Автор: Фролова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель театральных дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония" г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: "Дыхание как основа звучащей речи"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
детская школа искусств «Гармония» г. Пензы
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Дыхание как основа звучащей речи»
Подготовила:
преподаватель отделения
«Театральное искусство»
МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы
Фролова Т.В.
Пенза, 2019
Дыхание является основой силы голоса, его полетности. К сожалению,
из-за малоподвижного образа жизни дыхательная система ослабевает, а сила
голоса теряет свою мощь. Поэтому необходимо уделять особое внимание
упражнениям на развитие и постановку дыхания, на занятиях сценической
речи. Правильное речевое дыхание
является основой звучащей речи. Оно
обеспечивает
нормальное
голосозвукообразование,
сохраняет
плавность
и
музыкальность
речи.
Что
является
одним,
из
необходимых
факторов
звучащей речи со сцены. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что
дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть
длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально
окрашенным.
Очень
часто
у
детей
возникают
сложности
с
речевым
дыханием. Это обусловлено:
дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое;
слабый вдох и выдох приводит к тихой речи;
неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь;
неравномерное
распределение
воздуха
на
фразу,
добор
воздуха
в
середине слова;
торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.
Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и
носового
дыхания,
на
выработку
нижнереберного
типа
дыхания
при
активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного
выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним
слитность речи. Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи, при
этом они могут сочетаться с движениями.
• Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на
живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий
вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя
часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха
сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть
грудной клетки принимает прежнее положение).
• Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3
секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох
через рот.
Затем в эту работу включаются голосовые упражнения. После вдоха
через
нос
следует
медленный
выдох
с
одновременным
произнесением
согласных, гласных звуков, слогов:
• Ф__________ С___________ Ш___________
• Ф_______С_______ С_______Ш________ Ш________С________
• Ф_______С_______Ш________ и т.д.
• А_______ О_______ У_______ И_______ Э_______ Ы_______
• А_______О_______ О_____У______ У_____И___ И___Э___ и т.д.
• А_____О_____У____ О____У_____И_____ И_____У_____Э_____ и т.д.
Постепенно
навыки
слитного
произнесения
слогов
переносятся
на
слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может
меняться ритм и темп речи.
• па папа папапа папапапа папапапапапа.......
• папу папопу папопупи папопупипэ папопупипэпы.......
• папапопо папапопоппупу папапопопупупипи......... и т.д.
• Произведите счет на одном выдохе: 1,2,3 ; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5.... и т.д.
• Перечисление дней недели на одном выдохе (также как и при счете)
• Перечисление названий месяцев.
• Проговаривание предложений, скороговорок.
2
Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два
Егорка,.. три Егорка…
• Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным
воспроизведением вдоха на паузах.
Репка
Посадил дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не
могут!
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-
потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за
репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
1 этап. Формирование неречевого дыхания:
формирование носового вдоха
формирование длительного выдоха
2 этап. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
3 этап. Формирование речевого дыхания (при проработанности первых).
1 этап.
Например, упражнения на формирование носового вдоха:
Игра «Кораблик»
Задача: формировать длительный носовой выдох.
Оборудование: тазик с водой, корабли из бумаги или пластмассы.
Ход игры: Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или
пластмассовый кораблик в тазике с водой.
3
Игра «Ароматные коробочки»
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: для проведения игры необходимо подготовить два
одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или
сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки ...).
Ход игры: Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого
набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой
тканью или марлей.
Игра «Отгадай по запаху»
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них
множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2
коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены
пакетиками с ванильным сахаром.
Ход игры:
Вариант А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую
коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора
взрослого.
Вариант Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в
определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в
той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала
мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.
Упражнения на формирование длительного выдоха:
Игра «Султанчик»
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Оборудование: султанчик (султанчик легко изготовить из яркой фольги или
новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик,
обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: мячик для понг-понга.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-
понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Перышко»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: ватный шарик/перышко.
Ход игры: Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный
шарик.
4
Игра «Занавесочка»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: бахрома из папирусной бумаги
Ход игры: Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
Игра «Кулиска»
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на
рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра,
фотографии, сюрприз) расположенных за “Кулисами”.
Ход игры: Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”,
провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
Игра «Ветерок»
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: листочки, цветочки из папиросной бумаги.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика,
веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги,
как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.
Игры на формирование комбинированного типа дыхания (носового вдоха и
ротового выдоха):
Игра «Пузырьки»
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания
(носовой вдох, ротовой выдох).
Оборудование: стакан, до половины наполненный водой, соломинка для
коктейля.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с
помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).
Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода
выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются
пузырьки).
Игра «Мотыльки»
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания
(носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к
нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины).
Ход игры: Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть
на мотылька определенного цвета или величины.
5
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
Красный мотылек взлетел . . . и т.п.
Игра «Воздушные шары»
Задача: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного
дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: воздушный шарик, игрушки (мишка, зайка, кукла)
Ход игры: Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который
находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к
мишке, кукле, зайке.
2 этап.
Игры на формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания:
На
втором
этапе
формирования
неречевого
дыхания
–
формировании
диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с 4-х лет, так как
именно
к
этому
возрасту
организм
«созревает»
для
саморегуляции
и
самоконтроля. В нашем случае предлагаем упражнение:
Игра «Покачай игрушку»
Задача: формировать диафрагмальное дыхание.
Оборудование: кушетка/диванчик, мягкая игрушка.
Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую
мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка
стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и
игрушка опускается. Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.
3 этап. Формирование речевого дыхания (при проработанности первых).
Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их
произносит)
На одном выдохе 1,2,3 … слогов.
Произношение 1,2,3… слов.
Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая
логические паузы. Например, игры и упражнения:
Упражнение «Отгадай, кто позвал»
Задача: формирование длительного фонационного выдоха.
Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки).
Ход: Взрослый заранее обговаривает с детьми, какому предмету, какой звук
принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном
выдохе
произносит
звук
соответствующий
какому-либо
предмету,
а
остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал”.
6
Игра «У кого длиннее звук (слог)?»
Задача: формирование речевого выдоха.
Ход игры: Дети произносят на одном выдохе звук (слог).
Игра «Назови картинки»
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 5 предметных картинок.
Ход игры:
Вариант
А.
Взрослый
раскладывает
перед
ребенком
3-5
картинок
и
предлагает их назвать на одном выдохе.
Вариант
Б. Взрослый
раскладывает
перед
ребенком
3-5
картинок
и
предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка
назвать картинки по памяти на одном выдохе.
Вариант В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на
одном выдохе.
Игра «Повтори предложение» / пословицу (поговорку)
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ход
игры:
Взрослый
произносит
предложение,
пословицу
(поговорку),
ребенок на одном выдохе.
Игры «Мой веселый звонкий мяч»
«Кто больше скажет без передышки»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ход игры: Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце
каждой фразы ударяет мячом о пол.
Исходя из опыта работы, систематически выполняя ряд этих упражнений,
можно добиться позитивной динамики звучащей речи.
В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его
проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания.
Управляя дыханием, мы управляем всем телом».
7