Напоминание

"Формирование духовно-нравственных ценностей у обущающихся ДЮСШ в процессе спортивной подготовки"


Автор: Пахомова Надежда Андреевна
Должность: старший тренр-преподаватель по художественной гимнастике
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСШ" МО "Мирнинский район"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия г.Мирный
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей у обущающихся ДЮСШ в процессе спортивной подготовки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование духовно-нравственных ценностей у

обущающихся ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального

статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе

дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-

правовых документах деятельности детско-юношеских спортивных школах

Республики Саха (Якутия).

Одной из приоритетных задач образования сегодня является

сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них

установки на здоровый образ жизни и ответственность за свое здоровье.

В решении этих задач, несомненно, важная роль отводится физической

культуре и спорту. Место физической культуры и спорта в жизни общества

во многом определяется той ролью, которую играют в общественном

развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность,

соответствующие знания и умения, возможности развития личностных и

профессиональных качеств. Физическая культура и спорт развивают

физические, эстетические и нравственные качества личности, способствуют

профилактике заболеваний, организации досуга. Активный отдых детей и

подростков отвлекает их от употребления психоактивных и наркотических

Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской

спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование

здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и

нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения

спортивных результатов каждого обучающегося.

Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской

спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование

здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и

нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения

спортивных результатов каждого обучающегося

Необходимость о значимости духовно-нравственного воспитания

будущих спортсменов продиктована современной социокультурной

ситуацией в системе детского спорта и образования в целом, а также с

учетом того, что в подростковом возрасте молодые люди не умеют быстро и

объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не

сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации,

выбора правильного решения при общении с соперниками и др.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является

новым для подготовки юных спортсменов. Проблема духовности при всех ее

многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время духовно-

нравственное воспитание нуждается в разработке целостного подхода,

выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления традиции

преемственности поколений, традиционных ценностей, актуализации

воспитывающего потенциала содержания образования (Л.И. Аманбаева, В.В.

Находкин, И.А. Черкашин).

Совершенствование работы, тренеров-педагогов по

формированию духовно-нравственных качеств юных спортсменов особенно

важно в ДЮСШ с учетом того, что данный возраст является наиболее

ранимым.

Анализ содержания учебных программ и секций по видам спорта в

системе дополнительного образования выявляет чересчур общий

декларативный характер выдвигаемых воспитательных задач, духовно-

нравственная воспитания с учетом региональных особенностей у будущих

спортсменов в системе дополнительного образования не получает

конкретного выражения в работе, например, детско-юношеских спортивных

школ (ДЮСШ) Республики Саха (Якутия). Данные анкетирования показали,

что на сегодняшний день воспитательная функция ДЮСШ в качестве ее

ведущей функции признается немногими, более чем у половины – у 60%

тренеров выявлено неоднозначное видение цели воспитания, его

содержания, а также вклад разных школьных предметов в духовно-

нравственном развитии школьников-спортсменов. Ответы родительской

общественности позволили установить, что всего лишь 20% родителей

придают системе дополнительного образования воспитательное значение.

Анкетирование показало, что современные родители заинтересованы в

интеллектуализации учебного процесса, развитии лидерских качеств,

творческих способностей детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое

внимание к воспитательной роли дополнительного образования является

недостаточным, выявлена несогласованность педагогических устремлений

семьи и школы.

Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание в системе

подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный

характер. Оно бесспорно опирается

нацеленность на развитие и

формирование у юных спортсменов способность воспринимать эстетическую

красоту; уважительного отношения к учебно-тренировочной деятельности и

ее

результатам; выполнения своих обязанностей во время тренировки и

соревновательной деятельности;

воспитание этических норм поведения,

отношения: к другим людям; требовательность и поддержка, заботливое

отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим; чувство

собственного достоинства; честность, доброта, скромность, простота,

чувство общественного долга.

Следует отметить, что в современных условиях развития детского

спорта в Якутии необходимо обеспечить усвоение юными спортсменами

этнокультурных

традиций,

духовных

ценностей

этносоциума

и

общечеловеческой культуры - культуры мирового спорта.

С этой позиции содержание духовно-нравственного развития юных

спортсменов в системе дополнительного образования необходимо

осуществить в аспекте:

- воспитание юного спортсмена в тесной связи с его национальными

корнями, с учетом уважения к языку общения;

- воспитание юному спортсмену к приобщению национальной и

мировой культурам;

- воспитание юных спортсменов в духе уважения и любви к Отечеству

и малой Родине.



В раздел образования