Напоминание

"Особенности педагогической деятельности в хореографическом объединении детей""


Автор: Малочкина Ирина Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ Лицей №135
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности педагогической деятельности в хореографическом объединении детей""
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности педагогической деятельности в хореографическом объединении

детей

В

настоящее

время

вопрос

о

качестве

педагогической

деятельности

остается дискуссионным. Это связано с тем, что педагогическая деятельность

включает

в

себя

множество

аспектов,

задач

и

направлений.

В

профессиональной деятельности отражаются качественные характеристики

ее

субъекта

представителя

профессии,

и,

прежде

всего,

владение

им

эффективными

способами

профессиональных

функций,

современными

средствами решения профессиональных задач.

В

современных

условиях

становятся

востребованными

функции

педагога, связанные с комплексом управленческой, экономической, правовой,

социальной,

культурно

просветительской,

здоровье

сберегающей,

психологической деятельности. Расширение функций педагога предполагает

обогащение его профессиональной и личностной культуры.

Как

показывает

опыт,

наиболее

эффективными

в

воспитательном

отношении

являются

групповые

формы

работы;

именно

в

процессе

деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия

для

создания

коллектива,

появляется

возможность

учесть

интересы

и

возможности

каждого

ребенка,

развить

творческий

потенциал

и

индивидуальность обучающегося.

Студия – определение, чаще всего применяется к тем объединениям, в

которых

воспитанники

занимаются

искусством

(хореографическая,

вокальная, театральная, музыкальная).

Признаки объединений:

1.

Добровольность вхождения в объединение.

2.

Объединение характеризуется общедоступностью его для любого ребенка.

3.

Общедо ступно сть

занятий

для

всех

желающих

о п р ед е л я е т

самодеятельный характер организации объединения и демократический

стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий.

Относительная стабильность состава. При ее отсутствии невозможно

создание

коллектива.

Продолжительные

контакты

участников

формируют

отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию

детьми

своей

принадлежности

к

коллективу.

Стабильность

состава

объединения относительна, особенно в дополнительном образовании. При

педагогически целесообразно организованной деятельности в нем уход из

него,

переход

в

другие

объединения,

-

в

общем,

нормальное

явление.

«Естественное

движение»

является

обычно

поиском

детьми

наиболее

благоприятных

условий

для

проб

своих

сил

и

возможностей,

для

приобретения

новых

знаний,

для

осуществления

желания

найти

свое

призвание или реализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие

планы.

4.

В то же время, не стоит забывать об индивидуальной деятельности в

коллективе.

Деятельность

хореографической

студии

немыслима

без

основательной работы с каждым воспитанником. Индивидуальная работа

в

сочетании

с

коллективной

повышает

эффективность

работы

объединения.

На основе изучения потребностей и интересов детей, приводящих их в

объединения, можно выделить следующие функции:

создание условий для выявления способностей и склонностей детей;

предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в

творческой деятельности;

организация общения воспитанников;

предоставление

детям

поля

деятельности

для

самовыражения,

самоутверждения;

организация культурно – досуговой деятельности во внеурочное время.

Проце сс

формирования

коллектива

и

лично сти

р е б е н к а

рассматривается как целостный, т.к. развитие коллектива не может быть

оторвано

от

развития

личности,

а

основой

их

формирования

является

коллективная деятельность.

В содержании деятельности педагога – хореографа можно выделить

три взаимосвязанных компонента:

1.

Учебный

материал,

представляется

в

виде

конкретного

состава

танцевального элемента, физических и танцевальных упражнений.

2. Организационно – управленческая и контролирующая деятельность

педагога – хореографа: постановка задач занятия, объяснение материала,

показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки при

выполнении

задач,

замечания

и

указания

корректирующего

характера.

Наблюдение, оценка и учет успешности выполнения упражнений. Реализация

каждого элемента деятельности педагога сопровождается воспитательными

воздействиями на личность воспитанников хореографического коллектива.

3. Учебно – познавательная деятельность воспитанников: восприятие и

мысленное

представление

элементов

и

упражнений

и

последующая

реализация материала. Саморегуляция учебно – познавательной деятельности

на основе корректирующих указаний педагога и самооценки выполнения

посредством

зеркального

изображения.

Задания

по

самоанализу

используются преимущественно в подростковых группах (14-17 лет), так как

требуют

высокого

уровня

аналитического

мышления

и

рефлексии.

Результатом учебно – познавательной деятельности занимающихся, является

соответствие конкретных элементов, упражнений, танцевальных вариаций

предложенных на конкретном занятии и служит критерием оценки качества

проведения занятия.

При

подготовке

и

проведении

занятия

по

хореографии

необходимо

учитывать возрастные особенности

и физические возможности ребенка,

содержание программы и комплексность решения педагогических задач.

Одной

из

отличительных

особенностей

занятий

по

хореографии

является вариативность структуры.

Овладение

физическими

и

танцевальными

упражнениями

требует

организации

активной

двигательной

деятельности

воспитанниками

в

соответствии с психологическими и физиологическими закономерностями.

Учет этих закономерностей обусловливает выделения в структуре занятия

трех

основных

частей

(блоков):

подготовительной,

основной

и

заключительной. Последовательность расположения этих частей отражает

закономерности

изменения

работоспособности

под

влиянием

физической

нагрузки, а потому чаще всего стабильна для каждого занятия.

Подготовительная часть обеспечивает предпосылки для продуктивной

деятельности.

Построение

и

обеспечение

благоприятного

психологического

и

эмоционального состояния (приветствие, упражнения на концентрацию

внимания, отбивание определенного ритма всем коллективом).

Разминка

(общий

разогрев

всех

групп

мышц,

выполнение

блока

общеразвивающих

упражнений,

усвоенных

ранее

или

поддающихся

быстрому овладению).

Основная

часть,

предназначенная

для

решения

образовательных,

воспитательных

и

развивающих

задач,

предусмотренных

программой

и

планом занятия:

Развитие

опорно-двигательного

аппарата

(упражнения

на

изоляцию,

силовые упражнения, тренаж мышц).

Обучение технике выполнения элементов в соответствии с танцевальным

направлением.

Развитие

способности

управлять

движениями

собственного

тела

(импровизация).

Задания

творческого

характера

применяются

в

импровизации,

когда

воспитанники

самостоятельно

формируют

и

выполняют

танцевальные

вариации

в

импровизационной

форме.

Использование игровых форм работы.

Закрепление изученного материала (повторение изученных комбинаций).

Изучение нового материала (теоретический блок, разучивание элементов

определенного танцевального направления, разучивание комбинаций в

определенном стиле, используя соответствующую музыку).

Воспитание ритмичности, внимания, выносливости, дисциплины.

Постановка

танцевальных

номеров

(выбор

музыки,

идеи

номера,

разработка рисунка в танце, работа над синхронностью исполнения,

отработка техники исполнения на сцене).

Заключительная

часть

урока

имеет

целью

приведение

организма

в

оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние:

Снижение

физиологического

возбуждения

и

напряжения

отдельных

групп мышц (упражнения на расслабление мышц, партер, танцевальные

комбинации под медленную, спокойную музыку).

Подведение

итогов

(построение,

оценка

педагога

результатов

деятельности воспитанников).

Подготовка педагога – хореографа включает:

Изучение

специальной

методической

литературы

(интернет,

видеоматериалы, концерты, фестивали, мастер-классы по хореографии).

Написание конспекта занятия.

Повышение

профессионального

уровня

педагога

(курсы

повышения

квалификации,

посещение

мастер-классов,

участие

в

конкурсах

и

фестивалях педагогических талантов).

Таким образом, изучив особенности педагогической деятельности в

хореографическом

объединении

детей,

можно

выделить

проблему

сохранности детского коллектива и необходимость мотивации обучающихся.

Стабильность

состава

объединения

относительна,

особенно

в

дополнительном

образовании.

При

педагогически

целесообразно

организованной

деятельности

в

нем

уход

из

него,

переход

в

другие

объединения,

-

в

общем,

нормальное

явление.

«Естественное

движение»

является обычно поиском детьми наиболее благоприятных условий для проб

своих

сил

и

возможностей,

для

приобретения

новых

знаний,

для

осуществления

желания

найти

свое

призвание

или

реализовать

уже

сложившиеся индивидуальные творческие планы.



В раздел образования