Автор: Булдакова Полина Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ с. Пычас"
Населённый пункт: Можгинский район, УР
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка, на занятиях детского фольклорного ансамбля
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Можгинского района
«Детская школа искусств села Пычас»
Методическое сообщение
на тему:
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка, на
занятиях детского фольклорного ансамбля»
подготовила преподаватель
МБОУ ДО «ДШИ с.Пычас»
Булдакова П.Л.
2017 г.
Музыкальный
фольклор
как
искусство
синкретическое,
в
котором
исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как
одно
из
условий
формирования
в
детях
нравственного,
эстетического,
интеллектуального
и
физического
потенциала.
Русский
фольклор
представлен
широкой
палитрой
жанров
-
прибаутки,
небылицы,
скороговорки,
игровые
и
плясовые
песни,
загадки,
игры
и
хороводы
с
напевами,
театрализованные
представления
и
фольклорные
праздники,
ярмарки, театрализованные сказки.
Тля того чтобы обучить детей пению, научить преодолевать трудности в
исполнении песенного фольклора, необходима система. В систему такого
вокального
воспитания
входит
развитие
основных
певческих
навыков:
правильного естественного дыхания, протяжённого, гибкого и подвижного
звуковедения; отчётливой, выразительной дикции; единой манеры пения и
говора. На занятиях фольклорного ансамбля навыки пения прививаем детям
постепенно,
по
известному
принципу
–
от
простого
к
сложному.
Перед
исполнением песни дети исполняют простые попевки, прибаутки, которые
важны
для
воспитания
в
детях
музыкальных,
творческих
навыков,
необходимых
для
становления
речи,
тренировки
памяти,
пополнения
информационного
запаса.
Большое
внимание
уделяем
дикции.
Одним
из
сложных навыков для ребят является чистота интонирования.
Развитию музыкальных способностей могут способствовать детские
фольклорные
музыкальные
игры,
синтезирующие
различные
виды
музыкальной деятельности, которые в игровой форме учат детей культуре
общения. Их использование на занятиях фольклорного ансамбля помогут
развивать
у
детей
музыкальность:
чувство
ритма
(хлопки,
танцевальные
движения и т.п.) и музыкально-слуховые представления.
Следующим
важным
моментом
музыкальных
игр
является
их
направленность на развитие музыкально-слуховых представлений. Каждая
игра – это общение в широком смысле этого слова. Дети общаются не только
с песней, а самое главное друг с другом с ее помощью, ведь речь звуков,
интонаций, поэтического текста и движений понятна каждому из них.
Первостепенная
роль
в
развитии
музыкальных
способностей
отводится
освоению
жанров
народной
песни:
детский
фольклор,
колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины [27,
с.58]. Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся, связанные с
освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены,
широкого
дыхания,
естественной
манеры
звучания
голосов,
освоение
элементов многоголосного пения (в начальной школе – это двухголосие с
самостоятельным
движением
голосов,
терцовое
двухголосие,
канон,
имитационная
подголосочность).
Особо
необходимо
избегать
форсированного
звучания,
так
часто
применяемого
при
исполнении
народных
песен;
ориентироваться
на
хорошо
знакомую
академическую
манеру исполнения фольклора в том случае, если сам учитель не владеет так
называемой
народной
манерой
озвучания
песенных
образцов;
бережно
использовать народные традиции своего края, региона в выборе характера
звучания детских голосов.
Импровизационность
–
важнейшее
качество
бытования
лучших
образцов фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс освоения
песни детьми, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется
разучивать
«с
голоса»,
без
сопровождения,
включая
элементы
игры,
ее
инсценировки.
Ведь
только
почувствовав
себя
сопричастным
к
процессу
создания
и
озвучивания
песни,
инструментального
наигрыша,
сочиняя
собственные варианты мелодии, подголоски к ней
Чтобы
игра
достигла
своей
цели,
важно
выяснение
коммуникативной
позиции каждого ученика, что даст возможность объективного проявления
тех качеств, которые лежат в основе музыкальности и благодаря которым
развиваются музыкальные способности. Проведенный анализ дает основание
для вывода о необходимости значительно более широкого использования
народных детских игр для развития музыкальных способностей детей
Поэтому в работе также используем небылицы и скороговорки.
Небылицы
–
это
необычные
произведения.
В
них
развиваются
события
совершенно невероятные, нереальные, и зачастую всё поставлено «с ног на
голову». Какие только фантастические картины не возникают в них: мужик
тащит телегу, в которой сидит лошадь; медведь, как птица летает в облаках и
т.д. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание
подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей
чувство юмора, а также логическое мышление, стимулирует познавательную
деятельность.
С ко р о го в о р к и
п ом о г а ют
п р а в и л ь н о
и
ч и с то
п р о г о в а р и в а т ь
труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с
новыми
поэтическими
образами.
Целый
ряд
скороговорок
музыкально
интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя её на
простую
мелодическую
попевку,
легче,
чем
просто
произносить.
Музыкальные скороговорки используем для совершенствования вокальных
навыков, чёткого произношения слов, правильной дикции. Не каждому из
детей удаётся повторить и скороговорки с первого раза. Но весёлая словесная
игра увлекает их.
Кроме того, хорошо использовать в работе загадки. В них богатая выдумка,
остриё, образный строй живой разговорной речи.
Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку,
сообразительность.
Одни
состоят
из
простого
вопроса,
другие
похожи
на
задачки.
Легко
отгадывает задачки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о
которых идёт речь, а так же умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если
ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами,
замечая
красоту
и
богатство
его,
то
всякий
мудрёный
вопрос
и
любое
иносказание в загадке будут разгаданы.
Посредством
фольклора
формируется
прежде
всего
музыкальный
слух
ребёнка. Наибольшее предпочтение на занятиях, дети отдают народной игре
и хороводам.
Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление
каждого участника выйти победителем. Во многих играх поются короткие
или
длинные
песни
–
игровые
припевы,
исполняющиеся
на
простые,
доступные каждому ребёнку мелодии.
Хоровод – это жанр, который включает в себя элементы театрализованного
действа.
Отмечает
их
высокая
художественность
напевов
и
поэтических
текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных
песен отражён народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе
– маленьком театрализованном представлении, - ребёнок будто переносится в
иной мир, становится царевной или царевичем, ясным соколом и белой
лебедью.
Одни
игры
и
хороводы
помогают
представить
себя
сильными,
ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. Третьи
– дают почувствовать себя актёром и плясуном увидеть красоту окружающего
мира и воспеть её.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь
сказка должна сказываться, загадка загадываться, игра – играться: песня
только тогда и песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они
жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но и прежней,
настоящей – устной. Для этого надо устраивать фольклорные праздники, где
весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и
отгадывает
загадки,
проговаривает
скороговорки.
Успех
фольклорного
праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только
дети, но и взрослые.
Усвоение фольклора в большей мере происходит устно-слуховым,
подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен
быть не столько разучиванием, сколько передачей с «голоса на голос», от
«сердца к сердцу».