Автор: Любовь Михайловна Евлампьева
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Ишакская СОШ"
Населённый пункт: Чебоксарского района Чувашской Республики
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования
Тема: Творческие экспериментальные задачи по физике в 10 классе
Раздел: полное образование
МБОУ « Ишакская СОШ» Чебоксарского района
Чувашской Республики
Составила учитель физики
Евлампьева Л.М.
Рабочая программа дополнительного образования
« Творческие экспериментальные задачи в физике» а 10 классе.
Аннотация
Образовательный процесс « Экспериментальные задачи» имеет познавательно-развивающий
характер и направлен на приобретение знаний и умений в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой, предусматривающей расширение знаний
курса физики 10 класса, развитие природных задатков, реализацию интересов детей, развитие
общих специальных, творческих способностей, расширение кругозора, а также социальную
адаптацию.
Программа учитывает возрастную и индивидуальную особенность обучающихся.
Образовательная деятельность направлена на :
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся
Программа компенсирует, корректирует и расширяет рамки базового образования по физике ,
обеспечивает детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не охвачены
базовым образованием и не представлены в школьных программах по физике , а с другой
стороны, дают возможность приобрести конкретный практический опыт и достичь определённого
уровня образованности.
При организации занятий используются следующие формы работы: групповая, по
подгруппам, индивидуальная, самостоятельная. При выполнении самостоятельных заданий
наиболее активно проявляются знания и понимание физических явлений, накапливается опыт в
экспериментальной работе.
Основные достоинства: Творческие экспериментальные задания способствуют
развитию творческого , нестандартного мышления, учат анализировать явление, заставляет
ученика напряженно думать и применять знания, полученные на уроках, предлагать гипотезу
выполнения задания с теоретическими выкладками и выводами формул для реализации решения
экспериментальной задачи. ( Ученику сначала приходится осмыслить физическое явление или
закономерность, о которой идет речь в задаче; выявить какие данные нужны и как используя те
или иные приборы , продумать способы их определения и найти ; после всего дать качественный
анализ аналитической формулы для оценивания реальности полученных результатов).
Обучение проводится согласно утвержденному расписанию
Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузка на
2022-23 учебный год 1ч в неделю, 34 часа в год.
Содержание:
1.
Кинематика ( 6ч)
2.
Динамика 10ч
3.
Законы сохранения 6ч
4.
Занимательная физика 8ч
5.
Электростатика .Постоянный ток 4ч
Календарно-тематическое планирование
Кинематика ( 6ч)
№
№.
Экспериментальн
ая задача
Цель
Оборудование
Порядок
выполнения
1
Определить
ускорение
свободного
падения капли
воды
Закрепить знания
, умения
применения
условий
свободного
падения и
брошенного под
углом к
горизонту тела,
условий
равноускоренног
о движения.
Формировать
навыки
раскрытия
теоретического
материала для
решения задач по
имеющимся в
наличии
приборам и
умения
применения
знаний формул
для расчетов
Бюретка с краном,
секундомер, штатив ,
линейка
Отрегулировать
кран бюретки так,
чтобы вторая
капля начала
падать только в
тот момент, когда
первая касается
места падения.
Измерить
расстояние от
кончика бюретки
до места падения.
Вычисляем время
по формуле t=
t
n
.
n –кол-во капель.
Ускорение
свободного
падения находим
из формулы h=
g t
2
2
2
Исследовать
зависимость
дальности полета
от угла бросания
Баллистический
пистолет, линейка,
копировальная
бумага
Стрелять
пистолетом под
углами
15,30,40,45,50,60,7
0
0
не менее 3 раз и
найти среднюю
дальность полета
и сделать вывод
3
Измерение
начальной
скорости и угла
броска
баскетбольного
мяча в корзину.
Баскетбольный мяч,
рулетка
Провести
теоретические
расчеты
определения
дальности полета
и максимальной
высоты полета.
Решить систему и
определить угол
оптимального
броска для его
попадания в
корзину. Длину и
высоту измерить
рулеткой.
4
Определить
Медицинские весы,
Присесть на
собственную
мощность при
прыжке в высоту
без разбега
секундомер, рулетка
корточки и
подпрыгнуть.
Измерить высоту
прыжка и путь ,
на которое
действует сила
мышц ног при
разгибании колен.
Вывести формулу
для определения
мощности .
5
Определить
максимальную
скорость движения
рук.
Теннисный мяч,
рулетка и
секундомер
На уроке
физкультуры
учащиеся бросают
мячи и измеряют
дальность полета.
Т.к. время
подъема и
падения равны ,то
начальная
скорость при
вертикальном
броске равна v =
¿
2
, по горизонтали
v=
s
t
По теореме
Пифагора находят
начальную
скорость.
6
Определить
скорость движения
шарика на
середине и у конца
наклонного
желоба.
Желоб, секундомер с
магнитной
установкой, шарик
Динамика (10ч)
7
Определить массу
тела с помощью
пружинного
маятника
Закрепить знания
и умения
применения
второго закона
Ньютона для
решения
экспериментальн
ых задач.
Формировать
умения собирать
установки для
Штатив,
динамометр, груз
неизвестной массы,
секундомер, груз
массой 100г
Определить
жесткость
пружины,
используя груз
известной
массы.
Вычислить
период
колебания
пружины
с
помощью
груза
неизвестной
решения задач.
массы
по
числу
колебаний
за
определенное
время.
Используя
формулу
определения
периода
колебаний
пружинного
маятника
определить
массу.
8
Определить
ускорение
свободного
падения
Штатив, легкий
неподвижный блок, 2
груза с крючками
разной массы, нитка,
динамометр
Один коней нитки
связать с
динамометром и
перекинуть через
неподвижный
блок с грузами.
Динамометр
измеряет силу
натяжения нити.
Привести к
движению.
Записать
уравнение
движения каждого
из грузов,
используя закон
движения
Ньютона. Решить
систему и найти g.
9
Определить
коэффициент
трения скольжения
дерева по дереву.
Доска, деревянный
брусок, линейка
Положив брусок
на доску
медленно
поднимать один
конец до тех пор
пока брусок не
начнет скользить
брусок по дереву.
Записать условие
движения тела по
наклонной
плоскости и
получить формулу
для определения
коэффициента
трения.
10
Определить
максимальную
скорость вылета
Самодельная ракета,
секундомер, штатив
Измерить время
подъема ракеты и
найти начальную
самодельной
ракеты
скорость вылета,
рассчитать
максимальную
высоту подъема.
11
Определить какая
работа
совершается
против силы
трения при
соскальзывании
цепочки со стола
Цепочка,
динамометр, линейка
При помощи
динамометра
определить
коэффициент
трения ( какую
часть от веса
составляет сила
трения). Если
длина цепочки l,
масса m, то на
единицу длины
цепочки
приходится масса
m/l. Часть
цепочки должна
быть спущена со
стола. Записать
формулу силы
трения и
рассчитать
работу.
12
Сравнить
коэффициенты
жесткости системы
пружин с разной
жесткостью при
последовательном
и параллельном
соединении
Два динамометра с
разными
коэффициентами
жесткости, палка,
груз ,линейка
Определить
коэффициент
жесткости
каждого
динамометра , а
затем определить
коэффициент
жесткости
системы пружин
при параллельном
и
последовательном
соединении .
Проверить
результат
эксперимента и
вывести формулу
определения
жесткости
пружины для
системы
13
Тонкая палочка
закреплена одним
концом и опущена
свободным концом
Палочка, стакан с
водой, штатив, нить.
Сделать
схематический
рисунок и
вывести формулу
в воду. Определить
плотность палочки,
если равновесие
достигается, когда
палочка погружена
в воду наполовину.
для расчета
плотности
14
Определить
коэффициент
трения скольжения
между
поверхностью
стола и линейкой.
Карандаш,линейка.
Упереться концом
карандаша в
линейку под
некоторым углом
и сдвинуть
линейку. В
момент начала
скольжения
замерить высоту
конца карандаша
относительно
линейки, длину
отрезка
относительно
стола и
определить
коэффициент
трения линейки о
стол.( это тангенс
угла наклона
карандаша
относительно
линейки)
15
Определить
ускорение
свободного
падения с
помощью
вращающегося
диска
Электропроигрывате
ль, линейка,
транспортир, два
шара разной
массы,штатив,
спички, ниточка
Перекинуть на
ниточке два шара
над вычерченным
кругом бумаги,
который
находится на
диске. Включить
проигрыватель с
частотой
78об/мин.
Поджечь нить и
измерить угол
между местами
падения шаров и
найти время
падения. Шары
подвесить на
высотах 10 и 25
см. вывести
формулу для
расчета ускорения
свободного
падения и
рассчитать.
16
Определение
ускорения
движения человека
Цифровой датчик
положения, ноутбук
Взмахами руки
вверх и вниз с
грузом и без груза
определяем
ускорение
движения
Законы сохранения (8)
17
Определить
зависимость КПД
наклонной
плоскости от угла
ее наклона к
горизонту
Формировать
знания, умения и
навыки
применения
законов
сохранения
энергии и
импульса
Штатив, деревянный
брусок, трибометр,
линейка
Записать формулу
определения КПД
наклонной
плоскости ,исполь
зуя условие
решения
наклонной
плоскости
вывести формулу
для расчета.
Измерить высоту
наклона и длину
для определения
угла наклона.
18
Определить
энергию упругой
деформации
Мяч резиновый и
линейка метровая
Мяч опустить с
рук и измерить
высоту бросания и
высоту подъема и
вывести формулу
для определения
энергии
деформации .
19
Сравнение работы
силы трения с
изменением
кинетической
энергии тела.
Штатив ,динамометр
, шар, нить,
линейка ,весы.
К лапке
динамометра
закрепляют
горизонтально
динамометр. К его
крючку
привязывают груз
на нити длиной 60
си. Напротив на
втором штативе
на лапку
положить груз и
отодвинуть на
такое
расстояние ,чтобы
на шар начала
действовать сила
упругости. Затем
шар отпустить.
20
Определить
коэффициент
Штатив, цилиндр,
нить,
Подвесить
металлический
трения шашки
после упругого
удара
Шашка
цилиндр на нити
так, чтобы в
нижней своей
точке он почти
касался стола.
Отклоняя нить на
известный угол и
плавно отпустите.
После удара
шашка должна
скользить по
бумаге,
расстеленной на
столе показать,
что мерой
начальной
кинетической
энергии частицы
(шашки) может
служить путь,
пройденный этой
шашкой до
остановки.
Занимательная физика
21
Вечер
занимательных
опытов и решения
экспериментальны
х задач для
учащихся среднего
звена
Ознакомление
способами
решение
экспериментальн
ых задач
Проводят
учащиеся 10
класса
22 -
26
Индивидуальный
проект по физике
Формирование
навыков
составления
проектов по
физике
Физические приборы
Составить проект
по темам физики в
бумажном
варианте и
подготовить
презентацию
27-
30
Видеоурок по
физике
Формирование
умений
составления
видеоурока
Составление
презентации,
вставка
видеоматериала
проведенных
опытов и озвучка
слайдов.
Электростатика. Постоянный ток (4)
31
Определить массу
и длину медного
Закрепить умения
применения
Амперметр,
вольтметр, источник
Собрать
электрическую
провода, из
которого сделана
обмотка катушки
электродвигателя
закона Ома для
участка цепи, для
полного участка
цепи
питания,
соединительные
провода ,
электродвигатель
цепь и по
показаниям
амперметрам и
вольтметра
определить
сопротивление.
По формуле
сопротивления
определить длину,
определить
диаметр
проволоки
методом рядов и
найти массу.
32
Определить
внутреннее
сопротивление
источника тока
Амперметр,
источник тока,2
резистора,
соединительные
провода.
Измерить
напряжение и
силу тока в цепи
определить
внутреннее
сопротивление
источника тока
33
Практическая
работа « Вывод
условий
последовательного
и параллельного
соединения
проводников»
Комплект приборов
по электродинамике
Собрать
электрические
цепи и провести
измерения и
вывести условия.
34
КВН
Итоговое занятие в игровой форме