Автор: Зверева Надежда Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ "Катайский детский дом"
Населённый пункт: город Катайск Курганской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие - экскурсия как форма организации нестандартного обучения.
Раздел: дополнительное образование
Номинация «Профориентация на практике»
Методическая разработка
Тема: Занятие - экскурсия как форма организации нестандартной формы
обучения.
Авторы: Зверева Надежда Владимировна
Данилова Надежда Николаевна
Должность и место работы авторов:
Социальные педагоги ГБУ «Катайский детский дом»
Адрес учреждения:
641703 Курганская область, город Катайск, улица Островского, дом 4
Телефон:
8(35251) 2-29-33, 2-31-88
Оглавление
Аннотация
Методические особенности занятия
Тематическое планирование занятия
План экскурсии
Ход занятия –экскурсии
Заключение
Аннотация
Методическая разработка занятия- экскурсии предназначена для учащихся 9
класса (выпускников) в учебное заведение Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и
технологий» на «День открытых дверей».
Занятие экскурсия как форма организации нестандартной формы обучения
объединяет учебный процесс с реальной жизнью, обеспечивает обучающим через
непосредственные наблюдения знакомство с профессиями, стимулирует
познавательную активность.
Экскурсия- это
форма организации учебно - воспитательного процесса
позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью и позволяет
учащимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных или
искусственно созданных условиях.
Методические особенности занятия
Данное занятие является одним из заключительных занятий по программе по
профориентации.
Экскурсия организуется на «День открытых дверей» в ГБП ОУ «Курганский
техникум сервиса и технологий», где обучаемые могут познакомиться с
особенностями учебного процесса техникума, посетить мастер –классы и
познакомится с профессиями:
- Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;
- Продавец, контролер – кассир;
- Технология продукции общественного питания;
- Повар, кондитер;
- Официант, бармен;
- Технология мяса и мясных продуктов;
- Оператор процессов колбасного производства;
- Парикмахерское искусство;
- Парикмахер;
- Оператор швейного оборудования.
В методике проведения экскурсии выделяют три блока:
а) подготовку экскурсии;
б) выход обучаемых к изучаемым объектам и усвоение(закрепление) учебного
материала по теме занятия;
в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
В системе урока экскурсии выполняются ряд дидактических функций:
- реализуется принцип наглядности обучения;
- повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с
практикой;
- расширяется технологический кругозор обучаемых; им
предоставляется
возможность наблюдать реальное производство по профессиям в
виде мастер – класса.
Тематическое планирование занятия.
№ темы.
Тема занятия.
Краткое содержание материала.
Кол-во час.
Действие преподавателя.
Действие обучаемых.
Цель занятия: раскрыть содержание профессий учебного заведения,
сориентировать воспитанников на профессиональное и
личностное
самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный
путь с учётом потребности рынка труда.
Тема занятия: Экскурсия в учебное заведение.
Задачи:
1. Познакомить с выбранными профессиями.
2. Формировать интерес к выбранной профессии.
3. Развивать мышление, представление знаний по выбранным профессиям.
Подготовительная работа.
Создать презентацию с и
спользуя Интернет-ресурсы
по темам:
- «Моя выбранная профессия».
- «ВУЗ, в который я поступаю».
- «Набор специальностей ВУЗа».
- «Условия поступления».
- «Трудоустройство после ВУЗа».
План экскурсии.
1.
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятия – экскурсии и
вне учебного заведения.
2.
Экскурсия.
3.
Подведение итогов занятия -экскурсии
4.
Домашнее задание.
Планируемый результат.
Процессом профессиональной деятельности является процесс социально-
профессионального самоопределения человека:
- сформировать положительное отношение к труду;
- уметь соотносить требования, предъявляемые профессией, с
индивидуальными качествами;
- уметь анализировать свои возможности и способности.
Формы работы:
- словесные (беседа);
- наглядные;
- практические (создание презентаций).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сообщение обучаемым о экскурсии в учебное заведение.
II. Инструктаж по технике безопасности.
При проведении занятий-экскурсии и вне учебного заведения с занесением в
журнал.
Преподаватель знакомит обучаемых с правилами поведения в учебном заведении,
правилами поведения на улице, обучаемые расписываются в журнале по технике
безопасности.
III. Актуализация опорных знаний.
Сообщения обучаемым о выбранных профессиях и представление презентаций.
Сообщение преподавателя:
Есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Для того, чтобы
наглядно увидеть выбранную вами профессию мы отправимся на экскурсию
в
учебное заведение ГБ ПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий» на
«День открытых дверей», познакомиться с особенностями учебного процесса
техникума, познакомится с профессиями и посетить мастер –классы.
IV. Экскурсия.
Экскурсия проводится в учебное время в течении 2 -2, 5 часов.
Экскурсию проводят преподаватель совместно с обучаемыми учебного заведения.
V. Подведение итогов урока
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с
обучаемыми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное разделу,
выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и
предварительные оценки обучаемых.
VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение о экскурсии.
Заключение.
Занятия-экскурсии позволяют обучаемым ориентироваться в промышленной
среде, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми
предметами с ранее пройденным материалом, способствуя формированию
навыков самостоятельного изучения окружающей действительности, помогает
смоделировать дальнейший жизненный путь с учётом потребности рынка труда.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
«День открытых дверей»
7 апреля 2019 года будущие выпускники ГБУ Катайского детского дома
посетили Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий»
Цель данного мероприятия состояла в помощи выпускникам школ в выборе
будущей профессии, а также знакомство с историей КТСиТ, его традициями,
профессиями и специальностями.
Познакомились с оснащением учебных кабинетов и лабораторий, со спецификой
обучения в техникуме.
Обучаемые с интересом слушали выступления мастеров производственного
обучения, студентов техникума и принимали участие в предлагаемых
практических занятиях, дегустировали мясную продукцию, закуски,
приготовленные и оформленные своими руками, участвовали в викторине, где
призом было кондитерское изделие, созданное и приготовленное будущими
технологами.
В конце мероприятия абитуриенты снова встретились в актовом зале, где
заполнили анкеты и поделились своими впечатлениями об увиденном в
техникуме. . Интересовались вопросами общежития, размером стипендии,
условиями обучения. Все получили исчерпывающие ответы.
Посетили мастер – классы и познакомились с такими профессиями:
- Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
- Продавец, контролер – кассир
- Технология продукции общественного питания
- Повар, кондитер
Официант, бармен
- Технология мяса и мясных продуктов
- Оператор процессов колбасного производства
- Парикмахерское искусство
- Парикмахер
- Оператор швейного оборудования
Будущие выпускники определились с выбором своей профессии и поездкой
остались довольны.
Социальные педагоги:
Зверева
Н.В.
Данилова Н.Н.