Автор: Пахомова Надежда Андреевна
Должность: старший тренр-преподаватель по художественной гимнастике
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСШ" МО "Мирнинский район"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия г.Мирный
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей у обущающихся ДЮСШ в процессе спортивной подготовки"
Раздел: дополнительное образование
«Формирование духовно-нравственных ценностей у
обущающихся ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»
В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального
статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе
дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-
правовых документах деятельности детско-юношеских спортивных школах
Республики Саха (Якутия).
Одной из приоритетных задач образования сегодня является
сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них
установки на здоровый образ жизни и ответственность за свое здоровье.
В решении этих задач, несомненно, важная роль отводится физической
культуре и спорту. Место физической культуры и спорта в жизни общества
во многом определяется той ролью, которую играют в общественном
развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность,
соответствующие знания и умения, возможности развития личностных и
профессиональных качеств. Физическая культура и спорт развивают
физические, эстетические и нравственные качества личности, способствуют
профилактике заболеваний, организации досуга. Активный отдых детей и
подростков отвлекает их от употребления психоактивных и наркотических
Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской
спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование
здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и
нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения
спортивных результатов каждого обучающегося.
Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской
спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование
здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и
нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения
спортивных результатов каждого обучающегося
Необходимость о значимости духовно-нравственного воспитания
будущих спортсменов продиктована современной социокультурной
ситуацией в системе детского спорта и образования в целом, а также с
учетом того, что в подростковом возрасте молодые люди не умеют быстро и
объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не
сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации,
выбора правильного решения при общении с соперниками и др.
Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является
новым для подготовки юных спортсменов. Проблема духовности при всех ее
многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время духовно-
нравственное воспитание нуждается в разработке целостного подхода,
выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления традиции
преемственности поколений, традиционных ценностей, актуализации
воспитывающего потенциала содержания образования (Л.И. Аманбаева, В.В.
Находкин, И.А. Черкашин).
Совершенствование работы, тренеров-педагогов по
формированию духовно-нравственных качеств юных спортсменов особенно
важно в ДЮСШ с учетом того, что данный возраст является наиболее
ранимым.
Анализ содержания учебных программ и секций по видам спорта в
системе дополнительного образования выявляет чересчур общий
декларативный характер выдвигаемых воспитательных задач, духовно-
нравственная воспитания с учетом региональных особенностей у будущих
спортсменов в системе дополнительного образования не получает
конкретного выражения в работе, например, детско-юношеских спортивных
школ (ДЮСШ) Республики Саха (Якутия). Данные анкетирования показали,
что на сегодняшний день воспитательная функция ДЮСШ в качестве ее
ведущей функции признается немногими, более чем у половины – у 60%
тренеров выявлено неоднозначное видение цели воспитания, его
содержания, а также вклад разных школьных предметов в духовно-
нравственном развитии школьников-спортсменов. Ответы родительской
общественности позволили установить, что всего лишь 20% родителей
придают системе дополнительного образования воспитательное значение.
Анкетирование показало, что современные родители заинтересованы в
интеллектуализации учебного процесса, развитии лидерских качеств,
творческих способностей детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое
внимание к воспитательной роли дополнительного образования является
недостаточным, выявлена несогласованность педагогических устремлений
семьи и школы.
Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание в системе
подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный
характер. Оно бесспорно опирается
нацеленность на развитие и
формирование у юных спортсменов способность воспринимать эстетическую
красоту; уважительного отношения к учебно-тренировочной деятельности и
ее
результатам; выполнения своих обязанностей во время тренировки и
соревновательной деятельности;
воспитание этических норм поведения,
отношения: к другим людям; требовательность и поддержка, заботливое
отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим; чувство
собственного достоинства; честность, доброта, скромность, простота,
чувство общественного долга.
Следует отметить, что в современных условиях развития детского
спорта в Якутии необходимо обеспечить усвоение юными спортсменами
этнокультурных
традиций,
духовных
ценностей
этносоциума
и
общечеловеческой культуры - культуры мирового спорта.
С этой позиции содержание духовно-нравственного развития юных
спортсменов в системе дополнительного образования необходимо
осуществить в аспекте:
- воспитание юного спортсмена в тесной связи с его национальными
корнями, с учетом уважения к языку общения;
- воспитание юному спортсмену к приобщению национальной и
мировой культурам;
- воспитание юных спортсменов в духе уважения и любви к Отечеству
и малой Родине.