, учитывая

специфику

деятельности,

использовали

его

в

подготовке

национальной

команды

теннисистов.

С

середины

60-х

годов

получивший

творческое

развитие метод БКМ широко применяется в Китае на всех этапах спортивной

тренировки: от начальной специализации до уровня высших достижений

(Ушинский Г.В., 1999).

Данный

метод

заключается

в

том,

что

рядом

со

столом

ставится

специальная корзина, в которую помещаются от 100 до 200 мячей (либо

устанавливается аппарат для выстреливания мячей), и спортсмен непрерывно

выполняет удары различной сложности, причем, каждый мяч может быть

использован и один раз, и многократно. Таким образом, сокращается время,

необходимое на подбирание мячей (подсчитано, что при тренировке с одним

мячом в течение 10 минут практические упражнения занимают лишь 3-4

минуты, остальное время уходит на подбирание мяча), увеличить количество

ударов, проводимое в единицу времени. (Ушинский В.Г. 1997). То есть метод

БКМ является разновидностью метода игры со спарринг партнером, однако

партнер не отбивает мячи, а набрасывает их с определенным темпом и в

определенных направлениях. Преимуществами данного метода является его

мобильность и гибкость, возможность выполнять любую серию ударов без

учета ошибок, как игрока, так и набрасывающего мячи партнера. (Барчукова

Г.В., Богушас В.М., Матыцин О.В. 2006).

Как

отмечает

Ушинский

В.Г.

(1999),

метод

БКМ

реализуется

посредством следующих методик:

1)

с участием тренера;

2)

самостоятельно

спортсменом

(например,

совершенствование

качества выполнения подачи);

3)

с участием партнера (например, совершенствование различных

способов приема мяча или контратакующих элементов);

4)

с использованием робота-тренажера. Следует, однако, заметить,

что

в

последнее

время

в

Китае

определилось

негативное

отношение

к

применению робота-тренажера в учебно-тренировочном процессе, прежде

всего по мотивам его психологического несоответствия соревновательным

требованиям;

5)

БКМ + игра одним мячом, то есть ввод нового мяча в игру

происходит только по окончании розыгрыша очка.

Опыт китайских специалистов свидетельствует о том, что метод БКМ

не

заменяет,

а

дополняет

тренировки

с

использованием

одного

мяча,

и

распределение времени на задания с большим количеством мячей и с одним

мячом в пропорциональном отношении должно составлять 1:2, максимум 1:1

на начальном этапе обучения.

Применение метода большого количества мячей должно находиться в

соответствии

с

закономерностями

развития

спортивной

формы

в

ходе

годичного

(или

полугодичного)

цикла

подготовки.

Содержание

работы

и

нагрузка

определяются

целью

и

задачами

конкретного

периода

и

этапа

подготовки.

Этот метод хорош тем, что благодаря ему мышцы более укрепляются,

стабилизируется

кровяное

давление,

нормализуется

деятельность

кровообращения

и

другие

жизненно

важные

системы

человеческого

организма.

Также

слежение

во

время

тренировки

с

БКМ

прекрасная

гимнастика для глаз. (Культиясов Ю.К., 1973).

Ушинский

В.Г.

(1999)

отмечает,

что

метод

работы

с

БКМ

имеет

положительную

сторону,

так

как

является

технической

подготовкой

спортсмена: обучение его технике действий и доведение сформированной

техники до необходимой степени совершенства. Также на высоком уровне

можно отрабатывать

тактические

комбинации,

приемы,

связки-двухходовки,

трехходовки

совместно с тренером против партнера, и прекрасная тренировка для подач.

Имеется также и отрицательная сторона, потому как если работу с БКМ

проводить

регулярно

в

тренировках,

то

спортсмен

младшего

возраста

привыкнет к безошибочному попаданию робота, и не сможет видеть заранее

приготовления соперника к отраженному мячу при игре на счет, и будет

смотреть только на свою половину стола, а не на сторону соперника, чтобы

готовиться

к

следующему

удару.

То

есть

будет

отсутствовать

сложный

мыслительный акт– вероятное прогнозирование: умение видеть на один или

несколько ходов вперед и передвижений соперника. (Ушинский В.Г. 1999).

По мнению Барчуковой В.Г., Богушас В.М., Матыцина О.В. (2006),

каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к

конкретным

требованиям,

обусловленным

особенностями

спортивной

тренировки. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они

строго

соответствовали

поставленным

задачам,

общедидактическим

принципам,

а

также

специальным

принципам

спортивной

тренировки,

возрастным

и

половым

особенностям

спортсменов,

их

квалификации

и

подготовленности.

Следует отметить, что такие важные качества технико-тактического

мастерства в настольном теннисе, как точность, стабильность и надежность,

которые

характеризуют

автоматизированность

и

освоенность

действий

и

требуют серьезного внимания в тренировочном процессе. А так как каждый

метод

имеет

право

на

существование

и

имеет

свои

преимущества

и

недостатки, то главная задача каждого из рассмотренных направлений и

подходов в формировании технико-тактического мастерства в настольном

теннисе

заключается

прежде

всего,

не

в

отрицании

других

концепций,

взглядов и подходов, а в обосновании и дальнейшей разработке современных

средств и методов (Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин 2006).

Применение метода БКМ на этапе начального обучения теннисистов.

Начальный этап подготовки в настольном теннисе начинается с 7 лет и

продолжается примерно 2-3 года – до 10 лет. Главными задачами данного

этапа являются развитие и совершенствование физических качеств, обучение

технике и теории игры. В процессе занятий также необходимо осваивать

элементарные знания по тактической подготовке (Барчукова Г.В., Богушас

В.М., Матыцин О.В.,2006).

Главной задачей технической подготовки в настольном теннисе, по

мнению

Барчуковой

Г.В.

и

других

авторов

(2006),

является

точное

и

правильное

изучение

основных

технических

приемов.

Решению

поставленной

задачи

в

учебно-тренировочном

процессе

помогает

метод

работы с БКМ.

Из бесед с ведущими тренерами, использующих в своей работе метод

БКМ, можно сказать, что он позволяет не только увеличивать моторную

плотность тренировок, но и способствует освоению технических элементов,

доводя

их

до

совершенства.

Следовательно,

появляется

точность

и

стабильность в игре. А это важно на начальном этапе обучения в настольном

теннисе. Тренера отмечают положительную сторону данного метода – метод

БКМ

позволяет

проводить

коррекцию

игровых

двигательных

действий

непосредственно при их выполнении.



В раздел образования