Автор: Ефанова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п.Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Комплекс упражнений для активации и организации игрового аппарата начинающих пианистов"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Тема «Комплекс упражнений для активации и организации игрового
аппарата начинающих пианистов»
Составитель: преп. ДМШ
Т.И. Ефанова
п. Мирный
2016-2017 уч. год
План
открытого урока
по специальности фортепиано
преподавателя Т.И. Ефановой
с учащейся 3 класса С*** Алиной
Дата проведения: 20 января 2017 г.
Посетившие урок: преподаватели ФПО и ОНИ.
Тема
урока:
«Комплекс
упражнений
для
активации
и
организации
игрового аппарата начинающих пианистов».
Цель урока: развитие игрового аппарата и приобретение первоначальных
пианистических навыков.
Задачи урока:
1.
Освобождение корпуса;
2.
Развитие координации, ловкости рук;
3.
Развитие мелкой мускулатуры и независимости пальцев;
4.
Изучение клавиатуры, аппликатуры;
5.
Закрепление знаний о штрихах, динамике.
Структура урока:
1. Организационная
часть
(подготовка
к
уроку,
постановка
цели,
объяснение задачи и т.д.).
2. Основная
часть:
предлагаемые
упражнения
активизируют
и
укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они
помогают
укрепить
осанку
и
правильные
взаимодействия
всех
частей
игрового аппарата.
Упражнения для освобождения всего тела:
1. Стоим
прямо,
руки
свободно
опущены.
Раскачиваем
руки,
то
наклоняясь вперед, то выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).
2. Из положения стоя (руки в стороны) бросаем руки вниз и даем им
свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).
3. Из положения стоя (руки вперед) поднимаем кисти рук вверх (листья
растут) и свободно бросаем их вниз (осенью листья опадают).
Упражнение для освобождения мышц шеи:
Смотрим влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз
(лужи на дорожке).
Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):
1.
Руки имитируют движения кисточки (красим забор);
2.
Вращение запястья (рисуем кружочки);
3.
Супинация и пронация (открываем калитку ключом).
Упражнения
для
развития
координации
движений,
ловкости,
быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев
(все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, из руки в руку):
1. Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачиваем от плеча (качаем птичку
в
гнездышке),
в
верхней
точке
слегка
разжимаем
пальцы
(птенчик
выглядывает из гнезда);
2. То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко,
но птенчик все равно выглядывает);
3. Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от
плеча вперед ловим (птичка ловит мошек);
4. Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения
мяча;
5. То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением.
Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:
1. Ладони
расслаблены,
пальцы
выпрямлены.
Собираем
руку
в
свод
(голодная и сытая кошка);
2.
Кисть
поднимаем
вверх
и
свободно
бросаем
вниз
на
подушечки
(кошка зевает);
3. Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует ноготки);
4. Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки
(свод)
быстрым
движением
отбрасываем
пальцы
в
сторону
и
обратным
движением собираем их в прежнее положение (кошка фыркает);
5. Из положения собранной руки разводим пальцы в стороны, не отрывая
подушечек от стола (кошка ленится).
Упражнение для нахождения правильной опоры:
Предплечье
руки
находится
на
крышке
инструмента,
опора
с
локтя
плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается).
Развитие
независимости
пальцев
(при
этом
повторяются
номера
пальцев):
1. Ладонь
на
крышке,
пальцы
выпрямлены,
по
очереди
поднимаем
прямые пальцы (мышки поднимают головки);
2. Исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая
подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);
3. Каждым
пальцем,
прижимая
подушечку
к
крышке
инструмента,
рисуем кружочки (мышки принюхиваются);
4. Пальцы
на
губке.
Поочередно
медленным
движением
пальца
прижимаем губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают
корешки);
5. Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при
этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик).
Упражнения на клавишах (изучение клавиатуры, развитие координации
движений, знакомство со штрихами):
1. Радуга. Правой и левой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву
2,3,4 пальцами, опора в подушечку (non legato);
2. То же самое, но по звукоряду через октаву (non legato);
3. Правой
по
нотам
по
линейкам
скрипичного
ключа,
левой
–
по
линейкам басового ключа (веселые капельки, штрих staccato);
4. На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая догоняет
правую (опора в правой руке), вниз – правая догоняет левую (опора в левой
руке).
Упражнения на legato:
1. Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише,
затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4, 4-5 вверх и вниз (сели – встали);
2. Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д.
вверх и вниз (повороты);
3. Подготовка
позиционной
игры.
Правая
рука
от
ноты
«фа»
1,2,3,4
палец, от ноты «до» 1,2,3 вверх, и вниз от «си» и «ми» соответственно. Левая
рука вниз от «соль» 1,2,3,4, от ноты «до» - 1,2,3 и вверх от «ре» и «ля»
соответственно (гуси, гуси, га-га-га).
Упражнения
для
развития
координации
рук
( п о в т о р е н и е
длительностей: два барабанщика).
Исполнение произведений из сборника «Тик – так» (ансамбли малышам
составитель Л. Фигуровская): «Крылатые качели, марш, к нам новая книга
идет».
Закрепление знаний о динамике (forte,
piano,
crescendo,
diminuendo),
развитие чувства ритма, исполнение «настоящей музыки».
Формы работы:
словесные (объяснения, беседа, комментарии);
практические (показ преподавателя на инструменте, анализ).
Методы работы:
Сравнение;
Противопоставление.
Характеристика ученицы
Алине – 12 лет. Она имеет отличные музыкальные данные и общее
развитие.
Девочка
любознательная,
эрудированная,
добросовестная.
Самостоятельно умеет разбирать незнакомые произведения, хорошо читает с
листа, быстро запоминает текст. Программный материал гораздо выше ее
класса.
Используемая литература
1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», изд. Сов. Композитор,
М. 1985 г.
2. А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков»,
изд. Музыка, Л. 1985 г.
Преподаватель ФПО Т.И. Ефанова ____________