Автор: Хисматуллина Руфия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Кадетское образование и семья
Раздел: полное образование
Кадетское образование и семья.
Во все века Российское государство нуждалось в сильной армии. Император
Петр Первый понимал, что регулярную армию с грамотным командным
составом нужно готовить в самой России, а не выписывать из-за границы или
отправлять юношей учиться в Европу. Отличие российских кадетских
корпусов от европейских было в том, что юношей готовили не только к
военной карьере, но и к государственной службе в мирной жизни. Целью
создания кадетских корпусов стало воспитание главных помощников
государств- образованных, волевых граждан, которые будут преданы своей
стране и будут служить ей верой и правдой. Выпускники кадетских корпусов
обучались 15 лет, проходя разные испытания: в суровую армейскую среду
выпускник корпуса приходил не как оторванный от реальной жизни
мечтатель, а как закаленный боец, всегда готовый постоять за себя и за
Родину. Современные кадетские корпуса сохранили те же самые требования,
что и триста лет назад: требуют от воспитанников строгой внутренней
организации, соблюдение внутреннего распорядка, уважения и подчинения.
Система учебного процесса в кадетском корпусе более углубленное и
расширенное,
что
способствует
повышению
успеваемости,
развитию
творческих способностей, профессиональной ориентации. А разнообразная
внеурочная деятельность, позволяет с пользой распределять время и
отслеживать нарушения в поведении.
Целью
кадетского
образования
является
воспитание
личности
с
общечеловеческими ценностями, нормами морали, традициями кадетских
учреждений,
так
как
воспитанников
кадетских
корпусов
отличает
патриотизм, чувство долга, верность своему Отечеству.
Одной
из
приоритетных
задач
стало
возрождение
патриотического
воспитания с учетом исторических традиций, национальных особенностей
региона, достижений современного педагогического опыта. Пространство
для заложения основ патриотизма не ограничивается атмосферой кадетского
корпуса. Заметную роль играет семья и общественные институты. В первый
год обучения кадета идет адаптация в новых условиях жизни, непохожей на
жизнь в семье. Практически не существует ни одного социального или
психологического аспекта поведения ребенка, не зависящего от их семейных
условий. Очень важно помочь молодому кадету преодолеть проблемы
адаптации.
Но это
возможно только при сотрудничестве
педагогов,
родителей, общественности.
Союз семьи и воспитателей кадетских классов должно строиться на
принципах уважения, доверия, терпения, открытости. Нужно стремиться к
объединению усилий по искоренению возникших проблем. Воспитателю не
нужно брать на себя груз ответственности за их решение. Родители –
полноправные участники воспитательного процесса, им полезно ощущать
собственную значимость.
Дети поступают в кадетские корпуса со всех концов России, не у всех
родителей есть возможность увидеть ребенка раз в месяц, зачастую это
бывает только на каникулах два раза в год, но современные информационные
технологии помогают показывать работу кадетского учреждения родителям с
различных сторон. На данном этапе развития технологий взаимодействие
реализуется через:
LMS-систему; электронный дневник; индивидуальное
общение по скайпу; электронной почте, средствам мобильной связи; видео- и
фотоотчеты с мероприятий, экскурсий, поездок; просмотры концертов,
выступлений в режиме онлайн и офлайн; просмотры чатов кадетского
учреждения, где отображается вся его культурная жизнь -эти современные
информационные достижения позволяют оперативно связаться с родителями,
обсудить важные вопросы не только учебной программы, но вопросы
эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений со сверстниками.
Кадетский корпус- закрытое учреждение, но несмотря на это взаимодействие
с родителями строится при участии их в различных дистанционных
мероприятиях, которые проводятся на разных уровнях. Родители совместно с
воспитанниками готовят материал к различным конкурсам, используя свой
опыт,
способности,
навыки,
а
тем
самым
принимают
участие
в
воспитательном процессе. Такие работы высоко ценятся организаторами.
Система
воспитательной
работы
только
тогда
действенная,
когда
воспитатель, родители и воспитанники являются единой командой. Мелочей
в воспитании нет. Каждое небольшое достижение ребенка -это вклад в его
развитие, даже если оно незаметно. А активное вовлечение воспитанников во
внеурочную деятельность позволяет раскрыть способности каждого ребенка,
дать возможность почувствовать свою значимость.
Очень важной формой связи с родителями являются общекадетские
родительские собрания, где администрация, педагогический коллектив и
родители обсуждают и решают возникшие проблемы, успехи, достижения.
Еженедельные встречи с родителями при увольнительных днях помогают
обсудить индивидуально вопросы воспитания и пожелания с обеих сторон.
Конечно,
решение
основных
задач
ложится
на
плечи
педагогов,
воспитателей, так как они в течение всего дня находятся рядом с
воспитанниками,
оценивают,
направляют,
организуют,
становятся
наставниками.
Жизнь
в
кадетском
корпусе
позволяет
проявлению
самостоятельности в принятии решений, созданию быта, организации своего
времени, а редкие встречи с семьей оцениваются высоко: отношения к
родителям становятся трепетными и долгожданными, что способствует
искоренению спор и конфликтов. Нигде, наверное, воспитанник не встретит
такого «коллективного духа», как в кадетском учреждении. Общежитие
способствует
сплочению.
Здесь
всегда
найдутся
друзья
по
духу
и
увлечениям, а значит ребенок не будет одинок. Система кадетского
воспитания привлекает родителей и многогранностью образования, и
возможностью формирования в детях качеств личности. Отрадно осознавать,
что благодаря работе педагогов и воспитателей выпускники кадетских
корпусов правильно определяют и находят свою дорогу в жизни, а помощь
родителей дает уверенность и поддержку детям в этом самоопределении.