Напоминание

Мир профессий


Автор: Данилова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Детский дом"
Населённый пункт: Город Орск Оренбургская Область
Наименование материала: Конспект занятия с презентацией
Тема: Мир профессий
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мир профессий.

Цель дидактическая: Активизация процесса профессионального

самоопределения.

Задачи:

расширить знания подростков о мире профессий;

формировать положительное отношение к осознанному,

профессиональному выбору

стимулировать размышления подростка о собственных перспективах

личностного самоопределения;

Цель коррекционная: Развитие навыков познавательной активности;

побуждение к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, объяснительно-

иллюстративный, практический, игровой.

Форма проведения: познавательный час с элементами тренинга.

Оформление, наглядность: плакаты с высказываниями высказывания

известных людей, выставка брошюр по профориентации.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал.

Подготовительная работа с детьми: диагностика по методике академика

Евгения Александровича Климова, знакомство с новыми профессиями на

рынке труда.

План:

1.Вводная часть.

1.1. Организационный момент. Упражнение «Приветствие».

1.2.Введение в тему. Вводная интерактивная беседа.

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Закончи предложения».

2.2. Игра «Визитка».

2.3.Упражнение «Рука судьбы».

2.4. Информационный блок «Самый лучший выбор».

2.5. Практическая работа. Решение проблемных ситуаций.

2.6. Информационный блок «Типы профессий».

2.7. Игра «Кто больше знает профессий?»

2.8. Презентация «Ярмарка профессий».

1

2.9. Тестирование.

3. Заключительная часть.

3.1. Итог.

3.2. Рефлексия.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте! Обычно встречи начинаются с приветствия.

Инструкция: Давайте поприветствуем друг друга. Скажем друг другу

добрые пожелания.

А теперь я попрошу поднять руки ладонями вверх ко мне тех девочек,

которые настроены на активную работу на этом занятии.

1.2.Введение в тему. Вводная интерактивная беседа.

Сегодня я хочу начать наш разговор с демонстрации высказываний

известных людей. Прочитайте их внимательно и сделайте вывод, о чём

сегодня пойдёт разговор? Какова тема нашего занятия? (дети отвечают).

- Правильно. Речь пойдёт о профессиях. Тема нашего занятия «Мир

профессий».

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь

в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как

в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существует профессий. И

очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит

очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и

счастье в жизни. Недаром считают, что, выбирая профессию, человек

выбирает свою судьбу.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, к

тому, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно

во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих,

подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, посмотрите, какие

мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, чтобы

заработать на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой:

"Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали

различные ответы на заданный вопрос.

- Почему? (Отвечают девочки).

Вывод: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и

той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время

развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди

2

относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и

радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

- Как вы думаете, почему? (Отвечают девочки).

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не

отвечающей интересам, склонностям, способностям человека.

- Что же такое выбор? (ответы детей)

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

«Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое».

Следовательно, труд приносит радость и успех только тогда, когда он по

душе.

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Закончи предложения». Сейчас каждая группа получит

карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом

мы посмотрим, что у вас получилось.

1.

Люди работают ради…

2.

Настоящий труд – это…

3.

При выборе профессии люди часто не учитывают…

4.

В любом профессиональном труде самое важное…

5.

Счастье – это…

Девочки заканчивают предложения и записывают на листы бумаги.

(Записали, зачитали).

Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с

мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. (Дети читают)

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради

самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые

выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

Хочу - своё желание.

Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

Надо - потребности рынка труда.

4.В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их

применять на практике.

3

5.Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:

"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью

возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является

правильный выбор своей профессии. И эта проблема рано или поздно встаёт

перед любым человеком.

Что же такое профессия? На слайде 4 слова, которые имеют отношение к

профессиональной деятельности человека: профессия, специальность,

квалификация, должность.

- Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите,

насколько вы оказались близки к истине. Итак. (Дети читают)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства

для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Например, врач – профессия, а зубной врач, невролог или окулист –

специальность.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все

эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2.2. Игра «Визитка»

У меня на слайдах есть несколько визиток. На этих визитках кроме имени,

фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики.

Сможете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы

это проверим. (Дети дают ответы.)

Профессионализм, квалификация определяется не только категориями и

разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он

показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Он артист в своем

деле».

Профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид

человека, на его поведение, даже на характер. Но с другой стороны, есть

призвание, которое дается человеку от рождения. Говорят, что артистами,

учителями и врачами не становятся, а рождаются. А какое же у вас

призвание? Кем хотел бы стать каждый из вас?

2.3.Упражнение «Рука судьбы».

Сейчас мы с вами проведём упражнение «Рука судьбы».

Цель упражнения: показать воспитанницам последствия случайного выбора

профессии.

Инструкция: На отдельных листочках напишите профессию, которую каждая

из вас хочет выбрать. Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем,

затем, не глядя, вытягиваем их по одному из пакета. (Посмотреть на эмоции).

4

Итак, судя по вашим эмоциям, я вижу, что случайный выбор профессии

не так уж и нравится вам! То есть мы наглядно убедились в том, что выбор

профессии не должен быть случайным.

- Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора? (ответы)

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне

интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений,

путем проб и ошибок, а то и просто за компанию.

2.4. Информационный блок «Самый лучший выбор».

Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно

перебрать

все,

чтобы

найти

одну

-

единственную.

Профессиональное

самоопределение

-

от

слова

«предел»

-

граница.

Значит,

нужно

как-то

ограничить

круг

профессий,

из

которых

придется

выбирать.

Как

же

правильно выбрать профессию?

Вот что советуют психологи:

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (это

наше «хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для

этой

работы

качеств:

интеллектуальных,

физических,

психологических

(«могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда

(«надо»).

То есть мы с вами снова вернулись к понятиям, которые выражаются тремя

словами: хочу, могу, надо.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и

личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности

общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Значит, выбор профессии должен осуществляться на основе самооценки и

анализа составляющих «хочу» – «могу» - «надо».

2.5. Практическая работа. Решение проблемных ситуаций.

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. В

окружность «хочу» запишите ваши цели, жизненные планы - реальные,

конкретные, позитивные.

В

окружность

«могу»

вы

впишете

ваши

таланты,

способности,

возможности.

А в окружность «надо» - профессии, которые нужны на рынке труда

именно сейчас. Теперь отложите свои работы. Мы вернёмся к ним немного

позже.

Посмотрите рисунки на слайде. Каждый из этих рисунков означает вариант

выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть

небольшая

область

пересечения.

На

третьем

-

они

практически

5

накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения – это и

есть самый оптимальный выбор.

- Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте

определить, к какому рисунку относится описание:

— Жанна пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее

особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не

отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати,

таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об

этом пока не знают.

- К какому рисунку относится описание профессионального выбора?

— Полина хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с

неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с

детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах.

Она и решила стать воспитателем.

— Рома хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев,

читает книги по программированию, создал свой сайт. А информационные

технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Ромы оказался самым

удачным.

Вопросы для анализа проблемных ситуаций:

- Все ребята понимают, что выбрать профессию надо?

- Знает ли Жанна, чего она хочет?

- А что она может?

- Сможет ли она выбрать профессию по душе?

-У Полины выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор?

- Почему? - Чтобы вы посоветовали Жанне и Полине?

- Как же у Ромы получился такой удачный выбор?

6

А теперь вернёмся к вашим работам. Посмотрите, а какой вариант выбора

получился у вас? Проверяются несколько работ воспитанниц.

Анализируются.

2.6. Информационный блок «Типы профессий».

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные

разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по

методике академика Евгения Александровича Климова). Предварительно вы

уже выполнили этот тест на профориентацию. Раздаю тесты с результатами.

- Человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек - знаковая

система, человек - художественный образ.

2.7. Игра «Кто больше знает профессий?»

Назовите профессии, относящиеся к каждой группе.

2.8. Презентация «Ярмарка профессий».

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом

пользуются профессии секретаря-референта, программиста, менеджера по

продажам, помощника руководителя, системного администратора, главного

бухгалтера, специалистов по информационным технологиям.

В последнее время в России появились и новые профессии. Мы коротко

расскажем о некоторых из них.

Например:

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для

глобальной сети Интернет. (Рогожина Л.)

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность

компаний, оценивает ее успешность и эффективность. (Гельмендинова Т.)

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд

- и продвигает его на рынок. (Мазаева П.)

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные,

производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки

грузов

компании,

складской

логистик

занимается

организацией

хранения

продукции. (Палагина С.)

Маркетолог -

в

переводе

с

латыни

«знающий

рынок».

Специалист,

изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы

и предпочтения. (Додонова Д.)

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы

представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по

размещению товара, по оформлению витрин. (Новосельцева К.)

2.9. Тестирование.

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с

геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры -

треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов.

7

Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет

значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их

не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд.

(Девочки рисуют фигурки.)

Подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели.

Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях,

работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие

организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий

свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов.

Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко

переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко

чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает

богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может

быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и

способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это

поможет вам в выборе жизненного пути.

3. Заключительная часть.

3.1. Итог.

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его

понимаете?

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои

интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может

продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д.

Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то

счастье само Вас отыщет».

3.2. Рефлексия.

В заключение нашего занятия составьте синквейн к слову «Профессия».

Чтение синквейнов.

Спасибо, девочки, за работу!

8



В раздел образования