Авторы: Елена Алексеевна Павлова, Константин Дмитриевич Павлов
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Малодубенская СОШ №7
Населённый пункт: Орехово-Зуево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по стране Имя существительное"
Раздел: среднее образование
План-конспект урока
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г. Орехово-Зуево
Павловой Елены Алексеевны
Тема: Путешествие по стране «Имя существительное»
Класс: 5 класс
Форма проведения: Путешествие
Цели:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-
конторольного
типа
и
реализации
коррекционной
нормы
(фиксирование
собственных
затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода
из затруднений);
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов
действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».
Задачи:
Предметные:
закрепить
основы
научных
знаний
об
имени
существительном;
сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи;
совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.
Метапредметные:
коммуникативные
УУД
(развить
умение
логично
и
правильно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации
основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные
УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую
цепь
рассуждений);
регулятивные
УУД
(развивать
умение
ставить
и
адекватно
формулировать
цель
деятельности,
планировать
последовательность
действий
и
при
необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные:
формировать
осознание
эстетической
ценности
русского
языка,
уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому
мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Ход урока
I.
Мотивирование к учебной деятельности
-
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
мы
с
вами
еще
раз
пройдем
по
стране
«Имя
существительное»,
вспомним
все
особенности
этой
части
речи,
повторим
правила
правописания, чтобы ненароком не обидеть жителей этого государства. Но прежде, чем
отправиться в путь, нам надо проверить нашу готовность к путешествию: багаж знаний и
маршрутный лист. В нем есть отдельная графа для оценки ваших достижений на каждом
этапе нашего путешествия. А теперь самое время отправиться в путь!
II.
Актуализация
и
фиксирование
индивидуального
затруднения
в
учебном
действии
1. - Ребята, наша первая остановка – «Неразберихино».
Протянулся ряд вагонов зеленых,
Увлекая вдаль ребят смышленых.
Пассажир, просто так не сиди,
А в окно ты скорей посмотри!
Там дорога ухабов полна,
Так как спутались Имена.
Ты на станции этой сойди
И порядок быстрей наведи.
- Перед вами две улицы – улица Имен существительных собственных и улица Имен
существительных нарицательных. Их жители совершенно запутались, кто, где живет. Чтобы
им помочь, давайте постараемся ответить на вопросы мудреца (слайд 2).
•
Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных?
•
Чем гордятся собственные Имена существительные?
•
Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую?
Работа с интерактивной доской
-Ребята, давайте поможем жителям этих улиц. Слова распределены в две колонки. Соедините
линией слова, которые представляют собой верное словосочетание.
город
птица
пароход
орел
«Орел»
Орел
Работа осуществляется с последующей проверкой.
- Справились хорошо! Молодцы! Поставьте в маршрутном листе себе оценку. Продолжаем
наш путь!
2.
Перо в руке,
Огонь в душе –
Работа синтаксическая!
Ты выполняй и не робей,
Ведь настроение лирическое!
-
На
этой
станции
вам,
ребята,
необходимо
выполнить
следующее
задание
мудреца:
«Придумайте несколько предложений, в которых бы одно имя существительное выполняло
разные синтаксические функции».
Работа осуществляется с последующей проверкой.
- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на этой станции и проставьте результаты в
маршрутные листы.
3.
В глазах любопытство, колеса стучат -
Станция Одушевленности.
Ребята, конечно, слова различат
И разберутся в неопределенности.
-
Перед
вами,
ребята,
очередное
задание
мудреца:
«Найдите
в
тексте
и
выпишите
одушевленные и неодушевленные имена существительные в два столбика».
Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
Загудели: «У-у-у!
Мы поехали в Москву!»
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
А вверху грачи кричат
На ветвях березы.
Чельцов А.
Работа осуществляется с последующей проверкой.
-Ребята, не забудьте оценить свою работу на этом этапе нашего путешествия.
4. Физкультминутка
Пассажир, пассажир, умные глаза,
Ты давай не ленись, отдохнуть пора!
Потянись, поднимай руки высоко,
Если форма имеет единственное число,
Или приседай низко и легко,
Если форма имеет множественное число.
Учитель читает слова, учащиеся выполняют упражнения согласно заданию.
Ножницы, хлопок, простор, ворота, очки, детство, оттепель, тиски, цирк, хлопоты,
щавель, радость, чернила.
- Молодцы! Немного отдохнули, самое время продолжить наш путь.
5.
Добро пожаловать!
Станция Склонений
Здесь мы проверим
Ваших ряд умений.
-
Ребята,
вот
для
вас
новое
задание
старца:
«Вам,
юные
путешественники,
предстоит
написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен
существительных. Будьте внимательны!»
Диктант
Степь, демонстрация, постель, постелька, олень, дичь, брошюра, цыган, циркуль,
местность, ненастье, шепот, чувство, луч, камыш.
Ключ
3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2
- Ребята, проверьте правильность выполнения упражнения по ключу и поставьте себе оценку
в маршрутный лист.
- Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца: «Ребята,
подберите к существительным синонимы с основой на шипящую».
Ключ
•
Злак
•
Неправда
•
Доктор
•
Поддержка
•
Сила
•
Безветрие
•
Рожь
•
Ложь
•
Врач
•
Помощь
•
Мощь
•
Тишь
- Ребята, проверьте товарища по ключу. Полученные оценки проставьте в маршрутные листы.
6.
Ряд домов, пустые ставни…
Помогите сей же час!
Мудрый старец – ваш наставник
Даст задание для вас.
Задание мудреца: «Помогите жильцам – буквам Е и О заселиться именно в свои дома.
Вставьте пропущенные буквы согласно правилу «О/Е после шипящих в окончаниях имен
существительных».
•
Лугом, калачом, пейзажем, товарищем, лужей, тучей, лапшой, пшеницей, циркачом,
мячом, плечом, сушей, ландышем, кручей.
III. Рефлексия
- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы государства Имя существительное, вспомните
его
особенности
и
выполните
морфологический
разбор.
Верно
выполненное
задание
поможет
вам
стать
полноправным
гражданином
этой
страны,
ошибки
же
будут
свидетельствовать
о
том,
что
необходимо
продолжить
знакомство
с
именем
существительным как частью речи.
Перед вами карточки, выполните предложенное задание:
1. Спишите предложения, вставляя буквы и необходимые знаки препинания.
Скоро собач…нка выр…стет станет большой и сильной. Но я не забуду как этот
маленький комоч…к шерст… по…вился в нашей семье и зан…л место в моём
сердц…
2. Сделайте морфологический разбор существительного ( I вар. – собач…нка, II вар. –
шерст..):
I. ______________________________________________________________________________
II. Морфологич. признаки:
1. Пост.: _________________________________________________________________
2. Непост.: ________________________________________________________________
III. Синт. роль - __________________________________________________________________
По окончанию выполнения задания осуществляется взаимопроверка по ключу
IV. Домашнее задание
1)
Обязательное для всех:
повторение правил в разделе «Имя существительное», подготовка к тестовой работе
2) на выбор:
1 уровень: упр. _537
2 уровень: составление «Теста для друга» из 10 заданий на тему «Имя существительное»
3 уровень: составление текста с использованием слов с орфограммами «буквы О и Е
после
шипящих
и
Ц
в
суффиксах
и
окончаниях
существительных»,
«буквы
Е
И
в
безударных окончаниях существительных»
Методическая литература
1.
Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М. Дрофа, 2009 г.
2.
Сулицкая
Н.
М.
Творческая
работа
на
уроках
русского
языка
5
–
11
классы.
Нестандартные задания, рекомендации, уроки
Обоснование выбора технологии
Для
проведения
данного
урока
игровая
технология
выбрана
неслучайно.
Тема,
заключительная в блоке «Имя существительное», объемна, требует серьезного умственного
напряжения, сосредоточения внимания, чего от пятиклассников довольно трудно добиться.
Урок в форме игры – прекрасное решение проблемы. Ученики увлекаются деятельностью,
которую
им
предлагает
учитель,
реализуют
свои
потребности
в
игре
(и
учебные,
и
личностные), а сам игровой процесс обеспечивает активность каждого учащегося. Кроме
того, пятиклассники легко принимают поставленные перед ними учебно-познавательные
цели и задачи, нравственные установки и ценности, т. к. все это обуславливается правилами
игры; при выполнении игровых действий опираются на уже имеющиеся в их запасе знания,
умения, навыки.
Игровая
цель,
поставленная
перед
учениками,
задействует
их
личную
заинтересованность, волю, а значит и внимание, эмоциональное переживание за результат,
обеспечивает корректировку своих действий в ходе игры. Такое состояние поддерживается
самим ходом игры в течение всего урока, моментом соревнования, творческой атмосферой,
наличием вымышленных персонажей. Ключевым моментом в выборе данной технологии
явилась наглядность результатов – заполненный маршрутный лист (для этого урока).
Взаимопомощь
и
коллективная
оценка
игры
создают
на
уроке
благоприятную
атмосферу дружелюбности и совместного творчества.
Анализ урока
Данный урок является завершающим в изучении темы «Имя существительное». При
планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, предварительное
знакомство детей с понятием имя существительное как часть речи.
Урок проводился с применением игровой технологии.
На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный,
частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная,
самостоятельная.
На
протяжении
урока
осуществлялась
актуализация
знаний
в
игровой
форме
с
последующей
самопроверкой,
взаимопроверкой
и
самооценкой,
что
позволило
ребятам
самим оценить свою подготовку по теме на сегодняшний день.
При закреплении изученного материала были использованы: мультимедиа-проектор,
компьютер,
схемы,
работа
с
учебником.
Для
пробуждения
интереса
к
изучению
темы
использовались
различные
приемы
и
методы:
практический,
словесно
–
наглядный,
демонстрационный.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение,
диалог, творческое письмо.
Закрепление
изученного
материала
было
дано
в
форме
различных
заданий,
оформленных
в
игровые
задачи:
творческие
задания
на
разных
языковых
единицах,
предупредительный
осложненный
диктант,
аналитическая
работа
с
текстом,
распределительный диктант. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была
организована в форме индивидуальной работы, что позволило для каждого ученика сделать
личностно-значимыми
учебно-познавательные
цели,
нравственные
установки.
За
урок
учащиеся получили положительные оценки.
Применение на уроке рабочих карточек позволило сэкономить время на списывании
слов и предложений.
Чередование
и
смена
видов
деятельности
в
игре
обеспечивали
поддержание
работоспособности и активности учащихся на уроке.
Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся и успешной
работе по одному из элементов темы.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися.
Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя, ведь в
рамках игровой технологии отношения между учеником и учителем обретают партнерский
характер. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
В конце урока был подведен итог работы над темой, благодаря наглядному результату
игры проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Выбранная
мною
структура
урока
и
его
содержание,
технология
проведения
рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Задачи урока реализованы, программные требования учтены.
Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное
общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.