Напоминание

"Комплекс упражнений для активации и организации игрового аппарата начинающих пианистов"


Автор: Ефанова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п.Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Комплекс упражнений для активации и организации игрового аппарата начинающих пианистов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Тема «Комплекс упражнений для активации и организации игрового

аппарата начинающих пианистов»

Составитель: преп. ДМШ

Т.И. Ефанова

п. Мирный

2016-2017 уч. год

План

открытого урока

по специальности фортепиано

преподавателя Т.И. Ефановой

с учащейся 3 класса С*** Алиной

Дата проведения: 20 января 2017 г.

Посетившие урок: преподаватели ФПО и ОНИ.

Тема

урока:

«Комплекс

упражнений

для

активации

и

организации

игрового аппарата начинающих пианистов».

Цель урока: развитие игрового аппарата и приобретение первоначальных

пианистических навыков.

Задачи урока:

1.

Освобождение корпуса;

2.

Развитие координации, ловкости рук;

3.

Развитие мелкой мускулатуры и независимости пальцев;

4.

Изучение клавиатуры, аппликатуры;

5.

Закрепление знаний о штрихах, динамике.

Структура урока:

1. Организационная

часть

(подготовка

к

уроку,

постановка

цели,

объяснение задачи и т.д.).

2. Основная

часть:

предлагаемые

упражнения

активизируют

и

укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они

помогают

укрепить

осанку

и

правильные

взаимодействия

всех

частей

игрового аппарата.

Упражнения для освобождения всего тела:

1. Стоим

прямо,

руки

свободно

опущены.

Раскачиваем

руки,

то

наклоняясь вперед, то выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).

2. Из положения стоя (руки в стороны) бросаем руки вниз и даем им

свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).

3. Из положения стоя (руки вперед) поднимаем кисти рук вверх (листья

растут) и свободно бросаем их вниз (осенью листья опадают).

Упражнение для освобождения мышц шеи:

Смотрим влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз

(лужи на дорожке).

Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):

1.

Руки имитируют движения кисточки (красим забор);

2.

Вращение запястья (рисуем кружочки);

3.

Супинация и пронация (открываем калитку ключом).

Упражнения

для

развития

координации

движений,

ловкости,

быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев

(все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, из руки в руку):

1. Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачиваем от плеча (качаем птичку

в

гнездышке),

в

верхней

точке

слегка

разжимаем

пальцы

(птенчик

выглядывает из гнезда);

2. То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко,

но птенчик все равно выглядывает);

3. Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от

плеча вперед ловим (птичка ловит мошек);

4. Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения

мяча;

5. То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением.

Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:

1. Ладони

расслаблены,

пальцы

выпрямлены.

Собираем

руку

в

свод

(голодная и сытая кошка);

2.

Кисть

поднимаем

вверх

и

свободно

бросаем

вниз

на

подушечки

(кошка зевает);

3. Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует ноготки);

4. Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки

(свод)

быстрым

движением

отбрасываем

пальцы

в

сторону

и

обратным

движением собираем их в прежнее положение (кошка фыркает);

5. Из положения собранной руки разводим пальцы в стороны, не отрывая

подушечек от стола (кошка ленится).

Упражнение для нахождения правильной опоры:

Предплечье

руки

находится

на

крышке

инструмента,

опора

с

локтя

плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается).

Развитие

независимости

пальцев

(при

этом

повторяются

номера

пальцев):

1. Ладонь

на

крышке,

пальцы

выпрямлены,

по

очереди

поднимаем

прямые пальцы (мышки поднимают головки);

2. Исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая

подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);

3. Каждым

пальцем,

прижимая

подушечку

к

крышке

инструмента,

рисуем кружочки (мышки принюхиваются);

4. Пальцы

на

губке.

Поочередно

медленным

движением

пальца

прижимаем губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают

корешки);

5. Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при

этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик).

Упражнения на клавишах (изучение клавиатуры, развитие координации

движений, знакомство со штрихами):

1. Радуга. Правой и левой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву

2,3,4 пальцами, опора в подушечку (non legato);

2. То же самое, но по звукоряду через октаву (non legato);

3. Правой

по

нотам

по

линейкам

скрипичного

ключа,

левой

по

линейкам басового ключа (веселые капельки, штрих staccato);

4. На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая догоняет

правую (опора в правой руке), вниз – правая догоняет левую (опора в левой

руке).

Упражнения на legato:

1. Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише,

затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4, 4-5 вверх и вниз (сели – встали);

2. Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д.

вверх и вниз (повороты);

3. Подготовка

позиционной

игры.

Правая

рука

от

ноты

«фа»

1,2,3,4

палец, от ноты «до» 1,2,3 вверх, и вниз от «си» и «ми» соответственно. Левая

рука вниз от «соль» 1,2,3,4, от ноты «до» - 1,2,3 и вверх от «ре» и «ля»

соответственно (гуси, гуси, га-га-га).

Упражнения

для

развития

координации

рук

( п о в т о р е н и е

длительностей: два барабанщика).

Исполнение произведений из сборника «Тик – так» (ансамбли малышам

составитель Л. Фигуровская): «Крылатые качели, марш, к нам новая книга

идет».

Закрепление знаний о динамике (forte,

piano,

crescendo,

diminuendo),

развитие чувства ритма, исполнение «настоящей музыки».

Формы работы:

словесные (объяснения, беседа, комментарии);

практические (показ преподавателя на инструменте, анализ).

Методы работы:

Сравнение;

Противопоставление.

Характеристика ученицы

Алине – 12 лет. Она имеет отличные музыкальные данные и общее

развитие.

Девочка

любознательная,

эрудированная,

добросовестная.

Самостоятельно умеет разбирать незнакомые произведения, хорошо читает с

листа, быстро запоминает текст. Программный материал гораздо выше ее

класса.

Используемая литература

1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», изд. Сов. Композитор,

М. 1985 г.

2. А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков»,

изд. Музыка, Л. 1985 г.

Преподаватель ФПО Т.И. Ефанова ____________



В раздел образования