Автор: Легостаева Юлия Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "Большеокинская СОШ"
Населённый пункт: с. Большеокинское
Наименование материала: статья
Тема: "Девиантное поведение детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Девиантное поведение детей младшего школьного возраста
Автор: Легостаева Юлия Юрьевна, социальный педагог.
Введение В любом социальном обществе всегда существуют социальные
нормы принятые в данном обществе. Отклонение или несоблюдение этих
норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведе-
ние, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем. Оно все-
гда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы
не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые
девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нор-
мам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степе-
нью социального отклонения, я имею в виду, что может быть разное количе-
ство индивидов попадающих под определение «девианты».
Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время
действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом
обществе существует девиантное поведение.
Девиантное
(отклоняющееся)
поведение –
поступок,
деятельность
субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация
приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники,
аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в
обществе норм.
Девиация представляет собой процесс, в ходе которого можно выделить
несколько стадий:
1) формирование норм;
2) сущность норм;
3) совершение девиантного поступка;
4) признание поступка девиантным;
5) признание человека девиантом;
6) стигмация (навешивание «ярлыка» девианта);
2
7) следствия стигмации;
8) коллективные формы девиантного поведения.
Девиант —
индивид,
отличающийся
по
своим
лично стным
характеристикам
и
поведенческим
проявлениям
от
общепринятых
норм:
социальных,
психологических,
этнических,
педагогических,
возрастных,
профессиональных и прочих. [3]
Признаки девиантного поведения
1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не со-
ответствует
общепринятым
или
официально
установленным
социальным
нормам.
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают нега-
тивную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или
окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно
или аутодеструктивно.
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторя-
ющееся (многократное или длительное).
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направлен-
ностью личности.
6)
Девиантное
поведение
рассматривается
в
пределах
медицинской
нормы.
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дез-
адаптации.
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и воз-
растно-половое своеобразие. [3]
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5
лет.
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение
личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняю-
3
щее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождаю-
щееся социальной дезадаптацией.
Вывод: В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и
развития личности ребенка. Результаты его индивидуального развития ребен-
ка находятся во взаимосвязи с условиями окружающей среды: семьи, школы,
друзей и др. Девиации в поведении младших школьников еще не являются
устойчивыми. Они характеризуются изменчивостью и в большей степени
обратимостью. Почти каждый ребенок находится под влиянием семьи и шко-
лы, за исключением отдельных случаев. Но сама по себе школа не в силах из-
менить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Для
успешного решения проблемы девиаций детей необходимо своевременно вы-
являть самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ре-
бенка.
Список использованной литературы
1. Богданович В.И. Психокоррекции в повседневной жизни. - СПб.: Респекс,
2017.
2. Гуревич П.С. Психология. - М: Знание, 2015.
3. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении под-
ростков // Классный руководитель. - 2013. - №4.
4. Ромек В.Г., Копторович В. А., Крукович Я. И. Психологическая помощь в
кризисных ситуациях. СПб., 2014.
5. Слободчиков В.И, Е.И. Исаев, Психология человека, М.: Школа-Пресс,
2017.